М. А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
М. А. Булгаков.
Фотография, 1928 г.
 
 
 
 
 
 
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ БУЛГАКОВ
(1891 – 1940)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 47. М. А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Киев в жизни М. А. Булгакова. Мастерство Булгакова-сатирика, Булгакова-драматурга

Урок № 48. М. А. Булгаков. История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими мотивами. Москва и москвичи. Воланд и его свита

Урок № 49. М. А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита». Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей пошлостью

Урок № 50. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести

Урок № 51. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Обобщающий урок. «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. М. Пришвин)


УРОК № 47
Тема.
М. А. Булгаков: жизнь, творчество, личность.
Киев в жизни М. А. Булгакова.
Мастерство Булгакова-сатирика, Булгакова-драматурга

Цель:
показать учащимся сложность и трагичность жизненного и творческого пути М. А. Булгакова; вызвать интерес к личности и творчеству писателя; ознакомить с биографией писателя, основными этапами творческого пути, определить его место в мире современной литературы; совершенствовать навык аналитической работы с текстом, умение сравнительного анализа языка литературных произведений, способность обобщать и делать выводы; воспитывать стремление к свободе мыслей, чувств.
Оборудование: учебник, портрет М. А. Булгакова, произведения автора, иллюстрации к произведениям.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают биографию писателя, темы, волновавшие автора, и наиболее известные его произведения; определяют место М. А. Булгакова в мире современной литературы; умеют анализировать литературное произведение, обобщать и делать выводы; принимают участие в беседе, привлекая ранее изученный материал по литературе и истории.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Как воплощали в русской литературе 30-х гг. XX в. завет Максима Горького и В. В. Маяковского — активное вторжение литературы в жизнь?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— В жизни каждого талантливого человека есть вехи, которые определяют его судьбу. Возможно, сегодняшнее знакомство с Булгаковым заинтересует присутствующих на уроке его судьбой, личностью, творчеством; заставит по-другому взглянуть на некоторые произведения писателя и оценить их.

Булгаков-писатель и Булгаков-человек до сих пор во многом — загадка. Неясны его политические взгляды, отношение к религии, эстетическая программа. Его жизнь состояла как бы из трёх частей, каждая из которых чем-то примечательна. До 1919 г. он врач, только изредка пробующий себя в литературе. В 1920-е гг. Булгаков — уже профессиональный писатель и драматург, зарабатывающий на жизнь литературным трудом и осенённый громкой, но скандальной славой «Дней Турбиных». Наконец, в 1930-е гг. Михаил Афанасьевич — театральный служащий, поскольку существовать на публикации прозы и постановки пьес уже не может — не дают (в это время он пишет свой главный шедевр — «Мастера и Маргариту»).

Булгаковский герой Воланд, обращаясь к мастеру, заметил: «Ваш роман вам принесёт ещё сюрпризы». Так произошло и с книгами самого Булгакова. Теперь, говоря о произведениях, созданных в 20–30-е гг. XX в., мы обязательно вспоминаем «Белую гвардию», «Собачье сердце», «Мастера и Маргариту». Начнём наш урок, посвящённый творчеству Михаила Афанасьевича, с короткого знакомства с его биографией, сложной судьбой его произведений.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— Детство и юность Булгакова прошли в Киеве — духовной колыбели писателя, изначально определившей тему и атмосферу многих его произведений. В творчество Булгакова Киев войдёт как Город (роман «Белая гвардия») и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины, России (очерк «Киев-город», 1923)…

Самым притягательным местом на земле для Михаила Афанасьевича Булгакова остался этот город — город, где он родился, «мать городов русских», где сошлись воедино Украина и Россия. Булгаков связан с Киевом кровно. Он родился в этом городе весной, когда зацветают каштаны, буйствует сирень, пахнут цветы абрикосовых деревьев. Красота киевской природы и сам Киев навсегда отложились в памяти писателя. Он любил Киев до конца своих дней, о нём он вспоминал в Москве, уже будучи смертельно больным.

Он пишет о Киеве в «Белой гвардии»: «И было садов в городе Киеве так много, как ни в одном городе мира. Они раскинулись повсюду огромными пятнами, с аллеями, каштанами, оврагами, клёнами и липами».

«А Киев! — тоскует в Константинополе, вспоминая о Городе, генерал Чарнота.— Эх, Киев! — город, красота! Вот так Лавра пылает на горах. А Днепро, Днепро! Неописуемый воздух, неописуемый свет!» Это из «Бега».

Даже в последнем романе, в «Мастере и Маргарите», прорываются строки о Киеве: «Весенние разливы Днепра, когда, затопляя острова на низком берегу, вода сливалась с горизонтом, потрясающий по красоте вид, что открывался от подножия памятника князю Владимиру. Солнечные пятна, играющие весной на кирпичных дорожках Владимирской горки».

«Киев — город прекрасный, счастливый,— утверждал Булгаков даже после разрушительной гражданской войны.— Сейчас в нём великая усталость после страшных громыхающих лет. Но трепет новой жизни я слышу. Его отстроят, опять закипят его улицы, и станет над рекой, которую Гоголь любил, опять царственный город!» Вот в этом царственном городе в дружной семье Булгаковых родился первенец, которого нарекли Михаилом.

2. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве М. А. Булгакова

(Учащиеся составляют хронологическую таблицу.)
Хронологическая таблица
жизни и творчества М. А. Булгакова
Дата
События жизни писателя
3 (15).05.1891
Родился М. А. Булгаков в Киеве в семье профессора Духовной академии Афанасия Ивановича и Варвары Михайловны. Большая многодетная семья (7 детей) навсегда останется для него миром тепла и уюта, интеллигентного быта с музыкой, чтением вслух, домашними спектаклями
1907
Умирает отец от склероза почек. Забота о воспитании детей целиком легла на плечи Варвары Михайловны, но, как ни было это сложно, она «сумела… дать радостное детство»
1911–1916
Булгаков учился на медицинском факультете Киевского университета
1916–1918
Работа врачом в тыловых и фронтовых госпиталях, в сельской больнице в Смоленской губернии. Отзвук этих лет — в книге «Записки юного врача»
1918–1920
Гражданская война застала в Киеве. Был свидетелем смен власти. Лично пережил 14 переворотов. Был мобилизован как врач в армию Деникина и отправлен на Северный Кавказ. Из-за тифа остался во Владикавказе, когда белые отступили. Сотрудничал с большевиками: работал в подотделе искусства, читал лекции о Пушкине, Чехове, писал пьесы для местного театра
1921
Начал печататься. Уезжает в Москву, осознав, что он литератор. Фельетон «Неделя просвещения»
1922–1923
Фельетоны и рассказы печатают в газетах и журналах, фрагменты повести «Записки на манжетах»
1923–1925
Работает в газетах «Гудок», «Накануне». Сотрудничает со многими газетами. Работа в газете выматывала его. Собственным творчеством занимался по ночам. «Белая гвардия», сатирические повести «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Собачье сердце» (опубликовано в 1987 г.), роман «Белая гвардия» (опубликован в 1966 г.)
1926
МХАТ поставил пьесу «Дни Турбиных», написанную по мотивам «Белой гвардии». Спектакль имел шумный успех, но и неприятностей принёс много: спектакль то запрещали, то вновь разрешали
1927
В театре Вахтангова была поставлена пьеса «Зойкина квартира», но вскоре снята. Не разрешили к постановке пьесу «Бег». Вокруг Булгакова создавалась атмосфера травли
1929
Пьесы были сняты повсюду. Булгакова не печатали. Он дошёл до глубокого отчаяния. Искал любую работу, но его не брали. Думал о самоубийстве. Начал работу над новым романом «Мастер и Маргарита»
28.03.1930
Обратился с письмом к Советскому правительству
18.04.1930
Сталин позвонил Булгакову и предложил работу во МХАТе
1930-е
Булгаков работает режиссёром. Пишет инсценировки («Война и мир», «Мёртвые души»), либретто опер, киносценарий по «Ревизору», для горьковской серии «ЖЗЛ» пишет биографию Ж.-Б. Мольера, работает над главным произведением своей жизни — романом «Мастер и Маргарита». Ни одно произведение Булгакова не печатают. Заболел, начал терять зрение. Пьесы «Адам и Ева», «Иван Васильев
10.03.1940
М. А. Булгаков умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище


3. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»

Комментарий.

Учащиеся работают в группах с опорой на полученные ранее знания, на статью учебника и материал урока.

1-я группа.
Охарактеризуйте деятельность М. А. Булгакова как сценариста. Какие темы и образы русской литературы особенно привлекают его внимание? В чём своеобразие драматургии Булгакова? Сравните пьесу «Дни Турбиных» и роман «Белая гвардия». Как проявилось мастерство Булгакова-драматурга, сжавшего материал, укрупнившего образы и резче чертившего главный конфликт? Каково соотношение эпического и драматического в творчестве писателя?

2-я группа.
Сестра писателя Н. Земская вспоминала: «Михаил Афанасьевич отличался одной особенностью. Он был весел, он задавал тон шуткам, он писал сатирические стихи про маму, про нас, давал нам всем стихотворные характеристики, рисовал карикатуры». Чем, на ваш взгляд, отличается булгаковская сатира, пронизанная, по словам писателя, «глубоким скепсисом в отношении революционных процессов, происходящих в моей отсталой стране», от юмора в талантливых произведениях Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»? В чём своеобразие сатиры Булгакова (на примере пьесы «Собачье сердце»)?

4. Постановка и решение
проблемного вопроса


• Можно ли утверждать, что на материале окружающей действительности 20-х гг. XX в. М. А. Булгаков решает вечный вопрос добра и зла?

5. «Под сенью дружных муз…»:
сообщение учителя с показом
фотопрезентации или фрагментов кинофильмов.


— Произведения М. А. Булгакова всегда вызывали большой интерес кинематографистов. В 1970 г. режиссёрами А. А. Аловым и В. Н. Наумовым был поставлен фильм «Бег» по одноимённой пьесе писателя об отступлении белых армий в Крым, эмиграции и ностальгии по навсегда ушедшему прошлому.

В 1976 г. В. П. Басов снял фильм «Дни Турбиных» по одноимённой пьесе Булгакова и роману «Белая гвардия». Оба фильма довольно часто демонстрируют по телевидению.

По сатирической комедии «Иван Васильевич» Л. И. Гайдай поставил комедию «Иван Васильевич меняет профессию». Пьеса М. А. Булгакова написана в 1935 г. и отображает быт 1930-х гг., в то время как фильм был снят в 1973 г. В сценарий были внесены некоторые изменения, отображающие реалии того времени. К примеру, патефон, упоминавшийся в пьесе, был заменён на магнитофон, коверкотовое пальто — на замшевую куртку, а в самой машине времени используются транзисторы. Музыку к фильму написал композитор А. С. Зацепин.

Спустя год после первой (журнальной) публикации в 1988 г. на телевидении состоялась премьера фильма «Собачье сердце» (режиссёр В. В. Бортко). Резонанс фильм вызвал просто небывалый.

Всеобщий интерес вызвал также телесериал «Мастер и Маргарита», снятый В. В. Бортко, премьера которого состоялась в 2005 г. До этого попытки экранизировать роман предпринимались неоднократно как в СССР, так и за рубежом, но именно эту экранизацию, пожалуй, можно признать наиболее удачной. Фильм получил несколько престижных наград.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Какие факты биографии Булгакова нашли непосредственное отражение в его творчестве?
• Как складывались отношения Булгакова с властью? В каких произведениях писателя показана история взаимоотношений художника и правителя-тирана?
• Какие традиции русской классической литературы развивает в своём творчестве Булгаков?
• В чём своеобразие драматургии Булгакова? Каково соотношение эпического и драматического в творчестве писателя?

2. Заключительное слово учителя

— Земной путь одного из удивительнейших писателей XX в. закончен. Но началась другая жизнь Булгакова — в его творениях, которые принадлежат вечности.

Чтение наизусть заранее подготовленным учащимся стихотворения А. А. Ахматовой «Памяти М. Булгакова»

Это стихотворение Ахматовой впервые прочла Е. С. Булгакова 16 апреля 1940 года накануне булгаковских сороковин, отметив, как записала в дневнике вдова писателя, мистическое совпадение дат: Булгаков умер ровно через три года после смерти своего друга, писателя Евгения Ивановича Замятина (1884– 1937), скончавшегося в Париже 10 марта 1937 года.

И снова вернёмся в Киев, в удивительный музей писателя. Этот уникальный музей создан людьми, которые искренне любят Булгакова. Здесь, когда бы вы ни пришли, сотрудники музея, не обязательно гиды, проводят вас по всем залам, вдохновенно расскажут о каждом прожитом дне великого писателя в вечном Городе — Киеве. Этот музей занял второе место в конкурсе оригинальных музеев мира. И действительно, здесь есть чему удивиться. Вы побываете в Зазеркалье, потому что Булгаков без тайны и чуда — это не Булгаков. Вы увидите застывшие в белом вещи и предметы, и поймёте, что они имеют отношение к «Белой гвардии». Вы увидите также вещи, принадлежавшие писателю и его семье. Маленький и уютный, этот музей поражает каждого, кто бы ни переступил его порог.

VI. Домашнее задание

1. Знать содержание романа «Мастер и Маргарита»; перечитать «ершалаимские» главы (2, 16, 25, 26), подумать над вопросами:
Какова основная тема этих глав?
Кто главный герой романа мастера и почему?
Как связаны «ершалаимские» главы с основным содержанием романа? Какова их роль в понимании его идеи?

2. Опережающее задание (3 учащихся). Подготовить сообщения:
о евангельской истории Иисуса Христа и о его распятии (Евангелие от Матфея, гл. 27, 28);
об истории создания романа «Мастер и Маргарита».

Следующие уроки: Урок № 48. М. А. Булгаков. История создания, проблемы, жанр, композиция романа «Мастер и Маргарита» >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Трауготы – Братья Александр и Валерий Трауготы — известные как в России, так и за ее пределами живописцы, скульпторы и мастера книжной графики. Их первым и главным учителем был отец — Георгий Николаевич Траугот, и первые работы братья выполняли вместе с ним. Так был придуман общий псевдоним «Г.А.В. Траугот» — по первым буквам имен художников. Первую букву братья решили сохранить и после того, как в 1982 году отца не стало. (вернуться)

 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Иллюстрация А. З. Иткина
к повести М. А. Булгакова
«Собачье сердце»
 
Беседа с литераторами на Патриарших. Иллюстрация Г.А.В. Траугот к «Мастеру и Маргарите»[2]
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика