Главная |
Зарубежная литература |
Лермонтов М.Ю. |
|
|
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837. |
|
|
Лермонтов в юнкерской форме.
Портрет работы А. А. Бильдерлинга. 1883. |
|
|
|
|
|
|
Е. А. Сушкова (1812—1868)
Миниатюра работы неизвестного художника. 1830-е годы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814 – 1841) |
|
СУШКО́ВСКИЙ ЦИКЛ, утвердившееся в лермонтоведении название группы стихотворений 1830, отразивших юношескую влюбленность Лермонтова
в Е. А. Сушкову. В отличие от ивановского цикла, этот цикл обладает известной определенностью: о Сушковой, о встречах с нею Лермонтова
и стихах, написанных по этому поводу, известно из разных источников, в т. ч. из воспоминаний самой Сушковой.
К Сушковскому циклу принято относить стихотворения:
«К Сушковой» («Вблизи тебя до этих пор», др. назв. — «Черноокой»),
«Благодарю!»,
«Зови надежду сновиденьем»,
«Нищий»,
«Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор»),
«Ночь»,
«Подражание Байрону» («У ног других не забывал»),
«Я не люблю тебя, страстей...»,
а также с большой степенью вероятности «Еврейская мелодия» («Вверху одна горит звезда»),
«Нет! — я не требую вниманья» и
«Прости, мой друг! .. как призрак, я лечу».
Необходимо учитывать и возможность переадресовки Лермонтовым тех или иных стихотворений 1830—31.
Сушковский цикл — лирический дневник юноши Лермонтова; несмотря на традиционную романтическую стилистику, стихи цикла (особенно первые два)
отличаются психологической точностью и конкретностью: зарождение чувства, которое сам поэт еще не решается назвать любовью («И что ж? — разлуки первый звук
/ Меня заставил трепетать; / Нет, нет, он не предвестник мук; / Я не люблю — зачем скрывать!»), и дальнейшее его нарастание, вылившееся в горечь
неразделенной любви. Биографическая конкретность проникает и в самую поэтическую стилистику — «притворное вниманье», «острота речей», насмешка
и «презренье» — все это, вплоть до романтических клише, — «чудный взор», «блеск чудных глаз» (Сушкову называли черноокой красавицей),
отражает реальную ситуацию отношений Лермонтова и Сушковой.
Хотя в стихах Сушковского цикла уже вырисовываются черты образа лирического героя (каким он сложится в дальнейшем в поэзии Лермонтова) с его разочарованностью,
обманутыми надеждами, бессменными «тревогами души», в целом он не выходит за рамки любовной темы; однако сам образ любви-страдания как абсолютного
и исключительного по силе чувства («Такой любви нельзя не верить») пройдет через всю лирику Лермонтова. Отвергнутая любовь несет герою разочарование
во всех ценностях — и земных и небесных: «Чем успокоишь жизнь мою, / Когда уж обратила в прах / Мои надежды в сем краю, / А может быть и в небесах?..»
(«Стансы»). Но и к неразделенной любви Лермонтов предъявляет абсолютные критерии, предпочитая светской благосклонности определенность, «чистоту»
безответности («Благодарю!»). Отсюда — из стремления исчерпать, дойти до конца в крушении своих надежд, своей «оставленности» всеми в мире — поражающее
читателя парадоксальное желание увидеть «труп» возлюбленной, при том, что ее «взор» — единств. «блаженство» героя («Прости, мой друг...»).
Через многие стихи Сушковского цикла проходит мотив неистребимости первого чувства, не вытесняемого и новыми увлечениями: «Любя других, я лишь страдал
любовью прежних дней» («У ног других не забывал»). Именно в Сушковском цикле поэт дает знаменательное для его творчества определение памяти как
«демона-властелина».
По сравнению с непримиримо обвиняющим тоном стихов ивановского цикла в Сушковском цикле упреки в безответности возлюбленной и непонимании ею героя
выражены в смягченной форме, что м. б. объяснено биографически (Сушкова была равнодушна — и не скрывала этого — к Лермонтову, когда создавались
обращенные к ней стихи, но внимательно относилась к его поэтическим опытам). В стихотворении «Нищий» (написано после пребывания Лермонтова
и Сушковой в Троице-Сергиевой лавре) на основе конкретных реалий поэт создал символически обобщенный образ душевного равнодушия, человеческой «глухоты».
Важная особенность стихов Сушковского цикла в том, что их написание совпало с открытием Лермонтовым поэзии Дж. Байрона.
Многие мотивы цикла — неразделенной любви, памяти, разлуки, смерти и др. — представляют собой поэтические реминисценции из его стихов. Однако связь
с английским поэтом далеко превосходит сферу обычных литературных влияний. По убедительному предположению современных исследователей,
«огромный Байрон», с которым Лермонтов, как свидетельствуют многие современники, не разлучался, был биографией Байрона, написанной Т. Муром.
И свой собственный жизненный опыт Лермонтов интерпретировал в то время сквозь призму судьбы (а не только поэзии) Байрона, стремясь найти
сходство в своей жизни с его жизнью и нередко формируя свое поведение и эмоциональное восприятие по образу и подобию английского поэта
(ср. отношения Л. с Сушковой и Байрона с Мэри Чаворт). Такого рода настроения, связанные с особой, оплаченной самой жизнью, «игрой под Байрона»,
лежат в основе многих лирических ситуаций и мотивов стихов Сушковского цикла.
Л. М. Аринштейн.
|
Источник: Аринштейн Л. М. Сушко́вский цикл // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом);
Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." — М.: Сов. Энцикл., 1981. — С. 556—557.
|
|
1. Сушко́ва — (в замужестве Хвостова) Екатерина Александровна
(1812—1868), знакомая Лермонтова, мемуаристка.
Знакомство состоялось весной 1830 в Москве у А. М. Верещагиной. Лето 1830 Сушкова проводила под Москвой в имении Большаково, часто посещая Середниково,
где тогда гостил Лермонтов. Красивая, умная и ироничная, Сушкова стала предметом юношеского увлечения Лермонтова.
С ее именем связан цикл стихов 1830, посвящённый преимущественно неразделенной любви (Сушковский цикл).
Новая встреча поэта с Сушковой произошла 4 дек. 1834 в Петербурге. В течение месяца Лермонтов постоянно бывал в доме Сушковой, уделял ей внимание
на балах и, наконец, добился от нее признания в любви. Тем самым, по представлениям света, девушка была скомпрометирована.
5 янв. 1835 Лермонтов написал Сушковой анонимное письмо, которое привело к разрыву (Сушкова до конца жизни не подозревала, что автором письма
был Лермонтов). Неблаговидность поступка Лермонтова имела, однако, и оборотную сторону: за прошедшие годы поэт разочаровался в женской любви
и привязанности, а потому увидел в Сушковой лишь кокетку, стремящуюся найти жениха. Кульминация романа (посылка анонимного письма) совпала
с получением Лермонтовым горестного для него известия о помолвке В. А. Лопухиной с Н. Ф. Бахметевым.
История с Сушковой была прокомментирована самим Лермонтовым в письмах к М. А. Лопухиной и А. М. Верещагиной кон. 1834 — нач. 1835 (VI, 428—31, 717, 719—20)
и затем изображена в романе «Княгиня Лиговская», где Сушкова выведена под именем Елизаветы Николаевны Негуровой. История взаимоотношений Лермонтова
и Сушковой нашла отражение в ее записках (первая публ. — «Воспоминания о Лермонтове. Отрывок из записок», «РВ», 1857), самых ранних воспоминаниях
о Лермонтове. Достоверность и живость записок объясняются тем, что они написаны по свежим следам событий: в основу легла т. н. исповедь Сушковой,
известная в автокопии, озаглавленной «Воспоминания Ольги, писанные в 1836—1837 гг. для Марии Сергеевны Б<агговут>, рожденной княжны Х<ованской>»
(опубл. 1947). Сложный характер Лермонтова — человека и поэта — раскрыт в записках, однако, недостаточно, на что указал М. Е. Салтыков-Щедрин
в своей рецензии, опубл. в некрасовских «ОЗ» (1871, № 1).
В 1844 в «БдЧ» (затем в «РВ», 1857) Сушкова опубликовала стихи Лермонтова, рукописями которых располагала: «Зови надежду сновиденьем»,
«Весна», «В альбом» («Нет! — я не требую вниманья»), «Еврейская мелодия» («Я видал иногда»), «К Су<шковой>», «Благодарю!», «Нищий», «Стансы»
(«Взгляни, как мой спокоен взор»), «Когда к тебе молвы рассказ», «Передо мной лежит листок», «Свершилось! полно ожидать», «Итак, прощай! Впервые этот звук»,
«Я не люблю тебя», «Звезда» («Вверху одна горит звезда»), «Романс» («Хоть бегут по струнам моим звуки веселья»).
С именем Сушковой связано, очевидно, и опубликованное в 1963 «Послание» («Катерина, Катерина!...»), которое Лермонтов вписал в один из альбомов А. М. Верещагиной.
В 1838 Сушкова вышла замуж за дипломата А. В. Хвостова; Лермонтов присутствовал на ее свадьбе.
Портрет Сушковой (миниатюра) работы неизв. художника (30-е гг.) — в ИРЛИ. Вероятно, ее же изобразил сам Лермонтов на полях автографа стихотворения
«Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор...»).
Соч.: Воспоминания, «ВЕ», 1869, № 8, с. 684—740; № 9, с. 298—346; Записки. 1812—1841, СПБ, 1870; Записки. 1812—1841. [Ред., введение и примеч. Ю. Г. Оксмана],
Л., 1928; ср. в кн.: Воспоминания.
Лит.: Висковатый, с. 95—100, 204—12; Михайловский Н. К., Лит. заметки 1880 г., Соч., т. 4, СПБ, 1897, стлб. 892—97; Ладыженская Е. А., Замечания на
«Воспоминания» Е. А. Хвостовой-Сушковой, в кн.: Сушкова, с. 306—42: Рождественский В., Е. А. Сушкова. «Записки». [Рец.], «Звезда», 1928, № 5;
Комарович В., с. 636—38; Бродский (5), с. 157, 220—23; Мануйлов (2), с. 43—44; Мануйлов (9), с. 98—110; Иванова Т. (2), с. 215—24; Иванова Т. (5),
с. 29—36; Эйхенбаум (12), с. 304—09; Гладыш И. А., Динесман Т. Г., с. 57—59; Андроников (13), с. 124, 184—85, 220, 222; Салтыков-Щедрин М. Е.,
Записки Е. А. Хвостовой. [Рец.], Собр. соч., т. 9, М., 1970, с. 390—92; Шан-Гирей А. П., в кн.: Воспоминания; Ростопчина, там же; Андреев-Кривич (5),
с. 67—81; Пагануцци П. Н., Лермонтов, Монреаль, 1967, с. 115, 117—27; Глассе, с. 80—121. (вернуться)
|
|
|
|
М.Ю.Лермонтов. Автограф стихотворения «Стансы».
На полях — портрет Е.А.Сушковой (?). РО ИРЛИ.
Под заглавием пометы рукой Лермонтова: «(1830 года)» и «(26 Августа)» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|