Главная |
|
|
М. И. Цветаева.
Фото. Прага, 1924 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА
(1892 – 1941)
3 ЧАСА
Уроки литературы в 11 классе[1] |
|
Урок № 61. М. И. Цветаева: время, личность, творчество. Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой
Урок № 62. М. И. Цветаева. Любовная лирика. Тема Родины в лирике поэта
Урок № 63. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Ахматовой, О. Э. Мандельштама,
М. И. Цветаевой
УРОК № 61
Тема.
М. И. Цветаева: время, личность, творчество.
Тема творчества, поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой
Цель: ознакомить учащихся с основными вехами жизни, темами и мотивами лирики М. И. Цветаевой; показать исключительность чувств лирической героини
в поэзии М. И. Цветаевой; раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути; помочь оценить глубочайшую искренность поэта и осознать важность
твёрдой жизненной поэзии в судьбе человека; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение;
воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: тексты стихотворений М. И. Цветаевой, портрет поэтессы, иллюстрации к стихотворениям, аудиозапись вальса
Е. Д. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве М. И. Цветаевой; выразительно читают и комментируют
стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют
избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Выполнение интерактивного упражнения «Ассоциативный ряд»
У ч и т е л ь.
«Имя человека — главная составляющая его личности, быть может, даже часть его души»,— писал Зигмунд Фрейд в своём эссе «Тотем и табу».
Что же мы слышим и представляем, когда произносим: «Марина Цветаева…»?
Чтобы ответить на этот вопрос, составьте слова из букв имени и фамилии. Какие
ассоциации вызывают у вас составленные слова?
Предполагаемые ответы
Ассоциации. Рана, Ветер, Царевна, Мать, Море, Тоска, Искренность, Трагизм, Величие, Таинственность, Нежность, Трагичность, Творец, Мятежность…
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
(Звучит аудиозапись вальса Е. Д. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».)
— «Серебряный век»… Удивительно ёмкое название, точно определившее целый период развития русского стихотворения. Возвращение романтизма? Очевидно, в какой-то
мере и так. В целом же — зарождение нового поколения стихотворцев, многие из которых покинули отринувшую их родину,
многие погибли под жерновами Гражданской войны и сталинского безумия.
И права была Марина Цветаева, воскликнувшая: «Моим стихам, как драгоценным винам,— Настанет свой черёд!». И он настал. Многие сейчас всё пристальнее смотрят
на страницы её стихотворений, открывая для себя великие истины, зорко охранявшиеся десятилетиями от постороннего глаза. Мне очень приятно, что мы с вами
среди этих многих.
Марина Цветаева вступила в жизнь на рубеже XIX и XX вв., в тревожное и смутное время. Как многим поэтам её поколения, ей присуще ощущение трагизма мира.
Конфликт со временем для неё оказался неизбежным. Жила она по принципу: быть только самой собой.
Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а окружающей пошлости, серости, мелочности. Цветаевой суждено было стать летописцем своей эпохи. Почти
не затронув трагической истории XX в. в своём творчестве, она раскрыла трагедию мироощущения человека — современника. Лирическая героиня её поэзии дорожит
каждым мигом, каждым переживанием, каждым впечатлением.
«И главное — я ведь знаю, как меня будут любить… через 100 лет»,— писала Цветаева. Утечёт много воды, и не только воды, но и крови, потому что на жизнь
М. И. Цветаевой, её творчество пришлись 30-е гг. катастрофического XX в. Так прикоснёмся же к истории «цветаевских правд», к истории её жизни и любви!
|
IV. Работа над темой урока
1. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве М. И. Цветаевой
(см. домашнее задание предыдущего урока)
Учащиеся составляют тезисы.
2. Обобщение учителя
— Никогда не писавшая на потребу читателя, а тем более издателя, Цветаева была убеждена: «Быть современником — творить своё время, а не отражать его.
Да, отражать его, но не как зеркало, а как щит. Быть современником — творить своё время, то есть с девятью десятыми в нём сражаться, как сражаешься с
девятью десятыми первого черновика». Не дух противоречия — о чём так любят писать критики — руководил Цветаевой в жизни, но непоколебимая уверенность
в собственной правоте.
Судьба её сложилась трагично. Страстно влюблённая в жизнь, заряженная неистовой творческой энергией, Цветаева рано ощутила тяжесть одиночества,
непонимание со стороны окружавших её людей, не желавших считаться с её правом на собственную, непохожую на другие позицию в жизни и искусстве. Усугублялось
это и складом её натуры — мятежной, непокорной, одержимой, склонной всегда и во всём идти наперекор общепринятым взглядам и вкусам. Жизнь
в эмиграции, куда она отправилась в 1922 г. вслед за оказавшимся там после разгрома Белого движения мужем, лишь усугубила разлад с миром и временем,
и разлад этот был — стоит повторить — неизбежным, но болезненно остро переживался.
Страстно, до боли в сердце влюблённая в Россию, но оторванная от родной земли, она почувствовала себя ненужной. Цветаева страдала оттого, что её стихотворения
— она была убеждена — «рассчитаны на множества. Здесь множеств — физически нет». А самое страшное — живя в эмиграции, Цветаева
почувствовала себя выброшенной из времени: «…Здесь — та Россия, там — вся Россия. Здешнему в искусстве современно прошлое. Россия (о России говорю,
не о властях), Россия, страна ведущих, от искусства требует, чтобы оно вело,
эмиграция, страна оставшихся, чтобы вместе с ней оставалось, то есть безудержно откатывалось назад».
3. Аналитическая работа
с текстом стихотворения М. И. Цветаевой
«Кто создан из камня…»
А) Выразительное чтение наизусть
заранее подготовленным учащимся
У ч и т е л ь.
Великолепную характеристику своего имени дала сама Марина Цветаева в стихотворении «Кто создан из камня…»
Б) Аналитическая беседа
• Имя даётся человеку при рождении и нередко определяет всю жизнь. Что значит имя Марина? (Морская.)
• Кто герои этого стихотворения?
• Какое слово главное в первой строфе?
• Какие антонимичные слова есть во второй строфе?
• Почему героиня со своими беспутными кудрями не хочет стать «земной солью»?
• Что означает слово «воскресаю»? Какому слову оно близко?
В) Обобщение учителя
— Стихотворение написано в 1920 г. и включено в сборник «Вёрсты». Как и в других ранних стихотворениях, всё внимание поэта обращено к своему
внутреннему миру, к себе как к воплощению всей полноты земного бытия.
По сути, в стихотворении заявлена традиционная тема Поэта и Толпы. Свой собственный характер, и женский, и поэтический, Цветаева склонна объяснять
своим именем, но не просто звучанием, а главным образом этимологией имени — «морская». Лирическая героиня сопоставляется с морской пеной, волнами,
сменяющей одна другую. В стихотворении сталкиваются суша и морская стихия, как неподвижность и полёт; противопоставляются два человеческих
характера.
4. Аналитическая работа
с текстом стихотворения М. И. Цветаевой «Молитва»
А) Выразительное чтение наизусть
заранее подготовленным учащимся
У ч и т е л ь.
Первые книги любого поэта почти всегда подражательные. Марина Цветаева — исключение. В 1910 г. тайком от родителей она выпускает свой
первый поэтический сборник «Вечерний альбом», в котором была полностью сама собой и такой осталась. Некоторые стихотворения Цветаевой уже предвещали
будущего поэта. В первую очередь — безудержная и страстная «Молитва» («Христос и Бог! Я жажду чуда…»).
Б) Аналитическая беседа
• Каким настроением пронизано это стихотворение?
• Определите наиболее характерные черты лирической героини М. И. Цветаевой.
• Каким вы себе представляете «автопортрет» М. И. Цветаевой?
• Как поэт добивается предельной выразительности стихотворения?
• Чем определяется крайняя драматическая напряжённость, свойственная стихам М. И. Цветаевой? Охарактеризуйте средства выражения этой напряжённости,
обратившись к стихотворному тексту.
• Определите тему, идею, художественные особенности стихотворения.
В) Обобщение учителя
— Юной Марине вéдома волнующая радость настоящего. Это сильная, яркая личность. «Я жажду сразу — всех дорог!» — восклицает она. Ею движет стремление «всё понять
и за всех пережить!».
В этом стихотворении М. И. Цветаева наиболее полно раскрывает обаяние личности своей героини, стремящейся к активному действию. Жить для неё — значит идти,
страдать, мчаться в бой, вести, всё изведать, всё испытать.
Стихотворение написано в 17 лет. Всё стихотворение пронизано жаждой жизни. О смерти не может быть и речи!
5. Аналитическая работа
с текстом стихотворения М. И. Цветаевой
«Идёшь, на меня похожий…»
А) Выразительное чтение наизусть
заранее подготовленным учащимся
У ч и т е л ь.
Очень рано Цветаева обрела свой собственный поэтический почерк, среди её ранних стихов немало таких, что поражают ясностью мысли, даром пророчества,
настраивают читателя на самый серьёзный лад. Свойственное юности восторженное отношение к жизни нередко соседствует здесь с тревогой,
неуспокоенностью, может быть, не до конца понятными ещё и ей самой. У неё,
которую в ту пору жизнь щедро одаривала счастьем, так много стихов о прощании с нею (с жизнью), о смерти: рамки уютного домашнего мирка очень скоро
оказываются для неё слишком тесными.
Б) Аналитическая беседа
• Что, по вашему мнению, позволяет говорить об отразившемся в стихотворении жизнелюбии его автора?
• Стихотворение обращено к прохожему. Каков смысл этого обращения, место и роль в стихотворении этого образа?
В) Обобщение учителя
— Встреча прохожего и поэта. Мысль о причастности к вечности. Стихотворение «Идёшь, на меня похожий…», написанное Цветаевой в Коктебеле 3 мая 1913 года, по
праву можно отнести к шедеврам поэзии «Серебряного века». Поэтесса излагает свои размышления о вечности, о жизни и смерти.
Жизнь М. И. Цветаевой в течение пяти лет, начиная с 1912 г., была самой счастливой по сравнению со всеми предыдущими и последующими годами. В сентябре 1912 г.
у Марины родилась дочь Ариадна. Цветаева была переполнена радостью бытия и в то же время думала о неизбежном конце. Эти, казалось бы,
взаимоисключающие чувства нашли отражение в стихотворении.
В. А. Рождественский отмечает, что стихотворение «Идёшь, на меня похожий…» отличают сжатость мысли и энергия чувств. Мысль об обречённости
в представлении М. И. Цветаевой не выглядит гнетущей. Нужно жить, в полной мере наслаждаясь сегодняшним днём, но в то же время не забывать о вечных,
непреходящих ценностях — таков призыв М. И. Цветаевой.
6. Аналитическая работа
с текстом стихотворения М. И. Цветаевой
«Стихи к Пушкину»
А) Выразительное чтение наизусть
заранее подготовленным учащимся
У ч и т е л ь.
Имя Пушкина для Цветаевой — как и для всякого русского человека — священно. «В центре существования Цветаевой была поэзия и в ней
непреходящая величина — Пушкин. На протяжении всей жизни она постоянно обращалась к нему, и я уверена: то, что она написала о Пушкине в стихах, прозе,
письмах, лишь малая часть того, что он значил в её жизни. Самое показательное для понимания Цветаевой — её свобода в отношении к Пушкину. Она
острее большинства чувствовала непревзойдённость его гения и уникальность личности, выражала восхищение и восторг его творчеством — на равных, глаза в
глаза, без подобострастия одних и без высокомерного превосходства других, считавших себя умудрёнными жизненным опытом ещё одного столетия»
(В. А. Швейцер).
Б) Аналитическая беседа
• Почему А. С. Пушкин был особенно близок и дорог М. И. Цветаевой?
• В чём своеобразие отношения М. И. Цветаевой к А. С. Пушкину, как оно выражено?
• Как сказались в стихотворении представления М. И. Цветаевой о роли и назначении поэта и поэзии в жизни?
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
Обобщающее слово учителя
— Марина Цветаева вошла в литературу в переломную эпоху рубежа XIX и XX вв., в эпоху, предвещавшую, как сказал А. А. Блок, «неслыханные перемены, невиданные
мятежи». Поэтов того поколения — очень разных — объединяло ощущение трагизма того мира, в котором «уюта — нет. Покоя — нет».
И Цветаева выходила навстречу всем ветрам, всем вьюгам и бурям настоящего и грядущего:
Другие — с очами и с личиком светлым,
А я-то ночами беседую с ветром.
Не с тем — италийским
Зефиром младым,—
С хорошим, с широким,
Российским, сквозным!
(1920)
VI. Домашнее задание
1. Ознакомиться со стихотворениями М. И. Цветаевой о любви, с циклом «Стихи о Москве».
2. Опережающие задания (5 учащихся).
Выучить наизусть стихотворения М. И. Цветаевой «О, Муза плача, прекраснейшая из муз!», «Над Феодосией
угас…», «Тоска по родине! Давно…», «Родина», «Домики старой Москвы»
(из цикла «Стихи о Москве»).
Следующие уроки: Урок № 62. М. И. Цветаева. Любовная лирика. Тема Родины в лирике поэта >>>
|
|
1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016.
( вернуться)
|
|
|
Гости Коктебеля. 1913.
Слева направо: Е. Волошина, В. Эфрон, С. Эфрон, М. Цветаева, Е. Эфрон, В. Соколов, М. Кювилье, Ю. Фельдштейн, Л. Фейнберг.
Фото из архива ГЛМ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Фото, 1911 г. Фото |
|
|
|
|
|
|