УРОК № 46
Тема.
Русская литература 30-х гг. XX в. (обзор)
Сложность творческих поисков и писательских судеб
Цель: ознакомить учащихся с общественно-культурной ситуацией в России в 1930-е гг., с основными тенденциями развития
литературы этого периода; познакомить с разными идейно-художественными позициями писателей; развивать навыки
анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, портретный и иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об общественно-культурной ситуации России в 1930-е гг., об основных тенденциях развития литературы
этого периода; используя дополнительный материал, выступают с сообщением на заданную тему; принимают участие в обсуждении.
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Анализ контрольных сочинений
2. Беседа
• Кого из современников А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского вы отнесли бы к числу ведущих поэтов 20-х гг. XX в.? Аргументируйте своё мнение.
• Что из поэзии, прозы, драматургии 20-х гг. XX в. вам особенно запомнилось и понравилось? Почему?
III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока
Слово учителя
— «Годы запахли по-другому — цементом, известью, железом; горизонты зазубрились силуэтами строительных вышек. Сквозь все закоулки жизни разветвлялась огромина
пятилетнего плана, концы его уходили в мечту…»,— так характеризовал А. Г. Малышкин начало 1930-х гг.
Это годы массовых репрессий и голод, годы невыплаканных слёз и страданий миллионов. Годы, в которые, казалось бы, писать было невозможно вообще.
Но и не писать было нельзя. Другой вопрос — как писать и почему. Как отвечали на него для себя те, кто брался в те годы за перо или по тем или иным причинам
навсегда откладывал его в сторону, надеясь на приход иных времён? На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.
IV. Работа над темой урока
1. Объяснение учителя (лекция)
(Учащиеся составляют тезисы.)
— В 1930-е гг. страна вступила на путь активных социально-экономических преобразований. Гигантскими темпами шла индустриализация, развёртывалось
строительство крупнейших промышленных предприятий. Колхозное движение приводило к ломке столетиями сложившегося деревенского уклада жизни,
психологии крестьянина. Но все эти сложнейшие и исполненные трагических противоречий процессы виделись многим художникам слова в романтическом
ореоле, ведь они были захвачены пафосом нового, свято верили в идеалы победившей революции, отождествляя их с идеалами всеобщего равенства и счастья,
и не замечали или не хотели замечать, что это «счастье» строится на крови, смертях миллионов. Они уповали на то, что «будущее светло и прекрасно», ради него
можно и должно жертвовать всем.
Но действительно ли нёс новый социальный строй добро, благо людям? И можно ли построить справедливое общество на крови миллионов? Об этом романтически
настроенные певцы не задумывались. Так продолжала формироваться «новая революционная мораль», которая становилась прочным основанием для репрессий,
воспитывала сторонников и исполнителей кровавого террора, царившего в стране в это десятилетие и в тех или иных,
более «мягких», формах проявляющего себя и десятилетия спустя.
В этой новой системе ценностей были особые понятия о добре и зле. Своё представление о художественной правде А. В. Луначарский, бывший в 1917–1929 гг.
наркомом просвещения, сформулировал так: правда «не похожа на себя самоё, она не сидит на месте, правда летит… и нужно видеть её именно так, а кто не
видит её так — тот реалист буржуазный и потому — пессимист, нытик и зачастую мошенник и фальсификатор и, во всяком случае, вольный или невольный
контрреволюционер и предатель…» И те, кто стоял у руля тоталитарного государства, делали всё, чтобы эти представления были не просто господствующими, но
и единственно воплощаемыми в искусстве.
23 апреля 1932 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Были ликвидированы существовавшие тогда разрозненные
литературные организации. Тоталитарная система требовала единообразия и единомыслия во всём, насаждала господствующую в ней систему ценностных ориентации с
помощью «приклеивания ярлыков», открытой травли тех, кто думал и писал по-иному.
Литература должна была стать «колёсиком и винтиком» в гигантском механизме переделки сознания масс и подчинения их идеям тоталитаризма. Механизм этот был
не властен над теми, кто успел эмигрировать и продолжал развивать отечественную культуру, уже находясь за границами новой империи.
Те же, кто остался на родине, кто хотел заниматься литературным творчеством и иметь своего читателя, не могли оставаться полностью независимыми. И эта
зависимость, проявляясь в каждом конкретном случае по-разному, всегда негативно сказывалась как на судьбах художников слова и их творчестве, так и на
всём литературном процессе в целом.
Сложнее всего было тем писателям, которые уже имели собственный художественный опыт. Это такие мастера слова, как В. В. Вересаев, М. М. Пришвин,
О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, Б. Л. Пастернак и другие. Высокий культурный уровень, приверженность общечеловеческим идеалам, зоркость настоящего художника
свой взгляд на действительность и элементарная честность не позволяли им, даже идя на какие-то вынужденные компромиссы, изменять себе
и своему мастерству в главном.
Утрата нравственных ценностей и духовности были той плодотворной почвой, на которой формировался и рос так называемый «новый человек», который пытался хотя
бы внешне соответствовать современному «идеалу» и который вынужден был жить, повинуясь инстинкту самосохранения. И именно его, только ещё более упрощённого
и канонизированного в соответствии с самим духом эпохи, пыталась отразить литература официальная.
Конечно, в эти десятилетия появляются и такие сложнейшие произведения, как «Жизнь Клима Самгина» Максима Горького, «Тихий Дон» М. А. Шолохова. Пишут М. А. Булгаков,
А. П. Платонов, Б. Л. Пастернак, М. М. Зощенко, М. М. Пришвин, К. Г. Паустовский, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам и другие.
Однако развитие литературного процесса определяют не они… В 1930-е гг. в литературу приходят сотни молодых авторов, жаждущих отразить своё видение мира,
но при этом не всегда обладающих таким же высоким, как их преданность идеалам нового времени, уровнем художественного мастерства и общей культуры.
Вдохновляемые гигантскими темпами развернувшейся в стране индустриализации и направляемые Союзом писателей, литераторы едут на крупнейшие
стройки, чтобы, приобщившись к труду миллионов, запечатлеть его в своих художественных полотнах. Широкое распространение получает лозунг «Ударники — в литературу!».
Романам, создаваемым по горячим следам событий, часто предшествуют очерково-публицистические книги тех же авторов.
В романах и повестях «Соть» Л. М. Леонова, «Гидроцентраль» М. С. Шагинян, «Время, вперёд!» В. П. Катаева, «Педагогическая поэма» А. С. Макаренко и многих
других нашёл широкое отражение героизм труда создателей отечественной индустрии, тех, кто, увлёкшись романтическими идеями строительства нового общества,
жертвовали всем и вся, чтобы в коллективном порыве миллионов переделать мир и себя в нём. Эти произведения стали своеобразным
эталоном прозы о рабочем классе.
Хотя действительность в произведениях 1930-х гг. о людях труда изображалась явно в соцреалистическом свете, некоторые из этих книг читаются с интересом и
в наши дни и воспринимаются не только как историко-культурные памятники эпохи. В какой-то мере нас привлекают
цельность изображённых в них характеров, которой так порой не хватает нам самим, способность героев подчинить себя делу. В отдельных случаях — это несомненное
художественное мастерство, с которым написаны некоторые из них.
Оптимистический пафос производственной прозы и произведений, воспевающих строительство колхозов в деревне, сливался с пафосом ещё более оптимистически звучавших
создаваемых в это десятилетие в огромном количестве так называемых массовых песен. Наряду с талантливыми, снискавшими заслуженную любовь народа песнями, такими
как «Катюша», «На закате ходит парень» М. В. Исаковского, «Девичья печальная» и «Расставание» А. А. Суркова,
«Спят курганы тёмные» Б. С. Ласкина, «Марш весёлых ребят» В. И. Лебедева-Кумача, всё громче звучали ставшая затем гимном «Песня о Родине» («Широка
страна моя родная…») того же автора и лирико-патетическая «Песня о Москве» В. М. Гусева, «Конармейская» А. А. Суркова, «Каховка» М. А. Светлова,
«Прощание» («Дан приказ: ему — на запад…») М. В. Исаковского, военно-патриотическая песня Я. З. Шведова «Орлёнок», не менее мастерски написанные, но
несущие на себе печать «социального заказа».
Образы русских умельцев, творцов и носителей многовековой народной культуры находит читатель в сказах П. П. Бажова
«Малахитовая шкатулка»,
насыщенных образами и интонациями уральского фольклора. Подлинно философскому осмыслению проблемы «человек и природа», взаимозависимости,
единства мира человека и мира естественного бытия всего живущего и произрастающего на земле посвящена исполненная особой глубины и поэзии повесть
М. М. Пришвина «Жень-Шень». Утверждение красоты, светлых начал в душе человека, любви, силы творческой энергии и подвига находим мы в «Северной
повести», многочисленных рассказах и маленьких повестях «Созвездие Гончих Псов», «Тарас Шевченко» К. Г. Паустовского.
2. «Умники и умницы»:
работа в парах с раздаточным материалом
(по вариантам)
1-й вариант.
Почему такую популярность приобретает жанр массовой песни?
Прочитайте слова одной из них: «Конармейская» А. А. Суркова, «Молодая
гвардия» А. И. Безыменского, «Партизан Железняк» М. С. Голодного, «Каховка» М. А. Светлова, «Орлёнок» Я. З. Шведова (по вашему выбору).
Докажите, что она несёт насаждаемую коммунистическую идеологию.
2-й вариант.
Прочитайте отрывок из романа М. А. Шолохова «Поднятая целина» (кн. 1, гл. VII).
Проанализируйте сцену раскулачивания. В какой мере, по вашему мнению, автору удалось отразить жизненную правду?
3-й вариант.
Перечитайте высказывание А. В. Луначарского о правде в искусстве.
Можно ли говорить о свободе творчества писателя в обществе, где господствует «революционная идеология»? Обоснуйте свою точку зрения.
4-й вариант.
Какие сказы П. П. Бажова из книги «Малахитовая шкатулка» вы читали?
Поделитесь с одноклассниками своими впечатлениями. Как писателю удалось воссоздать уральский колорит?
Презентация результатов работы
3. Постановка и решение проблемного вопроса
• Как вы думаете, чем вызван интерес писателей к жанру романа-эпопеи? Обоснуйте свою точку зрения.
4. Мини-конференция:
прослушивание мини-докладов, их обсуждение
Темы докладов
1) Жизнь-подвиг (страницы жизни и творчества Н. А. Островского);
2) Проблема отношений личности и общества (по роману А. С. Макаренко «Педагогическая поэма»);
3) Сложный путь исканий Алексея Николаевича Толстого. Образ Петра I по роману А. Н. Толстого «Пётр Первый».
V. Рефлексия.
Подведение итогов урока
1. Обобщающая беседа
• Расскажите о складывавшемся в 1930-е гг. морально-психологическом климате в советском обществе. Какой желали видеть жизненную правду пришедшие к власти?
• Почему литераторы стремятся воплотить в своих книгах «светлое будущее»
и не замечают трагедии настоящего? Как правдивое изображение действительной жизни могло отразиться на личной судьбе писателя?
• Почему люди, облечённые властью, и официальная советская критика утверждали, что советская литература имеет «колоссальное воспитательное
значение»? Справлялась ли она со своими воспитательными задачами?
• В чём заключаются принципы социалистического реализма как художественного метода?
• Как вы понимаете выражение «социальный заказ»? Каким требованиям должны были удовлетворять произведения, вызванные к жизни «социальным заказом»?
• Почему в 30-е гг. XX в. одной из основных тем в литературе становится воспевание трудовых свершений периода индустриализации? Каким изображается положительный
герой подобных произведений?
• Произведения о рабочем классе насыщены пафосом труда во имя «светлого будущего». Докажите это на примере одного из произведений (по вашему
выбору).
• Как преподносится в литературе коллективизация? Почему в произведениях о деревне говорится об «успехах» в её социалистическом преобразовании
и ничего нет о трагедии, которую переживает крестьянство?
2. Обобщающее слово учителя
— Эпоха сталинизма, тоталитарная система накладывали свой отпечаток на всё. Однако и в это время, хотя и не без его влияния, а нередко — и вопреки ему,
в русской литературе создавали и подлинно художественные произведения, по праву вошедшие в сокровищницу мирового искусства. Не все из них пришли к читателю
при жизни авторов, многие так и остались незавершёнными, а иные опубликованы впервые лишь в последние десятилетия. Некоторые произведения, хотя и были широко
известны, слишком упрощённо, явно в угоду времени трактовались критикой (что, впрочем, в ряде случаев было
спасительным для их авторов).
И конечно же, литературу 1930-х гг. нельзя себе представить без творчества М. А. Булгакова, М. М. Зощенко, А. П. Платонова, К. Г. Паустовского,
М. М. Пришвина, Л. М. Леонова, П. П. Бажова и многих других авторов, в чьих произведениях верность общечеловеческим идеалам, утверждение истинного
добра и красоты, вопреки «мерзостям», реальной жизни занимало одно из ведущих мест. По-разному чувствуя и художественно осмысляя своё время и себя
в нём, они отражают его противоречивое движение в различных по творческой манере, стилю, жанрам произведениях, которые до сих пор не оставляют читателя
равнодушным.
В истории русской литературы 30-е г. XX в.— период сложный и противоречивый. Только сейчас мы открываем многие его страницы, которые были неизвестны нам ранее.
VI. Домашнее задание
1. Прочитать роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
2. Опережающие задания (2–3 учащихся).
Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве М. А. Булгакова.
Выучить наизусть стихотворение А. А. Ахматовой «Памяти М. Булгакова».
Следующие уроки: Урок № 47. М. А. Булгаков: жизнь, творчество, личность >>>
|