Главная |
|
|
О. Э. Мандельштам.
Фотография, 1908 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОСИП ЭМИЛЬЕВИЧ МАНДЕЛЬШТАМ
(1891 – 1938)
2 ЧАСА
Уроки литературы в 11 классе[1] |
|
Урок № 59. О. Э. Мандельштам: время, личность, творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике
поэта
Урок № 60. О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи
УРОК № 60
Тема.
О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи
Цель: расширить представления учащихся по теме «“Серебряный век” русской поэзии»; обратить внимание учащихся на трагическую взаимосвязь судьбы
О. Э. Мандельштама с русской историей; совершенствовать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение;
воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: учебник, портрет О. Э. Мандельштама, аудиозапись песни в исполнении А. Пугачёвой «Я вернулся в свой город…»,
тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока, раздаточный материал.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о трагической взаимосвязи судьбы О. Э. Мандельштама с русской историей; выразительно читают
и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному
течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в парах.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
«Литературоведческая разминка»:
работа с отрывками из литературоведческих текстов (в парах)
• Обратившись к словам О. Э. Мандельштама и его лирике, объясните, в чём вы видите ценность его поэзии, подтвердив справедливость утверждения об
органической связи его стихов с современностью. Выявите специфику этой
связи у поэта, который чрезвычайно редко обращался к актуальной (тем более политически актуальной) тематике и проблематике.
• Что позволяет говорить о человечности как определяющем качестве стихов О. Э. Мандельштама?
Карточка
О нравственно-эстетических позициях О. Э. Мандельштама
• «Ведь поэзия есть сознание своей правоты. Горе тому, кто утратил это сознание. Он явно потерял точку опоры» (О. Э. Мандельштам).
• «Кто я? Мнимый враг действительности, мнимый отщепенец. Можно дуть на молоко, но дуть на бытие немножко смешновато» (О. Э. Мандельштам).
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— Осип Мандельштам в 17 лет писал стихи, не уступающие по мудрости, духовной зрелости и свечению таланта стихам, написанным через три десятилетия.
И он по праву занял своё особое место в блистательной плеяде великих русских поэтов. Он обладал редчайшим даром видеть, постигать и принимать мир
таким, каков он есть, в его реальности, так, как об этом было сказано Блоком: «Сотри случайные черты, и ты увидишь — мир прекрасен».
А «случайных черт» было много на всём 30-летнем пути, выпавшем на долю поэта. Было много горя и маеты — от 1910-х до 1930-х гг. XX в. В 1910 г.
Мандельштам писал о «роковом и неутомимом маятнике», который качается над ним и хочет быть его судьбой.
Немногие из русских поэтов ощущали свою жизнь как историю России с той силой, что присуща была Мандельштаму.
Я участвую в сумрачной жизни,
Я не винен, что я одинок! —
пишет Мандельштам в 1911 г., как бы предрекая свою судьбу. Для нас спустя десятилетия после гибели поэта остаётся загадкой: почему именно Мандельштам,
хрупкий, не отличавшийся бесстрашием, почему именно он — единственный! — в страшном, сумрачном 1933 г. решился бросить вызов палачу всех времён и народов?
Петербург — Крым — Грузия — Армения — Москва — Кама — Воронеж — Дальний Восток — это не маршруты путешественника, это пунктир, обозначенный «маятником судьбы».
Мандельштам всегда открыто и гордо шёл навстречу судьбе. Но меньше всего поэт желал, чтобы часы остановились.
IV. Работа над темой урока
1. Аналитическая работа с текстом стихотворения
«За гремучую доблесть грядущих веков…»
А) Выразительное чтение наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Слушание сообщения
об истории создания стихотворения
В) Аналитическая беседа
• Какие чувства вызвало стихотворение? О чём оно?
• Какая строчка в стихотворении является главной?
• Как вы понимаете образ «век-волкодав»? Что чувствует лирический герой?
• К кому в стихотворении обращается лирический герой? Что противопоставляется в стихотворении жизни людей?
• В чём особенности композиции стихотворения? К какому композиционному
приёму прибегает поэт, чтобы усилить звучание последней строки?
• Что вы можете добавить после анализа стихотворения к пониманию главной его мысли?
• В каких образах стихотворения воплощено представление лирического героя о его времени?
• В каких стихотворениях русских поэтов звучит тема назначения поэта и поэзии и чем они близки стихотворению О. Э. Мандельштама «За гремучую
доблесть грядущих веков…»?
Г) Обобщение учителя
— Итак, вы убедились, что стихотворение О. Э. Мандельштама «За гремучую доблесть грядущих веков…» — обвинительный акт для многих современников поэта.
Одних он уличает в жестокости тирании, других — в трусости. Причём обе эти роли кажутся Мандельштаму неприглядными, недостойными
настоящего человека, поэтому сибирская ссылка воспринимается как единственно возможный и даже в какой-то степени счастливый выход для человека,
который хочет сохранить душевную чистоту, собственное достоинство, наконец, цельность своей личности и незыблемость идеалов. Быть пассивной, безличной
жертвой, «неизвестным солдатом» колеса истории он не хотел и не мог, и вступил в беспримерный поединок со всем своим временем.
Поэзия О. Э. Мандельштама в начале 1930-х гг. становится поэзией вызова.
|
2. Устный журнал
«Петербург в лирике О. Э. Мандельштама»
(Заранее подготовленные учащиеся выразительно читают наизусть стихотворения О. Э. Мандельштама, звучит аудиозапись песни в исполнении
А. Пугачёвой «Я вернулся в мой город…».)
У ч и т е л ь.
В своеобразном петербургско-ленинградском альманахе XX в., начатом А. А. Блоком, продолженном стихами Б. Л. Пастернака и А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштаму
принадлежит особая страница. Мастерский, узнаваемый, прихотливый, точный не сходством черт и пропорций, а внутренней
логикой Петербург Мандельштама — страница, без которой немыслима поэзия, без которой сам город становится обездоленней и бедней:
Кто, скажите, мне сознанье
Виноградом замутит,
Если явь — Петра созданье,
Медный Всадник и гранит?
Петербург всегда был дорог и близок сердцу О. Э. Мандельштама, потому что здесь прошли его детство и юность. К образу этого города, который неузнаваемо
менялся с течением времени, поэт возвращается на протяжении всего своего творчества. Даже не называя его, в целом ряде стихотворений Мандельштам упоминает
Адмиралтейство, Медного всадника, Дворцовую площадь, Казанский собор. Город в стихотворениях Мандельштама живёт своей внутренней
жизнью, в то время как поэт любуется красотой Северной столицы, восхищается совершенством зданий и храмов:
И храма маленькое тело
Одушевлённее стократ
Гиганта, что скалою целой
К земле беспомощно прижат!
Зимний Петербург 1913 г. встаёт перед нами в стихотворении «Петербургские строфы». Широкая панорама города позволяет увидеть и валы сугробов на
Сенатской площади, и дым костров, и блещущие холодом штыки, и мужиков, продающих сайки и сбитень. Для Мандельштама в этом городе сосредоточена
вся Россия:
Зимуют пароходы. На припёке
Зажглось каюты толстое стекло.
Чудовищна, как броненосец в доке,
Россия отдыхает тяжело.
В стихотворении 1920 г. «В Петербурге мы сойдёмся снова…» звучат тревожные мотивы смерти, холода, пустоты. Поэту кажется, что похоронено солнце
и лишённый света и тепла город погружается в чёрный бархат «всемирной пустоты». В почти безлюдном ночном Петербурге множество звуков, и почти все
они — отзвуки сложного переломного времени:
Дикой кошкой горбится столица,
На мосту патруль стоит,
Только злой мотор во мгле промчится
И кукушкой прокричит.
Возвращаясь в город, «знакомый до слёз, до прожилок, до детских припухлых желёз», в страшные 1930-е гг., Мандельштам не узнаёт его. Это город
страха, грязи, живых мертвецов. Приходящие по ночам «гости дорогие» уводят в неизвестность ни в чём не повинных людей, вселяя в сердца оставшихся ужас,
заставляя лгать и притворяться. Мандельштаму кажется, что Петербург ему грозит гибелью, и поэт борется за своё право на жизнь:
Петербург! Я ещё не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера…
Уютный, богатый, прекрасный Петербург жив в памяти поэта, но реальный город страшен, он подавляет волю и достоинство человека.
Мандельштам уезжает из Ленинграда в Москву в 1931 г. Его московский период продлится 3 года — до 1934 г. и будет одним из самых интенсивных в творчестве
поэта. Именно в 30-е гг. XX в. Мандельштам начинает трагически сознавать себя как человек, живущий в мире, где нет ни Бога, ни вечности, ни смысла
существования — ничего, лишь звонкая пустота.
В 1933 г. Мандельштам написал антисталинские стихи и прочёл их в основном своим знакомым — поэтам, писателям, которые, услышав их, пришли
в ужас и говорили: «Я этого не слышал, ты мне этого не читал…»:
Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны…
В ночь с 13 на 14 мая 1934 г. Мандельштама арестовали.
Он умер в пересыльном лагере, в состоянии близком к сумасшествию, по официальному заключению от паралича сердца. Имя его оставалось в СССР под
запретом около 20 лет. Наследие О. Э. Мандельштама, спасённое его вдовой от уничтожения, с начала 1960-х гг. начинает активно входить в культурный обиход
интеллигенции эпохи «оттепели». Вскоре имя поэта стало паролем для тех, кто
хранил или пытался восстановить память русской культуры, причём оно осознавалось как знак не только художественных, но и нравственных ценностей.
3. Аналитическая работа
с текстом стихотворения О. Э. Мандельштама
«Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…»
А) Выразительное чтение наизусть
заранее подготовленным учащимся
Б) Слушание сообщения
об истории создания стихотворения
В) Аналитическая беседа
• Почему названный Ленинградом город дважды (в обращении) именуется Петербургом: в чём смысл переклички этих двух имён?
• Найдите и охарактеризуйте образы, которые (вместе, в системе) создают представление об атмосфере эпохи.
• Охарактеризуйте эмоциональную тональность стихотворения.
• Какая строка является смысловым и эмоциональным центром стихотворения?
• Какова цветовая гамма стихотворения? Что с помощью цвета хочет сказать поэт?
• С помощью чего звучит в стихотворении мотив разобщённости людей?
• Прокомментируйте образы, возникающие в двух последних двустишиях, обратите внимание на их многозначность.
• Как отразились в стихотворении представления поэта об эпохе? Какую главную мысль он хочет донести до читателя?
Г) Обобщение учителя
— В этом стихотворении видится отчаянная попытка противостоять страшным жизненным реалиям, которые уже начали стискивать Ленинград железным кольцом
духовного (и физического) удушья, кольцом унижений и репрессий. Ещё в 1920 г. продолженная Мандельштамом тема Петербурга обрела ту
трагическую ноту, которая похоронной безысходностью зазвучит 10 лет спустя: «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…». О. Э. Мандельштам, первый
и единственный из живущих и признанных в стране поэтов, написал антисталинские стихи, за которые заплатил самую высокую цену — цену жизни.
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
«Под сенью дружных муз…»:
обобщающее слово учителя с показом фотопрезентации
— В центре Москвы, в сквере на углу Старосадского переулка и улицы Забелина 28 ноября 2008 года был открыт памятник О. Э. Мандельштаму.
Скульптура из бронзы представляет собой голову поэта, стоящую на четырёх базальтовых кубах. На монументе высечены строки О. Э. Мандельштама: «За
гремучую доблесть грядущих веков…». Создатели памятника — скульпторы Дмитрий Шаховской и Елена Мунц, архитектор проекта Александр Бродский.
Бронзовая голова поэта как бы запрокинута назад, говорят, что это типичная для Мандельштама поза. Елена Мунц считает, что это памятник даже не поэту,
а в целом его поэзии, которая переросла его трагическую судьбу.
Виктор Борисович Шкловский однажды так сказал о Мандельштаме, придыхая и затяжно улыбаясь на каждом найденном слове: «Это был человек
странный… трудный… трогательный… и гениальный!». Более 70 лет назад этот странный, трудный, трогательный и гениальный человек писал из воронежской
ссылки Юрию Николаевичу Тынянову: «Пожалуйста, не считайте меня тенью. Я ещё отбрасываю тень… Вот уже четверть века, как я, мешая важное
с пустяками, наплываю на русскую поэзию, но вскоре стихи мои сольются с ней, кое-что изменив в её строении и составе…». Пророчество поэта сбылось.
VI. Домашнее задание
1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на одну из тем:
«Образ XX века в стихах О. Э. Мандельштама», «Образы Петербурга
и Ленинграда в лирике О. Э. Мандельштама», «Противостояние тоталитарному режиму — пафос поэзии О. Э. Мандельштама».
2. Опережающие задания (2–3 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве М. И. Цветаевой; выразительное чтение стихотворений поэта.
Следующие уроки: Урок № 61. М. И. Цветаева: время, личность, творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой >>>
|
|
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016.
( вернуться)
|
|
|
|
О.Э.Мандельштам, К.И.Чуковский, Б.К.Лившиц, Ю.П.Анненков.
Фотограф К.Булла, 1914 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|