Искусство архитектоники в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Удодов Б. Т.
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная  литература
 Лермонтов М.Ю.
 
М.Ю.Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского
полка. Портрет работы
П.Е.Заболотского. 1837.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814 – 1841)
Удодов Б. Т.
Роман Лермонтова «Герой нашего времени»
[1]
 


Глава седьмая

ИСКУССТВО  АРХИТЕКТОНИКИ
 
Лермонтов, как и его гениальный предшественник Пушкин, обладал в высшей степени чувством «соразмерности», что обусловливало композиционную органичность и в то же время выверенность его шедевров. Сюжетно-композиционная структура «Героя нашего времени» неповторимо самобытна и совершенна по гармонической уравновешенности всех его элементов и частей. Вместе с тем она глубоко содержательна. Как и роман в целом, она синтезировала в себе во многом противоположные традиции, приемы и субъективно-романтического, и объективно-реалистического раскрытия человека. Однако непосредственным фундаментом, на котором воздвигалась художественная конструкция романа, была авторская концепция человека в его отношении к обществу и миру.

Роман состоит из пяти самостоятельных новелл и повестей, но даже чисто композиционно он не воспринимается как собрание разрозненных произведений, объединенных лишь фигурой главного героя. В читательском восприятии роман четко разграничивается на две части. Одна представляет собою, как указывалось, объективное повествование о Печорине в записках странствующего офицера («Бэла», «Максим Максимыч», «Предисловие» к «Журналу Печорина»); другая — субъективно-исповедальное самораскрытие героя в его «Журнале» («Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»). Таким образом, в каждой «половине» оказывается по три своеобразных «главы».

Эта уравновешенность структурного членения романа словно подчеркивает равноправность объединения в нем, по выражению Баратынского, «обоих родов» романа, существовавших до «Героя нашего времени» порознь. В одной половине романа преобладает объективное изображение «физических явлений человеческой природы», в другой — человеческой «духовности». Однако Лермонтов не механически объединяет субъективный и объективный способы раскрытия героя: каждый из них, преобладая в одной из частей, проникает в другую. В объективно-повествовательной «Бэле» содержатся и элементы исповеди Печорина (Максиму Максимычу); в «Княжне Мери», наряду с развернутой «историей души» героя, присутствует широко разветвленный сюжет, объективно-предметное изображение жизни.

Отмеченное деление романа на две части реально существует.

Однако сам Лермонтов счел нужным несколько «нарушить» стройность подобной двучленной композиции (3+3). В первом же отдельном издании романа «Тамань» из «Журнала Печорина» вместе с «Предисловием» к «Журналу» героя были отнесены к I части. Возможно, это было сделано, чтобы соблюсти между частями соразмерность и чисто объемную (принимая во внимание размеры «Княжны Мери»). Но нельзя не заметить, что при таком несколько «асимметричном» делении переплетение, внутреннее взаимопроникновение в романе двух основных композиционно-повествовательных форм стали еще более тесными. Еще Белинский указывал, что в «Тамани» Печорин — только участник сюжетного эпизода, но изнутри он по-прежнему остается еще нераскрытым, что делается потом в «Княжне Мери» и «Фаталисте».

Здесь обращает на себя внимание одна существенная особенность такого композиционного членения романа на две части. В I части, в которую оказались включенными «Бэла», «Максим Максимыч» и «Тамань», Печорин предстает в кругу «естественных» и «простых» людей, а во II части («Княжна Мери», «Фаталист») он находится в близкой ему по его социальному положению «цивилизованной», современной дворянской привилегированной среде. От новеллы к повести, от части к части герой как бы заново проделывает путь, который совершали многие его романтические предшественники, искавшие выхода в бегстве из цивилизованного общества на лоно природы, в надежде обрести гармонию жизни в «естественном» состоянии среди «детей природы», в конце концов вновь возвращаясь «на круги своя».

В «Бэле» Печорин находится в самом тесном соприкосновении с такими «естественными людьми» — горцами, в «Максиме Максимыче» и «Тамани» — с «простыми людьми». Причем если Максим Максимыч олицетворяет, по выражению Ап. Григорьева, тип «смирного» простого человека, то контрабандисты из «Тамани» — тип человека «хищного», «разбойничьего» склада. Со всеми ними Печорина многое объединяет по его внутренним человеческим качествам, но еще больше, как выясняется в итоге каждого из этих трех произведений, разъединяет. В результате Печорин всюду оказывается чужим, пришельцем из другого мира, вносящим смятение, раздор и страдания, нарушая везде «естественный», традиционный порядок жизни и ход ее событий. Печорин как бы на практике производит «ревизию» романтико-утопических идеалов своих предшественников в русской и мировой литературе, показывая их неосуществимость, хотя каждый раз и сам от этого «не менее несчастен», поскольку и в нем при всей трезвости его ума живет жажда романтики.

«Возвращение» Печорина во II части романа в социально близкую ему среду тоже по-своему воспроизводит довольно характерный сюжетно-композиционный мотив романтической поэзии, особенно русской. Впервые этот мотив возвращения героя-беглеца на родину, в свою цивилизованную среду был намечен в «Кавказском пленнике» Пушкиным, хотя непосредственно в сюжете поэмы он и не получил своего развития (кстати говоря, «Бэла» в сюжетно-композиционном плане является как бы перевернуто-зеркальным отражением романтической ситуации «Кавказского пленника»: это своего рода «Кавказская пленница»). Процитировав стихи из поэмы Пушкина «Наложница», в которых характеризуется ее «возвращающийся» герой Елецкий («В душе сберег он чувства пламя, Елецкий битву проиграл, Но, побежденный, спас он знамя И пред самим собой не пал»), исследователь, в частности, делает такой вывод: «Таким образом, возвращение персонажа есть известный «знак» возможности его нравственного возрождения (другой вопрос, осуществима ли она)»[2].

Мы знаем, что не приносит «возрождения» Печорину и его «возвращение» в наиболее, казалось бы, близкую ему среду. Напротив, в этой социальной среде он ощущает себя еще более чужим и неприкаянным, чем где-либо. Но главное, разумеется, не в этом сюжетно-композиционном воспроизведении мотивов романтического изображения «героев времени» предшественниками Лермонтова. Главное — в коренном переосмыслении этих мотивов, наполнении их огромным реально-жизненным, конкретно-историческим и духовно-философским содержанием, в достоверно реалистическом отображении этого многообразного жизненного содержания.

В изображении своего героя Лермонтов ведет читателя от загадки к разгадке (вначале показываются «странности» героя, а потом дается их объяснение). Генетически этот прием тоже восходит к романтическому повествованию. Так, например, А. Марлинский, изобразив загадочное поведение своего героя, кирасирского офицера (повесть «Латник»), только в конце раскрывает таинственные обстоятельства, обусловившие его странность. Обращаясь к своим случайным товарищам по оружию, «черный латник» говорит: «Господа! я чувствую, что странность моих поступков должна была изумить вас... Я бы желал... в извинение себе молвить словцо-другое о том, что привело меня к этому безумию... может быть, вы повстречаете родных моих и передадите им мою последнюю исповедь»[3]. Однако если в «Латнике», как и в большинстве романтических произведений, загадочность, таинственность героя связаны с роковыми событиями в его жизни, которые и раскрываются, разгадываются в большей или меньшей степени, то в «Герое нашего времени» акцент переносится с чисто внешней, событийной загадочности на характер героя. Личность Печорина — вот главная загадка романа, ставящаяся в его I части, ответы на которую даются его второй частью. Романтический прием и здесь обретает иные, реалистические в основе своей функции.

О близости композиционного чертежа романа Лермонтова к романтическим способам построения произведения свидетельствует и сходство его с архитектоникой «Мцыри» — одной из вершин романтизма поэта. Основной части поэмы, исповеди Мцыри, предшествует краткая экспозиционная часть, в которой с подчеркнутой объективностью простым и даже порою «прозаическим» языком изложена жизнь Мцыри в монастыре, его попытка бежать, возвращение, смертельная болезнь. Затем следует его исповедь, «Мцыри», таким образом, делится тоже на две части с «объективной» и «субъективной» подачей героя. Первая часть «Героя нашего времени» — это, как отмечал Белинский, что-то вроде вступления к основному содержанию. В «экспозиционных» частях того и другого произведения немало общего. Скупым строкам о жизни Мцыри в монастыре: «Без жалоб он томился... И тихо, гордо умирал...» — соответствует изображение постепенного духовного «омертвения» Печорина. В «Бэле» он говорит Максиму Максимычу накануне их расставания: «... жизнь моя становится пустее день ото дня; мне осталось одно средство: путешествовать... авось, где-нибудь умру на дороге!» Во вступлении к поэме сообщается об исчезновении Мцыри и возвращении его через 3 дня. Печорин тоже «исчезает», но на 3—4 года, чтобы вновь возвратиться на Кавказ, где Максим Максимыч, а заодно с ним и странствующий офицер вновь встречаются с ним («Максим Максимыч»). На вопрос штабс-капитана о его жизни в Петербурге Печорин отвечает: «Право, мне нечего рассказывать...» (ср. в «Мцыри»: «Он на допрос не отвечал»). И наконец, как Мцыри изливает душу в предсмертной исповеди, Печорин «исповедуется» в своем «Журнале».

При этом сходстве еще важнее различия. В романе значительно расширены пределы объективно-экспозиционной части. Если в главной, «исповедальной», части «Мцыри» герой поставлен в условия «природной» жизни, далекие от реальных обстоятельств конкретного общества, что усиливает романтическое звучание поэмы в целом, то в романе его «исповедальная» часть, напротив, насыщена конкретными социально-бытовыми обстоятельствами («Княжна Мери», «Фаталист»). В то же время в объективно-реалистическую экспозиционную часть писатель переносит все наиболее романтико-экзотические обстоятельства и события («Бэла», «Тамань»), что приводит уже на этом уровне романа к сложному взаимодействию романтических и реалистических начал.

В построении романа, в чередовании даже его глав наблюдается «челночное» движение от романтизма к реализму и наоборот. «Бэла», при всем ее реалистическом обрамлении подчеркнуто трезвым тоном рассказа офицера-повествователя и особенно сниженно-бытовыми интонациями «сказа» Максима Максимыча, содержит в себе традиционно-романтическую историю похищения русским офицером девушки-горянки и ее мелодраматическую развязку. Этот романтический колорит содержательного ядра «Бэлы» особенно оттеняется реалистической сдержанностью следующего за ней очерка-рассказа «Максим Максимыч». Вслед же за ним наблюдается новый «взлет» романтики в «Тамани», пожалуй, наиболее тяготеющей к романтизму по своему преобладающему колориту в «Герое нашего времени». А она, в свою очередь, сменяется наиболее реалистически разработанным повествованием «Княжны Мери», хотя и в этой повести наблюдается сложный сплав методов. Заключительная вспышка романтической исключительности происходит в «Фаталисте», в котором тем не менее ощутимо сказывается реалистическая основа. Таких «переливов» романтизма и реализма не было в «Мцыри», произведении, как отмечалось, романтическом, хотя во многом и обогащенном приемами реализма.

«Составленный» из отдельных самостоятельных повестей и рассказов, роман в целом представляет собою систему разрозненных между собой эпизодов из жизни главного героя. Генетически такой способ изображения близок к сюжетно-композиционной фрагментарности и «разорванности» романтической поэмы, в которой герой обычно показывался в отдельных, наиболее драматических и кризисных моментах его жизни. Однако если в романтических произведениях их внутренняя композиционная целостность зависела большей частью не столько от центрального героя, сколько от всепроникающего субъективно-лирического «я» автора, то в «Герое нашего времени» композиция во многом определяется прежде всего объективным содержанием изображаемого характера главного героя, что придает ей реалистическую углубленность.

Фрагментарная «разорванность» романа, построение его как слабо связанных между собой эпизодов и периодов жизни героя по-своему отражают «разорванность» жизни героя, отсутствие в ней единого объединяющего начала, большой цели, в движении к которой выстраивался бы тот или иной его «путь жизни». В том-то и суть, что такого единого пути у Печорина нет, вся его жизнь проходит на «перепутьях», в погоне каждый раз за новой целью, к мерцающей где-то вдали надежде на полноту человеческой жизни, которой так жаждет душа героя. С другой стороны, этот вечный поиск, беспрестанно кочевая жизнь героя отражают не только его особенности как конкретно-исторического характера определенной эпохи, со свойственной этому типу «охотой к перемене мест», но и саму переходную эпоху, больше того — движение человеческого духа, его развитие и пытливые, драматические искания во все эпохи. Каждая новая глава романа показывает или приезд, отъезд героя, или его дорожную жизнь — «странствующего офицера, да еще по казенной надобности». Герой в дороге... Тут невольно вспоминаются слова великого современника Лермонтова — Гоголя, который говорил о своем времени: «Мир в дороге».

Исследователями давно установлено, что главы романа расположены не в хронологической последовательности изображаемых событий, а в порядке, внутренне оправданном задачами наиболее полного и глубокого раскрытия героя. Это имел в виду Белинский, когда писал: «Его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор»; «части этого романа расположены сообразно с внутренней необходимостью». Один из дореволюционных исследователей, развивая мысль Белинского, замечал: «Роман дает нам сначала слышать о герое («Бэла»), потом посмотреть на него («Максим Максимыч»), потом раскрывает перед нами его дневник. Но это вопреки хронологии».

И автор вслед за этим делает попытку восстановить «хронологическую канву жизни Печорина», как она отразилась в отдельных повестях и новеллах. Печорин, проведя бурную молодость в Петербурге, за какую-то историю (возможно, дуэль) был выслан на Кавказ. По дороге туда он останавливается в Тамани, где переживает приключение, едва не стоившее ему жизни («Тамань»). После недолгого пребывания на месте службы и участия в военной экспедиции ему было разрешено пользоваться минеральными водами в Пятигорске и Кисловодске, где и произошла его дуэль с Грушницким («Княжна Мери»), за которую он был отправлен в дальнюю крепость, где комендантом был Максим Максимыч. Во время службы в крепости он похищает горянку Бэлу («Бэла»), а во время двухнедельной отлучки из нее в казачью станицу, возможно, еще до знакомства с Бэлой, он становится свидетелем и участником истории с Вуличем («Фаталист»).

Потом Печорин был переведен в Грузию, оттуда, видимо, вышел в отставку и возвратился в Петербург. Лет пять спустя по дороге из Петербурга в Персию Печорин встретился во Владикавказе с Максимом Максимычем и его случайным попутчиком — офицером, ведшим путевые записи о своих впечатлениях («Максим Максимыч»). Возвращаясь из Персии в Россию, Печорин где-то в дороге умирает («Предисловие» к «Журналу Печорина»).

В этой «хронологической канве» жизни Печорина, как она рассказана в романе, В. Фишеру представлялось неясным одно обстоятельство, «когда Печорин жил в казачьей станице в течение двух недель, где встретился с Вуличем... было ли это до истории с Бэлой или после?»[4]. Впоследствии исследователи, воспроизводя хронологию событий в романе, ставили вначале то «Бэлу», то «Фаталиста», никак этого не аргументируя. А между тем от уяснения этого частного вроде бы вопроса зависит многое в понимании не только своеобразия и искусства архитектоники романа Лермонтова, но и важных особенностей его художественного замысла и смысла.

Если действительно события «Бэлы» предшествовали событиям «Фаталиста», то соотношение расположения глав в романе с хронологией отображенных в нем событий будет выглядеть следующим образом (слева повести и рассказы из «Героя нашего времени» даны в том порядке, в котором их расположил в романе автор; справа же они расположены в соответствии с хронологией описываемых событий):

Соотношение
расположения глав в романе с хронологией отображенных в нем событий
в романе «Герой нашего времени»
I
II
1. «Бэла»
1. «Тамань»
2. «Максим Максимыч»
2. «Княжна Мери»
3. «Предисловие» к «Журналу Печорина»
3. «Бэла»
4. «Тамань»
4. «Фаталист»
5. «Княжна Мери»
5. «Максим Максимыч»
6. «Фаталист»
6. «Предисловие» к «Журналу Печорина»


Если теперь обозначить последовательность глав в романе цифрами, соответствующими хронологии отраженных событий, то картина хронологических смещений предстанет в следующем виде: 3—5—6—1—2—4. Смещения здесь таковы, что говорить о какой-либо закономерности и внутренней упорядоченности в них нельзя: начинается роман с третьего эпизода, за ним следует пятый и шестой, потом идет вдруг первый, второй и заканчивается четвертым. Создается впечатление, что эпизоды здесь переставлены совершенно произвольно — «как бог на душу положит».

Но все же есть основания полагать, что события, изображенные в «Фаталисте», произошли раньше тех, которые запечатлены в «Бэле». Попытаемся в этом разобраться.

По свидетельству Максима Максимыча, Печорин прибыл к нему в крепость осенью. Прошло полтора месяца после «высылки» его с минеральных вод в крепость, и он снова взялся за прерванный дневник. Вспоминая подробности дуэли с Грушницким, Печорин восклицает: «Смешно! — Я думал умереть; это было невозможно: я еще не осушил чаши страданий, и теперь чувствую, что мне еще долго жить». Психологически, после всех перипетий его отношений с Мери и Верой, Печорин в это время больше подготовлен к отчаянно смелым испытаниям судьбы, что он и делает в «Фаталисте», чем к романтической любовной страсти, отображенной в «Бэле».

Возможно, в первые полтора месяца пребывания в крепости, когда он не обращался к своему дневнику, с Печориным и произошел случай, описанный в «Фаталисте»? Вряд ли. В своем продолжении «Журнала» Печорин целиком живет событиями недавней истории с Мери и Грушницким, здесь нет и намека на случай с Вуличем. В таком случае действие «Фаталиста», возможно, происходило в те оставшиеся три месяца, что провел Печорин в крепости после смерти Бэлы? Это плохо согласуется с рядом важных деталей. Смерть Бэлы произвела на Печорина очень сильное впечатление, по свидетельству Максима Максимыча, он долго был нездоров, исхудал. Трудно поверить, что вскоре, оказавшись в казачьей станице, он утешался любовью хорошенькой дочки урядника Насти («Она по обыкновению дожидалась меня у калитки»). К тому же, поскольку Печорин долго болел, он не сразу приехал в станицу, а, пробыв там полмесяца, должен был успеть написать «Фаталиста» до своего отъезда в Грузию. На все это не так уж много было времени, чтобы начать «Фаталиста» словами, свидетельствующими о воспоминании не «вчерашнего дня»: «Мне как-то раз случилось прожить две недели в казачьей станице...»

Судя по целому ряду деталей, похищение Бэлы произошло где-то в апреле — мае. Печорин прибыл в крепость осенью предыдущего года. Следовательно, наиболее вероятное пребывание Печорина в станице — зима, конец одного, начало другого года. О зиме (южной, разумеется) говорят и некоторые детали. Настя дожидается Печорина у калитки, «завернувшись в шубку, луна освещала ее милые губки, посиневшие от ночного холода».

История с Бэлой уже не была записана Печориным. Издатель его «Журнала» уведомлял, что он опубликовал «то, что относилось к пребыванию Печорина на Кавказе». Остается предположить, что после истории с Бэлой Печорин вообще уже ничего не записывал, потеряв интерес к запискам с утратой интереса к жизни. Следовательно, «Фаталист» был записан, очевидно, раньше истории с Бэлой. Об этом косвенно, но убедительно свидетельствует характер записей в «Фаталисте». В нем у Печорина есть еще искры надежды, он полон энергии и способен бросить дерзкий вызов жизни, бороться и страдать («еще не осушил чаши страданий»), не сдаваясь ни скуке, ни судьбе («Я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает»). Здесь живет отважное стремление пойти навстречу неизведанному, сулящему не только поражение, но и возможность победы.

Совершенно иная тональность в «исповеди» Печорина Максиму Максимычу в конце истории с Бэлой. Именно здесь духовно хоронит себя Печорин: «Мне осталось одно средство: путешествовать... авось где-нибудь умру на дороге!» Не удивительно, что после этого признания Печорин оставляет штабс-капитану ставшие ненужными, на его взгляд, незначительными, как вся прожитая жизнь, записки, в том числе и молодые по духу страницы «Фаталиста», которые никак не могли появиться после только что цитированных слов героя в «Бэле». Принимая во внимание заботу Лермонтова о тщательности всех реально-психологических мотивировок и деталей в романе, можно подумать, что все это не могло не учитываться писателем в его композиционно-хронологических построениях.

Таким образом, из двух возможных вариантов следует отдать предпочтение тому, по которому действие «Фаталиста» предшествовало событиям «Бэлы». В этом случае неожиданно вскрывается, можно сказать, графическая четкость, смысловая емкость и значительность элементов архитектоники романа, обусловленной характером героя и особенностями его истолкования автором. Если теперь вновь расположить для наглядности главы в той последовательности, в которой они расположены автором (колонка I), а затем — в соответствии с хронологией описываемых событий (колонка II), причем в скобках I колонки — для облегчения восприятия — проставить цифровое обозначение «хронологического номера» события, положенного в основу каждой главы, то соотношение этих двух рядов будет отражать реальное соотношение развития сюжета романа (I колонка) и его фабулы (II колонка).

Реальное соотношение
развития сюжета романа «Герой нашего времени»
и его фабулы
I
  
II
1. «Бэла»
/4/
1. «Тамань»
2. «Максим Максимыч»
/5/
2. «Княжна Мери»
3. «Предисловие» к «Журналу Печорина»
/6/
3. «Фаталист»
4. «Тамань»
/1/
4. «Бэла»
5. «Княжна Мери»
/2/
5. «Максим Максимыч»
6. «Фаталист»
/3/
6. «Предисловие» к «Журналу Печорина»



Картина сделанных Лермонтовым «хронологических смещений» при расположении им глав романа может быть представлена в следующей «формуле» (последовательность цифр в ней отражает авторское расположение глав в романе, а их порядковые номера — хронологическую «маркированность» отображаемых в этих главах событий): 4—5—6—l—2—3. Таким образом, начинается роман с середины событий и доводится последовательно до конца жизни героя (4-й, 5-й, 6-й эпизоды — «Бэла», «Максим Максимыч» и «Предисловие» к «Журналу»).

Затем события в романе развертываются от начала изображаемой цепи событий к ее середине (1-й, 2-й и 3-й эпизоды — «Тамань», «Княжна Мери» и «Фаталист»).

Судьба Печорина как одного из коренных типов своего времени, несмотря на его потенциальную героичность, была трагически безысходной. Как реалист, Лермонтов не мог не отразить этого в своем романе. Однако живущая в нем потребность в утверждении и художественном воплощении идеала не позволяла ограничиться только таким изображением. Писателю необходима была какая-то перспектива в изображении героя, несущего в себе частицу авторского идеала. Разрешению этой антиномии во многом способствовала композиция романа. В приведенной здесь формуле, отражающей реальное соотношение в романе фабулы и сюжетостроения (4—5—6—1—2—3), основные два хронологических «среза» выступают весьма зримо: сначала идут три главы последовательно углубляющегося финала в жизни героя, а затем даются в такой же строгой хронологической череде более ранние этапы бурной жизнедеятельности Печорина. В «Бэле», «Максиме Максимыче», «Предисловии» к «Журналу» (4—5—6) акцентируется движение героя к неотвратимому концу — духовному омертвению и физической смерти. И наоборот: зовущей романтикой борьбы наполнена «Тамань»; живет она и в «Княжне Мери» — достаточно вспомнить концовку — своего рода «Парус» в прозе, и в «Фаталисте» (1—2—3). Причем три последних произведения и по объему, и по внутренней образно-смысловой значимости являются основными в романе.

Постановка в финал романа «Фаталиста» самым существеннейшим образом влияет не только на более углубленное понимание личности Печорина, заложенных в нем потенциальных возможностей и нравственно-духовных перспектив, но и истолкование социально-философского смысла всего романа. Много интересного в этом плане содержится в специально посвященной лермонтовской новелле статье И. М. Тойбина[5], в содержательной работе И. И. Виноградова[6]. По мнению последнего, «Фаталист» занимает «в системе повестей «Героя нашего времени» ключевое положение, и без него роман не только потерял бы в своей выразительности, но и во многом утратил бы «свой внутренний смысл. Вся логика повествования, весь ход композиционного его построения подготавливает постепенно... необходимость появления этого последнего и решающего звена, — «Фаталист» заключает роман, как своего рода «замковый камень», который держит весь свод и придает единство и полноту целому...» И дальше исследователь поясняет и развивает свою мысль: «Оказывается, «рефлексия» Печорина куда более серьезна и глубока, чем это представляется поначалу... Печорин... пытается идти «с самого начала», пытается решить вопрос, которым действительно все «начинается». Это вопрос о тех первоначальных основаниях, на которых строятся и от которых зависят уже все остальные человеческие убеждения, любая нравственная программа жизненного поведения. Это вопрос о том, предопределено ли высшей божественной волей назначение человека и нравственные законы его жизни или человек сам, своим свободным разумом, свободной своей волей определяет их и следует им»[7].

Еще раньше смысловую значимость и мажорное звучание «Фаталиста» в системе других произведений, составляющих роман, отмечал Б. М. Эйхенбаум[8]. Однако ни он, ни другие исследователи не обращали внимания на мажорную тональность всего «Журнала Печорина», как хронологически более раннего и духовно более молодого этапа в жизни героя, последовательным завершением которого и явился «Фаталист». Таким образом, мажорно в целом звучащий «Журнал Печорина» полифонически диалогично перекликается с более минорной частью романа, представленной в его I части «Записками» офицера-повествователя. Благодаря такой композиции трагическая в целом судьба героя в соединении с мажорным звучанием второй части и «открытым» финалом романа обретает своего рода просветленный характер, вызывая в читателе сложное ощущение драматического потрясения и вместе с тем духовного «очищения», что в античной эстетике именовалось катарсисом».

Многогранно в связи с этим значение и такого композиционного приема в романе, как перенесение «хронологического» жизненного финала героя в середину сюжетной цепи. С одной стороны, этим достигается усиление трагизма его судьбы. На протяжении всего повествования, развертывающегося в «Журнале Печорина», герой, еще полный жизненной энергии, пафоса борьбы, поисков смысла и цели жизни, по словам Белинского, «бешено гоняется... за жизнью». А читатель, ознакомившись с предисловием повествователя к «Журналу Печорина», уже знает, что все эти усилия героя, его кипучая деятельность в стремлении «догнать» жизнь, обрести ее полноту обречены на крах, закончатся преждевременной и бессмысленной смертью. С другой же стороны, помещение известия о смерти героя в середину романа, а не в его конец способствовало, как мы видели, утверждению своего рода неподвластности духовного мира героя смерти, его включению в духовную эстафету поколений, человечества в целом. Кроме того, этим композиционным приемом достигается еще бо́льшая внешняя отделенность героя от автора (о чем Лермонтову, как мы помним, приходилось заботиться). Автор якобы настолько «чужд» герою, что даже «обрадовался» его смерти, так как она давала ему возможность опубликовать его любопытные записки. Изображая такую исключительную натуру, как Печорин, с новых, реалистических позиций, но во многом осложненных использованием приемов и средств зрелого романтизма, писатель, заранее, без всяких загадок сообщая о ничем не примечательной смерти своего героя, тем самым как бы усиливал реалистическую достоверность его изображения.

Заслуживает внимания и особое «кольцевое» композиционное обрамление романа, тоже бросающее отсвет на судьбу главного героя: начинается действие в крепости («Бэла») и заканчивается в ней же («Фаталист»). Если это и случайное совпадение, то глубоко знаменательное. Образ неподвижной, глухой крепости рядом с бурлящей, как горная река, натурой Печорина, тщетно рвущейся на простор вольной, кипучей жизни, приобретал на фоне русской действительности того времени дополнительный, образно-символический смысл. Образы тюрьмы и узника очень характерны для творчества Лермонтова. В первой же своей юношеской поэме «Черкесы» Лермонтов избирает эту тему: «Взгляните: в крепости высокой В цепях, в тюрьме мой брат сидит». За ней следуют поэмы, в которых так или иначе ставится тема тюрьмы и узника: «Кавказский пленник», «Две невольницы», «Исповедь», «Литвинка», «Боярин Орша», «Мцыри». Параллельно создается вереница стихотворений того же плана: «Жалобы турка», «Желанье», «Узник», «Сосед», «Соседка», «Пленный рыцарь» и др. Большинство из них относится к зрелой поре.

Венцом в разработке этой темы явилась поэма «Мцыри», создававшаяся в одно время с «Героем нашего времени». Как известно, Мцыри удается вырваться из своей тюрьмы-монастыря, но ненадолго. Круг замыкается. Судьба с ее железными законами оказалась сильнее Мцыри. Печорин тоже рвется из крепости-тюрьмы окружающей его душной, несвободной жизни. Печорин, как и Мцыри, занят стремлением решить главный для него вопрос: «Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы». Мы знаем, как сложно и неоднозначно решается этот вопрос в романе. Так же неоднозначен по своему внутреннему смыслу композиционный прием, о котором идет речь. Фабульно герой покидает крепость навсегда. Но сюжетно Печорин возвращается в нее же под начало того же штабс-капитана, куда он когда-то прибыл «молоденьким» и «тоненьким». Круг замыкается... Уже говорилось, что Печорин в его «Журнале», хронологически являющемся первой частью романа, показан полным энергии и решительно идущим навстречу судьбе. Но, с другой стороны, очевидно, нельзя не принимать во внимание и этот зловещий образ крепости, словно бы ставящий предел дерзким свободолюбивым порывам героя как сама грозная, неумолимая действительность, посредством которой писатель поверял и сдерживал романтические порывы своего героя. В этом блуждании по кругу, в титанических и вместе с тем трагически обреченных усилиях вырваться за его железные пределы — отражение исторической судьбы поколения, людей 30-х годов XIX века.

Итак, сюжетно-композиционное обрамление романа «крепость — крепость» удивительно соответствует отображаемой в нем действительности, судьбе «героя времени», сложной идейно-художественной концепции автора. Реалистический образ крепости превращается в романтически обобщенный образ-символ, который используется в то же время для реалистического ограничения романтико-субъективных порывов героя. Это и есть искусство нерасторжимого сплава двух методов. Композиционно-образное «кольцо» вырастает в символ не только большого социально-исторического, но и философского содержания, так как сама проблема свободы и необходимости в романе ставится в этих двух тесно связанных между собой аспектах конкретно-исторического, во многом ограниченного рамками и возможностями эпохи, и общеисторического, общечеловеческого содержания, многозначного по своим смысловым граням. Это наблюдение еще раз убеждает в справедливости мнения Белинского о необыкновенной художественной цельности, «замкнутости» романа Лермонтова: «Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно: тут все вытекает из одной главной идеи и все в нее возвращается».

Композиция «Героя нашего времени» не линейная, а концентрическая. И не только потому, что все в ней тяготеет к одному центральному герою. Все части романа являются не столько отдельными сторонами единого целого, сколько замкнутыми кругами, содержащими в себе суть произведения во всем объеме, но не во всей глубине. Наложение этих кругов друг на друга не столько расширяет рамки повествования, сколько углубляет его. Так, первая же повесть — «Бэла» — очерчивает почти весь круг основных проблем романа, намечает контуры главного героя, его прошлого, настоящего, будущего. Печорин совершает перед читателем первый жизненный круг: приезжает на Кавказ из Петербурга и туда же возвращается. В «Максиме Максимыче» и «Предисловии» к «Журналу» он совершает свой второй круг: опять приезд из Петербурга на Кавказ (но на этот раз не по «казенной», а по «собственной надобности») и дальше — в Персию, затем возвращение в Петербург, которое прервано смертью. Новых событий, раскрытых сюжетно-образно, почти нет, во всяком случае, мало. Но из того немногого, что есть, мы начинаем глубже понимать Печорина, изображенного в «Бэле».

Первые три главы вместе образуют как бы «концентр» первой ступени в романе, на который потом накладывается углубляющийся его «концентр» второй ступени — «Журнал Печорина», тоже состоящий из трех глав. Герой словно еще раз повторяет перед нами в чем-то знакомый, но в чем-то и новый (по глубине раскрытия, главным образом) жизненный круг. В «Тамани» мы опять видим его едущим из Петербурга на Кавказ (только теперь снова не по «собственной», а по «казенной надобности», как в самом первом «круге»), становимся свидетелями его столкновения с контрабандистами, потом отъезда... почти в Петербург, ибо прибытие Печорина на воды Пятигорска — это, по существу, возвращение в обычную для него петербургско-московскую среду дворянского общества, резко отличающуюся от армейского быта кавказских экспедиций и крепостного «сидения». В «Княжне Мери» все «круги» Печорина получают наиболее углубленное объяснение. Отъезд из Пятигорска в Кисловодск, а оттуда снова в крепость замыкает последний круг. Конец сомкнулся с началом. От «Фаталиста» мы мысленно возвращаемся к тому, о чем поведал нам Максим Максимыч, как бы заново, иными глазами перечитывая «Бэлу».

Если в «Евгении Онегине» каждая последующая сюжетная ступень — шаг в раскрытии новых качеств постепенно формирующегося в конкретных обстоятельствах характера, то в «Герое нашего времени» каждое последующее звено повествования направлено на более глубокое постижение уже сформировавшегося характера. Если в «Онегине» последовательно развертывается перед нами вся жизнь героя, то в романе Лермонтова отражен только «кавказский» период из жизни Печорина. Такой принцип построения романа дает своего рода «геологический разрез» всех пластов одного куска жизни героя, начиная с самого верхнего, кончая его глубинным основанием.

«Мозаичная» фрагментарность эпизодов и отрезков жизненного пути героя, складывающихся в замкнутые повторяющиеся жизненные круги, призвана показать не процесс формирования и развития его личности, а скорее процесс «примеривания» этой сложившейся личности к новым наличным «укладам» жизни, попытки найти свое место то в одной, то в другой жизненной среде. Поэтому на очередном витке жизненной спирали акцентируются каждый раз иные из этих типов образа жизни. Их полюсами выступают Петербург и Кавказ, между которыми и располагаются миры «естественных» и «простых» людей, высшего светского и провинциально-дворянского общества, солдатской и офицерской среды, «мирных» и «немирных» горцев, по-своему мудрых ярославских мужиков, исполнительных денщиков, урядников и разбойничье-хищных «честных» контрабандистов, в конечном счете — «цивилизации» и «природы».

Все эти жизненные уклады и представляющие их человеческие типы «проверяются» Печориным и «испытываются» в конкретных с ним взаимоотношениях на их жизненную содержательность и полноту. И здесь тоже возникает своего рода диалогическая перекличка как между типами жизненных укладов, так и между типами порождаемых ими людей. В этом смысле показательна диалогическая со- и противопоставленность таких женских характеров, которых судьбе было угодно столкнуть с Печориным, как Бэла, девушка-контрабандистка, Мери, Вера, дочка урядника Настя. Не менее показателен «заочный» диалог между такими «простыми» людьми, как основательный, подлинно альтруистичный Максим Максимыч, твердо чтящий внешние, не всегда справедливые, и внутренние человеческие законы, и бесстрашный удалец Янко — олицетворение беззаконности и дерзкого личного своеволия.

Таким образом, в центре этого «большого диалога», выражаемого в данном случае композиционно-сюжетными средствами, стоят герой и автор, видящие во всем свои pro и contra, ищущие гармонии — не эфемерной, не иллюзорной, вырастающей из хода самой жизни.

Повествование в «Герое нашего времени» идет не столько вширь, сколько вглубь. Его композиция не экстенсивна, а интенсивна. В этом смысле архитектоника романа удивительно соответствует всему ходу творческой эволюции Лермонтова, которая тоже шла в основном не вширь, от одних тем, образов, идей к другим, а вглубь, ко все более глубокому постижению и художественно совершенному воплощению их излюбленного круга.

Концентрический принцип композиции настолько характерен для романа, что он пронизывает всю его ткань. Белинский рассматривал «Княжну Мери» как «роман в романе». Выше было отмечено наличие «новелл в новеллах» («Тамань», «Фаталист»). Эпизоды, вставляемые в предварительную характеристику персонажей, имеются и в описании Грушницкого (прощание с хорошенькой соседкой перед отъездом на Кавказ), и Вернера (разговор в «шумном круге» молодежи, послуживший началом знакомства Печорина и Вернера). Нередко можно обнаружить еще более мелкие «клеточки» собственно языковой ткани, концентрированно отражающие суть повести, новеллы или образа-персонажа. Таково начало одной из новелл: «Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голоду, да еще вдобавок меня хотели утопить». В двух предложениях очерчено основное содержание «Тамани». Дальнейшее повествование не только не добавляет чего-либо нового к намеченным событиям, а, напротив, одно из них совершенно отбрасывается («чуть-чуть не умер с голоду»), чтобы сконцентрировать все внимание на другом («меня хотели утопить»). И здесь наблюдается характерный для Лермонтова композиционный прием: вначале выдвигается на первый план наиболее реальное, повседневно-будничное («чуть не умер с голоду»), а потом вскользь, «между прочим» сообщается и о необычном, романтическом («хотели утопить»). В дальнейшем соотношение в этом диалоге композиционных планов меняется: второстепенное оказывается главным, а главное, буднично-реальное превращается в средство придания подлинной достоверности исключительному, его жизненного обоснования. В то же время фраза из начала «Тамани» характерна предварительным сообщением о самом остром сюжетном моменте, в чем опять сказывается нарочитое пренебрежение к чисто внешней занимательности.

Реалистически показывая в романе определяющее значение среды и обстоятельств для формирования характеров, Лермонтов в образе главного персонажа сосредоточивает внимание на противостоянии им героя. Его интересует не процесс формирования характера, а конечный итог развития человеческой личности, предельные возможности ее внутренне суверенного развития, решающие схватки с судьбой. И этим Лермонтов в известной мере близок романтикам. Евгений Онегин — отражение начального периода формирования «лишнего человека». Печорин — сформировавшийся «лишний человек», высокоразвитая личность, вынужденная жить по-прежнему в условиях обезличенной действительности «страны рабов, страны господ», которая, как писал Герцен, предоставляла в это время подобным людям «лишь печальный выбор погибнуть нравственно в среде, враждебной всему человечеству, или умереть на заре своей жизни» (VII, 226). Отсюда «развязочный» характер большинства сюжетов лермонтовских произведений, в том числе и «Героя нашего времени». Эта композиционная особенность проявляется не только в сюжетно-повествовательных произведениях, но и в лирике Лермонтова (ср. «Умирающий гладиатор», «Смерть Поэта», «Памяти А. И. Одоевского», «Завещание» и др.).

Если в «Евгении Онегине» последовательно раскрыта драма всей жизни, то в «Герое нашего времени» — драма жизненного финала. Сужение жизненной «площадки» приводит к особой концентрации действия, к его повышенной напряженности и драматичности. Это, в свою очередь, предопределяет остроту сюжетных ситуаций романа, насыщенного исключительными событиями, неожиданными поступками, что сближает его с романтической прозой. Но в романе Лермонтова есть то, чего так недоставало романтикам, — глубокая социально-психологическая мотивированность всех поступков героев, в том числе и главного, реалистическая взаимосвязь характеров, обстоятельств действий.

В этом творческом сплаве Лермонтов остался верен себе, щедро черпая свои композиционно-сюжетные приемы сразу из обоих источников — и романтизма, и реализма, создавая особый их синтез, разговор о котором впереди.

Источник: Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – М.: Просвещение, 1989.

След. страница: Глава восьмая. Загадка метода и стиля >>>



1. Борис Тимофеевич Удодов (1924 – 2009) – литературовед, заслуженный деятель науки РФ, академик АН Региональной печати РФ, доктор филологических наук, профессор.
Сфера научных интересов Б.Т. Удодова лежала в русле историко-литературных и теоретико-методологических проблем русской литературы XIX в., которую он исследовал как особую художественную антропологию. Его труды посвящены творчеству Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Кольцова, Никитина, Достоевского и других русских классиков. (вернуться)

2. См.: Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. — М., 1976. — С. 184. (вернуться)

3. Бестужев-Марлинский А. А. Соч.: В 2 т. — М., 1958. — Т. I. — С. 588. (вернуться)

4. Фишер В. М. Поэтика Лермонтова // Венок М. Ю. Лермонтову. — М.; Пг., 1914. — С. 232. (вернуться)

5. См.: Тойбин И. М. К проблематике новеллы Лермонтова «Фаталист» // Уч. зап. Курского пед. ин-та, 1959. — Вып. 9. — С. 19—56. (вернуться)

6. См.: Виноградов И. И. Философский роман Лермонтова // Новый мир. — 1964. — № 10. — С. 210—236. (вернуться)

7. Виноградов И. И. Философский роман Лермонтова. — С. 217—218. (вернуться)

8. См.: Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. — С. 249, 282. (вернуться)


 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 


Яндекс.Метрика