ЭПИЗОД
приезда Самсона Вырина к Минскому
Повесть А. С. Пушкина
"Станционный смотритель"
Рано утром пришел он в его переднюю и просил доложить его высокоблагородию, что старый солдат просит с ним увидеться. Военный лакей, чистя сапог
на колодке, объявил, что барин почивает и что прежде одиннадцати часов не принимает никого. Смотритель ушел и возвратился в
назначенное время.
Минский вышел сам к нему в халате, в красной скуфье. «Что, брат, тебе надобно?» — спросил он его. Сердце старика закипело, слезы навернулись на глаза,
и он дрожащим голосом произнес только: «Ваше высокоблагородие!.. сделайте такую божескую милость!..» Минский взглянул на него быстро, вспыхнул, взял
его за руку, повел в кабинет и запер за собою дверь. «Ваше высокоблагородие! — продолжал старик. — Что с возу упало, то пропало; отдайте мне, по крайней
мере, бедную мою Дуню. Ведь вы натешились ею; не погубите ж ее понапрасну». — «Что сделано, того не воротишь, — сказал молодой человек в крайнем
замешательстве, — виноват перед тобою и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное
слово. Зачем тебе ее? Она меня любит; она отвыкла от прежнего своего состояния. Ни ты, ни она — вы не забудете того, что случилось». Потом, сунув ему
что-то за рукав, он отворил дверь, и смотритель, сам не помня как, очутился на улице.
Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти- и десятирублевых
смятых ассигнаций. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком, и пошел...
Отошед несколько шагов, он остановился, подумал... и воротился... но ассигнаций уже не было. Хорошо одетый молодой человек, увидя его, подбежал к
извозчику, сел поспешно и закричал: «Пошел!..» Смотритель за ним не погнался. Он решился отправиться домой на свою станцию, но прежде хотел хоть еще
раз увидеть бедную свою Дуню. Для сего дни через два воротился он к Минскому; но военный лакей сказал ему сурово, что барин никого не принимает, грудью
вытеснил его из передней и хлопнул двери ему под нос. Смотритель постоял, постоял — да и пошел.
(
вернуться к уроку)
РЕЧЬ
ТАРАСА БУЛЬБЫ
Повесть Н. В. Гоголя
"Тарас Бульба"
— Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать
себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли
бусурманы, все пропало; только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы,
товарищи, руку на братство; вот на чем стоит наше товарищество! нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и
мать; но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя! но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях
товарищи, ко таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь— и там люди! также божий
человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, — видишь: нет! умные люди, да не те; такие же люди, да
не те! нет, братцы; так любить, как русская душа, любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а!.. — сказал Тарас,
и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: — Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь в земле нашей: думают только,
чтобы при них были хлебные стоги, скирды, да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их; перенимают черт знает какие бусурманские
обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля,
да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства; но у последнего
подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства; и проснется он когда-нибудь,
и ударится он, горемычный, об полы руками; схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же
знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество. Уже если на то пошло, чтобы умирать, так никому ж из них не доведется так умирать! никому,
никому! не хватит у них на то мышиной натуры их!
(
вернуться к уроку)
ИТОГОВЫЕ
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Дайте определение термину «баллада» и приведите примеры известных вам баллад писателей русской и зарубежной литературы.
2. Прочитайте самостоятельно любое стихотворение в прозе И. С. Тургенева, расскажите, как вы его понимаете.
3. Составьте устные отзывы на любой самостоятельно прочитанный рассказ.
4. Какие произведения юмористического или сатирического содержания, прочитанные вами в этом году, показались вам занимательными, важными, интересными?
Какие из них вы перечитывали повторно?
5. Иллюстрации какого художника вас особенно заинтересовали? Встречались ли вам иллюстрации этого художника в самостоятельно прочитанных книгах?
С какими художниками-портретистами и художниками-пейзажистами вы познакомились в этом году? Что прочитали о них? Какие фильмы, спектакли,
музыкальные произведения помогли вам лучше понять изучаемые в этом классе произведения?
6. Словари (краткий словарь литературоведческих терминов, справочник имен, справочник по теории литературы) помещены в конце учебника для 7 класса, чтобы ничто
не мешало вашему чтению. Удобно ли это? Помогали ли вам эти справочные материалы, сноски? Когда? В чем? Что хотелось бы вам изменить, добавить, сократить
в учебнике?
7. К. Г. Паустовский сказал: «Писателем может быть только тот, у кого есть что сказать людям нового, значительного и интересного, тот человек, который
видит многое, чего остальные не замечают» («Золотая роза»).
Можете ли вы назвать эпизоды, описания природы, которые вас поразили, удивили, рассказали вам о том, чего раньше вы не замечали, хотя, может быть, и
видели в окружающей вас жизни?
8. «... Я убедился в том, что главное для писателя — это с наибольшей полнотой и щедростью выразить себя в любой вещи, даже в таком маленьком рассказе,
и тем самым выразить свое время и свой народ», — пишет К. Паустовский в «Золотой розе». Можете ли вы привести пример этому из прочитанных в седьмом
классе произведений?
9. Помогли ли вам лучше понять писателя статьи «В лаборатории писателя», «Из воспоминаний о писателе»? Личность какого писателя заинтересовала вас?
Расскажите об одном из писателей (на выбор).
10. Стали ли вам интересны литературные игры-кроссворды? Где и когда вы работали с ними: дома или в школе, с товарищами по школе или дома самостоятельно?
(См. книгу «Читаем, думаем, спорим...».)
11. Что нового вы узнали о пословицах и поговорках? Использовали ли вы их при изучении литературы в 7 классе? Какие пригодились вам при разговоре с
окружающими вас людьми? Чем интересны пословицы разных народов? В каком случае вам приходилось применять пословицы?
Ознакомьтесь и с другими пословицами. Что в них привлекло ваше внимание? Объясните их.
Молдавские пословицы
Когда горит дом соседа, поливай водою и свой.
Правду в мешок не спрячешь.
Дерево с глубоким корнем не боится бури.
Чистая совесть — самая мягкая подушка.
Эстонские пословицы
Если своих крыльев не имеешь, то чужие крылья тебя не поднимут.
Приветливое слово и приветливый человек весь свет обойдут.
Деньги потерял — досада, здоровье потерял — беда, честь потерял — все утратил.
Опираясь на колени матери, ребенок быстрее растет.
Друг — большое сокровище.
Осетинские пословицы
В хорошем слове благодать целого дня.
В хоровод не войдешь — плясать не научишься.
В щедрой руке добро не иссякает.
Отцовская честь — детям сбережение.
Кто ошибку не признает, дважды ошибается.
Якутские пословицы
Сила народа сильнее ледохода на реке.
Спрашивай не у старого — спрашивай у бывалого.
Дружба силу добавляет.
Сила народная все одолеет.
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (
вернуться к уроку)
НА ПУТИ К ВЫРАЗИТЕЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ
Выразительное чтение и тем более художественное профессиональное чтение помогает лучше понять произведение, но для того, чтобы выразительно, правильно
прочитать текст, нужны знания и умения.
Прислушаемся к высказываниям читателей, актеров, чтецов...
Как развитие литературы имеет свою историю, традиции и корни, так и устное художественное слово прошло длинный путь, прежде чем оформиться в самостоятельное
искусство.
В печали и в радости наш народ обращался к выразительному русскому слову, находя в нем необходимые отзывы, бодрость и уверенность в своих силах... Сколько
народных сказителей исходило Древнюю Русь, воспевая богатырскую удаль русских людей.
Несомненное влияние на развитие искусства художественного слова имели выступления авторов с чтением своих произведений. Авторские чтения становятся особенно
популярными с начала девятнадцатого столетия.
Мы знаем, по свидетельству современников, о чтении своих произведений поэтами допушкинской поры. Оно... отличалось предельной распевностью и скандировкой.
Пушкин в своем чтении выявлял прежде всего мысль, являющуюся основой произведения. <...> Он первый начал просто, понятно читать, и потому его чтение неизменно
производило глубокое впечатление на слушателей.
А. Пушкин.
«Какое действие произвело на всех на нас это чтение, — передать невозможно. Мы собрались слушать Пушкина, воспитанные на стихах Ломоносова, Державина,
Озерова, которых мы все знали наизусть... — пишет один из очевидцев М. П. Погодин, — вместо высокопарного языка богов мы услышали простую, ясную, обыкновенную
и вместе с тем поэтическую, увлекательную речь! Первые явления выслушали тихо и спокойно, или, лучше сказать, в каком-то недоумении. Но чем дальше, тем
ощущения усиливались. Сцена летописателя с Григорием нас ошеломила... А когда Пушкин дошел до рассказа Пимена о посещении Кириллова монастыря Иоанном Грозным,
о молитве иноков: „Да ниспошлет Господь покой его душе, страдающей и бурной“, — мы все как будто обеспамятовали, кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы
поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. Кто вдруг вскочит с места, кто вскрикнет. То молчание, то взрыв восклицаний, например при стихах Самозванца:
„Тень Грозного меня усыновила“».
Н. Гоголь.
Рассуждая о публичных чтениях и всячески приветствуя начало литературных вечеров, Гоголь подчеркивает: «Прочесть как следует произведение лирическое — вовсе
не безделица: для этого нужно долго его изучать; нужно разделить с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу: нужно и душою и сердцем почувствовать всякое
слово его — и тогда уже выступать на публичном чтении».
«Читал Гоголь превосходно, — вспоминает И. С. Тургенев, — Гоголь... поразил меня чрезвычайной простотой и сдержанностью манеры, какой-то важной и в то же время
наивной искренностью, которой словно и дела нет есть ли тут слушатели и что они думают.
Эффект выходил необычайный — особенно в комических, юмористических местах; не было возможности не смеяться — хорошим, здоровым смехом; а виновник всей этой
потехи продолжал, не смущаясь общей веселостью и как бы внутренне дивясь ей, все более и более погружаться в самое дело — и лишь изредка на губах и около глаз
чуть заметно трепетала лукавая усмешка мастера».
М. Горький.
Прекрасным исполнителем своих произведений был Алексей Максимович Горький. <...> В. И. Качалов в «Воспоминаниях и портретах» записывает: «Наступил день,
навсегда и в подробностях врезавшийся в память. Горький читает всей труппе Художественного театра „На дне“. Читает прекрасно. Живыми встают, сразу запоминаются
действующие лица. <...> Какая правдивость внутренних характеристик, какое разнообразие и богатство характерных для каждого лица интонаций!»
В. Маяковский.
Владимир Маяковский проложил широкую дорогу искусству звучащего слова. <...> Читал он замечательно прежде всего потому, что умел предельно точно передать
интонацией заложенную в стихе идею, мысль. <...> «Его могучий голос буквально гремел по всему зданию, — вспоминали свидетели его выступлений. — Это была
не декламация, с которой мы знакомы в Европе, это был взрыв энергии, чувства, силы и, наконец, просто человеческой души. Слушатели, захваченные необычайно
силой человека, который говорил, обращаясь к ним, и голос которого колебал колонны зала, были совершенно потрясены...»
Свои произведения Маяковский читал на редкость ярко, великолепно, сочетая ритмические особенности стиха с его смысловой основой.
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (
вернуться к уроку)
Всеволод Аксенов.
«ИСКУССТВО ХУДОЖЕСТВЕННОГО СЛОВА»
Авторы книг и статей по художественному чтению подчеркивают необходимые условия для настоящего чтения, назовем некоторые из них:
— уяснить авторский замысел;
— определить подтекст (не увидите ли вы в тексте скрытую автором иронию, улыбку, осуждение, осмеяние и пр.);
— правильно найти интонацию, ритм;
— определить место психологических пауз;
— не допускать «скомканного начала», «недоговоренного» конца, вялости или небрежности слова;
— следить за внятностью и логикой речи и т. д.
«Думаю, что одним из основных условий, столь необходимых для чтеца-рассказчика, является любовь к литературе. Для меня литература — это искусство высочайшего
выражения человеческого гения, — пишет Д. Журавлев. — Любовь к литературе у меня началась со страстного, всепоглощающего увлечения чтением. Мне хочется обратиться
к молодым товарищам, увлеченным искусством художественного слова, с дружеским советом. Решив начать работу над каким-нибудь произведением Пушкина или Гоголя,
Чехова или Шолохова и Твардовского, — будь то отрывок из крупного произведения, отдельный рассказ или стихи, — как можно глубже и шире изучайте творчество
этих авторов, стараясь ощутить неповторимую индивидуальность каждого писателя, его творческий голос».
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Вы прочитали рассказы, высказывания, воспоминания о чтении писателей, познакомились с советами чтецов... Что хотелось бы вам учесть при подготовке выразительного
чтения стихотворных и прозаических произведений в первую очередь?
Подготовьте на основе прочитанного памятку-словарь, например: ритм — ... , пауза — ... , интонация — ... , дикция — ...» подтекст — ... и пр.
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
ПРОЧИТАЙТЕ ЛЕТОМ
После завершения курса литературы в 7 классе продолжите чтение дома: познакомьтесь с другими произведениями, прочитайте предлагаемые книги. Вспомните слова
А. С. Пушкина:
Укрывшись в кабинет,
Один я не скучаю
И часто целый свет
С восторгом забываю...
Былины. Сборники: «Былины. Русские народные сказки», «Былины», «Живая вода», «Пословицы русского народа» и др.
Памятник средневековой литературы «Песнь о Роланде».
«„Песнь о Роланде" — один из самых замечательных памятников народного поэтического творчества, —
пишет И. Эренбург. — Пусть эта старая и прекрасная Песнь поможет русским юношам и девушкам понять сердце Франции. Вот он звенит, Олифант — рог Роланда.
Он зовет на помощь верных друзей...»
Сборник «Древнерусские повести». Д. С. Лихачев. «Земля родная». Стихотворения М. Ломоносова, Г. Державина. Сказ Б. Шергина «Слово о Ломоносове».
«Русские поэты» (антология) и др.
А. Пушкин. Поэмы «Полтава», «Медный всадник», повесть «Арап Петра Великого».
Подумайте, каким предстает Петр в этих произведениях. Издано много книг о Пушкине для взрослых и детей. Познакомьтесь с некоторыми из них:
Ю. Тынянов. «Пушкин», М. Цветаева. «Мой Пушкин»,
с книгами М. Васиной, С. Гейченко и др. (на выбор).
М. Лермонтов. Поэмы и стихотворения, «Беглец», «Мцыри».
О каких героях рассказывает нам автор? Прочитайте рассказы И. Андроникова о Лермонтове.
Н. Гоголь. Сборник «Миргород».
Вспомните содержание «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
Н. Некрасов. «Орина — мать солдатская», «Русские женщины», «Мороз — Красный нос», «Саша», «Дедушка».
М. Салтыков-Щедрин. Сказки.
Подготовьте одну из сказок для конкурса на лучший пересказ сатирической сказки.
Л. Толстой. «Детство»,
«Юность».
Подготовьте рассказ о главном герое Николеньке на основе прочитанного, пользуясь планом.
И. Бунин. Рассказы. Стихотворения.
Познакомьтесь с книгой: А. Бабореко. «И. А. Бунин» (материалы для биографии).
А. Чехов.
Рассказ «Тоска» и др. (на выбор).
Какие герои чеховских рассказов вызвали у вас сочувствие, сострадание? Познакомьтесь с рассказами К. Чуковского о Н. Некрасове и с воспоминаниями об А. Чехове.
М. Горький. «В людях». Воспоминания о М. Горьком, его письма.
В. Маяковский. Стихотворения Маяковского и книги о нем.
Подготовьте выставку книг и рисунков поэта.
Читайте стихотворения, рассказы, повести писателей XX века.
Подготовьте отзыв на один из рассказов или стихотворений Л. Андреева, А. Платонова, А. Твардовского, Ф. Абрамова, Е. Носова, Ю. Казакова и т. д. (на выбор).
Джек Лондон. «Мексиканец».
Джек Лондон в книге «Я много жил» пишет: «Изучайте приемы писателей, завоевавших известность... Они стали мастерами, и в их произведениях можно найти
секреты их мастерства... И работайте. Запишите заглавными буквами — РАБОТАТЬ, РАБОТАТЬ все время. Старайтесь познать тайны земли, вселенной, материи и духа,
мерцающего в этой материи, во всем — от ничтожной личинки до божества».
Какие размышления вызывает у вас этот совет писателя?
Эдгар По. Рассказы и повести (на выбор).
Джеймс Олдридж. «Акулья клетка» (продолжение повести «Последний дюйм»).
Рэй Брэдбери. «Ветер», «Звук бегущих ног», «Пришло время дождей», «Ревун», «Космонавт», «И грянул гром», «Машина времени», «Здравствуй и прощай» (на выбор).
Подумайте, каковы отношения взрослых и детей в рассказах Р. Брэдбери, Л. Толстого, И. Бунина, А. Платонова и в вашей семье. В чем сходство и различие?
В. Железников. «Чудак из 6 „б"», «Каждый мечтает о собаке», «Хорошим людям — доброе утро», В. Каверин. «Два капитана», Л. Кассиль. «Великое противостояние»,
А. Мешковский. «Не опоздай к приливу», Э. Цюрюпа. «Умеешь ли ты читать?», Дж. Сэлинджер. «Человек, который смеялся», Н. Смирнов-Сокольский.
«Рассказы о книгах», К. Чуковский. «Люди и книги», В. Порудоминский. «Половина жизни моей».
И. Смольников. «Середина столетия», сборник «Они питали мою музу»; «Русские писатели» (биобиблиографический словарь); «Русские поэты» (антология русской поэзии).
Существует много книг-воспоминаний, серии книг ЖЗЛ, «Писатель в русской критике» и т. д. Не забывайте о них, читайте, например, «А. Пушкин в
воспоминаниях современников», то же о М. Лермонтове, И. Тургеневе, М. Горьком, М. Е. Салтыкове-Щедрине и пр.; В. Порудоминский о В. Дале, Ю. В. Лебедев
об И. Тургеневе, К. Тюнькин о М. Салтыкове-Щедрине.
Энциклопедии: Лермонтовская энциклопедия; А. С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. Под ред. В. И. Коровина.
Знакомство с такими книгами поможет составить более полное представление о личности писателей, их жизни и творчестве.
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(
вернуться к уроку)