Классицизм в русском и мировом искусстве. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.В.Ломоносов. Прижизненное изображение.
Источник: Каталог художественных произведений с изображениями М. В. Ломоносова из собрания Московского университета. / Сост. Е.В.Зименко, Г.А.Широкова. Под ред. А.П.Лободанова. – М.: Издательство Московского университета, 2011. – 88 с.
 
В.Л.Боровиковский. Портрет Г.Р.Державина. 1811 г. Всероссийский музей А.С.Пушкина.
 
Гравюра из полного собрания сочинений 1893 года (издание А.Ф.Маркса). «Гравировано у Ф.А. Брокгауза въ Лейпциге»
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА
 
КЛАССИЦИЗМ

9 класс[1]



УРОК 5
КЛАССИЦИЗМ
В РУССКОМ И МИРОВОМ ИСКУССТВЕ

Основное содержание урока


Характеристика русской литературы ХVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.

Основные виды деятельности.

Конспектирование лекции учителя. Знакомство с канонами классицизма, национальной самобытностью русского классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

I.Характеристика русской литературы ХVIII века

Актуализация имеющихся знаний о литературе XVIII века:


— Вопросы 3—4 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Вспомните писателей XVIII века и их произведения, определите их жанры и заполните таблицу:

ТАБЛИЦА
XVIII века
Произведения
Жанры
М.В.Ломоносов     
«Случились вместе два астронома в пиру…»
Стихотворение
     
Ода
И.И.Дмитриев    
«Муха»
Басня
Стихотворение
     
«На птичку»
Стихотворение
    
«Признание»
Стихотворение
Комедия


— В каких ещё жанрах создавали свои произведения писатели XVIII века?

II. Чтение фрагментов из книги Н. Я. Эйдельмана «Твой XVIII век»:

«XVIII век был давно.

<…> Это была эпоха париков, карет, менуэтов, треуголок; эпоха разума, книг с очень длинными названиями, "Марсельезы" и гильотины; для России же это был век, когда — основан Петербург и выиграна Полтавская битва, восстал Пугачёв и шёл через Альпы Суворов…

Наш путь… в 1700-e годы, и читателям предлагается:

Срочно сделаться 200—250-летними.

Прикинуть, сколько поколений, сколько пра-пра... разделяет нас и тех прямых предков, которые в 1700-х годах, так же как и мы, радовались солнцу и лесу, любили детей, были потомков не глупее, мечтали о лучшем, скорбели о невозможном...

Поверить, что при всём при этом мы сегодня окружены такими здравствующими и действующими выходцами из позапрошлого столетия, как университет, академия, флот, журналы, газеты, театр; что многое, очень многое, начавшееся 200—250 лет назад, завершается или продолжается сегодня... Некоторые подробности, попавшие в эту книгу, автор отыскал в старинных фолиантах и в маленьких, похожих на тетрадки газетах XVII столетия… <…>

Они дремлют и живут, эти бумаги; в них огромная скрытая энергия позапрошлого столетия; но если подойти, прикоснуться, произнести нужные слова — они просыпаются, говорят, волнуются, кричат…»
(см. http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/NYE/EIDELMAN.HTM).

— На какие характерные для XVIII века черты указывает историк?

III. Чтение и обсуждение объявлений из газет XVIII века
(см.: Н. Я. Эйдельман. «Твой XVIII век», Введение. «Пушкинский пролог»):

Московский весенний день 26 мая 1799 года.

Уж расцвели все городские сады, а в ту пору они занимали в пять раз большее пространство, чем несколько лет спустя — после великого пожара 1812 года... В газете объявления:

"Продается лучшей голландской породы бурая корова, на Пречистенке..."

"В Малой Кисловке, в доме госпожи Лопухиной, продаются разных сортов лучшие меды и кислые щи".

"В Подмосковной Его светлости князя Меншикова вотчине, селе Черемушках, отдается на сруб часть леса березового".

"В Немецкой слободе, в приходе Вознесения, в доме Николая Никитича Демидова до 5 июня будет торг. Желающие подрядиться построить полковой обоз могут явиться всякой день в 9 часов утра".


Хотя, признаемся, мы довольно равнодушны к постройке полкового обоза, но Немецкая слобода — район нынешней Бауманской, тогда Немецкой улицы, — она особенно занимает нас в этот весенний день...

Место историческое — именно сюда сотней лет раньше любил наведываться юный царь Петр. Теперь же москвичи и не подозревают о главном событии в жизни города и склонны чем только не увлечься, о чем только не посудачить!

"Сего, мая 26, в четверг представлена будет опера "Минутное заблуждение"". "В казенном рыбном заводе под № 17 у купца Романа Васильева теша белужья, икра астраханская с духовыми специями и без специй в 30 копеек с развесом, а целым мешком по 25 копеек за фунт".

"Продается вдова 27 лет, учена прачке и кухарке".

"Сего мая 1 из Подмосковной старшего советника правительствующего Сената обер-секретаря и кавалера Иванова деревни Клинской округи сельца Дубинина бежали крепостные его дворовые люди, ткачи Лукьян Михеев и Игнат Демков с женами и четырьмя малыми детьми да холостые Ефтей Григорьев и Федот Сазонов"
(следуют приметы).

— О каких событиях общественной жизни рассказывали газеты XVIII века?

Какие чувства вызывают эти объявления? Почему?

IV. Основные положения лекции:

1. В Петровскую эпоху преобразования в России привели к укреплению самодержавной государственности. Усилилось влияние России в Европе.

2. Петровские реформы открыли новые пути для литературы, так как русские монархи понимали, что двинуть страну вперёд может только культура, просвещение, печать: открыты новые учебные заведения и научные учреждения, создана первая русская газета и первый русский театр.

3. Литература XVIII века переняла у древнерусской литературы высокое представление о силе слова и миссии писателя. Эпоха реформ обусловила приоритет гражданско-патриотической поэзии и сатирической критики.

4. В первой трети XVIII века возник классицизм, основными жанрами которого были ода, трагедия, героическая поэма, сатира, басня, комедия нравов (А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков).

5. Во второй половине XVIII века основными жанрами остаются трагедия (Я. Б. Княжнин), сатирическая комедия (Д. И. Фонвизин, Я. Б. Княжнин, В. В. Капнист, И. А. Крылов), сатирические стихи. Создаются сатирические журналы (Н. И. Новиков и др.).

Появляются новые жанры: прозаический роман, ироикомическая поэма, комическая опера и «слёзная драма» (В. И. Майков, И. Ф. Богданович).

6. В конце XVIII века появляется сентиментализм (А. Н. Радищев, Н. М. Карамзин). Каноны классицизма разрушает Г. Р. Державин.

— Вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя».

— В каких жанрах писали авторы XVIII века? Охарактеризуйте эти жанры.

V. Гражданский пафос русского классицизма
Практическая работа.


Составление таблицы «Каноны классицизма» (по статье учебника «Классицизм» и словарю литературоведческих терминов). См. текст статьи ниже:

ТАБЛИЦА
«Каноны классицизма»
Вопрос
Каноны классицизма
Что такое классицизм?
Художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XVIII века, эстетическим эталоном которых стали образы античной литературы и искусства
Почему классицизм назван строгим стилем?
В классицизме предусматривалось строгое соблюдение незыблемых правил, почерпнутых из античной поэтики
Какова иерархия жанров в классицизме?
Эстетика классицизма устанавливала строгую иерархию высоких (трагедия, эпопея, героическая поэма, ода) и низких жанров (комедия, сатира, басня
Как развивались жанры классицизма во Франции?
Особого развития достигли низкие жанры: басня, сатира, а лучшие пьесы Ж.-Б. Мольера получили название высокой комедии
Каковы особенности русского классицизма?
— Сатирическая и национально-историческая тематика;
— развитие жанра оды и военно-патриотической поэмы;
— чёткость художественной формы в русле эстетических норм классицизма
Почему в начале XIX века классицизм подвергнут критике?
Каноны классицизма стали мешать развитию реалистического искусства, изображающего человека в динамике и диалектике

— Вопросы 5—6 из раздела учебника «Проверьте себя».

