Цикл «Северные элегии». Ахматова А. А.
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная  литература
 Ахматова А.А.
 
А. А. Ахматова. 28 сентября 1945. Негатив из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме. Фотограф И.М.Наппельбаум[2]
 
 
 
 
 
 
 
Анна Андреевна Ахматова
(1889 – 1966)
СЕВЕРНЫЕ ЭЛЕГИИ[1]

Все в жертву памяти твоей…
Пушкин


Первая
Предыстория
[2]

Я теперь живу не там…
Пушкин


Россия Достоевского. Луна
Почти на четверть скрыта колокольней.
Торгуют кабаки, летят пролётки,
Пятиэтажные растут громады
В Гороховой, у Знаменья, под Смольным.[3]
Везде танцклассы, вывески менял,
А рядом: "Henriette", "Basile", "Andre"
И пышные гроба: "Шумилов-старший".
Но, впрочем, город мало изменился.
Не я одна, но и другие тоже
Заметили, что он подчас умеет
Казаться литографией старинной,
Не первоклассной, но вполне пристойной,
Семидесятых, кажется, годов.
Особенно зимой, перед рассветом,
Иль в сумерки – тогда за воротами
Темнеет жёсткий и прямой Литейный,
Ещё не опозоренный модерном,
И визави меня живут – Некрасов
И Салтыков...[4] Обоим по доске
Мемориальной. О, как было б страшно
Им видеть эти доски! Прохожу.
А в Старой Руссе пышные канавы,[5]
И в садиках подгнившие беседки,
И стекла окон так черны, как прорубь,
И мнится, там такое приключилось,
Что лучше на заглядывать, уйдем.
Не с каждым местом сговориться можно,
Чтобы оно свою открыло тайну
(А в Оптиной мне больше не бывать…)[6]

Шуршанье юбок, клетчатые пледы,
Ореховые рамы у зеркал,
Каренинской красою изумленных,
И в коридорах узких те обои,
Которыми мы любовались в детстве,
Под желтой керосиновою лампой,
И тот же плюш на креслах…
Все разночинно, наспех, как-нибудь…
Отцы и деды непонятны. Земли
Заложены. И в Бадене — рулетка.

И женщина с прозрачными глазами
(Такой глубокой синевы, что море
Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),
С редчайшим именем и белой ручкой,
И добротой, которую в наследство
Я от нее как будто получила, —
Ненужный дар моей жестокой жизни…

Страну знобит, а омский каторжанин[7]
Все понял и на всем поставил крест.
Вот он сейчас перемешает все
И сам над первозданным беспорядком,
Как некий дух, взнесется. Полночь бьет.
Перо скрипит, и многие страницы
Семеновским припахивают плацем.

Так вот когда мы вздумали родиться
И, безошибочно отмерив время,
Чтоб ничего не пропустить из зрелищ
Невиданных, простились с небытьем.

3 сентября 1940. Ленинград
Октябрь 1943. Ташкент


<Вторая>
(О десятых годах)


И никакого розового детства…
Веснушечек, и мишек, и игрушек,
И добрых теть, и страшных дядь, и даже
Приятелей средь камешков речных.
Себе самой я с самого начала
То чьим-то сном казалась или бредом,
Иль отраженьем в зеркале чужом,
Без имени, без плоти, без причины.
Уже я знала список преступлений.
Которые должна я совершить.
И вот я, лунатически ступая,
Вступила в жизнь и испугала жизнь:
Она передо мною стлалась лугом,
Где некогда гуляла Прозерпина[8].
Передо мной, безродной, неумелой,
Открылись неожиданные двери,
И выходили люди и кричали:
«Она пришла сама, она пришла сама!»
А я на них глядела с изумленьем
И думала: «Они с ума сошли!»
И чем сильней они меня хвалили,
Чем мной сильнее люди восхищались,
Тем мне страшнее было в мире жить,
И тем сильней хотелось пробудиться,
И знала я, что заплачу сторицей
В тюрьме, в могиле, в сумасшедшем доме,
Везде, где просыпаться надлежит
Таким, как я, — но длилась пытка счастьем.

4 июля 1955. Москва




<Третья>[9]

В том доме было очень страшно жить,[10]
И ни камина свет патриархальный,
Ни колыбелька моего ребенка,
Ни то, что оба молоды мы были
И замыслов исполнены,
Не уменьшало это чувство страха.
И я над ним смеяться научилась
И оставляла капельку вина
И крошки хлеба для того, кто ночью
Собакою царапался у двери
Иль в низкое заглядывал окошко,
В то время, как мы, замолчав, старались
Не видеть, что творится в зазеркалье,
Под чьими тяжеленными шагами
Стонали темной лестницы ступени,
Как о пощаде жалостно моля.
И говорил ты, странно улыбаясь:
«Кого они по лестнице несут?»

Теперь ты там, где знают все, скажи:
Что в этом доме жило кроме нас?

1921. Царское Село

<Четвертая>[11]

Так вот он — тот осенний пейзаж,
Которого я так всю жизнь боялась:
И небо — как пылающая бездна,
И звуки города — как с того света
Услышанные, чуждые навеки.
Как будто все, с чем я внутри себя
Всю жизнь боролась, получило жизнь
Отдельную и воплотилось в эти
Слепые стены, в этот черный сад…
А в ту минуту за плечом моим
Мой бывший дом[12] еще следил за мною
Прищуренным, неблагосклонным оком,
Тем навсегда мне памятным окном.
Пятнадцать лет[13] — пятнадцатью веками
Гранитными как будто притворились,
Но и сама была я как гранит:
Теперь моли, терзайся, называй
Морской царевной[14]. Все равно. Не надо…
Но надо было мне себя уверить,
Что это все случалось много раз,
И не со мной одной — с другими тоже,
И даже хуже. Нет, не хуже — лучше.
И голос мой — и это, верно, было
Всего страшней — сказал из темноты:
«Пятнадцать лет назад какой ты песней
Встречала этот день, ты небеса,
И хоры звезд, и хоры вод молила
Приветствовать торжественную встречу
С тем, от кого сегодня ты ушла…
Так вот твоя серебряная свадьба:
Зови ж гостей, красуйся, торжествуй!»

Март 1942. Ташкент

<Пятая>[15]

Меня, как реку,
Суровая эпоха повернула.
Мне подменили жизнь. В другое русло,
Мимо другого потекла она,
И я своих не знаю берегов.
О, как я много зрелищ пропустила,
И занавес вздымался без меня
И так же падал. Сколько я друзей
Своих ни разу в жизни не встречала,
И сколько очертаний городов
Из глаз моих могли бы вызвать слезы,
А я один на свете город знаю
И ощупью его во сне найду.
И сколько я стихов не написала,
И тайный хор их бродит вкруг меня
И, может быть, еще когда-нибудь
Меня задушит…
Мне ведомы начала и концы,
И жизнь после конца, и что-то,
О чем теперь не надо вспоминать.
И женщина какая-то мое
Единственное место заняла,
Мое законнейшее имя носит,[16]
Оставивши мне кличку, из которой
Я сделала, пожалуй, все, что можно.
Я не в свою, увы, могилу лягу.
Но иногда весенний шалый ветер,
Иль сочетанье слов в случайной книге,
Или улыбка чья-то вдруг потянут
Меня в несостоявшуюся жизнь.
В таком году произошло бы то-то,
А в этом — это: ездить, видеть, думать,
И вспоминать, и в новую любовь
Входить, как в зеркало, с тупым сознаньем
Измены и еще вчера не бывшей
Морщинкой…

Но если бы оттуда посмотрела
Я на свою теперешнюю жизнь,
Узнала бы я зависть наконец…

2 сентября 1945. Фонтанный Дом (задумано еще в Ташкенте)




<Шестая>[17]

Есть три эпохи у воспоминаний.[18]
И первая — как бы вчерашний день.
Душа под сводом их благословенным,
И тело в их блаженствует тени.
Еще не замер смех, струятся слезы,
Пятно чернил не стерто со стола —
И, как печать на сердце, поцелуй,
Единственный, прощальный, незабвенный…
Но это продолжается недолго…
Уже не свод над головой, а где-то
В глухом предместье дом уединенный,
Где холодно зимой, а летом жарко,
Где есть паук и пыль на всем лежит,
Где истлевают пламенные письма,
Исподтишка меняются портреты,
Куда как на могилу ходят люди,
А возвратившись, моют руки с мылом,
И стряхивают беглую слезинку
С усталых век — и тяжело вздыхают…
Но тикают часы, весна сменяет
Одна другую, розовеет небо,
Меняются названья городов,
И нет уже свидетелей событий,
И не с кем плакать, не с кем вспоминать.
И медленно от нас уходят тени,
Которых мы уже не призываем,
Возврат которых был бы страшен нам.
И, раз проснувшись, видим, что забыли
Мы даже путь в тот дом уединенный,
И задыхаясь от стыда и гнева,
Бежим туда, но (как во сне бывает)
Там все другое: люди, вещи, стены,
И нас никто не знает — мы чужие.
Мы не туда попали… Боже мой!
И вот когда горчайшее приходит:
Мы сознаем, что не могли б вместить
То прошлое в границы нашей жизни,
И нам оно почти что так же чуждо,
Как нашему соседу по квартире,
Что тех, кто умер, мы бы не узнали,
А те, с кем нам разлуку Бог послал,
Прекрасно обошлись без нас — и даже
Все к лучшему…

5 февраля 1945. Фонтанный дом

<Седьмая>[19]

А я молчу — я тридцать лет молчу.
Молчание арктическими льдами
Стоит вокруг, бессчетными ночами
Оно идет [туши] гасить мою свечу.
Так мертвые молчат, но то понятней
И менее ужасно…
Мое молчанье слышится повсюду,
Оно судебный наполняет зал,
И самый гул толпы перекричать
Оно могло бы — и, подобно чуду,
Оно на все кладет свою печать.
Оно во всем участвует, о, Боже!
Кто мог придумать мне такую роль?
[На всех на свете хоть на миг]
[Хоть] Стать на кого-нибудь чуть-чуть похожей,
О, Господи! мне хоть бы миг позволь.
О, разве я не выпила цикуту,[20]
Так почему же я не умерла,
Как следует, в ту самую минуту?
Пусть мне дадут теперь любую маску,
Пускай меня отпустят… . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Та прежняя, что приросла к лицу
Мое молчанье в музыке и в песне
И в чьей-то омерзительной любви,
В разлуках, в [встречах] книгах,
В том, что неизвестней
Всего на свете
Я и сама его… пугалась,
Когда оно всей тяжестью своей
Теснит меня… надвигаясь, скорей...
Защиты нет, нет — ничего.
Кто знает, как оно окаменело,
Как выжгло сердце, [исcушило ум] и каким огнем,
Подумаешь, кому какое дело,
Всем так уютно и привычно в нем
[До тех, кто был на гибель обречен]
Его со мной делить согласны все вы,
Но все-таки оно всегда мое,
Оно почти мою сожрало душу,
Оно мою уродует судьбу,
Но я его когда-нибудь нарушу,
Чтоб смерть позвать к позорному столбу.

1958 (3 июня) - 1964. Ленинград.

Источник: Анна Ахматова. Собрание сочинений в шести томах. – М.: Эллис Лак, 1998-2005.



1. 1. «Северные элегии» – цикл «Северные элегии», складывавшийся на протяжении нескольких десятилетий, датированных 1921, 1940, 1942, 1945, 1955, 1958-1964 годами. В цикле шесть (седьмое стоит особняком) стихотворений.
Эпиграф ко всему циклу – первая строка стихотворения А. С. Пушкина без заглавия "Всё в жертву памяти твоей..." (1825). (вернуться)

2. «Предыстория» – первое стихотворение цикла («Предыстория»), помеченное 3 сентября 1940 года, написано вскоре после завершения «Реквиема», когда расставание с собой (прежней) произошло:
Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла...
Эпиграф – неточная цитата из "Домика в Коломне" (у Пушкина: "Я живу / Теперь не там"). (вернуться)

3. В Гороховой, у Знаменья, под Смольным... – перечислены районы интенсивных застроек Петербурга в 1900-е годы: улица Гороховая, церковь Входа Господня в Иерусалим (Знаменская) на углу Невского и Лиговского проспектов, Смольный Воскресенский собор (1749 – 1835, арх. Б. Растрелли, заканчивал отделку В. Стасов). (вернуться)

4. И визави меня живут... – позади Фонтанного Дома, заслонённого в начале ХХ века новыми зданиями в стиле модерн, на Литейном в домах № 36 и 60 жили Н. А. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин. (вернуться)

5. Старая Русса – город в Новгородской области, где в 1870-е годы жил Ф. М. Достоевский, место действия "Братьев Карамазовых". (вернуться)

6. А в Оптиной мне больше не бывать… – важнейший для понимания цикла пласт реминисценций, бесспорно, связан с Достоевским (в Оптиной пустыне бывали Гоголь и Достоевский), само имя которого есть уже символ человеческой трагедии, сопряжения "двух бездн" в попытке разрешения "проклятых вопросов" бытия.
Но Оптина пустынь к моменту написания «Предыстории» уже поруганная святыня. Кроме того, святость переживается изнутри как невозможность, ибо не растворением в Боге видится собственный путь, а обретением в себе Бога, воплощением в Слове, движение к которому неизбежно пролегает через сомнение в возможности адекватного выражения Смысла, но которое есть единственный залог бессмертия.
Пятистопный ямб – доминирующий размер «Северных элегий» – вызывает на память «Пятистопные ямбы» Гумилева, посвященные М. Лозинскому ("беседу об автобиографических ямбах" Лозинский вспоминает в письме к Гумилеву от 21. IX. 1915 года). Мотив монастырского уединения, возникающий в последней строфе гумилевского стихотворения (он является реминисценцией пушкинского «Монастыря на Казбеке») отзывается в «Предыстории»:
«А в Оптиной мне больше не бывать...». (вернуться)

7. ...омский каторжанин... – Ф. М. Достоевский, отбывавший в Омске каторгу. (вернуться)

8. Прозерпина – дочь Деметры, похищенная властелином подземного царства Плутоном в то время, когда она играла с подругами на прекрасном цветущем лугу. (вернуться)

9. Третья – элегия обращена к Н. С. Гумилёву. (вернуться)

10. В том доме было очень страшно жить… – очевидна значимость даты (1921 г.), проставленной под стихотворением "В том доме было очень страшно жить...".
Тема появления в доме лишенного погребения (погребальной почести) покойника отсылает нас к "Утопленнику" Пушкина, чья память "казнью декабристов была ранена навсегда". Мотив пророческого видения смерти ("Кого они [выделено Ахматовой] по лестнице несут?") преобразуется (через Семеновский плац) в мотив государственного насилия (казнь). (вернуться)

11. Четвёртая – толчком к написанию это элегии послужила, по всей вероятности, встреча с тяжело больным Н. Н. Пуниным, проезжавшим через Ташкент в Самарканд на санитарном поезде. (вернуться)

12. мой бывший дом… – как вариант этих слов Ахматова указывала в подстрочном примечании: "Или: Фонтанный Дом". (вернуться)

13. пятнадцать лет… – годы, прожитые с Н. Н. Пуниным. (вернуться)

14. морской царевны… – отсылка к стихотворению М. Ю. Лермонтова "Морская царевна", строку из которого "Будет он помнить про царскую дочь..." Пунин произнёс Ахматовой при их расставании. (вернуться)

15. Пятая элегия – первоначально вместо посвящения был записан эпиграф из стихотворения Ф. И. Тютчева "Цицерон": "Блажен, кто посетил сей мир / В его минуты роковые. Тютчев".
Посвящено Нине Антоновне Ольшевской (1908 – 1991) актрисе, близкой подруге Ахматовой, жене писателя-сатирика В. Е. Ардова. В их доме в Москве на улице Большая Ордынка, д. 17, кв. 13, часто останавливалась и подолгу жила Ахматова.
Говоря о пятой элегии «Меня, как реку, /Суровая эпоха повернула…», Ахматова заметила: "Мне рассказывали содержание фильма Феллини «Восемь с половиной». У меня эта тема раньше".
Пятая элегия толкует о времени «в смысле того таинственного метафизического процесса, в который погружены человек и мир».
Элегия начинается выразительным межстиховым переносом, кажется, наследующим свою семантику из enjambement’ов Баратынского.
В ней говорится о роковом переломе эпохи лихолетья, об области памяти, заселенной тенями казненных и умученных, и об отнятой в 1917–1921 годах судьбе — о том, что было сказано в письме Н. Пунина 1929 года: «Думаю о своей судьбе, "отнятой", как сказал Мандельштам обо всех нас». (вернуться)

16. Мое законнейшее имя носит... – вторая жена Н. С. Гумилёва – Анна Гумилёва (урожд. Энгельгардт, 1895 – 1942). (вернуться)

17. Шестая – первоначально вместо посвящения был записан эпиграф "My future is my past. Eliotte", который впоследствии был перенесён в "Поэму без героя" (через некоторое время в поэме был заменён другим6 "In my beginning is my end"). (вернуться)

18. «Есть три эпохи у воспоминаний...» – А. Найман: "В московском «Дне поэзии» 56-го года была напечатана элегия Ахматовой «Есть три эпохи у воспоминаний...». Я не мог отдать себе отчет в том, чем это поразило меня больше: тем ли, что она еще жива, или содержанием и красотой. За тридцать лет, что прошли с тех пор, эти белые стихи, тотчас запомненные, много раз всплывали в сознании, по поводу и без повода, наполняясь содержанием, прежде не прочитанным, упущенным, ахматовским, равно как и вчитанным, пережитым, своим. Это была новая Ахматова, и вместе с тем узнаваемая, выглядывающая из «Эпических мотивов». В следующий раз я увидел «Есть три эпохи» в сборнике 1961 года, так называемой «лягушке» — по зеленому цвету переплета,– в цикле с «Так вот он тот осенний пейзаж...» (читается пейзаж, как привыкла произносить Ахматова) и четверостишием «И голос тот уже не отзовется»..." А. Найман – Рассказы о Анне Ахматовой. 1989. (вернуться)

19. "А я молчу – я тридцать лет молчу." – седьмую элегию «северную», или «ленинградскую», Ахматова пишет о своем «молчании», неоднократно обсуждавшемся в иностранной и эмигрантской печати.
В центре «Седьмой элегии» – воспоминание о публичной казни 1946 года, своего рода сократовской цикуте. Афинский философ, как и русская поэтесса, обвинен в растлении молодежи.
Толчком к записыванию этой элегии могла быть статья в майском номере «Знамени» за 1958 год. Статья возвращала после некоторого затишья к «крепкому» духу времени двенадцатилетней и более давности – «и всем казалось – это человек, а это черный рупор надрывался и повторял все те же тридцать фраз все тридцать лет».
«А я молчу…» – отвечает в последнем слове подсудимая на привычные прокурорские речи («и повторял все те же тридцать фраз все тридцать лет. Все помнили все это наизусть, все с каждою сроднились запятою»). Речи эти по совместительству и адвокатские (подзащитная «не замолчала как поэт»):
Десятки лет искали адвоката,
Он где-то был, вот здесь, почти сейчас.
<…> Как хорошо теперь – защитник,
И можно, значит, будет беззаботно спать. (вернуться)

20. Цикута – ядовитое растение, растущее у воды. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика