"Слово о полку Игореве". Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Титульный лист "Слова о полку Игореве". Гос. изд-во Академия. Палехское оформление. Худ. И. И. Голиков.
И. И. Голиков. Иллюстрации к "Слову о полку Игореве"
("К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

9 класс[1]


Урок 2. Литература Древней Руси. "Слово о полку Игореве" — величайший памятник древнерусской литературы

Урок 3. Центральные образы "Слова о полку Игореве"

Урок 4. Образ автора и поэтика "Слова о полку Игореве"


УРОК 2
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ.
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК
ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Основное содержание урока


Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. История открытия «Слова о полку Игореве». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении (в переводе Н. А. Заболоцкого). Переводы «Слова...».

Основные виды деятельности. Составление таблицы «Периодизация древнерусской литературы». Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

I. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров
Вступительная беседа:


— Когда начинается словесное искусство Древней Руси?

Вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Приведите примеры высокой духовности древнерусской литературы.

— Какие исторические события отражала древнерусская литература? Почему в ней не было места художественному вымыслу?

— Вопрос 3 из раздела учебника «Проверьте себя».

*Почему героями литературы Древней Руси были князья, бояре, воеводы, высшее духовенство?

— *Поясните «соблюдение этикета» как черту древнерусской литературы.

— Вопросы 2 и 4 из раздела учебника «Проверьте себя».

Назовите основные жанры древнерусской литературы, их главные черты и иерархию.

II. Практическая работа.
Составление таблицы «Периодизация древнерусской литературы»
(по статье учебника). См. статью ниже:

ТАБЛИЦА
«Периодизация древнерусской литературы»
Период
Краткая характеристика
Основные произведения
1. XI век — I треть XII века
    
    
2. II треть XII — I треть XIII века
    
    
3. II треть XIII — конец XIV века
    
    
4. Конец XIV—XV век
    
    
5. Конец XV—XVI век
    
    
6. XVII век
    
    



III. История открытия «Слова о полку Игореве». Проблема авторства

Лекция учителя

об истории открытия «Слова о полку Игореве» с включением сообщений учащихся об А. И. Мусине-Пушкине и о проблеме авторства «Слова...».

Запись основных положений лекции:

1. Слово — один из ведущих жанров древнерусской литературы;

2. «Слово о полку Игореве» было создано, когда процесс феодального дробления и вражда княжеств на Руси достигли наибольшей силы.

3. «Слово...» написано вскоре после неудачного похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году и призывает русские земли к единению перед лицом внешних врагов.

4. Автор «Слова...» выражает мнение всего русского народа и занимает независимую патриотическую позицию.

5. Художественная система «Слова...» связана с фольклором.

6. «Слово...» найдено в конце XVIII века собирателем древностей А. И. Мусиным-Пушкиным.

Сообщения учащихся о Мусине-Пушкине и о проблеме авторства «Слова...».

7. «Слово...» было переведено с древнерусского языка многочисленными писателями, поэтами и литературоведами.

IV. Историческая основа памятника, его сюжет.

Фрагменты поэмы в актёрском исполнении

Чтение учителем вступления к «Слову...» на древнерусском языке (см. текст ниже):

Какое впечатление вызывает у вас древнерусский текст «Слова...»?

V. Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно фрагмент вступления к «Слову...» (в переводе Д. С. Лихачёва) с начала до слов «князям славу рокотали» (см. текст ниже):

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям:
трудных повестей, Боян, растекался мыслию по древу, вещие персты на живые струны воскладал(см. Исторический и географический комментарий к «Слову о полку Игореве»).
*Какие события истории Древней Руси отражены во фрагменте?

Какую манеру избирает автор «Слова...» для своего повествования?

Группа 2.
Прочитайте выразительно фрагмент вступления к «Слову...» со слов «Начнём же, братья, повесть эту...» до слов «стоят стяги в Путивле!».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям:
скрепил ум силою, поострил сердце мужеством, исполнившись ратного духа; шлемом испить из Дона, свивая славу обоих половин этого времени, рыща по тропе Трояна, внук Велеса (см. Исторический и географический комментарий к «Слову о полку Игореве»).

Какое предзнаменование увидел Игорь, собираясь в поход? Почему оно не остановило княжеское войско?

Переводы «Слова о полку Игореве»

Сообщение учителя
о переводах «Слова...» и истории создания перевода Н. А. Заболоцкого

Чтение письма Н. А. Заболоцкого Н. Л. Степанову от 20 июня 1945 года (Караганда) (см. текст ниже):

Группа 3.
Прочитайте выразительно фрагмент вступления к «Слову...» (в переводе Н. А. Заболоцкого) с начала до слов «князям славу рокотали».

— Чем отличается фрагмент в переводе Заболоцкого от древнерусского текста и перевода Д. С. Лихачёва?

— Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент вступления к «Слову...». Слушать "Слово о полку Игореве" (перелож. Н.Заболоцкого; фрагм. Вступление ) чит. А.Кутепов (03:41).

Ответьте на вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Группа 4.
Прочитайте выразительно фрагмент «Слова...» (в переводе Н. А. Заболоцкого) со слов «Мы же по иному замышленью...» до слов «стяги бранные стоят».

В чём отличие древнерусского текста и переводов?

Прослушайте и оцените фрагмент в актёрском исполнении.

VI. Практическая работа.

Сравните фрагменты переводов «Слова...», включённые в практикум «Читаем, думаем, спорим...».

Перескажите кратко сюжет «Слова...», запишите цепь отражённых в нём событий и составьте таблицу, содержащую подробности сюжета:

ТАБЛИЦА
События "Слова" и подробности сюжета
События «Слова»
Подробности сюжета
Вступление
Предания о княжеских подвигах, их певцах и о Бояне; о княжении Владимира, времени Траяна, языческом боге Велесе
Поход Игоря
Сборы Игоря и Всеволода в поход, затмение солнца, первые сражения, воспоминания о временах Траяна, поражение в бою на Каяле, нападение половцев на русские земли, вызванное походом Игоря, его осуждение за неудачный поход
Сон Святослава
Смутный и тревожный сон Святослава, сыновья которого попали в плен, нападение половцев на русские земли
Золотое слово Святослава
Упрёки Святослава сыновьям, обращение к князьям с призывом объединиться, воспоминания о князе Всеславе, его связи со старым Владимиром, когда не было розни между князьями
Плач Ярославны
Страдания Ярославны в Путивле, её обращения к Ветру, Днепру и Солнцу, чтобы помочь Игорю
Бегство Игоря из плена
Побег Игоря из плена по пути, указанному Богом, поиски Игоря Гзаком и Кончаком, возвращение Игоря в Киев, прославление князей, сражавшихся с врагами христиан

Заполнение второго столбца таблицы может быть завершено дома.

И т о г о в ы е   в о п р о с ы:

Каким вы представляете себе автора «Слова...»?

Чем отличается «Слово...» от русских былин и летописей?

Домашнее задание

Подготовить сообщение об истории открытия «Слова...», выразительное чтение наизусть фрагмента в переводе или на древнерусском языке.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Групповые задания. Составить лексические и историко-культурные комментарии к трём частям перевода «Слова...» (по группам: см. Исторический и географический комментарий к «Слову о полку Игореве»).

Подготовить комментирование иллюстраций к «Слову...», музыковедческий комментарий к арии князя Игоря («Ни сна, ни отдыха...») и плачу Ярославны из оперы А. П. Бородина.

Индивидуальные задания.

Ответить на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим...» (по выбору учителя).

Выбрать тему реферата для исследования по литературе и подготовки к ученической конференции.



УРОК 3
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ОБРАЗЫ
«СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Основное содержание урока


Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Золотое слово Святослава и основная идея произведения.

Основные виды деятельности.

Выразительное чтение наизусть фрагментов «Слова...». Характеристика героев «Слова...». Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Обсуждение иллюстраций к «Слову...» и фрагментов из оперы «Князь Игорь».

I. Образы русских князей

Групповая работа:

Группа 1. Часть первая.
Поход Игоря.


Выразительно прочитайте фрагменты части первой (по выбору учителя).

Озвучьте свои лексические и историко-культурные комментарии, составленные дома: буй тур; кличет Див; Сурож, Корсунь, болван тмутороканский; яруги; червлёный стяг с хоругвью белой; гзак, Кончак; Стрибожьи внуки; шишаки земель аварских; внук Даждь-бога; недостало русичам вина; Карна, Желя; дань берут по белке со двора; поганый Кобяк; кащеево седло (см. Исторический и географический комментарий к «Слову о полку Игореве»).

Почему Игорь пренебрёг тревожными предзнаменованиями и отправился в поход?

Почему он потерпел поражение?

Какие князья были главными в походе Игоря?

Какими изображены русские князья?

*В чём сходство «Слова...» с древнерусской воинской повестью и фольклором?

Группа 2. Часть вторая.
Сон Святослава. Золотое слово Святослава.


Выразительно прочитайте фрагменты части второй (по выбору учителя).