VI. Отчёт о выполнении учебного проекта «Классицизм в изобразительном искусстве»
или поиск в произведениях изобразительного искусства характерных черт классицизма и их сопоставление с античными образцами:


— Ч. Камерон. Галерея в Царском Селе (1793) (см. ниже)

— Парфенон в Афинах (V в. до н. э.);

— О. Монферран. Исаакиевский собор (1858)

— Пантеон в Риме (ок. 125 г. н. э.);

— Ж.-Л. Давид. Клятва Горациев (1784; см. ниже); Смерть Сократа (1787);

— А. Лосенко. Смерть Адониса (1764);

— А. Канова. Амур и Психея (1787—1793) (или другие скульптуры);

— Б. Торвальдсен. Ганимед, кормящий Зевесова орла (1817);

— Ф. Шубин. Екатерина II — законодательница (1789— 1790); бюст-портрет князя А. М. Голицына (1774); бюст-портрет М. В. Ломоносова (1792);

— И. Мартос. Надгробия С. С. Волконской и М. П. Собакиной (1782);

— М. Козловский, Ф. Гордеев. Памятник А. В. Суворову (1801);

— Б. Орловский. Статуя ангела на вершине Александровской колонны (1834), памятники Барклаю де Толли и Кутузову (1837) в Петербурге.

VII. Законы классицизма в изобразительном искусстве

В архитектуре:


— использование ордера как конструктивного элемента;

— строгая симметрия и уравновешенность;

— рациональные композиционные построения;

— монументальные формы.

В живописи:

— использование античных сюжетов;

— строгая композиция (персонажи картины вписаны в треугольник или прямоугольник и расположены на одном уровне);

— чёткие контуры фигур;

— отсутствие контрастных цветов;

— главный герой часто выделен красным цветом.

В скульптуре:

— следование образцам античной скульптуры;

— изображение деятелей современности в образе античных богов для идеализации воинской доблести и мудрости государственных мужей;

— изображение героев обнажёнными или в римских тогах;

— популярность жанра надгробия, создание надгробных скульптур для публичных кладбищ, изображение человека в состоянии глубокого покоя;

— чистота линий, сдержанность жестов, бесстрастность поз и выражений лиц, отсутствие резких движений, внешних проявлений сильных эмоций.

Выполнение заданий 1—2 из раздела учебника «Развиваем дар слова».

Итоговый вопрос: В чём заключаются достижения литературы XVIII века?

Домашнее задание

Подготовить конспект статьи учебника «О русской литературе XVIII века».

Подготовить сообщение «Классицизм в искусстве».

Письменно ответить на итоговый вопрос урока (с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…»).

Индивидуальные задания.

Привести из песни Ю. Ч. Кима «Волшебная сила искусства (История, приключившаяся с комедиографом Капнистом в царствование Павла I и пересказанная мне Натаном Эйдельманом)»
примеры, которые сближают её с пьесой.

Найти в композиции песни пять актов, эпилог, элементы сюжета, сюжетные линии, зеркальное построение.

Подготовить сообщения о М. В. Ломоносове как учёном, поэте, реформаторе русского литературного языка и стиха с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета (см. страницу "Жизнь и творчество М. В. Ломоносова" на сайте "К уроку литературы").

Составить историко-культурные комментарии к оде М. В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае Великого северного сияния».

Следующий урок: М. В. Ломоносов: жизнь и творчество >>>



РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

В начале XVIII столетия, в Петровскую эпоху, Россия стала стремительно развиваться благодаря преобразованиям во всех областях государственной и культурной жизни. Эти преобразования привели к централизации самодержавной государственности и сами содействовали ей. В это время укрепилась независимость России, возросла ее военная мощь, произошло культурное сближение державы со странами Европы и усилилось ее влияние на европейской арене.

Широко используя достижения отечественной и мировой науки, культуры, техники, промышленности, образования, Петр I своими реформами открыл новые пути для русской литературы. Несмотря на то что движение России после кончины Петра Великого замедлилось, русское общество достигло в XVIII веке огромных результатов в области культуры и образования. Русские монархи, в особенности Петр I и Екатерина II, отчетливо понимали, что двинуть вперед страну, разрушить косные патриархальные порядки, застарелые суеверия, создававшие помехи росту материальных ценностей и новым общественным отношениям, утвердить новые светские государственные и моральные нормы и понятия можно только с помощью образования, просвещения, культуры, печати. В этой связи литературе уделялось исключительное внимание.

Различные слои русского общества в этих условиях получили возможность для широкой умственной и художественной деятельности: были открыты Московский университет, общеобразовательные школы и профессиональные училища, введен новый календарь, основана первая русская газета, учреждены Академия наук, Академия художеств, Вольное экономическое общество, первый постоянный русский театр. Общество получило возможность высказывать свои мнения, критиковать дела правительства, вельмож и сановников.

Русская литература XVIII века унаследовала от древнерусской литературы высокое представление об искусстве слова и о миссии писателя, о могучем воспитательном воздействии книги на общество, на умы и чувства сограждан. Она придала этим исторически сложившимся особенностям новые формы, используя возможности классицизма и Просвещения.

Главной идеей развития литературы в эпоху классицизма стал пафос государственного строительства и преобразований. Поэтому на первый план в литературе выдвинулись высокая гражданско-патриотическая поэзия и обличительно-сатирическая критика пороков общества и государства, обстоятельств и людей, мешавших прогрессу. Центральным жанром высокой гражданской поэзии была ода. Критическое направление представляли жанры высокой сатиры, близкой к оде, басня и бытовая комедия нравов.

Эти основные направления развития литературы определились в начале века. В первой трети столетия сформировался классицизм, рождению которого способствовал один из высших иерархов православной церкви — писатель Феофан Прокопович. Основоположниками классицизма стали А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. Помимо них, крупнейшим писателем, чье творчество началось в первую половину XVIII века, был А. П. Сумароков.

Во второй половине XVIII века, примерно с 1760-х годов, в литературе наступил новый период. В это время появляются новые жанры: прозаический роман, повесть, комическая опера и «слезная драма».

Поскольку социальные противоречия углублялись, то все большее распространение получала сатира. Чтобы смягчить ее воздействие на общество, Екатерина II сама стала негласной издательницей сатирического журнала «Всякая всячина». Императрица хотела уменьшить роль общественной сатиры и увеличить значение правительственной сатиры, служащей политическим интересам монархии. Она пригласила следовать ее примеру писателей и издателей. Русское общество воспользовалось этим. В России сразу же появилось несколько сатирических журналов («И то, и сио», «Смесь», «Адская почта», «Трутень», «Ни то, ни сио в прозе и стихах», «Поденщина»). Самыми радикальными журналами, воевавшими с екатерининской «Всякой всячиной», были журналы выдающегося русского просветителя Н. И. Новикова — «Трутень» и «Живописец».

Сатирическое направление почти целиком господствовало в стихотворениях («Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке», «Лисица-казнодей») и комедиях («Корион», «Бригадир», «Недоросль») Д. И. Фонвизина, в комедиях Я. Б. Княжнина («Хвастун», «Чудаки»), в комедии «Ябеда» В. В. Капниста, в прозе и комедиях И. А. Крылова («Проказники», «Трумф, или Подщипа» и написанных уже в начале XIX века «Модная лавка» и «Урок дочкам»).

В это же время не остывает интерес и к большим высоким формам литературы. После трагедий А. П. Сумарокова в последней четверти XVIII века к этому жанру обращаются Я. Б. Княжнин («Росслав», «Вадим Новгородский») и другие драматурги, например Н. П. Николев («Сорена и Замир»).

Во второй половине XVIII века жанровая система классицизма начинает сковывать творческую мысль писателей, и они пытаются ее разрушить и реформировать. Героическая поэма, характерная для Кантемира («Петриада»), Ломоносова («Петр Великий»), Сумарокова («Димитриада»), теперь отходит на второй план. Последняя попытка в этом жанре — «Россияда» М. М. Хераскова — не увенчалась успехом. С тех пор излюбленными для русских авторов становятся жанры «ироикомической» поэмы, шутливой поэмы и комической оперы, в которых иронически перелицовывался жанр героической поэмы («Игрок ломбера», «Елисей, или Раздраженный Вакх» В. И. Майкова; «Душенька» И. Ф. Богдановича).

Те же тенденции исчерпанности классицизма как литературного направления заметны и в творчестве крупнейшего поэта XVIII века Г. Р. Державина, обновившего принципы классицизма и предварившего возникновение романтизма.

В конце XVIII века в литературе возникает новое литературное направление — сентиментализм. Он оказал сильное влияние на А. Н. Радищева, крупнейшего русского мыслителя и гневного писателя, чувство которого было возмущено народными бедами, угнетенным положением крестьян и простого русского человека вообще. Основное его сочинение — «Путешествие из Петербурга в Москву» — написано в любимом сентименталистами жанре «путешествия» и вызвано душевным потрясением от увиденных им картин несправедливости и беззакония. Эта «чувствительность», сердечная озабоченность чрезвычайно близка сентименталистам.

Основоположником сентиментализма и крупнейшим писателем этого направления был Н. М. Карамзин — поэт, прозаик, публицист, журналист, «последний летописец и первый наш историк», по словам Пушкина, и реформатор русского литературного языка. Многие стихотворения, баллады и повести принесли ему всероссийскую известность. Наибольшие его заслуги связаны с такими произведениями, как «Письма русского путешественника», повесть «Бедная Лиза», «История государства Российского», а также с преобразованием литературного языка. Карамзин наметил и осуществил реформу, благодаря которой устранялся разрыв между устным, разговорным и письменным, книжным языком русского общества. Карамзин хотел, чтобы русский литературный язык столь же ясно и точно выражал новые понятия и представления, сложившиеся в XVIII веке, как и язык французский, на котором говорило русское образованное общество.

Ближайшим соратником Карамзина стал И. И. Дмитриев, автор популярных историко-патриотических сочинений, песен, романсов, сатирических сказок и басен («Ермак», «Освобождение Москвы», «Стонет сизый голубочек...», «Чужой толк», «Модная жена» и др.). Принципы сентиментализма талантливо воплотил в своих песнях в народном духе Ю. А. Нелединский-Мелецкий, которому принадлежат несколько песен (например, «Выйду я на реченьку...»), сохранившихся в песенном репертуаре до наших дней.

Русская литература XVIII века в своем стремительном развитии обеспечила будущие великие достижения искусства слова, последовавшие в XIX столетии. Она почти догнала ведущие европейские литературы и смогла «...в просвещении стать с веком наравне».

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


КЛАССИЦИЗМ

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII — начала XVIII века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к образам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

Поэтика классицизма начинала складываться в эпоху позднего Возрождения в Италии, сформировалась в XVII веке во Франции. Классицисты считают непременным условием строгое соблюдение незыблемых правил, которые почерпнуты из античной поэтики Аристотеля, Горация. Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров: «высокие» жанры — трагедия, эпопея, ода; «низкие» жанры — комедия, сатира, басня.

Во Франции особого развития достигли «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Н. Буало). Комедии Мольера перестали быть «низким» жанром, его лучшие пьесы получили название высокой комедии. После Великой французской революции классицизм пришел в упадок.

В России классицизм зародился во второй четверти XVIII века (А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов и др.). Ему свойственна сатирическая направленность — сатира, басня, комедия. Национально-историческая тематика преобладает над античной (А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин); высок уровень развития оды (М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин), большое место занимает жанр военно-патриотической поэмы. В то время эстетические нормы сыграли положительную роль — была достигнута ясность и четкость художественной формы. В начале XIX века каноны классицизма, требующие закона трех единств — времени, места, действия, стали мешать развитию реалистического искусства. С критикой «правил» классицизма выступили А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, В. Г. Белинский.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему Россия стала стремительно развиваться в XVIII веке?

2. Что нового в культуре и просвещении появилось в XVIII веке? Какие новые жанры стали популярны с 1760-х годов? Назовите несколько журналов, издававшихся в XVIII веке.

3. Со многими писателями знакомит нас XVIII век — это А. Кантемир, В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, М. Херасков, Д. Фонвизин, И. Дмитриев, И. Крылов, Г. Державин, А. Радищев. С творчеством каких писателей XVIII столетия Вы уже встречались? Расскажите об одном из них.

4. Кто автор приведенных текстов?

Случились вместе два астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару. <...>

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид. <...>

5. Какое направление мы называем классицизмом? Когда и где он зародился? Каковы его особенности во Франции и в России?

6. Приведите пример произведения, относящегося к классицизму, кратко охарактеризуйте это произведение.

7. Исследователь русской литературы XVIII века В. И. Федоров пишет:

«Русская литература XVIII в. выполнила прежде всего свою главную задачу — социально и нравственно воспитывать своих современников. Одновременно с этим она во многом подготовила блистательный расцвет русской классики XIX в.

В течение XVIII столетия наиболее полно выявили себя классицизм и сентиментализм. Эти направления-антиподы не только противостояли друг другу, как бы поделив между собой разные стороны людской деятельности, «разум» и «чувство» человека.

Создав большую галерею разнообразных характеров из всех сословий, писатели различных направлений общими усилиями дали возможность последующим поколениям узнать, чем жили люди XVIII века, что они думали, как они чувствовали.

Вместе с тем литература классицизма стала новым этапом в развитии отечественной литературы. Отвечая требованиям эпохи, она создала образ нового человека — гражданина и патриота, убежденного в том, что «для пользы общества коль радостно трудиться». Этот человек должен проникнуть в тайны мироздания, стать активной творческой натурой. Для всего этого он вынужден отказаться от личного благополучия, обуздать свои страсти, подчинить свои чувства общественному долгу.

С этой целью многие писатели-классицисты вполне осознанно стремились превратить литературу и театр в «учебник жизни»: не случайно Сумароков назвал театр «училищем бродягам по жизни человеческой». В общенациональных, общегосударственных масштабах эту задачу ставил Ломоносов. Пытался решить ее и Сумароков, и деятельность его нередко выходила за рамки сословно-дворянских интересов, оказывалась плодотворной и для широких демократических кругов.

Значение русской литературы XVIII века не исчерпывается даже тем, что она ставила и по возможности решала наболевшие вопросы своего времени и во многом подготовила блестящие достижения литературы XIX века: творчество ряда писателей последних десятилетий XVIII века (в большей или меньшей степени, в той или иной форме) стало одним из органических слагаемых в развитии живого литературного процесса начала следующего столетия. К числу таких писателей следует в первую очередь отнести Фонвизина, Радищева, Державина, Карамзина, Крылова. В состав литературы нового века вошли не только те произведения, которые были написаны в этот период, но и такие, какие были созданы раньше@.

8. Сформулируйте ответ на вопрос, в чем заключаются достижения литературы XVIII века, опираясь на суждения В. И. Федорова и статью в учебнике.

9. Подготовьте пересказы статей о русской литературе XVIII века и о классицизме.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

 
Вид на Камеронову галерею со стороны Большого пруда в парке Царского села.
Литография. Первая четверть 19 века. Российский государственный исторический архив
(вернуться)
 
Картина Д.Г.Левицкого "Екатерина II – Законодательница"
на сайте "К уроку литературы"
Картина Дмитрия Григорьевича Левицкого "Екатерина II – Законодательница" (1783 г.) дает представление об особенностях портрета в искусстве классицизма, о символике и аллегории как характерных особенностях этого искусства.
 
Жак Луи Давид. Клятва Горациев. 1784.
Le Serment des Horaces
Холст, масло. 330 × 425 см
Лувр, Париж
(вернуться)
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика