Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная  литература
 Лермонтов М.Ю.
 
М.Ю.Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского
полка. Портрет работы
П.Е.Заболотского. 1837.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814 – 1841)
Удодов Б. Т.
Роман Лермонтова «Герой нашего времени»
[1]
 

Содержание


     
    


ВСТУПЛЕНИЕ
 
Наряду с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина, «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя лермонтовский «Герой нашего времени» находится у истоков нового русского романа. Эти произведения — те «три кита», на которых стоит вся последующая русская романистика второй половины XIX столетия, принесшая нашей отечественной словесности мировую славу.

О роли в этом процессе «Героя нашего времени» образно и точно сказал А. Н. Толстой: «Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы... должны стремиться... Из этой прозы — и Тургенев, и Гончаров, и Достоевский, и Лев Толстой, и Чехов. Вся великая река русского романа растекается из этого прозрачного источника, зачатого на снежных вершинах Кавказа».

Как всякое подлинно классическое произведение, «Герой нашего времени» вот уже на протяжении полутора веков живет интенсивной художественной жизнью, постоянно обновляясь в сознании все новых и новых поколений. О подобных произведениях Белинский говорил, что они принадлежат «к вечно живущим и движущимся явлениям... Каждая эпоха произносит о них свое суждение. И как бы ни верно поняла она их, но всегда оставит следующей за ней эпохе сказать что-нибудь новое и более верное, и ни одна и никогда не выскажет всего»[1]. Говоря же непосредственно о «Герое нашего времени», великий критик утверждал: «Вот книга, которой суждено никогда не стареться, потому что, при самом рождении, она была вспрыснута живою водою поэзии» (VIII, 116).

Роман Лермонтова весь как бы соткан из противоположностей, которые сливаются в единое гармоническое целое. Он классически прост, доступен каждому, даже самому неискушенному, читателю, вместе с тем необыкновенно сложен и многозначен и в то же время глубок и непостижимо загадочен. Все это порождало и продолжает порождать постоянные споры и дискуссии о нем — с момента его появления в свет и вплоть до наших дней. Для истории его изучения и интерпретирования характерна не только разноречивость, но и часто полярная противоположность точек зрения как на роман в целом, так и на его главного героя. Одна из наших старейших исследователей Лермонтова Э. Г. Герштейн, подводя итог своим многолетним изысканиям, приходит к выводу: «Роман Лермонтова — самое загадочное произведение русской классической литературы. До сих пор нет установившегося мнения об этой маленькой книге...»

И дальше исследовательница дает выразительный перечень до сих пор не решенных более или менее однозначно вопросов — и каких вопросов! «Что такое образ Печорина? Национальный ли тип или привнесенный с Запада? Ограничивается ли его значение короткой переходной эпохой — 30-х годов XIX века? Или он сохраняет свое влияние на литературу и жизнь следующих поколений? Положительное или отрицательное начало русской жизни воплощено в этом образе? А само произведение — самобытное или подражательное? Каким художественным стилем и методом написан роман — школы романтизма или реализма? Да и роман ли это: можно ли так назвать собрание повестей?..» И автор приходит к заключению, прямо скажем, неутешительному, хотя в основе своей и верному: «Ни на один из перечисленных вопросов твердого ответа в литературоведении нет. Споры ведутся до сих пор...»[3].

А может быть, это и хорошо, что споры не умолкают? Возможно, так и должно быть, как предполагал еще Белинский. Действительно, каждая эпоха, при всех издержках в истолковании и оценках этого великого произведения, в чем-то, пусть на небольшой шаг, но приближалась к его более глубокому прочтению и пониманию. Можно, видимо, утверждать, что не исключение в этом плане и наша эпоха. Главный парадокс, а вместе с тем и вполне естественное затруднение в этом общем деле поколений и эпох в другом: чем больше мы познаем этот шедевр русского и мирового искусства, тем больше возникает новых, как правило, сложных вопросов, связанных с его изучением и освоением. Поэтому само по себе количество нерешенных проблем не всегда свидетельствует об отсутствии в этом нелегком деле какого-либо продвижения вперед.

Следует опасаться не этого обилия когда-то возникших и вновь возникающих вопросов, а, во-первых, стремления как можно быстрее и проще их разрешить, сводя все к удобным схемам, подсказываемым конъюнктурно-типовыми подходами; во-вторых, не менее характерного положения, когда оказывается, что вроде бы никаких вопросов давно уже не существует: все изучено, все определено и расставлено по полочкам.

Так до недавнего времени было с изучением литературы в школе, прежде всего русской классики. К чему это привело, общеизвестно. Если среди «взрослых» читателей, среди критиков, писателей, режиссеров, актеров интерес к классике неуклонно рос, то среди учащихся школ он катастрофически падал. Причин тут много. Но одна из них заключалась как раз в том, что и учитель, и школьник подходили к классическому произведению как к чему-то застывшему и окаменевшему в эталонной непререкаемости существующих о нем истин, не мысля каких-либо сомнений, вопросов, тем более пересмотров прижившихся аксиом. Представляется, что, как и во всех других сферах нашей жизни, в школе должно быть больше дискуссий, самых различных форм диалога — между учителями и литературоведами, школьниками и преподавателями, а главное — между всеми ими вместе взятыми и изучаемыми произведениями.

Есть тут, правда, трудности и объективного характера. Как правило, роман Лермонтова «Герой нашего времени» изучается в восьмом классе. Пятнадцатилетним школьникам многое в нем недоступно, тем более если учесть, что это произведение — роман не только социально-психологический, но еще и философский. Обычно выход находят в том, что о его сложностях, тем более социально-философского характера, попросту не говорят. В итоге учащиеся поистине проходят мимо существа романа, сохраняя о нем самое поверхностное представление нередко на всю оставшуюся жизнь. Где же выход? Хорошо, конечно, если бы роман изучался, как было когда-то, в девятом классе: известно, что в жизни юноши каждый час важен. Но в любом случае учитель должен ставить перед собою цель не «закрыть» затрагиваемые вопросы и проблемы, связанные с изучением «Героя нашего времени», стараясь раз и навсегда их решить, а, напротив, только приподнять завесу над возможными их решениями, как бы намекнуть на неисчерпанность и принципиальную неисчерпаемость образно-смыслового, идейно-художественного богатства романа.

Однако чтобы это сделать, учитель должен знать о романе — нет, не все, но неизмеримо больше того, что он намерен приоткрыть ученикам. Для этого он должен быть хорошо знаком с современным состоянием научной мысли в изучении лермонтовского романа, наиболее актуальными проблемами в его исследовании, существующими точками зрения, чтобы сознательно определить свою позицию в подходе к ним, в решении для себя, что именно и как из всего этого обилия он может донести до своих учеников. Здесь необходим сугубо индивидуальный подход, главным в котором должно быть правило: говорить ученикам о том и так, чтобы это было одинаково интересно и учителю, и его воспитанникам.

Предлагаемая учителю книга о «Герое нашего времени» имеет, с одной стороны, научно-обобщающий характер, что предусматривает развитие в ней многого из того в постижении лермонтовского вершинного произведения, что выдержало испытание временем — самым строгим и объективным критиком и ценителем; с другой же — она носит, так сказать, научно-поисковый характер, что обусловливает и ее нередкую полемичность по отношению к предшествующим работам, и дискуссионность как в постановке, так и в решении отдельных проблем.

Главная цель, которую преследовал при этом автор, — показать многосторонность и многообразие художественного мира, заключенного в романе Лермонтова, его глубочайшие корни как в историко-литературном процессе, русском и мировом, так и в собственном творчестве великого поэта. «Герой нашего времени» — это поистине художественный айсберг, одна восьмая которого находится на поверхности, а семь восьмых уходит в «подтекстовую» толщу многообразных социально-исторических, литературно-эстетических и нравственно-духовных процессов. Явившись закономерным итогом русского и мирового литературного движения на определенном этапе, «Герой нашего времени», как новое слово в поступательном художественном развитии человечества, оказал воздействие на развитие всей отечественной словесности. А. А. Блок отмечал: «Наследие Лермонтова вошло в плоть и кровь русской литературы».

Своего рода сверхзадачей книги является раскрытие в образах романа, в том числе — и особенно — в образе главного героя Печорина, их не только конкретно-исторического, но и общечеловеческого, непреходящего содержания, которое принято было когда-то называть вечным.

Анализ лермонтовского романа дается в единстве его формы и содержания, социально-исторической, нравственно-философской и художественно-эстетической проблематики. В книге исследуется история создания «Героя нашего времени», его жанровое своеобразие как первого прозаического социально-психологического и вместе с тем философского романа в русской литературе. Во многом по-новому трактуется структура повествования романа, соотношение в ней позиций автора, повествователя и героя, обусловливающее присущую роману внутреннюю диалогичность, переходящую в романную полифонию. Значительное место отведено в книге многоаспектному рассмотрению системы образов романа, его композиционно-сюжетного мастерства, уяснению специфики художественного метода и стиля романа, что является в последние 20—30 лет предметом особо острых дискуссий, выходящих за рамки лермонтоведения. В центре же внимания исследовательской мысли автора книги стоит образ Печорина как идейно-художественного ядра «Героя нашего времени», с наибольшей полнотой и глубиной воплотившего лермонтовскую концепцию человека и в то же время вплоть до сегодняшнего дня вызывающего диаметрально противоположные мнения и оценки.

В итоге все это, по мысли автора, должно способствовать уточнению представлений о месте лермонтовского «Героя нашего времени» в истории русской романистики, в подготовке появления романов таких корифеев этого жанра в мировой литературе, как Достоевский и Толстой, о значении романа в культуре и духовной жизни наших современников.

Источник: Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – М.: Просвещение, 1989.

След. страница: Глава первая. Творческая история романа >>>


1. Борис Тимофеевич Удодов (1924 – 2009) – литературовед, заслуженный деятель науки РФ, академик АН Региональной печати РФ, доктор филологических наук, профессор.
Сфера научных интересов Б.Т. Удодова лежала в русле историко-литературных и теоретико-методологических проблем русской литературы XIX в., которую он исследовал как особую художественную антропологию. Его труды посвящены творчеству Рылеева, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Кольцова, Никитина, Достоевского и других русских классиков. (вернуться)

2. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13 т. – М., 1954. – Т. IV. – С. 555. В дальнейшем ссылки на это издание даются в тексте с указанием римской цифрой тома и арабской – страницы. (вернуться)

3. Герштейн Э. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. – М., 1976. – С. 5. (вернуться)

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Роман М.Ю.Лермонтова
"Герой нашего времени"

(уроки литературы в 9 классе)
 
 
 
Литература для школьников
 


Яндекс.Метрика