Озвучьте свои лексические и историко-культурные комментарии, составленные дома:
опутали в путины; Тмуторокань; девы готские, время Бусово, месть Шаруканья; татраны, топчаки, ольберы и ревуги; под самым Римовым; по ногате, по резани на круг; дверь Дуная заперев на ключ; бремена; салтаны; хинова; деремела, ятвяги; князь Ингварь, ляшская сталь; с Дудуток до Немиги; Хорсу бег пересягнуть (см. Исторический и географический комментарий к «Слову о полку Игореве»).

*Какие образы-символы есть в сне Святослава?

Какую характеристику автор даёт Святославу и князьям?

Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие метафоры использованы для изображения русских князей?

Прослушайте фрагменты части второй в актёрском исполнении.

Вопросы 2—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Ярославна как идеальный образ русской женщины
Группа 3. Часть третья.
Плач Ярославны. Бегство Игоря из плена.


Прочитайте выразительно фрагменты части третьей (по выбору учителя).

Озвучьте свои лексические и историко-культурные комментарии, составленные дома:
Овлур; гоголь; Стугна; мы его опутаем девицей; по Боричеву, к Пирогощей Богородице (см. Исторический и географический комментарий к «Слову о полку Игореве»).

Вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие черты Ярославны присущи образу древнерусской женщины?

Почему она обращается за помощью к силам природы?

Прослушайте фрагменты части третьей в актёрском исполнении.

Ответьте на вопросы 4—5 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Образ Русской земли
Группа 4. Образ Русской земли.


Прочитайте выразительно фрагменты «Слова...», в которых изображается Русская земля (по выбору учителя).

Природа сочувствует людскому горю во время войны или мешает воинам?

Каким изображён в «Слове...» русский народ?

*Составьте список географических названий «Слова...» и охарактеризуйте его художественное пространство.

В чём различие образов Русской земли и Половецкой степи?

Как в «Слове...» отразилась история Руси и патриотическая позиция автора?

Чем мысль автора о единении русских земель созвучна нашему времени?

VI. Обсуждение иллюстраций к «Слову...»
(см. страницу "Слово о полку Игореве" и живопись на сайте "К уроку литературы")
и фрагментов оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»
(по выбору учителя).

Выполнение заданий из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

VII. Золотое слово Святослава и основная идея произведения
О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а:


Почему в центре «Слова...» находится золотое слово Святослава?

Как образ Ярославны отражает отношение к женщине в Древней Руси?

Почему главным образом «Слова...» стал образ Русской земли?

Как в «Слове...» соединились черты воинской повести и фольклора?

И т о г о в ы е   в о п р о с ы:

Почему мысль о единении русских земель актуальна в «Слове...»?

Чем сходны и чем различны образы Игоря и Всеволода?

Вопрос 4 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов (по выбору учащихся).

Индивидуальное задание.

Подготовить похвальное слово Ярославне в духе поэтики «Слова...».


УРОК 4
ОБРАЗ АВТОРА И ПОЭТИКА
«СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»

Основное содержание урока


Образ автора. Авторская позиция и язык «Слова...». Соединение языческой и христианской образности.

Основные виды деятельности.

Конспектирование лекции учителя. Устный и письменный анализ фрагмента в формате ЕГЭ. Выводы об особенностях тематики, проблематики и художественного мира «Слова...».

I. Образ автора. Авторская позиция в «Слове о полку Игореве»

Основные положения лекции учителя:


Основным источником представлений об авторе «Слова...» является его текст. Ни в произведениях древнерусской литературы, ни в других документах нет сведений об авторе.

Д. С. Лихачёв исследовал образ автора и пришёл к следующим выводам:

— Автор «Слова...» был внимательным читателем и прекрасно знал текст «Повести временных лет», выбрав из неё описания событий прошлого.

— Близость образов «Слова...» к устной народной поэтике свидетельствует о широком художественном кругозоре автора.

— Автор использует исторические песни, летописи и устный эпос, пытаясь найти причины княжеских усобиц.

— Автор «Слова...» не историк и не летописец, но его отношение «к событиям современности в высшей степени исторично».

— Автор хорошо знает политическую обстановку своего времени, точность в изображении незначительных реалий; подтверждает, что «Слово...» писалось вскоре после похода Игоря Святославича в 1185 году.

— Автор «Слова...» принадлежит к феодальным верхам, он образован, знает военное дело, политические и родовые связи князей и княжеств.

— Автор отразил в «Слове...» интересы народных масс, объективно описывая причины, приведшие Русь к феодальной раздробленности.

— Автор осуждает безрассудность похода: он был не продуман, закончился поражением, вызвал волну набегов половцев на Русь. Но автору симпатичны Игорь, его брат Всеволод, всё «гнездо» потомков Олега Святославича (он назван Гориславичем за то, что принёс на Русь горе).

Существует множество гипотез об авторстве «Слова...». По мнению Д. С. Лихачёва, «автор „Слова“ мог быть приближённым Игоря Святославича: он ему сочувствует. Он мог быть и приближённым Святослава Киевского: он сочувствует и ему. <...> Он мог быть дружинником: дружинными понятиями он пользуется постоянно. Он, несомненно, был книжно образованным человеком, и по своему социальному положению он вряд ли принадлежал к эксплуатируемым классам населения. <...> Автор „Слова“ занимал свою независимую от правящей верхушки феодального общества патриотическую позицию. Ему были чужды местные интересы феодальных верхов и были близки интересы широких слоёв трудового населения Руси — единых повсюду и повсюду стремившихся к единству Руси».

О б о б щ а ю щ а я   б е с е д а:

Каким вы представляете себе автора «Слова...»?

Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Соединение языческой и христианской образности
II. Практическая работа.


Д. С. Лихачёв пишет, что автор упоминает в «Слове...» языческих богов, но нельзя утверждать, что верит в них. Языческие божества в «Слове...» — символы природы, художественные образы. Одушевление природы — это не отражение религиозных представлений автора, а образы художественной системы «Слова...». Он одушевляет природу поэтически, потому что поэзия ещё связана для него с языческими, дофеодальными корнями. Сам автор — христианин: Игорю помогает бежать из плена Бог, Игорь едет к Богородице Пирогощей и т. д.

Заполните цитатную таблицу, вписав в неё примеры языческой и христианской образности из «Слова...» переводе Н. А. Заболоцкого):
ТАБЛИЦА
Примеры языческой и христианской образности из «Слова...»
Языческие образы
Христианские образы
Боян, оратай, поле брани
Колокольный перезвон, за христиан, песни
Серый волк, орёл, лебеди, соколы, галки, буй тур, лисы, чёрный ворон, кукушка
Нет соответствия
Внук Велеса, Див, Стрибожьи внуки, внук Даждь-бога, Карна, Желя
Господь, Пирогощая Богородица
Солнце, ветер, месяц, молнии, гром, дождь, мать-земля, река, сине-море, небо, Днепр-словутич
Мрак, свет (солнце)

Заполнение таблицы примерами может быть завершено дома.

III. Язык произведения
Аналитическая беседа:


— Почему нельзя судить о языке «Слова...» по современному переводу?

— *Найдите в «Слове...» примеры метафор, сравнений, олицетворений, образов-символов, гипербол, рефренов, анафор и объясните их роль.

— Вопрос 3 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Ответы на вопросы викторины No 1 из практикума «Читаем, думаем, спорим...».

И т о г о в ы е   в о п р о с ы:

Какими чертами обладает в «Слове...» образ автора?

Почему в «Слове...» присутствуют и языческие, и христианские образы?

Каковы особенности языка «Слова...»?

IV. Подготовка к письменному ответу на проблемный вопрос
(комментирование положений статьи Д. С. Лихачёва «Золотое слово русской литературы»:

1. Чем привлекательны образы русских князей в «Слове...»?

2. Какие лучшие черты русской женщины отражены в образе Ярославны?

3. Каким предстаёт в «Слове...» образ Русской земли?

4. Каковы способы выражения авторской позиции в «Слове...»?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из проблемных вопросов или выполнить задание 1 из раздела учебника «Творческое задание» (по выбору учащихся).

Составить таблицу «Периодизация русской литературы XVIII века (см. практикум «Читаем, думаем, спорим...»).

Индивидуальные задания.

Выполнить задание 1 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Групповое задание.

Выполнить коллективный учебный проект.

Проект. Электронная презентация «Классицизм в изобразительном искусстве».

Следующий урок: Классицизм в русском и мировом искусстве >>>



ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Словесное искусство Древней Руси берет свое начало в Средние века и относится к концу X и первым годам XI столетия. Это время от нас столь далеко, что живущему сейчас человеку трудно понять ушедший в глубину веков своеобразный и теперь уже ставший таинственным книжный и культурный мир. Для того чтобы проникнуть в него, надо знать историю, религию, особенности эстетических представлений тогдашнего человека.

С принятием христианства, православия как государственной религии, пришедшей к нам из Византии через земли южных славян, главным образом через Болгарию, в Древней Руси появились книги — церковно-служебные и повествовательно-исторические. Они были написаны на церковно-славянском языке. Так Древняя Русь приобщалась к греческой и общеславянской православной письменности и культуре.

В основе церковно-славянских текстов лежала система религиозных представлении о мире, согласно которой Бог — Творец всего сущего. Приступая к своему сочинению, писатель того времени, образ которого воплощен Пушкиным в летописце Пимене в трагедии «Борис Годунов», прежде всего заручался поддержкой Бога, прося Его в своих молитвах оказать помощь в предпринимаемом труде.

Древнерусская литература описывала различные исторические события — походы князей, сражения против печенегов и половцев, битвы князей за киевский престол. Средневековый писатель хорошо знал причину происходивших событий: все они были для него проявлениями Божьей воли.

Древнерусская литература отличается высокой духовностью. Ее главный интерес сосредоточен на жизни человеческой души, на воспитании и совершенствовании нравственного начала в человеке, тогда как внешнее, предметное отступает на второй план. Подобно тому как на иконе весь первый план занимают лик и очи (лик — свет души, очи — вход во внутренний мир и отражение внутреннего света), так и в литературе древнерусский писатель прославляет извечно ценные душевные качества — милосердие, скромность, бескорыстие, душевную прямоту и открытость.

Древнерусская литература носила исключительно исторический характер. Она не допускала художественного вымысла. Это позволило академику Д. С. Лихачеву назвать ее стиль «стилем монументального историзма». Вымысел допускается в древнерусские тексты не ранее XVII века, когда начинает складываться светская литература.

Средневекового писателя не интересует частный человек с его сугубо земными заботами, печалями и радостями. Он занят событиями государственного масштаба и значения, и поэтому в центре его внимания оказываются князья, бояре, воеводы, священнослужители высокого сана. Они пребывают в историческом освещении в двух планах — реально-историческом и религиозно-символическом. Древний человек на Руси верил, что князь Владимир крестил Русь и что существуют бесы черные, с крыльями и хвостами, соблазняющие на негодные поступки.

Древнерусский книжник не мог писать, «добру и злу внимая равнодушно». Он страстно и открыто выражал свою политическую и нравственную позицию.

Еще одна особенность древнерусской литературы заключается в том, что она всегда соблюдает этикет — этикет миропорядка, этикет поведения н этикет словесный. По словам Д. С. Лихачева, писатель того времени ясно представлял себе, «как должен был совершаться тот или иной ход событий», «как должно было вести себя действующее лицо», «какими словами должен описывать писатель совершающееся». Все имело свой чин, свой порядок, нарушить который было нельзя. Поэтому в памятниках очень много «общих мест». Древнерусский писатель дорожил общим, повторяющимся, легко узнаваемым и избегал всего непривычного, частного, случайного. Вот почему обильные цитирования из разных источников, к которым прибегали средневековые книжки,— свидетельство высокой образованности, начитанности и культуры. Но это не значит, что писатель не мог воспользоваться разными письменными и устными традициями, чем и отличается «Слово о полку Игореве».

Содержание и эстетика древнерусской литературы воплощены в своеобразной системе жанров. Каждый жанр был непосредственно связан с практической жизнью и обслуживал свою область деятельности. Летописание было вызвано потребностью государства иметь свою письменную историю. Жанры богослужебной литературы (Пролог, Апостол, Часослов и др.) предназначались для отправления церковных служб (треб) и обрядов. Ратные подвиги изображались в воинских повестях. Путешествия с разной целью — в хождениях. Описания жизни святых или князей — в житиях, также имевших свои отличия. Для каждого жанра был установлен свой канон(1). Письменная литература развивала эпические жанры (повесть, сказание), лирические (слово, поучение), лиро-эпические (житие). Среди жанров существовала строгая иерархия: главным жанром считалось Священное Писание, за ним шли гимнография и «слова», толкующие Писание и разъясняющие смысл христианских праздников, затем — жития святых. В XVII веке древнерусская литература обогатилась стихотворными формами, жанрами сатиры и драмы, а житие святого перерастает в повесть бытового или мемуарно-автобиографического характера.

1. Канон — строгие правила, нормы.

Древнерусская литература, насчитывая семь веков, прошла долгий и впечатляющий путь развития.

Ее первый период — XI — первая треть XII века, когда в Древней Руси существуют два центра — Киев и Новгород. Этот период отличается относительным единством литературы и в целом характеризуется как период ученичества. Главная идея произведений — превосходство христианства над язычеством («Повесть временных лет», «Житие Феодосия Печерского», «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, «Хождение» игумена Даниила, «Поучение» Владимира Мономаха).

Второй период — вторая треть XII — первая треть XIII века. Этот период характеризуется появлением областных литературных центров (Владимир, Ростов, Смоленск, Галич, Полоцк, Туров). Основные произведения — «Слово о полку Игореве», Киево-Печерский патерик, «Слово» Кирилла Туровского, «Моление» Даниила Заточника.

Третий период — трагический, связанный с монголо-татарским нашествием и борьбой с ним (вторая треть XIII — конец XIV века). Здесь господствует одна тема — героическая, сопряженная с верой в национальное возрождение.

Четвертый период — конец XIV — XV век 4 — время подъема национального самосознания, проявившегося в идее собирания земель, в формировании нравственного идеала. Это нашло отражение в житиях святых, написанных Епифанием Премудрым.

Пятый период — эпоха Московского централизованного государства (конец XV — XVI век). Он характеризуется слиянием областных литератур в общерусскую. Здесь достигает необычайного расцвета публицистика. Основные произведения — «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Эразма, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, «Великие "Четьи-Минеи"», Домострой», переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским.

Шестой период — смутное время, столкновение старых и новых принципов письма. Этот период подразделяется на два отрезка: с начала по 60-е годы XVII века и с 60-х годов по конец XVII века. В первый отрезок разрушается старый метод изображения действительности и обновляется жанровая система. Во второй отрезок литература расчленяется на демократическую и официальную. Общим становится внимание к человеку, усиливается автобиографическое начало. Основные сочинения — «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче», «Житие протопопа Аввакума».

Семнадцатый век завершает историю древнерусской литературы с присущими ей едиными принципами. После этого с XVIII века открывается история светской художественной литературы.


Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение. (вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что лежало в основе церковно-славянских текстов и что отличало древнерусскую литературу?

2. Какие жанры древнерусской литературы существовали и какие из них знакомы Вам по предыдущим классам?

3. Какие произведения древнерусской литературы известны Вам по курсам 5, 6, 7, 8 классов? Назовите героев изученных ранее произведений древнерусской литературы. Расскажите об одном из них.

4. Какие периоды прошла в своем развитии древнерусская литература?

5. Перечитайте и расскажите статью о древнерусской литературе, составьте подробный план текста.
(вернуться к уроку)

О "СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"
Д. С. Лихачев


«Слово...» выросло на плодотворной почве русской культуры XII в. Оно глубокими корнями связано с народной культурой, с народным языком, с народным мировоззрением, отвечало народным чаяниям, оно создано в годы, когда процесс феодального дробления Руси достиг наибольшей силы. Множество мелких феодальных «полугосударств-княжеств враждуют между собой, оспаривая друг у друга владения, старшинство, втягиваясь в братоубийственные войны во имя эгоистических княжеских интересов. Яркий пример единства культуры Руси XII в.— «Слово о полку Игореве», величайший памятник литературы Руси. Оно обращено к будущему, а не к прошлому. Из всех произведений XI — XII вв. именно в нем яснее всего видны элементы будущих литератур — русской, украинской и белорусской.

«Слово о полку Игореве» посвящено походу против половцев в 1185 г. малозначительного новгород-северского князя Игоря Святославича.

Призыв к единению перед лицом внешней опасности пронизывает собой все «Слово...» от начала и до конца. Необходимость этого единения автор доказывает на примере неудачного похода Игоря многочисленными историческими сопоставлениями, изображением последствий княжеских усобиц, рисуя широкий образ Русской земли, полной городов, рек и многочисленных обитателей, рисуя русскую природу, бескрайние просторы Родины.

...«Слово о полку Игореве» обращало свой призыв не только к русским князьям, но и к общественному мнению всего русского народа... Свои суждения автор «Слова...» не отделяет от общественного мнения. Выразителем этого мнения он себя и признает, стремясь передать свою оценку событий, свою оценку современного положения Руси как оценку общенародную.

...Автор занимал независимую патриотическую позицию, по духу своему близкую широким слоям трудового населения Руси. Его произведение — горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения — земледельцев и ремесленников. Его художественная система тесно связана с русским народным творчеством...

По Д. С. Лихачеву
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте пересказ очерка Д. С. Лихачева по учебнику или по книге «Слово о полку Игореве» (серия «Литературные памятники»), подчеркнув главные мысли автора.

2. Как охарактеризовать годы, когда создавалось произведение?

3. Прочитайте текст «Слова о полку Игореве» в переводе Н. Заболоцкого (о творчестве Н. А. Заболоцкого Вы можете прочитать на с. 134-152 второй части учебника), познакомьтесь с историей рукописи по рассказу литературоведа Н. Гудзия. Расскажите о своих впечатлениях.

ИЗ ИСТОРИИ РУКОПИСИ
"СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ"

По Н. К. Гудзию

Драгоценнейший памятник старинной русской литературы — «Слово о полку Игореве» написано по поводу неудачного похода на половцев северского князя Игоря Святославича в союзе с его братом Всеволодом из Трубчевска, сыном Владимиром из Путивля и племянником Святославом Ольговичем из Рыльска. Поход состоялся в конце апреля — начале мая 1185 г. Помимо «Слова о полку Игореве», о нем рассказывается в Лаврентьевской, Ипатьевской, а также в позднейших летописях. ...«Слово...» написано вскоре после похода. Открыто оно в конце XVIII в. собирателем и любителем древностей гр. А. И. Мусиным-Пушкиным, впервые опубликовано им в 1800 г. в Москве. Вскоре была снята копия для Екатерины II. В 1812 г. во время нашествия Наполеона среди других рукописей Мусина-Пушкина, хранившихся в его московской библиотеке, погибла рукопись, содержащая в себе текст памятника.

Таким образом погиб единственный старый список «Слова...», и мы обладаем теперь лишь поздней екатерининской копией с него конца XVIII в. и первопечатным текстом памятника.

На первых порах, еще до гибели рукописи, сделано было несколько переводов его, в том числе стихотворных, на современный русский язык. Немногочисленные попытки изучения памятника сводились преимущественно к комментированию его темных мест. Были и споры о древности текста, некоторые считали его даже подделкой. Появились труды Н. Тихонравова, А. Потебни, В. Перетца, В. Ржиги и других исследователей. Огромно число переводов — Я. Пожарского, П. Буткова, Н. Арцыбашева, позднее — В. Жуковского, И. Козлова, А. Майкова, Н. Заболоцкого, Д. Лихачева и др.

По Н. К. Гудзию

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

Слово о пълку Игоревѣ,
Игоря сына Святъславля, внука Ольгова.


Не лѣполи ны бяшетъ, братiе, начяти старыми словесы трудныхъ повѣстiй о пълку Игоревѣ, Игоря Святъславлича! начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленiю Бояню. Боянъ бо вѣщiй, аще кому хотяше пѣснь творити, то растѣкашется мыслiю по древу, сѣрымъ вълкомъ по земли, шизымъ орломъ подъ облакы. Помняшеть бо речь първыхъ временъ усобiцѣ; тогда пущашеть ĩ соколовь на стадо лебедѣй, который дотечаше, та преди пѣсь пояше, старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы Касожьскыми, красному Романови Святъславличю. Боянъ же, братiе, не ĩ соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщiа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами Княземъ славу рокотаху.

Почнемъ же, братiе, повѣсть сiю отъ стараго Владимера до нынѣшняго Игоря; иже истягну умь крѣпостiю своею, и поостри сердца своего мужествомъ, наплънився ратнаго духа, наведе своя храбрыя плъкы на землю Половѣцькую за землю Руськую. Тогда Игорь възрѣ на свѣтлое солнце и видѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты, и рече Игорь къ дружинѣ своей: братiе и дружино! луцежъ бы потяту быти, неже полонену быти: а всядемъ, братiе, на свои бръзыя комони, да позримъ синего Дону. Спала Князю умь похоти, и жалость ему знаменiе заступи, искусити Дону великаго. Хощу бо, рече, копiе приломити конець поля Половецкаго съ вами Русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону. <...>
Опубл.: 1800. Источник: Ироическая пѣснь о походѣ на половцовъ удѣльнаго князя Новагорода-Сѣверскаго Игоря Святославича, писанная стариннымъ русскимъ языкомъ въ исходѣ XII столѣтія съ переложеніемъ на употребляемое нынѣ нарѣчіе. Москва, въ Сенатской Типографіи, 1800.
(вернуться к уроку)

Слово о полку Игореве
ВСТУПЛЕНИЕ

в переводе Д.С. Лихачева

Пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоревом,
Игоря Святославича?
Пусть начнётся же песнь эта
по былям нашего времени,
а не по замышлению Бояна.
Ибо Боян вещий,
если хотел кому песнь воспеть,
то растекался мыслию по древу,
серым волком по земле,
сизым орлом под облаками.
Вспоминал он, как говорил,
первых времён усобицы.
Тогда напускал десять соколов
на стаю лебедей,
и какую лебедь настигали -
та первой и пела песнь
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
что зарезал Редедю
пред полками касожскими,
прекраcному Роману Святославичу.
Боян же, братия, не десять соколов
на стаю лебедей напускал,
но свои вещие персты
на живые струны воскладал,
а они уже сами князьям славу рокотали.

(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
К "Слову о полку Игореве"


1. Подумайте, в чем смысл произведения. Как проявляется идея автора в тексте «Золотого слова» Святослава и почему оно получило такое название? Каким Вы представляете себе автора?

2 Какие приемы помогают автору «Слова...» создать характеры героев, выразить мысль о единении сил перед лицом внешней опасности?

3. В. Белинский пишет, что «плач Ярославны дышит глубоким чувством. Это не жена, которая после погибели мужа осталась горькою сиротою, без угла и без куска... это... любящая душа тоскливо порывается к своему милому, к своей ладе, чтобы омочить в Каяле-реке бобровый рукав и отереть им кровавые раны на теле возлюбленного». (В. Белинский. Статьи о народной поэзии.)
Согласны ли Вы с мнением знаменитого критика? Каким Вам представляется образ Ярославны?

4. Каково значение князей Игоря и Всеволода в борьбе за единение сил русского воинства? Подготовьте рассказ об одном из них, опираясь на текст «Слова...».

5. Какую роль играют слова и словосочетания: сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце, накликают, грозу суля, крамолу ковал, изронил златое слово, молит, величать, запричитала? Объясните их смысл.

6 Известна ли Вам опера А. Бородина «Князь Игорь»? В чем ее сходство и отличие от текста «Слова о полку Игореве»?

7. Рассмотрите внимательно иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Какими представляет себе художник-иллюстратор портреты героев и что подчеркивает в них (мужество, красоту, величие и т. д.)?

РАЗВИВАЙИЕ ДАР СЛОВА

Устно:

1. Составьте предполагаемый диалог с «автором» об особенностях «Слова...», о героях, их поступках, идее произведения.

2. Подготовьте похвальное слово Ярославне в духе поэтики «Слова о полку Игореве».

3. Введите выражения «растекался мыслию по древу», «ковал крамолу», «изронил свое златое слово» в предложения собственной конструкции.

Письменно:

Какой план сочинения, доклада, эссе можно составить на темы: «Ярославна — героиня «Слова о полку Игореве»; «В чем пафос памятника «Слова о полку Игореве»?»; «В чем актуальность этого произведения в наши дни?»; «Мое отношение к героям «Слова о полку Игореве».

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. Никола́й Алексе́евич Заболо́цкий — русский советский поэт, переводчик; член Союза писателей СССР. После освобождения из лагеря в марте 1944 г. закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.)
Из письма Н.Заболоцкого:

Н. Л. СТЕПАНОВУ 20 июня 1945. (Караганда)
     Дорогой Коля!
     На днях я закончил черновую редакцию перевода "Слова о полку Игореве".
     Теперь, когда переписанная рукопись лежит передо мной, я понимаю, что я еще только что вступил в преддверие большой и сложной работы. Я знаю, что я в силах проделать эту работу. Состояние моей рукописи убедило меня в этом [...].
     ...Сейчас, когда я вошел в дух памятника, я преисполнен величайшего благоговения, удивления и благодарности судьбе за то, что из глубины веков донесла она до нас это чудо. В пустыне веков, где камня на камне не осталось после войн, пожаров и лютого истребления, стоит этот одинокий, ни на что не похожий, собор нашей древней славы. Страшно, жутко подходить к нему. Невольно хочется глазу найти в нем знакомые пропорции, золотые сечения наших привычных мировых памятников. Напрасный труд! Нет в нем этих сечений, все в нем полно особой нежной дикости, иной, не нашей мерой измерил его художник. И как трогательно осыпались углы, сидят на них вороны, волки рыщут, а оно стоит – это загадочное здание, не зная равных себе, и будет стоять вовеки, доколе будет жива культура русская.
     Есть в классической латыни литые, звенящие, как металл, строки; но что они в сравнении с этими страстными, невероятно образными, благородными древнерусскими формулами, которые разом западают в душу и навсегда остаются в ней! Читаешь это Слово и думаешь: "Какое счастье, Боже мой, быть русским человеком!"...
     Твой Н. Заболоцкий.
См. подробнее о Н.А.Заболоцком на сайте "К уроку литературы". (вернуться)

 
См. подробнее о картине на сайте "К уроку литературы"
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика