ВПР по русскому языку. 7 класс. Проверочная работа № 2 (из сборника Г.Н.Потаповой)
ВПР по русскому языку
Материалы для подготовки к ВПР по русскому языку
См.
демоверсию ВПР по русскому языку
в 7 классе
с ответами и критериями оценивания
 
 
 
 
 

ВПР. 7 класс
Демоверсия

 
 
 
 
 

7 класс. Проверочная работа №1
(из сборника Н.Г.Потаповой)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Проверочная работа
по  РУССКОМУ   ЯЗЫКУ в 7 классе
(из сборника Н.Г.Потаповой)
Вариант 2. (см. ответы ниже)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение проверочной работы по русскому языку даётся 90 минут.
Работа включает в себя 14 заданий.
Ответ запишите в поле ответа в тексте работы.
При выполнении работы не разрешается пользоваться учебником, рабочими тетрадями, справочниками по грамматике, орфографическими словарями, иными справочными материалами.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны.
Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

       ВПР. РУССКИЙ ЯЗЫК. 7 класс. Вариант 1
1. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя там, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1


Когда Миша с Жердяем выск..чили на берег и посм..трели на пот..мневш..ю реку, то увид..ли что лодка лодочника (по)прежнему покач..валась на воде. А сам он повернув голову см..трел на ещ.. (не)скош..(н,нн)ый луг медле(н,нн)о выравнивая лодку движением весла. Ага (не)хочет подплывать к берегу! Генка (не)ут..рпел и то(же) вылез на берег покрытый ярко(зелёной) травой. В зелене..щ..м однообразии луга было столько спокойствия что мальчикам к..залось как(будто) они слыш..т (от)туда моното(н,нн)ое жуж..ание к..маров. Лодочник (с)нов.. взм..хнул вёслами и лодка пошла дальше. Мальчики тут(же) сп..лзли с берега и двинулись (в)след за ней. Теперь они д..ржались на таком расстоянии что(бы) за ка..ким(нибудь) поворотом можно было ра..смотреть его в б..нокль. (В)виду того что излучина реки была сплош.. закрыта (не)проходимыми зар..слями, лодочника было плохо видно. Боясь пот..рять его (из)виду Миша пр..казал гре(с,з)ти (по)скорее. Метрах в (трёх)стах от них лодочник шагая по воде втяг..вал свою лодку в (не)большую бухточ..ку. Ребят выруч..ло только то что лодочник стоял к ним спиной и (из)редк.. ра..плеск..вая ногами воду (не)слышал н.. шума их вёсел, н.. какого(либо) другого звука. Мальчики быстро по(..)тянулись к самой воде. Оставаясь сами (не)замеч..н,нн)ыми они хорош.. вид..ли лодочника. (По А. Рыбакову)

2. Выпишите из предложений причастие, имеющее в окончании букву И. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. Выпишите остальные слова, вставив пропущенные буквы.

1) В засыпающ..м лесу стоит гулкая тишина. 2) Наикрасивейш..ми памятниками архитектуры славился этот миленький городок. 3) В это время дверь, ведущ..я в кухню, вдруг открылась. 4) Колеблющ..мися шагами он вышел в сени, повозился там и через минуту вернулся. 5) Вихри-круговороты высок..ми белыми столбами гуляют по дороге.

3. Выпишите из предложений действительное и страдательное причастия настоящего времени, вставьте пропущенные буквы. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Ловко и бешено перебивали друг друга гармони, заглуша..мые пением и ветром. 2) Они пили кофе в беседке на берегу озера, усе..нного островами. 3)Я увидел знаменитую равнину, врез..вшуюся в тёмный лес. 4) Воздух, ве..щий в окна с нив и каналов, становился всё жарче. 5) Это был один из прекрасн..йших пейзажей, которые я когда-нибудь видел.

4. Выпишите из предложений слова с Н-НН, распределяя их по строчкам. Вставьте пропущенные буквы, допишите к каждой строчке по одному своему примеру.

1) Из отворён..ой двери пахнуло тёплым воздухом жилья вместе с запахом дублён..ых полушубков и печён..ого хлеба. 2) Иван Викторович степен..о двигался по тротуару, часто постукивая кожан..ыми калошами. 3) Наконец всё было обдуман..о. 4) Измятое его лицо было красно и возбуждён..о.
1) Страдательные причастия прошедшего времени:
2) Краткие причастия:
3) Наречия:
4) Отглагольные прилагательные:
5) Отымённые прилагательные:
6) Краткие прилагательные:

5. Найдите среди предложений слово, правописание которого соответствует правилу: «НЕ пишется слитно с полным причастием, если при нём нет зависимых слов и нет противопоставления с союзом а». Выпишите это причастие вместе с зависимым словом, раскройте скобки.
1) (Не)слышно и быстро опускается на землю мягкая северная ночь. 2) Придя к себе, он, даже (не)снявши пальто, лёг на кровать. 3) На щеках его горел (не)здоровый румянец, а глаза (не)естественно блестели. 4) За амбарами белеет (не)покрашенная железная крыша, а далее простирается огромное поле. 5) Капитан стоял с ничего (не)выражающим лицом и всё время держал руку у козырька.

6. Выпишите из предложений наречия с суффиксами -О и -А, распределив их в две колонки.
1) Слев.., в красной мгле, садилось болезненно и тускло блестящее солнце, справ.. эта мгла была сумрачнее. 2) Зевая и жмурясь, Гаврик насух.. вытер рубашкой маленькое лицо с лилово-розовым носиком. 3) Дорога шла сначал.. берегом, потом опушкой леса, затем круто поворачивала в поле. 4) Генке казалось, что проглоченный гвоздь путешествует по всему телу то вправ.., то влев...
Суффикс -о
Суффикс -а

7. Выпишите из предложений причастия и наречия с пропущенными буквами. Вставьте буквы, графически объясните, над какими орфограммами вы работали.

1) Вдоль полотна железной дороги тянется сплошная реш..тчатая ограда. 2) К небу понесутся вид..мые невооруженным глазом струи тёплого воздуха и пара. 3) К ужасу, я увидел какого-то большего зверя, похож..го на кошку. 4) Мать молилась за моё здоровье так горяч.., как я никогда не слыхал, чтобы кто-нибудь молился. 5) Оглушающ.. ревел ветер, воздух обжигал холодом, как огонь. 6) Мальчики услышали в рощице ржание лошадей, ш..рох, хруст ветвей, приглушенные голоса.
Причастия:
Наречия:

8. Выпишите из предложений слова с пропусками, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Напишите, над какой орфограммой вы работали. Подчеркните наречия.

1) Из-под печки вынырнула мыш.., метнулась было к столу и побежала в тёмную комнату. 2) Над полем курился туман, он был похож., на дым сражения. 3) Сева ударил плёткой по лошади и понёсся вскач.., оставляя за собой столб пыли. 4) Я всё шёл и шёл, спускаясь с круч.., и уже собирался было прилеч.. где-нибудь до утра, как вдруг очутился над страшной бездной. 5) В соседнем доме с настеж.. распахнутыми окнами смеялась девочка.


9. Среди выделенных слов найдите наречия, которые пишутся через дефис, выпишите их, раскрывая скобки. Графически объясните их написание. Выпишите остальные слова, раскройте скобки, надпишите части речи.

1) Чуть(чуть) уловимый, (по)вечернему душистый дымок тянул откуда(то) в остывающем воздухе. 2) «Да он славно бьётся! - говорил Бульба. - Ей(богу), хорошо». 3) Это было нагромождение деревянных лестниц, мешающих друг(другу). 4) «Надень(ка), брат Елдырин, на меня пальто, что(то) ветром подуло». 5) Дорога поворачивала на северо(восток). 6) В небе таяло и бледнело лёгкое мутно(фиолетовое) облако.

10.Выпишите из предложений наречия, в которых орфограммой является пробел.

1) Он был смелым человеком и всегда говорил (в)открытую. 2) С громким рёвом Павлик бросился (на)утёк и бежал до тех пор, пока неожиданно не натолкнулся на Петю. 3) В избе было (по)весеннему сыро. 4) Озеро стояло как(бы) (на)бок, и в нём отражалось множество багровой листвы. 5) (На)миг остолбенев, смотрела она ему в очи и вдруг зарыдала.


11. Выпишите из предложений производные предлоги, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

1) (В)последстви.. эта рукопись вышла в свет как часть книги известного врача. 2)(В)заключени.. Сергей несколько раз перекувырнулся на ковре и походил на руках. 3) (В)течени.. реки наметились значительные перемены. 4) Миша только поделился своими подозрениями (на)счёт лодочника. 5) (На)встречу ему из тёмной дали тяжело и медленно двигались тучи.

12. Укажите номера предложений, в которых выделенные слова являются союзами.

1) Попадались так(же) жаворонки и чечётки, но только в меньшем количестве. 2) Сколько радостных часов Дела провела, придумывая, что(бы) такое подарить мужу на Рождество. 3) В полночь я вышел из дому, что(бы) опустить в почтовый ящик письмо. 4) Перед нами лежал небольшой клочок земли, за которым стлалось всё то(же) безграничное море. 5) Император Николай Павлович поначалу то(же) никакого внимания на блоху не обратил.

13. Укажите все цифры, на месте которых надо писать букву И.

1) Между тем, как н(1) слабо было течение, оно относило обе лодки к берегу. 2) До самого верха Гаврик добежал, н(2) разу н(3) остановившись отдохнуть. 3) Н(4)кто н(5) знал н(6) его состояния, н(7) его доходов, и н(8)кто и н(9)когда н(10) осмеливался его об этом спрашивать, 4) Сергей н(11) мог н(12) отреагировать на замечания отца.

14. Расставьте в предложениях знаки препинания. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.

1) Был конец августа и ночи уже дышали осенью.
2) Тётя три раза перекрестила меня и обнимая тихо всхлипнула.
3) Посередине залы стоял овальный обеденный стол обтянутый жёлтой клеёнкой.
4) Но увы напрасны были наши ожидания: все эти гнёздышки на земле оставались пустыми.
5) Когда кролики разбрелись по полю явились мальчишки и принялись их гонять.




Содержание верного ответа с комментариями
Текст 1.
Когда Миша с Жердяем выскочили на берег и посмотрели на потемневшую реку, то увидели, что лодка лодочника по-прежнему покачивалась на воде. А сам он, повернув голову, смотрел на ещё не скошенный луг, медленно выравнивая лодку движением весла. Ага, не хочет подплывать к берегу! Генка не утерпел и тоже вылез на берег, покрытый ярко-зелёной травой. В зеленеющем однообразии луга было столько спокойствия, что мальчикам казалось, как будто они слышат оттуда монотонное жужжание комаров. Лодочник снова взмахнул вёслами, и лодка пошла дальше. Мальчики тут же сползли с берега и двинулись вслед за ней. Теперь они держались на таком расстоянии, чтобы за каким-нибудь поворотом можно было рассмотреть его в бинокль. Ввиду того что излучина реки была сплошь закрыта непроходимыми зарослями, лодочника было плохо видно. Боясь потерять его из виду, Миша приказал грести поскорее. Метрах в трёхстах от них лодочник, шагая по воде, втягивал свою лодку в небольшую бухточку. Ребят выручило только то, что лодочник стоял к ним спиной и, изредка расплёскивая ногами воду, не слышал ни шума их вёсел, ни какого-либо другого звука. Мальчики быстро подтянулись к самой воде. Оставаясь сами незамеченными, они хорошо видели лодочника.

2. Окончания причастий и прилагательных можно проверить по вопросу какой?. (Кроме слов в форме мужского рода в именительном падеже и в сходном с ним винительном падеже. Они имеют окончания -ий, -ий, -ой. Эти слова нельзя проверять вопросом к а к о й?) В остальных случаях, если вопрос к а к и м?, пиши окончание -ым(-им); если к а к о м?, то -ом(-ем).
Ответ:

Колеблющимися (какими?) шагами.
Засыпающем, наикрасивейшими, ведущая, высокими.

3. В суффиксах действительных причастий настоящего времени -ущ-(-ющ) и ащ-(-ящ-) пишется буква у или ю, если причастие образовано от глагола 1 спряжения; буква а или я, если причастие образовано от глагола 2 спряжения.
В суффиксах страдательных причастий настоящего времени -ем- и им- пишется буква е, если причастие образовано от глагола 1 спряжения; буква и, если причастие образовано от глагола 2 спряжения. Перед суффиксами -вш- и -ш- действительных причастий прошедшего времени пишется та же гласная, что и в неопределённой форме глагола перед -ть. В страдательных причастиях прошедшего времени перед буквами нн(н) пишется гласная а{я), если причастие образовано от глагола на -ать(-ять). Буква е пишется перед нн(н) в причастиях, образованных от глаголов на -ить или -еть.
Пробовавший (действ, прич. прош. вр.) — от глагола пробовать. Плачущая (действ, прич. наст, вр.) — от глагола плакать, 1 спр. Собранных (страдат, прич. прош. вр.) — от глагола собрать, на -ать. Знаменитейшие (прилагат. в превосходной степени. Не путать с действительными причастиями настоящего времени!). Нарушаемого (страдат. прич. наст, вр.) — от глагола нарушать, 1 спр. Занавешенными (страдат. прич. прош. вр.) — от глагола занавесить, не на -ать(-ять).
Ответ:

Врезавшуюся - действит. (от глагола врезаться), усеянного - страдат. (от глагола на -ять усеять).

4. Две буквы к пишутся в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени, образованных:
— от глаголов совершенного вида;
— от глаголов несовершенного вида, имеющих при себе пояснительные слова.
В кратких страдательных причастиях пишется всегда одна буква н.
В наречиях и кратких прилагательных (отглагольных) пишется столько же н, сколько в слове, от которого они образованы.
В отымённых прилагательных пишется одна буква н в суффиксах -aн-,-ян-, -ин- (искл. стеклянный, деревянный, оловянный), две буквы н пишутся в суффиксах -онн-, -енн- и в прилагательных, образованных от основы существительного на -н.
Разочарованно — наречие, образовано от полного причастия совершенного вида (разочарованный), в котором нн. Путаный — образовано от глагола несовершенного вида (путать), в предложении нет к нему пояснительных слов, значит, это отглагольное прилагательное. Разорванные — полное причастие совершенного вида (от глагола разорвать). Деревянный — отымённое прилагательное-исключение. Серебряная — отымённое прилагательное с суффиксом -ян-. Пустынна — краткое отымённое прилагательное (образовано от пустынный, которое образовано от основы существительного на к — пустым + н).
Ответ:

1) Страдательные причастия прошедшего времени: отворённой
2) Краткие причастия: обдумано
3) Наречия: степенно
4) Отглагольные прилагательные: дублёных, печёного
5) Отымённые прилагательные: кожаными
6) Краткие прилагательные: возбуждённо

5. Ответ:
Непокрашенная

6. В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется буква а, если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных. И пишется буква о, если наречия образованы от прилагательных, в которых уже были приставки.
В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется буква о.
Сначала (от начальный, нет приставки). Направо — наречие с приставкой на-. Снова (от новый, нет приставки). Изредка (от редкий, нет приставки). Доверчиво (от доверчивый, есть приставка до-). Изнеженно (от изнеженный, есть приставка.
Ответ:

Суффикс -о: насухо, вправо, влево
Суффикс -а: слева, справа, сначала

7. В суффиксах страдательных причастий прошедшего времени -енн- и -ен- после шипящих под ударением пишется буква ё, без ударения — е.
На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква о, без ударения — е. (Исключение: ещё.)
Раздражающе — наречие, буква е находится в безударном положении, коп­чёными — отглагольное прилагательное, суффикс -ён- находится под ударением; старичок — существительное, суффикс ок находится под ударением; кошёлку — существительное, гласную в корне можно проверить — кошелёк; свежо — наречие, буква о находится под ударением, трущобные — прилагательное, образовано от существительного трущоба, смягчённые — причастие, суффикс -ённ находится под ударением.
Ответ:

Причастия: невооружённым, приглушённые
Наречия: горячо, оглушающе

8. На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак. Исключения: уж, замуж, невтерпёж.
В существительных 3-го склонения, в глаголах 2-го лица единственного числа и в неопределённой форме после шипящих пишется мягкий знак.
Мягкий знак не пишется в существительных не 3-го склонения, в кратких прилагательных с основой на шипящую.
Ответ:

Мышь, похож, вскачь, с круч, прилечь, настежь. Орфограмма называется «Употребление мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи».

9. Дефис в наречиях между частями слова пишется после приставок по-, в- (во), если в слове есть суффиксы ому (-ему)-и, ~ых{-их, также после приставки кое-, перед суффиксами -то, -либо, -нибудь и в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или повторением слов.
Через дефис пишутся:
— сложные существительные, обозначающие направление частей света;
— прилагательные, образованные путём сложения равноправных слов, от слов, обозначающих оттенки цветов, вкусовые качества, от слов, написанных через дефис;
— местоимения с суффиксами -то, -либо, -нибудь, приставкой кое-;
— некоторые непроизводные предлоги;
— частица -то, присоединяемая ко всем словам, и частица -ка с глаголами;
— междометия, образованные повторением основ, сложные междометия.
Ответ:

Наречия: чуть-чуть (сложное наречие), по-вечернему, откуда-то.
Ей-богу (междометие), друг другу (существит.), надень-ка (глагол с частицей), что-то (местоимение), северо-восток (сложное существит.), мутно-фиолетовое (сложное прилаг.).
10. Приставки в наречиях на письме пишутся тремя способами:
— обычно слитно;
— через дефис;
— реже раздельно.
Орфограммами при этом являются дефис, слитное написание и пробел. Изнутри (приставка из-), по-праздничному (приставка по-, суффикс -ому), без умолку (пробел), вначале (приставка в-), наутро (приставка на-), снова (приставка с-), с маху (пробел).
Ответ:

в открытую, на миг.

11. Производные предлоги, образованные на основе наречий, пишутся слитно, также слитно пишутся следующие производные предлоги: вследствие, наподобие, вроде, насчёт, ввиду, вместо, несмотря (на).
Пишутся раздельно следующие производные предлоги: в течение, в продолжение, по причине, в целях и др.
Не путать предлоги с другими частями речи, например, в начале урока (существит. с предлогом), впоследствии (наречие). Навстречу (наречие), в продолжение (произв. предлог), впоследствии (наречие), вокруг (себя) (производи, предлог), несмотря на (производн. предлог), на верх (холма) (существит. с предлогом).
Ответ:

в заключение, насчёт, навстречу.

12. Союзы также, тоже, чтобы (чтоб) пишутся слитно.
Их следует отличать от сочетаний так же (наречие с частицей), то же, что бы (местоимения с частицами). В этих сочетаниях частицы же, бы, как правило, могут быть опущены или переставлены на другое место.
Союзы также, тоже можно заменить союзом и, а союз чтобы — составным союзом для того чтобы. Союз зато = но.
Запомните написание следующих союзов: потому что, как бы, как будто, несмотря на то что, так как, ввиду того что, по мере того как и др.
Ответ:

1, 3, 5

13. Частица не придаёт отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам.
Частица ни служит:
1) для выражения отрицания в предложениях без подлежащего;
2) для усиления отрицания, которое выражено частицей не или словом нет;
3) для выражения утверждения после слов кто, что, как, куда и т.п.
Предложение может получить положительный смысл, если в нём две частицы не. Не осталось, не было, не смог — частицы придают отрицательное значение глаголам; ни одного, ни своего угла, ни близких — частицы выражают отрицание в предложении без подлежащего; не мог не видеть — две отрицательные частицы придают предложению положительный смысл; как ни напрягал — частица выражает утверждение, есть слово как; нигде — приставка ни- в наречии находится в безударном положении.
Ответ:

1,2,4,6,7,8,9.

14. Ответ:
1) Был конец августа, и ночи уже дышали осенью. Сложносочинённое предложение.
2) Тётя три раза перекрестила меня и, обнимая, тихо всхлипнула. Одиночное деепричастие, стоящее в середине предложения.
3) Посередине залы стоял овальный обеденный стол, обтянутый жёлтой клеёнкой. Причастный оборот, стоящий после определяемого слова в конце предложения.
4) Но, увы, напрасны были наши ожидания: все эти гнёздышки на земле оставалисъ пустыми. Междометие, стоящее в середине предложения.
5) Когда кролики разбрелись по полю, явились мальчишки и принялись их гонять. Сложноподчинённое предложение с придаточным, стоящим в начале предложения.
 
 
 
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВПР. Демоверсии и варианты по русскому языку, истории, обществознанию
 
Яндекс.Метрика