Тургенев И. С. "Бирюк": автор и герои рассказа. Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет И. С. Тургенева
работы К. А. Горбунова. 1838-1839.
Источник: Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь. Искусство. Время. – Москва: "Советская Россия", 1988
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)

7 класс[1]


Урок 24. И. С. Тургенев. "Бирюк": автор и герои рассказа

Урок 25. И. С. Тургенев. "Бирюк": поэтика рассказа

Урок 26. И. С. Тургенев. Cтихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы» и «Два богача»


УРОК 24
И. С. ТУРГЕНЕВ. «БИРЮК»:
АВТОР И ГЕРОИ РАССКАЗА


Основное содержание урока
Краткий рассказ о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. Изображение быта крестьян. Фрагменты рассказа в актёрском исполнении. Характер главного героя. Смысл названия рассказа. Авторское отношение к бесправным и обездоленным.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статей учебника «Иван Сергеевич Тургенев» и «Вся моя биография в моих сочинениях…». Составление тезисов. Устный рассказ о писателе. Восприятие и выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Сравнительная характеристика и нравственная оценка героев.

I. Краткий рассказ о писателе.

1. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос


Какие произведения Тургенева вы знаете?

Какие рассказы из сборника «Записки охотника» читали?

Что осуждает писатель в «Записках охотника»?

2. Викторина по рассказам Тургенева:

— Героями какого рассказа Тургенева являются пять мальчиков?
(«Бежин луг».)

— В каком рассказе показаны два типа русских крестьян?
(«Хорь и Калиныч».)

— Герой какого рассказа имел прозвище Сучок и служил рыболовом?
(«Льгов».)

— Кто из героев «Записок охотника» считал, что «справедливости в человеке нет»?
(Касьян. «Касьян с Красивой Мечи».)

— Действие какого рассказа происходит в Москве?
(«Муму».)

3. Рассказ учителя о биографии и творчестве Тургенева с включением сообщений учащихся о сборнике «Записки охотника», портретах Тургенева (см. страницу "Портреты И. С. Тургенева" на сайте "К уроку литературы") и памятниках писателю.

Обсуждение эпиграфа к главе учебника об И. С. Тургеневе:

— Какие черты личности И. С. Тургенева заметил П. А. Кропоткин в его внешности?

— Что привлекало современников в облике Тургенева?

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев» (см. статью ниже) и составление тезисов статьи:
ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев»
Вопрос
Тезис
Кто оказал на юного Тургенева сильное влияние в детстве?
Под влиянием Пунина, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт
Чем увлекались Тургенев и его сверстники в годы учёбы?
Время учения Тургенева… было временем романтических увлечений, интереса к наукам, искусствам: молодёжь… вела споры о добре, красоте, истине
Какова основная тема «Записок охотника»?
Взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика
Как читатели встретили очерки Тургенева?
Очерки… восторженно встречены демократической критикой, в правительственных кругах… вызвали резкое осуждение
За что Тургенев сослан в деревню?
Главная причина ареста и ссылки — антикрепостнический пафос «Записок охотника»
Почему у Тургенева нет произведений на иностранных языках?
Тургенев глубоко любил свою Родину, свой народ, его культуру, особенно его язык



III. Чтение и обсуждение статьи учебника «Вся моя биография в моих сочинениях…» (см. статью ниже):

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

В чём, по-вашему, сходство дворового человека Пунина и героя повести «Пунин и Бабурин»?

В чём заслуга Тургенева перед русским народом?

Какие трудности были у Тургенева на его писательском пути?

Докажите, что выше всех Тургенев ставил Пушкина и Белинского.

IV. Изображение быта крестьян.
Фрагменты рассказа в актёрском исполнении


Прослушивание и рецензирование актёрского чтения рассказа «Бирюк» (см. фонохрестоматию).

Выполнение заданий раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте и озаглавьте фрагмент рассказа с начала до слов «…тускло светил огонёк».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям беговые дрожки, ракиты, лозняки, не видел ни зги.

Какими способами описано начало и усиление грозы?

Какой символический смысл оно имеет?

Выполните задание 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 2.
Прочитайте и озаглавьте фрагмент рассказа со слов «Лесник довёл лошадь до крыльца…» до слов «Со двора слышно».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям покромка, полати, лучина, светильня, замашная рубашка, сжить со свету, рожок.

Что в описании избы лесника говорит о его крайней бедности?

Какие качества характера автор подчёркивает в его портрете?

Как отзывались «соседние мужики» о Бирюке? Какой является эта характеристика: положительной или отрицательной? Обоснуйте своё мнение.

Группа 3.
Прочитайте и озаглавьте фрагмент рассказа со слов «Мы вышли вместе…» до слов «…добрались мы до избы».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям очерки деревьев, угловатая рогожка, тележный ход.

Какую роль играют звуковые образы?

Охарактеризуйте поведение Бирюка, мужика и рассказчика.

Группа 4.
Прочитайте и озаглавьте фрагмент рассказа со слов «Бирюк бросил пойманную лошадёнку…» до слов «Я ждал, что будет».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям слобода, приказчик, лихорадка, один живот и есть.

Почему рассказчик сочувствовал мужику, укравшему дерево?

Почему Бирюк не отпускает мужика:
от внутреннего убеждения, что воровать нельзя;
чтобы показать превосходство своего должностного положения?

Группа 5.
Прочитайте по ролям и озаглавьте финальную часть рассказа со слов «Мужик внезапно выпрямился» до конца рассказа.

Почему мужик стал спорить с Бирюком:
от смелости или от безысходности? Обоснуйте свою позицию.

В чём мужик обвиняет Бирюка? Сознателен ли протест мужика? Докажите своё мнение.

V. Характер главного героя

Заполнение цитатной таблицы «Характеристика Бирюка»
:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Характеристика Бирюка»
Черты Бирюка
Примеры
Место в системе образов рассказа
      
Социальная принадлежность, должность
      
Семейное положение и прошлое
      
Возраст, внешность
      
Поступки, раскрывающие характер героя
      
Нравственные убеждения Бирюка
      
Оценка героя мужиком и рассказчиком
      
Оценка образа Бирюка в литературной критике (см. материалы практикума «Читаем, думаем, спорим…»)
      



Познакомьтесь с происхождением имени Фома:

Фома — близнец (библейск.). Имя Фома ещё со времён Христа стало синонимом скепсиса, недоверчивости и сомнения… У средневековых гностиков образ этого апостола стал символом постижения тайного учения Христа не через слепую и безрассудную веру, а посредством собственного разума.

Предположите, случаен ли выбор Тургеневым имени героя рассказа.

Составьте рассказ о Бирюке по материалам таблицы.

VI. Смысл названия рассказа

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VII. Авторское отношение к бесправным и обездоленным

Ответ на вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VIII. Практическая работа.
Подбор примеров, иллюстрирующих различные формы выражения авторской позиции
.

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Примеры, иллюстрирующие различные формы выражения авторской позиции в рассказе «Бирюк»
Формы выражения авторской позиции
Примеры
Смысл имени и отчества Бирюка (имя мужика не названо)
      
Смысловая роль первого появления героев в рассказе
      
Семейное положение и прошлое
      
Детали портрета как средство авторской оценки
      
Пейзаж, связанный с героями, их душевным состоянием
      
Интерьер, предметы, связанные с героями (детали описания избы, лошадёнки и др.)
      
Речь героев, её особенности
      
Авторские оценки героев (прямые/косвенные)/div>
      



И т о г о в ы й  в о п р о с:

Почему Тургенев мечтал, чтобы его «Записки охотника» помогли делу освобождения крестьян?

Домашнее задание

Подготовить художественный пересказ эпизода «Гроза», выборочный пересказ эпизода «Жилище Бирюка», краткий пересказ эпизода «Разговор мужика и Бирюка».

Составить письменную характеристику Бирюка
или ответить на вопрос «Каковы формы выражения авторской позиции в рассказе „Бирюк“?» (по выбору учащихся).

Групповое задание.

Оценить иллюстрации учебника и другие иллюстрации к рассказу «Бирюк», найденные в Интернете.

Индивидуальное задание.

Создать иллюстрации к рассказу и подготовиться к их презентации и защите.




УРОК 25
И. С. ТУРГЕНЕВ. «БИРЮК»:
ПОЭТИКА РАССКАЗА


Основное содержание урока
Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека. Художественные достоинства рассказа.

Основные виды деятельности.
Различные виды пересказов. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа эпизода. Обсуждение произведений книжной графики. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…».

I. Мастерство И. С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.
Художественные достоинства рассказа

Практическая работа.
Устный анализ эпизодов «Гроза», «Жилище Бирюка», «Разговор Бирюка и мужика» (по группам).

Группа 1. «Гроза».


Перескажите близко к тексту эпизод «Гроза» (с начала до слов «…тускло светил огонёк»).

Определите речевой строй эпизода.

Найдите элементы повествования, описания, диалога.

Используя план анализа эпизода (см. урок 21), подготовьте устный анализ данного фрагмента.

Вопросы для групповой и индивидуальной работы

1. Повествование.

Какие события происходят в эпизоде? Какова их динамика?

Какие герои действуют в эпизоде? Оцените их поступки.

Какова взаимосвязь героев и событий?
(Например, если бы не началась гроза, рассказчик бы не попал в избу лесника и не стал бы свидетелем его разговора с мужиком.)

Определите художественное пространство эпизода.
(Пыльная дорога, лес, двор вокруг избушки лесника — пространство сужается, фокусируется на предмете изображения, Бирюке.)

Определите художественное время эпизода.
(Вечер, ехали довольно долго, тускло светил огонёк — наступила ночь.)

2. Описание.

Какая картина мира дана в эпизоде?
(Пейзаж.)

От чьего имени дано описание?
(От имени рассказчика.)

Какими способами описано состояние рассказчика?
(Цветовые образы: лиловая туча; белая молния; тускло светил огонёк.
Звуковые образы: ракиты лепетали, ветер загудел, капли застучали, удар грома, несколько щенков залаяло.
Ощущения рассказчика: тревожно шевелились, душный жар, влажный холод, не видел ни зги; почудилась фигура.)

Какова роль художественных деталей?

Проанализируйте роль глагольной лексики.

3. Диалог.

В чём основной конфликт диалога?

Как в речи героев отразились черты их характеров?
(Рассказчик не испугался незнакомой фигуры, ответил вопросом на вопрос; речь его выдаёт культурного человека — сделай одолжение.
Лесник ведёт себя с достоинством; предлагает провести барина в свою избу; вежлив — извольте сидеть.)

Какую роль играют в диалоге авторские ремарки?
(Звучный голос — сильный человек; отрывисто проговорил — немногословен, предпочитает действовать.)

Каков подтекст диалога?

Группа 2. «Жилище Бирюка».

Перескажите выборочно эпизод «Жилище Бирюка» со слов «Лесник довёл лошадь…» до слов «Со двора слышно».

Определите речевой строй эпизода.

Найдите элементы повествования, описания, диалога.

Используя план анализа эпизода, подготовьте устный анализ данного фрагмента.

Вопросы для групповой и индивидуальной работы

1. Повествование.

Какие события происходят в эпизоде? Какова их динамика?

Какие герои действуют в эпизоде? Оцените их поступки.

Какова взаимосвязь героев и событий?

*Определите художественное пространство и время эпизода.
(Пространство замкнутое — теснота, темнота, грязь, лохмотья, крайняя бедность; время — ночь.)

2. Описание.

Какая картина мира описана в эпизоде?
(Интерьер.)

Чьими глазами мы видим картину мира?
(Глазами рассказчика.)

Какими способами описано состояние рассказчика?
(Световые образы — фонарь, лучина, светильня.
Звуковые образы: тоненький голосок, топот босых ног, засов заскрипел, ребёнок закричал.
Ощущения рассказчика: прямые оценки: сердце моё заныло; изба показалась мне ещё печальнее прежнего; горький запах остывшего дыма; косвенные оценки: изба из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой; изорванный тулуп; груда тряпок; лучина горела, печально вспыхивая и погасая.)

Какова роль художественных деталей в этом эпизоде?
(Крошечная скамейка — ребёнка растит девочка, сама ещё ребёнок; ребёнок дышал тяжело и скоро — вероятно, ребёнок заболел; хозяйка… с прохожим мещанином сбежала — отец растит детей один.)

3. Диалог.

В чём основной конфликт диалога Бирюка и рассказчика?
(Рассказчик слышал, что окрестные мужики боялись Бирюка, а жизнь лесника трудная: он следит за лесом, один растит детей, живёт в крайней бедности.)

Как в речи героев отразились черты их характера?
(Бирюк подчёркивает, что он хорошо работает лесником: даром господский хлеб есть не приходится; говорит трудную правду о сбежавшей жене; гостеприимен, но крайне беден.)

Какую роль играют в диалоге авторские ремарки?
(Отвечал угрюмо, с жёсткой улыбкой — Бирюк стойко переносит невзгоды.)

Каков подтекст диалога?

Группа 3. «Разговор Бирюка и мужика».

Перескажите кратко эпизод «Разговор Бирюка и мужика» со слов «Фома Кузьмич, — заговорил вдруг мужик…» до конца рассказа.

Определите речевой строй эпизода.

Найдите элементы повествования, описания, диалога.

Используя план, подготовьте устный анализ данного фрагмента.

Вопросы для групповой и индивидуальной работы

1. Повествование.

Какие события происходят в эпизоде? Какова их динамика?

Какие герои действуют в эпизоде? Оцените их поступки.

Какова взаимосвязь героев и событий?

Определите художественное пространство эпизода.
(Пространство сначала замкнутое — изба лесника, но к концу эпизода оно расширяется — Бирюк растворил дверь и вытолкал мужика, застучали колёса телеги.)

2. Описание.

Почему в эпизоде почти нет описаний?

Какое душевное состояние мужика подчёркивают детали его портрета?

С какой целью автор показывает динамику портрета мужика?
(Мужика подёргивало, словно лихорадка его колотила… — мужик провинился и боится наказания.
Глаза у него загорелись и на лице выступила краска — мужик доведён бедностью до отчаяния, он понимает, что ему уже больше нечего терять.)

3. Диалог.

В чём основной конфликт диалога?
(Мужик крайне беден и вызывает сочувствие, но Бирюк непреклонен, потому что воровать никому не след. Бирюк должен наказать мужика, но отпускает его и не может этого себе простить: он человек подневольный, с него взыщут.)

Как в речи героев отразились черты их характера?
(Мужик сначала униженно просит, а потом дерзко обличает Бирюка за его ревностную службу; решимость мужика от отчаяния: ему больше нечего терять. Бирюк сначала пытается усовестить мужика, затем решительно выгоняет его и просит барина никому не сказывать.)

Предположите, как повёл бы себя Бирюк, если бы во время его разговора с мужиком не было барина. Он отпустил бы мужика или наказал?

Какую роль играют в диалоге авторские ремарки?
(В ремарках к репликам лесника показано изменение его душевного состояния: угрюмо возразил, заговорил с изумлением, крикнул на меня, закричал ему вслед, перебил с досадой, пробормотал — угрюмое спокойствие, крайнее удивление, гнев, досада, разочарование.
В ремарках к репликам мужика дана динамика его внутренней жизни, рост его решимости и отчаяния: твердил, повторял с унылым отчаянием, подхватил свирепым голосом — стремление разжалобить Бирюка, рост отчаяния, переход от просьб к решительным действиям, готовность ко всему, даже к смерти.)

Каков подтекст диалога?

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Какова роль изобразительно-выразительных средств в эпизодах?

Каков эмоциональный пафос каждого эпизода, авторское отношение к изображаемому?

II. Обсуждение произведений книжной графики к рассказу «Бирюк».

Презентация и защита собственных иллюстраций.

И т о г о в ы й  в о п р о с:

В чём проявилось мастерство Тургенева в рассказе «Бирюк»?

Домашнее задание

Письменно проанализировать один из эпизодов.

Выполнить задания из раздела учебника «Совершенствуем свою речь».

Индивидуальные задания.

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Подготовить выразительное чтение стихотворений в прозе «Собака», «Довольный человек», «Воробей», «Посещение», «Старик», «Завтра! Завтра!», «Мы ещё повоюем!», «Мне жаль…» и др. (по выбору учителя).

Следующие уроки: И. С. Тургенев. Cтихотворения в прозе «Русский язык», «Близнецы» и «Два богача» >>>



ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
(1818 – 1883)


Внешность Тургенева хорошо известна. Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались... простотой и отсутствием аффектации...(1) Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей...
П. А. Кропоткин

1. Аффекта́ция — неестественная возбужденность в поведении, речи.


Иван Сергеевич Тургенев родился в Орле в 1818 году. Детство и все лучшие годы жизни будущий писатель провел в селе Спасском. Еще мальчиком он подружился с дворовым человеком Пуниным, первым своим учителем. Под влиянием Пунина, который прекрасно знал русскую литературу, любил и умел читать стихи, в мальчике проснулся поэт.

Время учения Тургенева сначала в пансионе, затем в Московском и Петербургском университетах было временем романтических привязанностей, увлечений, большого интереса к наукам, искусствам: молодежь зачитывалась Шиллером, вела постоянные споры о добре, красоте, истине. Уже в студенческие годы появились его первые переводы. небольшие поэмы, стихотворения, а в 1817 году и первые рассказы из будущих «Записок охотника», принесших славу И. С. Тургеневу.

Основной темой «Записок охотника» были взаимоотношения помещиков и крестьян, поруганное человеческое достоинство русского мужика. Писатель выступил как непревзойденный мастер русского пейзажа, который соотносится с душевным состоянием автора и его героев.

Очерки Тургенева были восторженно встречены демократической критикой, общественностью, Белинским и Герценом, Некрасовым и Гончаровым. Зато в правительственных кругах «Записки охотника» вызвали резкое осуждение. Было проведено специальное следствие по поводу того, как цензура могла пропустить такое издание. Сам писатель был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское-Лутовиново, где провел около двух лет. Поводом к этому послужил некролог, написанный Тургеневым в связи со смертью Гоголя, но всем было ясно, что главная причина ареста и ссылки — «Записки охотника».

Долгие годы живет впоследствии писатель вдали от России, но его мысли и сердце всегда с ней. Тургенев глубоко любил свою родину, свой народ, его культуру, его язык. Несмотря на длительное пребывание за границей и отличное знание нескольких иностранных языков, он за всю свою долгую жизнь не написал ни одного произведения на каком-либо другом языке, кроме своего родного.
По П. Г. Пустовойту
(вернуться к уроку)



«ВСЯ МОЯ БИОГРАФИЯ В МОИХ СОЧИНЕНИЯХ...»

О Тургеневе осталось много воспоминаний, рассказов, среди них есть строгая оценка своего творчества самим писателем и признание его роли народом. И. С. Тургенев вспоминает: «По дороге из деревни в Москву, на одной маленькой станции вышел я на платформу. Вдруг подходят ко мне двое молодых людей... „Позвольте узнать, — спрашивает один из них, — вы будете Иван Сергеевич Тургенев?” — „Я”. — „Тот самый, что написал „Записки охотника”?” — „Тот самый”. Они оба сняли шапки и поклонились мне в пояс. „Кланяемся вам, — сказал один из них, — а знак уважения и благодарности от лица всего русского Народа”».

Признание Тургенева как первоклассного мастера повести, романа пришло не сразу. Писательский путь Тургенева не был ровным и гладким: ему пришлось пережить немало обид, непонимания, расхождений с друзьями...

Тургеневу хотелось, чтобы его похоронили у ног Пушкина, однако он считал, что не заслуживает такой чести, и завещал похоронить его рядом с Белинским. «Я — ученик Пушкина, — говорил Тургенев, — и у меня всегда было страстное желание, если напишу что-нибудь хорошее, посвятить памяти Пушкина. Теперь мне 61 год, много вещей уже написано, по я всякий раз говорил себе: нет, еще рано, вот напишу что-нибудь получше. И так до сих пор не нашел ничего достойного его памяти...»

ЗАДАНИЕ

Познакомьтесь с книгой «И. С. Тургенев в воспоминаниях современников», расскажите о жизни писателя.
(вернуться к уроку)



РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
Рассказ "Бирюк"


1. Прочитайте описание грозы, которая застала путника в лесу. Какие изобразительные приемы использует писатель? Сопоставьте описание природы у Гоголя и Тургенева. Расскажите о результатах сравнения.

2. Опишите (устно) избу лесника. Вспомним слова охотника: «Я посмотрел кругом, — сердце во мне заныло». Возникло ли у вас такое же чувство при чтении этого текста? Рассмотрите иллюстрации к рассказу. Так ли вы представляли себе героев?
Обратите внимание, насколько велико число синонимов к слову «сказал» у Тургенева (возразил, повторял, продолжал, заговорил, подхватил, загремел, закричал и т. д.). Подумайте, что достигается этим. Как через синонимы выражается отношение автора к сказанному?

3. Какая сцена в этом маленьком рассказе может считаться самой важной? Объясните свой выбор. Подготовьте ее исполнение в лицах.

4. Как относились мужики ближних деревень к Бирюку? Почему Бирюк отпустил провинившегося мужика и виновен ли мужик? Кто и когда называет героя рассказа Фомой, кто — Фомой Кузьмичом, кто — Бирюком? Как вы объясните это? Как Фома стал «бирюком»? Чем вызван его суровый и нелюдимый характер? Почему рассказ назван «Бирюк»?

5. Подготовьте художественный пересказ текста (описание портрета Бирюка или одного дня жизни лесника — на выбор).

6. Как, по вашему мнению, автор относится к героям рассказа «Бирюк»?

7. Известны свидетельства о том, что в решении Александра II освободить крестьян «Записки охотника» сыграли большую роль. Сам писатель хотел, чтобы на его памятнике после смерти были выгравированы слова о том, что его книга «Записки охотника» послужила делу освобождения крестьян. Покажите на примере рассказа «Бирюк» значение подобного произведения в решении отмены крепостного правя в России.
(вернуться к уроку)


СОВЕРШЕНСТВУЕМ СВОЮ РЕЧЬ
Рассказ "Бирюк"


1. Опишите (устно) избу лесника. Мы читаем слова охотника: "Я посмотрел кругом, — сердце во мне заныло". Возникло ли у вас такое же чувство при чтении этого текста? Рассмотрите иллюстрации к рассказу. Так ли вы представляли себе героев?

2. Обратите внимание, насколько велико число синонимов к слову "сказал" у Тургенева (возразил, повторял, продолжал, заговорил, подхватил, загремел, закричал и т.д.) Подумайте, что достигается этим. Как через синонимы выражается отношение автора к сказанному и сказавшему?

3. Подготовьте художественный пересказ текста (описание портрета Бирюка или одного дня из жизни лесника — на выбор).

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

 
Бирюк. Иллюстрация к "Запискам охотника". 1884
Иллюстрации К.В.Лебедева к "Запискам охотника"




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Портрет И.С. Тургенева
работы Ф.Е. Бурова. 1883.
Дом-музей И.С. Тургенева
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика