Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Е. А. Сушкова (1812—1868)
Миниатюра работы неизвестного художника. 1830-е годы
 
 
Н. Ф. Иванова.
Акв. М.А.Кашинцева. 1834.
Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова в Пятигорске
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)


Уроки литературы в 10 классе[1]
 
Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.

Урок 13. М. Ю. Лермонтов: личность, судьба, этапы творческого пути. Раннее творчество, начало поэтической славы

Урок 14. Компаративный анализ образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М. Ю. Лермонтова

Урок 15. Молитва как жанр в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 16. Тема жизни и смерти в лирике М. Ю. Лермонтова

Уроки 17-18. Философские мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова

Урок 19. Урок внеклассного чтения. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Урок 20. Урок внеклассного чтения. «Маскарад» как романтическая драма

Урок 21. Развитие умений работы над текстом художественного произведения. Обучение написанию реферата на литературную тему (по творчеству А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова)

Уроки 22-23. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова


УРОК 19
Урок внеклассного чтения.
Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова

Цель:

обобщить известные факты биографии М. Ю. Лермонтова и рассмотреть их отражение в его любовной лирике; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать эстетический вкус; развивать творческие способности.

Оборудование:
тексты стихотворений, иллюстративный материал по теме урока, аудиозапись романса-вальса А. И. Шишкина.

Тип урока:
урок внеклассного чтения; урок — устный журнал.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся принимают участие в беседе; выразительно читают и анализируют поэтические тексты; определяют мысли и чувства автора, запечатлённые в изучаемых стихотворениях; передают их в форме связных высказываний с опорой на ранее полученные знания.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ

(см. домашнее задание предыдущего урока, п. 2)

2. Чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова
«Как часто пёстрою толпою окружён…»
(несколько учащихся)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Я не могу любовь определить,
Но это страсть сильнейшая! — любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.

Эти строки из стихотворения «1831-го июня 11 дня» — могут послужить эпиграфом к лирике Михаила Юрьевича Лермонтова, лирике «сильнейших страстей» и глубоких страданий. И хотя Лермонтов вступил в русскую поэзию прямым наследником Пушкина, эта вечная тема — тема любви — зазвучала у него совершенно по-иному. «Пушкин — дневное, Лермонтов — ночное светило нашей поэзии»,— писал Д. Мережковский.

И действительно, если для Пушкина любовь — источник счастья, то для Лермонтова она неразлучна с печалью.

У Михаила Юрьевича мотивы одиночества, противостояния героя-бунтаря «бесчувственной толпе» пронизывают и стихи о любви, в его художественном мире высокое чувство всегда трагично.

У него, больше, чем у других русских лириков, любовная лирика пронизана мотивами страдания — неудачи, неисполнимости связанных с этим чувством надежд.

IV. Устный журнал

1. Страница первая.
Вступление

У ч и т е л ь.
«Люблю, люблю!» — вот постоянный рефрен лирики поэта. Любовь — всепроникающая тема и один из основных мотивов лермонтовской лирики; выступающий в конкретном воплощении, как любовь к отечеству, природе, детям и прежде всего — как любовь к женщине в различных её проявлениях: от бескорыстно-идеального, «небесного» чувства до всепоглощающей любви-страсти или демонического соперничества.

Безусловно, кристаллизация в творчестве Лермонтова любовных мотивов основана на биографических фактах из жизни поэта, хотя нельзя сводить их только к осмыслению собственных переживаний Лермонтова. В своей жизни М. Ю. Лермонтов испытывал сильные чувства к нескольким женщинам. Кто же они — вдохновительницы и мучительницы поэта?

2. Страница вторая.
«Литературная визитка “Мои обманчивые сны…”.
Михаил Лермонтов и Екатерина Сушкова»

1 - й у ч е н и к.
История отношений Михаила Юрьевича Лермонтова и Екатерины Александровны Сушковой — важный этап в жизни и литературной деятельности поэта. Екатерина Сушкова в 1830 году приехала из Петербурга в Москву — восемнадцатилетняя красавица, уже ослеплённая своими успехами в свете, куда второй год выезжала. Душа юного поэта была открыта чувству любви, искала её, не страшась ошибиться, не боясь платы за любовь. Судьбы этих двух людей оказались на время связанными — больше в столкновении, чем в сближении. Лермонтов был увлечён Сушковой, ещё не совсем понимая, во что может ввергнуть его непонятая и неоценённая любовь. Сушкова не была увлечена Лермонтовым, совершенно не понимая, какое отмщение её может ждать, не постигая, как опасно оскорбить мечту и мечтателя. Так встретились мечта и обыденная проза. Не разглядела, не поняла. Может быть, не хотела понять?..

Первые стихи «сушковского цикла» лишены каких-либо связей с Байроном.

Сушкова рассказывала, что первое стихотворение, адресованное ей, она получила от Лермонтова при отъезде из Середникова в Москву, 12 августа 1830 г. Это было стихотворение «Чёрны очи» (Лермонтов шутливо называл Сушкову miss Black Eyes), содержавшее полупризнание в любви и как бы отмечавшее начальную фазу развивающегося чувства.

Сила любви героя передана через противопоставление «рай — ад». Всё стихотворение построено на одной и той же рифме: «очи — ночи»:

Много звёзд у летней ночи;
Отчего же только две у вас,
Очи юга! чёрны очи!
Нашей встречи был недобрый час.

Кто ни спросит, звёзды ночи
Лишь о райском счастье говорят;
В ваших звёздах, чёрны очи,
Я нашёл для сердца рай и ад.

Очи юга, черны очи,
В вас любви прочел я приговор,
Звезды дня и звезды ночи
Для меня вы стали с этих пор![2]

Сушкова приняла стихи благосклонно, и юный поэт поспешил откликнуться: «Благодарю!.. Вчера моё признанье и стих мой ты без смеха приняла…». Слово «благодарю» повторяется четыре раза и в последней строфе звучит особенно по-лермонтовски: «надеждам и мечтам», которые ещё живы в душе поэта, он предпочитает истину, хоть и лишённую всякой надежды.

Следующие стихи — «Зови надежду — сновиденьем» содержали уже прямое признание, как известно, не получившие ответа. Тогда пишется «Нищий», ведущий мотив этого стихотворения — неразделённая любовь: «Так чувства лучшие мои обмануты навек тобою!».

Ноты горечи, мотивы несбывшихся надежд, отвергнутого чувства, характерные для лирики Лермонтова, получили в стихотворении поэтически ёмкое выражение.

3. Страница третья.
«Литературная визитка “Такой любви нельзя не верить…”
Михаил Лермонтов и Наталия Иванова»

У ч е н и к.
Вскоре в сердце поэта снова родилась любовь. Появились стихотворения, объединённые темой любви и измены. В этих произведениях Лермонтов обращается к какой-то девушке, но имени её не называет ни разу. Вместо имени в заглавиях стихотворений стоят лишь три начальных буквы: Н. Ф. И.

Кому же посвятил Лермонтов свои строки? Разгадка этого таинственного имени принадлежит замечательному лермонтоведу И. Л. Андроникову:
«Читая эти стихи, нетрудно понять, что Лермонтов любил эту девушку долго и безнадёжно.
Да и она, видимо, любила его, но потом забыла, увлеклась другим. В первом из стихотворений, обозначенных буквами «Н. Ф. И…вой» — «Любил с начала жизни я угрюмое уединенье…» — Лермонтов признаётся вдохновительнице этого стихотворения. Значит, эта девушка понимала поэта, была его задушевным другом… Видно, что отношение Лермонтова к той, которая побудила написать его это стихотворение, было искренним и серьёзным. Если перечитать их (стихотворения. — А. И.) подряд, получается целый стихотворный дневник, в котором отразились события этого горестного романа.
Отношение Лермонтова к Ивановой иное, чем к Сушковой. Взаимность пришла, будто вызванная надеждой на другого человека. Срок любви и открытой взаимности был коротким, таким коротким, что через недолгий промежуток времени поэт скажет: «мне польстив любовию сперва».

Стихотворения, посвящённые Наталии Фёдоровне Ивановой, получили название «ивановского цикла». По мнению различных специалистов, к этому циклу относится около 40 стихотворений. Список тех стихотворений, которые могут быть отнесены к «ивановскому циклу», по-видимому, не исчерпан, так как эта тема изучена недостаточно.

Внутри цикла можно выделить две группы: стихи, написанные Лермонтовым в период душевного подъёма, вызванного первыми встречами с Наталией Фёдоровной («Н. Ф. И…вой», «1831-го июня 11 дня», «Романс к И.»), и стихи, написанные после катастрофы, темой которых становится «вероломство возлюбленной» (начиная с «К***» («Всевышний произнёс свой приговор»), «К Н. И.», «Я не унижусь пред тобою…», «Стансы» («Мгновенно пробежав умом…»), «К***» («Не ты, но судьба виновата была…»), «Сонет» и многие другие).

То, что молодой поэт пережил в эти два года, было поиском сердца, мечтаньем, надеждой. Ни Сушкова, ни Иванова понять Лермонтова не смогли. Поэт вновь разочаровался и обманулся.

Выразительное чтение наизусть
стихотворения «К* (“Я не унижусь пред тобою…”)»

заранее подготовленным учащимся

Аналитическая беседа

• Можно ли разделить стихотворение на смысловые части, хотя автор не сделал в нём пробелов между строфами?
• Каково настроение и ключевые образы 1–3-го катренов? Можно ли любить сильней, возненавидев весь мир?
• Как в 4–7-м катренах противопоставлены любовь и творчество? В чём упрекает герой свою возлюбленную? Сопоставьте 7-й катрен с финалом стихотворения А. С. Пушкина «Я вас любил…». Есть ли здесь основания для сопоставления?
• Каковы ключевые слова 8–10-го катренов? Какой выход видит герой из ситуации неудавшейся любви?
• Каков общий вывод стихотворения в 11–12-м катренах?

4. Страница четвёртая.
«Литературная визитка “Люблю, люблю одну!”.
Михаил Лермонтов и Варвара Лопухина»

У ч е н и к.
Последнее стихотворение. Поэт был убит. Последнее… О чём оно? О ком?..

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою. (Нет, не тебя так пылко я люблю...)

Известный биограф Лермонтова много лет отдал изучению его жизни и творчества поэта. Именно он установил имя этой женщины, но опубликовал своё открытие не сразу, так как это не разрешали родственники. Лишь через несколько лет, в 1889 году, он указал его: Варвара Александровна Лопухина.

В трагическом единении любви и страдания проходит образ этой женщины через всю жизнь и творчество Лермонтова.

Варвара Александровна Лопухина — одна из самых глубоких сердечных привязанностей М. Ю. Лермонтова. Пережив бурное увлечение Н. Ф. Ивановой, поэт в 1831 г. встретился в близкой ему семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея — Варенькой. Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Сельское уединение и чтение романов сделали её мечтательной. Но эта мечтательность умерялась природной живостью, весёлостью и общительностью.

Последний раз они видятся мимолётно в 1838 г., когда Варвара Александровна проездом за границу посещает вместе с мужем Петербург, а Лермонтов в это время служит в Царском Селе.

Лопухиной Лермонтов посвятил множество стихов, например стихотворение «К* (“Мы случайно сведены судьбою…”)»:

Мы случайно сведены судьбою,
Мы себя нашли один в другом,
И душа сдружилася с душою,
Хоть пути не кончить им вдвоём!

Ещё одно стихотворение этого же года «К* (“Оставь напрасные заботы…”)».

Одно из немногих, в котором лирический герой уверен в ответном чувстве. Образ чистой, неохлаждённой души проходит через всё стихотворение. Однако даже взаимная любовь не приводит к гармонии, потому что душа самого поэта во всём разуверилась и ничем не дорожит.

С именем Лопухиной связано стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (1841), адресованное, вероятно, Е. Г. Быховец. В этом стихотворении воспоминания о прошлой любви сильнее впечатлений настоящего, власть прежнего чувства реальнее «блистанья» новой «красы». Но первая фраза сразу создаёт впечатление давно идущего диалога между лирическим героем и присутствующей в данный момент собеседницей. Она, несмотря ни на что, втянута в круг его переживаний, доля «пылкости» чувства передаётся и ей. Лермонтов любил Варвару Александровну Лопухину до конца своей жизни и именно ей посвятил строки, которыми мы начали и заканчиваем свой рассказ.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Стихотворение положили на музыку более 40 композиторов, особенно известен романс-вальс А. И. Шишкина (1887).

Прослушивание романса А. Шишкина на стихи М. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» в исполнении Д. Хворостовского).



V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя


— Итак, исходным для Лермонтова было понимание любви как непреодолимой силы, охватывающей человека целиком. Любить для поэта — высший, недостижимый идеал. Сила любви поэта, её неотступность, её «приговорённость» на вечность обрекла его на вечные страдания. И когда Лермонтов говорит: «люблю», то это слово означает «страдаю». И ещё один синоним к этим двум словам — «не верю». Такова диалектика чувств поэта.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать драму М. Ю. Лермонтова «Маскарад».

2. Опережающее задание
а) Подготовить «Литературные визитки»: «История создания драмы “Маскарад”», «Сценическая история драмы “Маскарад”».
б) Инсценировать отрывки из драмы «Маскарад» (действие четвёртое, сцена первая, выход седьмой; действие четвёртое, сцена первая, выход восьмой).

Следующий урок: Урок 20. Урок внеклассного чтения. «Маскарад» как романтическая драма >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.



1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

2. Черны очи ("Много звезд у летней ночи...") — впервые опубликовано в Соч. изд. Академической библиотеки, т. 1, 1910, стр. 188.
Дата не установлена. Возможно, стихотворение относится к 1830 году.
Обращено, вероятно, к Е. А. Сушковой, о глазах которой говорится в разных стихотворениях Лермонтова (ср. «И пламень звездочных очей» в стих. «Черноокой» — см. (ниже варианты стихотворения).
Сушкова приводит фразу, отмеченную Лермонтовым во французском романе: «Les yeux remplis d’ étoiles» («Очи, наполненные звездами») и его приписку: «comme les vôtres — je profiterai de cette comparaison» («как ваши — я воспользуюсь этим сравнением»). Возможно, что в стихотворении «Черны очи» и осуществлено это намерение.

Варианты

К Су<шковой> (Черноокой)


Варианты автографа:
После стиха зачеркнуто:

В лесах, по узеньким тропам[13]
Нередко я бродил с тобой.
Их шумом любовался там —[14]
Меня не трогал голос твой.
Души тревогу усмирить

Разночтения текста «Записок» Сушковой:

Встречал ли твой волшебный взор —

После стиха следует:

И пламень звездочных очей[15]
Который вечно, может быть,
Останется в груди моей,
Не мог меня воспламенить.

К чему ж разлуки первый звук
Он не предвестник долгих мук,
Я не люблю! Зачем страдать?
Желал бы дольше здесь пробыть

Тревогу мыслей усмирить.
[13] В лесу, по узеньким тропам
[14] Их шумом я пленялся там

[15] В «Библ. для чтения» эта строка читается так:
И пламень черных сих очей. (вернуться)

 
М.Ю.Лермонтов. Автограф стихотворения «Стансы».
На полях — портрет Е.А.Сушковой (?). РО ИРЛИ.
Под заглавием пометы рукой Лермонтова: «(1830 года)» и «(26 Августа)»
 
 
Ивановский К.О. Портрет Е.Г. Быховец, 1848 г.
(вернуться к уроку)

 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика