Главная |
|
|
К.А.Горбунов. Портрет И.С.Тургенева. 1838-1839.
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – Москва: "Советская Россия", 1988 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)
7 класс[1] |
Урок 24. И. С. Тургенев. "Бирюк": автор и герои рассказа
Урок 25. И. С. Тургенев. "Бирюк": поэтика рассказа
Урок 26. И. С. Тургенев. Cтихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы» и «Два богача»
УРОК 26
И. С. ТУРГЕНЕВ.
«РУССКИЙ ЯЗЫК», «БЛИЗНЕЦЫ», «ДВА БОГАЧА»
Основное содержание урока
Стихотворения в прозе как жанр. Понятие о лирической миниатюре. Тургенев о богатстве и красоте русского языка.
Родной язык как духовная опора человека. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе. Нравственность и человеческие взаимоотношения в
стихотворениях в прозе «Близнецы» и «Два богача». Стихотворения в прозе в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворений в прозе. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ
на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.
Анализ различных форм выражения авторской позиции. Выявление нравственного идеала писателя.
I. Стихотворения в прозе как жанр.
Понятие о лирической миниатюре
1. Чтение учителем и обсуждение стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…»:
— Определите жанр произведения. Какие черты сближают его с прозой? Что сближает его со стихами?
— Изучите смысловое наполнение понятия стихотворение в прозе, данное в «Словаре литературоведческих терминов».
— Выделите основные черты стихотворений в прозе.
(Небольшой объём, субъективность изображения мира, повышенная эмоциональность и др.)
2. Чтение и обсуждение статьи учебника «Стихотворения в прозе» (см. статью ниже):
— Как родился сборник «Стихотворения в прозе»?
— Чем стихотворения в прозе отличаются от стихов?
— Какие жанровые формы стихотворений в прозе вошли в сборник?
— Как понять обращение к читателю, которым Тургенев открывает сборник «Стихотворения в прозе»:
«Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно
станет — и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, — и которое-нибудь из них,
может быть, заронит тебе что-нибудь в душу»?
II. Тургенев о богатстве и красоте русского языка.
Родной язык как духовная опора человека.
Стихотворение в прозе «Русский язык» в актёрском исполнении
Прослушивание и обсуждение стихотворения в прозе «Русский язык» (см. текст ниже) в актёрском исполнении
(чит. А.Покровский (00:40) >>>):
— Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
— Почему русский язык великий, могучий, правдивый и свободный?
— Когда писателю нужна духовная поддержка и опора?
— Какие противопоставления являются композиционной основой стихотворения?
(Сомнения, тягостные раздумья — поддержка и опора; не будь тебя — впасть в отчаяние; нельзя верить — такой язык, великий народ.)
— Какой смысл усиливает двойное отрицание в последнем предложении?
(«Верю, что такой язык дан великому народу».)
— Выполнение заданий к стихотворению в прозе из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
III. Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе «Близнецы» и «Два богача».
Стихотворения в прозе в актёрском исполнении
Прослушивание и обсуждение стихотворения в прозе
«Близнецы» (см. текст ниже) в актёрском исполнении:
— Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».
— В чём близнецы были схожи от природы?
— Чем были похожи близнецы в момент спора?
— На какой антитезе построено второе предложение стихотворения в прозе?
— Проанализируйте глаголы, которыми описаны близнецы в момент спора. Докажите, что они являются экспрессивными синонимами к слову ругались.
— Почему лирическому герою стихотворения было жутко?
— Выполнение заданий из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
Прослушивание и обсуждение стихотворения в прозе «Два богача» (см. текст ниже) в актёрском исполнении
(чит. А.Киселев, зап.1955 г. (01:10) >>>):
— Составьте лексические и историко-культурные комментарии к
словам Ротшильд, призрение, умиляюсь, гроши. Прокомментируйте факт о стоимости соли в России во времена Тургенева.
— Ответ на вопрос к стихотворению в прозе «Два богача» из раздела учебника «Учимся читать выразительно».
— О каких нравственных качествах размышляет писатель?
— Что даёт право автору сказать: «Далеко Ротшильду до этого мужика»?
— Выполнение заданий к стихотворению в прозе из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
IV. Нравственность и человеческие взаимоотношения в стихотворениях в прозе
Концерт-миниатюра из стихотворений в прозе «Собака», «Довольный человек», «Воробей», «Посещение», «Старик», «Завтра! Завтра!», «Мы ещё повоюем!», «Мне жаль…»
и др. (по выбору учителя).
— Определите темы этих стихотворений в прозе.
— Какие нравственные и философские проблемы поднимает в них писатель?
— Какие чувства они вызывают?
V. Практическая работа.
Составление таблицы «Темы и проблемы стихотворений в прозе»:
ТАБЛИЦА
«Темы и проблемы стихотворений в прозе» |
Название стихотворения |
Тема |
Проблема |
Авторский вывод |
«Русский язык» |
|
|
|
«Близнецы» |
|
|
|
«Два богача» |
|
|
|
«Собака» |
|
|
|
«Воробей» |
|
|
|
«Мы ещё повоюем!» |
|
|
|
Заполнение таблицы можно закончить дома.
VI. Чтение статьи учебника «В творческой лаборатории Тургенева» (см. статью ниже).
И т о г о в ы е в о п р о с ы:
Каким предстаёт Тургенев в воспоминаниях современников?
Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи «В творческой лаборатории Тургенева»).
Домашнее задание
Выучить наизусть одно из стихотворений в прозе.
Составить о нём письменный отзыв
или выполнить «Творческое задание» учебника.
Индивидуальные задания.
Сочинить стихотворение в прозе.
Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).
Подготовить устное сообщение о портретах Некрасова и памятниках поэту с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
Прочитать поэмы «Саша» и «Дедушка» и подготовить о них краткие сообщения (по выбору).
Групповое задание.
Выполнить коллективный учебный проект.
Проект. Составление коллективного электронного сборника «Сочиняем и иллюстрируем стихотворения в прозе».
Следующие уроки: Н. А. Некрасов. "Русские женщины": "Княгиня Трубецкая" >>>
|
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)
Внешность Тургенева хорошо известна. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями.
Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались... простотой и отсутствием аффектации...(1)
Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей...
П. А. Кропоткин
1. Аффекта́ция — неестественная возбужденность в поведении, речи.
Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 году. Детство и все лучшие годы жизни будущий писатель провел в селе Спасском. Еще мальчиком он подружился
с дворовым человеком Пуниным, первым своим учителем. Под влиянием Пунина, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике
проснулся поэт.
Время учения Тургенева сначала в пансионе, затем в Московском и Петербургском университетах было временем романтических привязанностей, увлечений, большого
интереса к наукам, искусствам: молодежь зачитывалась Шиллером, вела постоянные споры о добре, красоте, истине. Уже в студенческие годы появились его первые
переводы. небольшие поэмы, стихотворения, а в 1817 году и первые рассказы из будущих «Записок охотника», принесших славу И. С. Тургеневу.
Основной темой «Записок охотника» были взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика. Писатель выступил как
непревзойденный мастер русского пейзажа, который соотносится с душевным состоянием автора и его героев.
Очерки Тургенева были восторженно встречены демократической критикой, общественностью, Белинским и Герценом, Некрасовым и Гончаровым. Зато в правительственных
кругах «Записки охотника» вызвали резкое осуждение. Было проведено специальное следствие по поводу того, как цензура могла пропустить такое издание. Сам писатель
был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское-Лутовиново, где провел около двух лет. Поводом к этому послужил некролог, написанный
Тургеневым в связи со смертью Гоголя, но всем было ясно, что главная причина ареста и ссылки — «Записки охотника».
Долгие годы живет впоследствии писатель вдали от России, но его мысли и сердце всегда с ней. Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру,
его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного
произведения на каком-либо другом языке, кроме своего родного.
По П. Г. Пустовойту
(вернуться к уроку)
|
СТИХОТВОРЕНИЯ В ПРОЗЕ
Стихотворения в прозе — последние произведения И. С. Тургенева. Он много лет собирал заметки, записи и в конце своей жизни издал их под названием
«Стихотворения в прозе». Стихотворения в прозе не имеют рифмы, они не записываются так, как мы обычно записываем стихи, но они доносят до нас мысли
и чувства писателя.
«Последний день месяца, на тысячу верст кругом Россия — родной край» — так начинается лирическое раздумье «Деревня», один из первых опытов Тургенева,
составивших со временем целую книгу стихотворении в прозе. Сюда вошли небольшие зарисовки, размышления в образах, микрорассказы, лирические миниатюры,
своеобразные «лирические отступления», получившие самостоятельную жизнь.
(вернуться к уроку)
|
В ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБРАТОРИИ
ТУРГЕНЕВА
Воспоминания о Тургеневе характеризуют его и как художника, раскрывают особенности его писательского труда.
Он говорил об этом так: «...писатель не может, не должен поддаваться горю! Он изо всего должен извлекать Пользу. Писатель, говорят, человек нервный, он
чувствует сильнее других. Но потому-то он и обязан держать себя на узде, обязан решительно всегда наблюдать и себя и других. Ну вот, например, случилось
с тобой большое горе, — садись и запиши, то-то и то-то случилось, то-то и то-то испытываю. Горе пройдет, а превосходная страница останется. Иногда такая
страница может сделаться ядром большого творения...»
П. А. Кропоткин записал в своих воспоминаниях о Тургеневе: «Он говорил, как и писал, образами. Желая развить мысль, он прибегал не к аргументам... он пояснял
ее какой-нибудь сценкой, переданной в такой художественной форме, как будто бы она была взята из его повести».
Есть свидетельства о его мучительной работе над сюжетом, образами, стилем, о его требовательности к себе: «Редко его произведение печаталось прежде, чем он
прочтет его кому-нибудь из близких людей, не посоветуется; замечания возбуждали иногда спор, но принимались всегда без признака самолюбивого укола; рукопись
потом сверху донизу перечитывалась, исправлялась и часто переписывалась заново», — рассказывал Д. В. Григорович.
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
«КАК ХОРОШИ, КАК СВЕЖИ БЫЛИ РОЗЫ...»
И. С. Тургенев[2]
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы…
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове всё звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы…
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне,
опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка – и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как
простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не
взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею – но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы…
А в комнате всё темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною –
и чудится скучный, старческий шёпот…
Как хороши, как свежи были розы…
Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко
смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного
подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино – и ланнеровский вальс не может
заглушить воркотню патриархального самовара…
Как хороши, как свежи были розы…
Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой
единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…
Как хороши, как свежи были розы…
Сентябрь, 1879
(вернуться к уроку)
|
РУССКИЙ ЯЗЫК
И. С. Тургенев[3]
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой
язык не был дан великому народу!
Июнь, 1882
(вернуться к уроку
|
БЛИЗНЕЦЫ
И. С. Тургенев
Я видел спор двух близнецов. Как две капли воды походили они друг на друга всем: чертами лица, их выражением, цветом волос, ростом, складом тела — и ненавидели друг друга непримиримо.
Они одинаково корчились от ярости. Одинаково пылали близко друг на дружку надвинутые, до странности схожие лица; одинаково сверкали и грозились схожие глаза; те же самые бранные слова, произнесенные одинаковым голосом, вырывались из одинаково искривленных губ.
Я не выдержал, взял одного за руку, подвел его к зеркалу и сказал ему:
— Бранись уж лучше тут, перед этим зеркалом... Для тебя не будет никакой разницы... но мне-то не так будет жутко.
Февраль, 1878
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ДВА БОГАЧА
И. С. Тургенев[4]
Когда при мне превозносят богача Ротшильда[5], который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на
воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых — я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, — не на что будет соли добыть, похлебку посолить...
— А мы ее... и не соленую, — ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Июль, 1878
(вернуться к уроку)
|
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
Стихотворения в прозе
1. Что говорит Тургенев о русском языке? Почему такие большие надежды возлагает писатель на русский язык?
2. Какую мысль стихотворением «Близнецы» пытается внушить читателю автор?
(вернуться к уроку)
|
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ
Стихотворения в прозе
Тургенев И. С. Русский язык
Прислушайтесь к музыке, сопровождающей чтение тургеневского стихотворения в прозе. Помогает ли музыка Модеста Петровича Мусоргского полнее
почувствовать мысли и переживания поэта?
В чём музыка созвучна содержанию стихотворения?
Тургенев И. С. Близнецы
1. Что более всего поразило автора в бранящихся близнецах? Почему ему стало жутко?
2. Как актёр средствами выразительного чтения сумел передать эмоциональное состояние автора?
Тургенев И. С. Два богача
1. Когда автор говорит о Ротшильде, он "умиляется". С каким чувством читает эти слова актёр? Есть ли здесь ирония? Есть ли у актёра основание
читать с иронией?
2. Как вы охарактеризуете чтение актёром диалога крестьянина и его жены? Сумел ли он передать характеры этих людей?
Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
|
|
|
1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. ( вернуться)
2. "Как хороши, как свежи были розы…" — строчка из стихотворения, которое называлось "Роза"
и было написано И.Мятлевым в 1843 г. под впечатлением выступления П.Виардо. ( вернуться)
3. Русский язык — напечатано в "Вестнике Европы". — 1882. — № 12.
Последняя книга Тургенева собрала в себе главные темы и мотивы его творчества. Книгу открывало стихотворение в прозе «Деревня», а завершал ее «Русский язык»,
лирический гимн, исполненный веры Тургенева в великое предназначение своей страны. ( вернуться)
4. Два богача — в стихотворении — тема социального неравенства. Один богач — миллионер,
всё богатство другого — доброта, бескорыстие, человечность. В обездоленном, нищем мужике Тургенев показывает благородство и красоту души. ( вернуться)
5. богача Ротшильда... — Ротшильды — династия богатейших европейских банкиров, живших во Франции,
Германии и Англии. Барон Д. Ротшильд (1792—1868) считался самым богатым человеком Франции; после его смерти главой парижского банкирского дома
был барон Альфонс Ротшильд (1827—1905).
В банке Ротшильдов у Тургенева был свой счет; с представителями этого дома он вел переписку по поводу своих картин. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Портрет И.С. Тургенева
работы Ф.Е. Бурова. 1883.
Дом-музей И.С. Тургенева |
|
|
|
|
|
|
|
|
|