Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике Лермонтова. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Е. А. Сушкова (1812—1868)
Миниатюра работы неизвестного художника. 1830-е годы
 
Н. Ф. Иванова.
Акв. М.А.Кашинцева. 1834.
Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова в Пятигорске
 
А. А. Бильдерлинг в 1883 г. для экспозиции нового Лермонтовского музея сделал портрет «Лермонтов в юнкерской форме» (бумага, сепия, белила; ИРЛИ).
Лермонтов в Петербурге. Из книги ''По лермонтовским местам'' (на сайте "К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

ЛИРИКА

9 класс[1]


Урок 45. М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта

Урок 46. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

Урок 47. М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта

Урок 48. М. Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта

Урок 49. М. Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта. Урок развития речи 5


УРОК 47
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ.
ЛЮБОВЬ КАК СТРАСТЬ, ПРИНОСЯЩАЯ СТРАДАНИЯ,
В ЛИРИКЕ ПОЭТА: «НИЩИЙ»,
«РАССТАЛИСЬ МЫ, НО ТВОЙ ПОРТРЕТ…»,
«НЕТ, НЕ ТЕБЯ ТАК ПЫЛКО Я ЛЮБЛЮ…»


Основное содержание урока
Любовь как страсть, приносящая страдания. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним. Стихотворения в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос. Обсуждение романса на стихи Лермонтова

I. Любовь как страсть, приносящая страдания

1. Чтение учителем фрагментов из статьи В. А. Солоухина
«По небу полуночи ангел летел…»

(по выбору учителя).

2. Поэтическая эстафета из стихотворений М. Ю. Лермонтова о любви:

«Монолог» («Поверь, ничтожество есть благо в высшем свете…»),
«Опасение» («Страшись любви: она пройдёт…»),
«К Су<шковой>»,
«Благодарю!»,
«К Н. И.» («Я не достоин, может быть…»),
«Слышу ли голос твой…»,
«Как небеса, твой взор блистает…»,
«Она поёт — и звуки тают…»,
«А. О. Смирновой» («В простосердечии невежды…») (по выбору учителя).

II. Прослушивание звукозаписи романса А. С. Даргомыжского
на стихи М. Ю. Лермонтова «Отчего» («Мне грустно потому, что я тебя люблю…»).

III. Сообщение о сопоставлении стихотворения М. Ю. Лермонтова «Она не гордой красотою…»
со 130-м сонетом В. Шекспира «Её глаза на звезды не похожи…» в переводе С. Я. Маршака.

IV. Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания к ним.


Стихотворения в актёрском исполнении

— Как понять слова В. А. Солоухина о любви в поэзии М. Ю. Лермонтова:
«Лермонтов хотел… идеальной, недостижимой любви, которая освещала бы его жизнь, и боялся, что свет погаснет либо превратится в простой ночник»?

V. Групповая работа.
Подготовка страниц устного журнала, посвящённых адресатам любовной лирики М. Ю. Лермонтова.

Страница 1: «Нищий» (см. текст ниже)

Карточка-информатор 1:

Стихотворение «Нищий» написано летом 1830 года, когда М. Ю. Лермонтов с компанией молодёжи отправился из подмосковного Середникова в Троице-Сергиеву лавру. Так родился образ обители святой, созданный в первой части стихотворения. Около храма молодые люди подали милостыню слепому, который рассказал о том, что накануне ему кто-то положил в чашку для пожертвований «камушки».
Текст посвящён Е. А. Сушковой[9], которую друзья называли по-английски miss black’eyes (черноокая). Именно ей принадлежат воспоминания, в которых рассказывается об этом случае. Показ портрета Е. А. Сушковой и сообщение о ней.

Прослушивание актёрского чтения стихотворения.

Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Группа 1.

Какова композиция стихотворения? Каковы его ключевые образы?
(Ключевые образы — это Он и Она. Образ нищего, имеющий реальную основу, становится в стихотворении образом воображаемым. Образы хлеба и камня соотносят текст с евангельскими сюжетами.)

Какой характер придают тексту старославянизмы?

О чём это стихотворение: о несчастном нищем или о неразделённой любви?
(Жизненная ситуация с нищим приводится в стихотворении только в качестве сравнения по отношению к его главной теме — несчастной любви. «Хлеб» и «камень» — образы-символы, обозначающие полярные понятия: тепло и холод, любовь и ненависть, добро и зло, жизнь и смерть. Ситуация неразделённой любви поднимается на философский уровень и мыслится во вселенском, бытийном масштабе.)

Страница 2: «Расстались мы; но твой портрет...» (см. текст ниже)

Карточка-информатор 2:

Адресат стихотворения — Варвара Александровна Лопухина[10] (В лермонтоведении есть версия, что стихотворение обращено к Е. А. Сушковой), которую В. А. Солоухин считал единственной любовью М. Ю. Лермонтова.
В статье «По небу полуночи ангел летел…» Солоухин пишет: «…через всю свою жизнь поэт пронёс одну-единственную огромную, неизменную глубокую любовь к одной женщине. Конечно… были увлечения, были стихи в альбомы… <…> Но есть и множество стихов, когда они и не посвящены как будто никому… и в то же время… у них есть таинственный адресат. Она, эта женщина, более всех других отвечала тому смутному, лазурному, небесному, что жило в душе поэта и что он ревностно оберегал от прикосновения чужих рук, взглядов и даже чувств. Одной ей он мог бы отдать свою душу, с одной ею мог бы вспомнить то, что старался вспомнить всю жизнь, она одна, короче говоря, отвечала его душевному чистому идеалу. Но никогда, ни разу любящий поэт не обмолвился, ни одним словом не выдал имени любимой…» Вареньке Лопухиной посвящены десятки стихотворений, её образ навеял поэту черты Тамары в поэме «Демон». «Безнадёжными, — пишет В. А. Солоухин, — их отношения стали, когда Варенька вышла замуж в 1835 году». В 1837 году написано стихотворение «Расстались мы; но твой портрет…».

Показ портрета В. А. Лопухиной и сообщение о ней.

Группа 2.

Каково настроение стихотворения и его центральные образы?

Какой смысл выявляется при анализе поэтического пространства стихотворения?
(Пространство стихотворения можно условно разделить на три части: низ (земля), верх (небо) и промежуточное пространство, то есть то, что соединяет земное и небесное. Последовательность существительных показывает, что лирическое я всё время «разрывается» между земным и небесным:
Cтихотворение М. Ю. Лермонтова «Расстались мы; но твой портрет...»
Небо
душа
Бог
Промежуточное пространство
призрак
Храм
Земля
на груди
страсти
Такое же развитие можно проследить, анализируя и глагольные формы:
Небо
радует
кумир (есть) Бог
Храм (есть) Храм
Промежуточное пространство
храню
разлюбить не мог
Земля
расстались
преданный страстям

Чувство рождается в низшей точке и затем поднимается вверх, затем спад и снова подъём к вершине, потому что верх всего — Бог. Поэтому не случайно, что предложение со словом Бог — восклицательное.)

Как понять смысл двух последних стихов?

Карточка-информатор 3:
Ю. М. Лотман: «Семантическая структура стихотворения, при кажущейся простоте, в достаточной мере своеобразна. Фоном, на котором создаётся индивидуальное своеобразие понятийных сцеплений лермонтовского текста, его идейно-художественным языком является система романтизма и — более узко — своеобразное отношение „я“ и „ты“ как двух семантических центров в лирике этой системы.
Романтическая концепция человека исходит из представления о его единственности, изолированности, вырванности из всех земных связей. Исконное одиночество лирического „я“ (равно как и героя сюжетных произведений романтизма) выступает одновременно и как награда за исключительное, за „непошлость“, и как проклятие, обрекающее его на изгнанничество, понимание, с одной стороны, и злость, эгоизм — с другой.
Поэтому сюжетное напряжение всё время заключается в противоречии между попытками прорваться к другому „я“, стремлением к пониманию, любви, дружбе, связи с народом, апелляции к потомству… и невозможностью подобного контакта, поскольку он означал бы утрату для „я“ своей исключительности» (Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. — Л., 1972. — С. 174– 179.).

Показ портрета В. А. Бахметьевой (урождённой Лопухиной) и сообщение о её замужестве.

*Группа 3.

Охарактеризуйте функциональную роль эпитетов.

Какова роль инверсии в первом стихе?

*Какую роль играет антитеза «я» и «ты»?

*Почему настоящая любовь не может быть уничтожена даже расставанием навсегда?
(Настоящая любовь — это вечная ценность, поэтому она и не может быть уничтожена даже расставанием навсегда. В груди будет жить «портрет», то есть образ возлюбленной. Любовь подобна храму, святилищу, и Богу, кумиру, которые не теряют своих вечных качеств даже оставленными или поверженными.)

*Сопоставьте стихотворение с его ранней редакцией «Я не люблю тебя; страстей…» (1831).

Страница 3: «Нет, не тебя так пылко я люблю…» (см. текст ниже)

Карточка-информатор 4:

«Нет, не тебя так пылко я люблю…» написано летом 1841 года, незадолго до гибели поэта. Адресат стихотворения неизвестен. Исследователи считают, что, возможно, это родственница М. Ю. Лермонтова Екатерина Григорьевна Быховец[11], с которой поэт встречался летом 1841 года в Пятигорске. По её словам, она напоминала М. Ю. Лермонтову В. А. Бахметьеву (Вареньку Лопухину) и оживляла его воспоминания о былых чувствах и мечтаниях.

Показ портрета Е. Г. Быховец и сообщение о ней.

Прослушивание в актёрском исполнении стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю…».

Группа 4.

Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Определите ключевые образы стихотворения.
(«Я», «ты» и образ-воспоминание о прошедшей любви. «Ты» и образ-воспоминание — «зеркальные» образы. В чертах «ты» «я» любит «прошлое страданье» и «молодость погибшую». Но «я» «говорит сердцем» не с «ты», а с образом-воспоминанием, с той, которая была «подругой юных дней» и которую «я» продолжает любить.)

Почему лирический герой стихотворения любит страданье и ушедшую молодость?

Как понять две последние строки стихотворения?

В чём философский подтекст стихотворения?

Вопросы 2—3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Прослушивание и обсуждение романса А. Шишкина на стихи М. Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю…» в исполнении Д. Хворостовского).



Ответы на вопросы из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

VI. Групповая практическая работа.

Составление цитатной таблицы на тему «Любовь — страдание» (по группам) с определением художественной функции изобразительно-выразительных средств.

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Любовь — страдание» (определение художественной функции изобразительно-выразительных средств)
Группы
Эпитеты
Метафоры
Сравнения
Антитеза
Анафора
1. «Нищий»
         
         
         
         
         
2. «Расстались мы; но твой портрет...»
         
         
         
         
         
3. «Нет, не тебя так пылко я люблю…»
         
         
         
         
         
Выводы. Функции изобразительно-выразительных средств
         
         
         
         
         


Итоговый вопрос:

Почему любовь в лирике М. Ю. Лермонтова — это всегда страдание?

Домашнее задание

Подготовить план сообщения «Любовная лирика Лермонтова и её своеобразие»
или письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Выучить одно из стихотворений о любви наизусть и сделать его письменный анализ.

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщения об истории создания стихотворения «Предсказание» и о ритмике стихотворения «Дума».

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Электронный аудиовидеожурнал «Адресаты любовной лирики М. Ю. Лермонтова и послания поэта к ним».

Следующий урок: М. Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта >>>


ЖИЗНЬ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
(1814 – 1841)


Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была коротка и трагична. Основные ее вехи хорошо известны. Детство поэта, омраченное несложившимися отношениями родителей, ссорой отца с бабушкой, ранней смертью матери, прошло в Тарханах. Болезненный ребенок остался на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которая нежно любила его, заботилась о его здоровье и воспитании, возила в Подмосковье и на Кавказские воды. Затем благородный пансион при Московском университете и университет, из которого Лермонтов ушел в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании ее он стал офицером лейб-гвардии гусарского полка. За стихотворение «Смерть Поэта» (1837) Лермонтов был выслан на Кавказ. Не успела миновать эта гроза, как за дуэль с сыном французского посланника последовала вторая ссылка, и снова на Кавказ, где шла война с горцами. В ту пору Лермонтов уже приобрел известность у читающей публики: в «Отечественных записках» печатались главы из романа «Герой нашего времени», вскоре вышедшего отдельным изданием (1840), появился сборник стихотворений. Однако оставить службу не удалось, власти не разрешали выйти в отставку. На Кавказе Лермонтов и погиб: у подножия горы Машук во время дуэли пуля сразила поэта.

Раскрывая историческую характерность и своеобразие поздней, зрелой поэзии Лермонтова, Белинский писал, что ее пафос (идейно-эмоциональное наполнение) заключается в «нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности». Идея освобождения человека из-под всякого гнета нашла в поэте горячего сторонника и защитника.

Лирика поэта отразила важнейшие перемены в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы. В ранней ученической лирике очевидны усвоенные из романтической литературы мотивы и стремление жить в согласии с идеалом. Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в мире, в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе («За дело общее, быть может, я паду...»), желание испытать судьбу, помериться с роком роднят его с поэтами-декабристами. Но никто не требует от поэта и его лирического героя отваги — эта жертвенная самоотдача выглядит ненужной и напрасной.

Герой зрелой лирики жаждет душой объять всю Вселенную, он хочет обрести единство с природой, с историей, с «простыми» людьми. Но ему не дано такого счастья. Он по-прежнему чужд обществу.

В поздней лирике Лермонтов избегает открытой эмоциональности, становится строже в лирических высказываниях. Поэт более чуток к духовным процессам, к их логике.

Уже при жизни Лермонтов был признан преемником Пушкина. В памяти поколений он живет как страдалец-мятежник поэт-бунтарь. В поэзии Лермонтова народ чтит духовную неуспокоенность, бескомпромиссность, дерзкое отрицание косной неподвижности бытия, вечную устремленность к свободе, жажду внутренней цельности и гармонии с миром.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

МОНОЛОГ
М. Ю. Лермонтов
[2]

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь свободы,
Когда мы их употребить не можем?
Мы, дети севера, как здешние растенья,
Цветем недолго, быстро увядаем...
Как солнце зимнее на сером небосклоне,
Так пасмурна жизнь наша. Так недолго
Ее однообразное теченье...
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,
Средь бурь пустых томится юность наша,
И быстро злобы яд ее мрачит,
И нам горька остылой жизни чаша;
И уж ничто души не веселит.
1829
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 1. Стихотворения, 1828—1831. — 1954. — С. 65.

НЕТ, НЕ ТЕБЯ
ТАК ПЫЛКО Я ЛЮБЛЮ...
М. Ю. Лермонтов
[3]

1
Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье;
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

2
Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

3
Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.
1841

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

Стихотворение
«Нет, не тебя так пылко я люблю...»
(1841)


В последние годы жизни и творчества Лермонтов уже ничего не хотел и уже ничего не просил для себя ни у Бога, ни у мира. Он не нападает на миропорядок, а защищается и смотрит на него, по-прежнему не принимая, хладнокровно, почти безучастно и с презрением. Этот взгляд на мир отразился и в его любовной лирике, в частности в последнем стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю...».

В этом стихотворении живого любовного чувства нет. Точнее, оно отнесено к себе и к умершей возлюбленной, т. е. сосредоточено не на настоящем, а на прошлом и замкнуто в границах личного мира, личного сознания. Лирический герой признается в нелюбви, в равнодушии к собеседнице. Это значит, что из жизненных бурь он вынес трагическую неспособность любить, что он омертвел душой. Все осталось в прошлом, на всем лежит печать смерти. Ему не нужна ни любовь женщины, ни «блистанье» ее «красы». Даже его слова «пылко я люблю», которые, казалось бы, опровергают опустошение души, направлены на себя: перед собой он видит свое «прошлое страданье» и свою «молодость погибшую». Собеседница интересна поэту не своими достоинствами и чувствами, как это обычно бывает у возлюбленных (он увлечен ею, она — им), а воспоминанием о своих прошлых страданиях и мучениях. Она стимул для сожалений о прошедшей жизни, средство для воскрешения давно забытых чувств. При этом «любовь», что тоже парадоксально, касается «страданий» («Люблю в тебе я прошлое страданье...»). Иначе говоря, я люблю не тебя, а свое страдание. На этом заканчивается первое четверостишие.

Второе раскрывает суть страдания и вводит тему «внутреннего диалога» лирического героя с самим собой, противоположную первому четверостишию, в котором разговор с собеседницей носил внешний характер. Этот «внутренний диалог» скрыт от собеседницы, не допущенной в святилище души героя:

Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Смысл и содержание «внутреннего разговора» передает третья строфа, где появляется настоящая возлюбленная — «подруга юных дней». Так возникает третий диалог («Я говорю с подругой юных дней...»). Оказывается, герой не эгоист, целиком погруженный в себя и занятый только собой. Он по-прежнему влюблен, и его любовь настолько велика, что он не забыл своей подруги даже после ее кончины. В облике нелюбимой женщины он хочет увидеть лик своей возлюбленной:

В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

Однако ни прошлое, ни настоящее уже невозвратимо, а надежд на будущее нет. Удел героя — трагическое одиночество и опустошенная страданиями душа, не способная ответить на чувство не только потому, что помнит о юношеской страсти и хранит ей верность, но и вследствие благоприобретенной холодности. Иссушенная страданиями, жизнь в лирическом герое замерла и словно остановилась. Встреча с новой женщиной уже не может всколыхнуть живых чувств, а лишь напоминает об угасших.

Лермонтов обозначил три четверостишия стихотворения цифрами. Это не случайно: поэтическая мысль прошла три стадии (отказ от любви, погружение в себя, воспоминание о прежнем чувстве, уже угасшем). В центре стихотворения — переживания лирического героя, обращенные в первом четверостишии к нелюбимой женщине, в последнем — к прежней возлюбленной. Композиция стихотворения призвана последовательно отвергнуть любовь — в первом случае несостоявшуюся, во втором уже невозможную. Так утверждается идея трагической судьбы лирического «я» на всех перепутьях и во всех сферах его жизни.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Как Вы понимаете начало стихотворения? К кому обращено оно: к живому или уже умершему человеку? Кого ищет и видит лирический герой в облике нелюбимой женщины?

2. Согласны ли Вы с размышлениями литературоведа о том, что поэтическая мысль прошла три стадии: отказ от любви, погружение в себя, воспоминание о прошлом и о том, что перед нами трагическая судьба лирического «я»?

3. Какие слова помогают реализовать идею трагической судьбы?
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

РАССТАЛИСЬ МЫ;
НО ТВОЙ ПОРТРЕТ...
М. Ю. Лермонтов
[4]

Расстались мы; но твой портрет
Я на груди моей храню:
Как бледный призрак лучших лет,
Он душу радует мою.

И новым преданный страстям,
Я разлюбить его не мог:
Как храм оставленный — всё храм,
Кумир поверженный всё бог!

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

НИЩИЙ
М. Ю. Лермонтов
[5]

У врат обители святой
Стоял просящий подаянья
Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И кто-то камень положил
В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!
1830
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 1. Стихотворения, 1828—1831. — 1954. — С. 149.
(вернуться к уроку)

ОПАСЕНИЕ
М. Ю. Лермонтов
[6]

Страшись любви: она пройдет,
Она мечтой твой ум встревожит,
Тоска по ней тебя убьет,
Ничто воскреснуть не поможет.

Краса, любимая тобой,
Тебе отдаст, положим, руку...
Года мелькнут... летун седой
Укажет вечную разлуку...

И беден, жалок будешь ты,
Глядящий с кресел иль подушки
На безобразные черты
Твоей докучливой старушки,

Коль мысли о былых летах
В твой ум закрадутся порою,
И вспомнишь, как на сих щеках
Играло жизнью молодою...

Без друга лучше дни влачить
И к смерти радостней клониться,
Чем два удара выносить
И сердцем о двоих крушиться!...
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 1. Стихотворения, 1828—1831. — 1954. — С. 76.

ОНА НЕ ГОРДОЙ КРАСОТОЮ...
М. Ю. Лермонтов
[7]

Она не гордой красотою
Прельщает юношей живых,
Она не водит за собою
Толпу вздыхателей немых.
И стан ее — не стан богини,
И грудь волною не встает,
И в ней никто своей святыни,
Припав к земле, не признает.
Однако все ее движенья,
Улыбки, речи и черты
Так полны жизни, вдохновенья,
Так полны чудной простоты.
Но голос душу проникает,
Как вспоминанье лучших дней,
И сердце любит и страдает,
Почти стыдясь любви своей.
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 2. Стихотворения, 1832—1841. — 1954. — С. 56.
(вернуться к уроку)

К СУ<ШКОВОЙ>
М. Ю. Лермонтов
[8]

Вблизи тебя до этих пор
Я не слыхал в груди огня.
Встречал ли твой прелестный взор —
Не билось сердце у меня.

И что ж? — разлуки первый звук
Меня заставил трепетать;
Нет, нет, он не предвестник мук; Я не люблю — зачем скрывать!

Однако же хоть день, хоть час
Еще желал бы здесь пробыть,
Чтоб блеском этих чудных глаз
Души тревоги усмирить.
1830
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 1. Стихотворения, 1828—1831. — 1954. — С. 129.


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. Монолог («Поверь, ничтожество есть благо в высшем свете…») – впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1859, т. 125, № 7, отд I, стр. 28).
Датируется 1829 годом по нахождению в тетради III. (вернуться)

3. «Нет, не тебя так пылко я люблю...» – написано в апреле 1841 г. в Петербурге.
Печатается по беловому автографу в записной книжке Лермонтова, подаренной ему В. Одоевским. Впервые — «Отеч. записки», 1843, т. XXVIII, № 6, стр. 194.
Это стихотворение – одно из последних, написанных Лермонтовым летом 1841 года. Возможный адресат стихотворения – Екатерина Григорьевна Быховец, дальняя родственница Лермонтова, с которой поэт встречался в Пятигорске в июле 1841 года. По свидетельству самой Е. Г. Быховец, она была похожа на В. А. Бахметеву (урожд. Лопухину), в которую Лермонтов был влюблен в годы юности.
В поздней лирике герой стихотворений Лермонтова приходит к признанию неразрешимости конфликта с миром и дисгармонии в собственной душе. Начинают звучать мотивы трагической безысходности, усталости. Хотя лирическое "я" и понимает приоритет вечных нравственных ценностей, но не может расстаться со своим правом на исключительную, "странную" судьбу.
Написанные в 1840–1841 годы стихотворные обращения к женщинам не являются любовной лирикой в точном смысле слова: это восторженные или комплиментарные портреты (стих. «М. А. Щербатовой», «К портрету»), дружеские, не без условной позы приветствия («М. П. Соломирской», «Графине Ростопчиной»), размышления о судьбе возлюбленной вне связи с собственной участью («Отчего»); сердечный мир лирического «Я» в них по существу остается закрытым. Из этого ряда «Нет, не тебя...» резко выделяется той сосредоточенностью на переливах своего чувства, тем упорным стремлением уяснить их себе и адресату, какими всегда сопровождалось переживание страстной влюбленности в ранней лирике Лермонтова. (Знаменательно, что местоимение «я» и производные встречаются в 12-строчном стих. 8 раз и столько же раз звучит: «тебя», «твоей» и т. п.). У зрелого Лермонтова верность пережитому, завершенность судьбы и всех личных отношений в прошлом – определяющая черта лирического героя, и в данном стих. тоже утверждается, что воспоминание о прошлой любви сильнее впечатлений настоящего, что власть памятного женского образа реальнее «блистанья» новой «красы». Но напряженная обращенность к воочию присутствующей собеседнице создает подводное противотечение: слушательница оказывается вовлечена в драму героя, втянута в круг его страстей, возбуждена к ответному чувству, несмотря на то, что так и не дождалась любовного признания.
По Лермонтову, даже страданье – это признак живой души, способной к высоким чувствам. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким-то конкретным образом любимой женщины. Стихотворение – это "эпитафия" лирического "я" своей погибшей молодости, неразделенной любви. Теперь ему остались лишь воспоминания. С "подругой юных дней" – бывшей возлюбленной или любовью вообще – теперь можно говорить лишь сердцем, то есть в мечтах о прошлом. Ведь уже в стихотворении "Поцелуями прежде считал..." поэт заявлял: "Я теперь никого не люблю". (вернуться)

4. «Расстались мы; но твой портрет...» – печатается по «Стихотворениям» 1840 г., стр. 165, где появилось впервые (с датой — «1837»). Копия — в тетр. 15, л. 5.
Черновой автограф — в тетр. Чертковской библиотеки, л. 55, с черновым вариантом в ст. 2:
Здесь на груди я сохраню
Это стихотворение восходит к более раннему — «Я не люблю тебя» (1831), написанному Лермонтовым в альбом Е. А. Сушковой. Заключительное сравнение (одно из повторяющихся у Лермонтова «клише») взято им из французской литературы (Шатобриан, Ламартин); оно использовано и в «Вадиме»:
«Мир без тебя что такое?.. Храм без божества!..». (вернуться)

5. Нищий – печатается по авториз. копии ПД, тетр. 20.
Е. А. Сушкова вспоминала, что в авг. 1830 г. большая компания молодежи отправилась пешком из Середникова в Троице-Сергиевскую лавру (ныне г. Загорск Московской обл.). На паперти лавры стоял слепой нищий, который, услыхав звон монет, стал благодарить за подаяние и рассказал о бессердечной шутке над ним «молодых господ», «наложивших полную чашечку камушков» (Зап. Сушковой. С. 114).
Лермонтов использует в стихотворении евангельский мотив Нагорной проповеди Иисуса Христа. (вернуться)

6. Опасение («Страшись любви: она пройдёт…») – впервые опубликовано в Соч. под ред. Висковатова (т. 1, 1889, стр. 76—77).
Датируется 1830 годом по нахождению в тетради VI. (вернуться)

7. Она не гордой красотою… – впервые опубликовано в «Сарат. листке» (1876, 1 января, № 1).
Датируется 1832 годом по положению в тетради XX.
Обращено к В. А. Лопухиной. В стихотворении, по-видимому, дана сравнительная характеристика Н. Ф. Ивановой и В. А. Лопухиной. (вернуться)

8. «К Су<шковой>» – впервые опубликовано с некоторыми отличиями от автографа и под заглавием «Черноокой» в «Библ. для чтения» (1844, т. 64, № 5, отд. I, стр. 5).
В автографе рядом с заглавием позднейшая приписка Лермонтова в скобках: «При выезде из Середникова к Miss black-eyes. Шутка—преположенная от М. Kord».
Е. А. Сушкова в своих «Записках» поставила дату стихотворения: «Середниково. 12 августа, 1830». По словам Сушковой, стихотворение было написано накануне отъезда Лермонтова из Середникова в Москву после окончания летних каникул («Записки» Сушковой, 1928, стр. 112).
«Miss black-eyes» («черноокая»)—так называли Е. А. Сушкову.
Мистер Корд — гувернер Аркадия Столыпина, двоюродного брата матери Лермонтова. (вернуться)

9. Сушко́ва (в замужестве Хвостова) Екатерина Александровна (1812—1868), знакомая Лермонтова, мемуаристка.
Знакомство состоялось весной 1830 в Москве у А. М. Верещагиной. Лето 1830 С. проводила под Москвой в имении Большаково, часто посещая Середниково, где тогда гостил Л. Красивая, умная и ироничная, С. стала предметом юношеского увлечения Л. С ее именем связан цикл стихов 1830, посв. преим. неразделенной любви (см. Сушковский цикл).
Новая встреча поэта с С. произошла 4 дек. 1834 в Петербурге. В течение месяца Л. постоянно бывал в доме С., уделял ей внимание на балах и, наконец, добился от нее признания в любви. Тем самым, по представлениям света, девушка была скомпрометирована. 5 янв. 1835 Л. написал С. анонимное письмо, которое привело к разрыву (С. до конца жизни не подозревала, что автором письма был Л.). Неблаговидность поступка Л. имела, однако, и оборотную сторону: за прошедшие годы поэт разочаровался в женской любви и привязанности, а потому увидел в С. лишь кокетку, стремящуюся найти жениха.
Кульминация романа (посылка анонимного письма) совпала с получением Л. горестного для него известия о помолвке В. А. Лопухиной с Н. Ф. Бахметевым.
История с С. была прокомментирована самим Л. в письмах к М. А. Лопухиной и А. М. Верещагиной кон. 1834 — нач. 1835 (VI, 428—31, 717, 719—20) и затем изображена в романе «Княгиня Лиговская», где С. выведена под именем Елизаветы Николаевны Негуровой.
История взаимоотношений Л. и С. нашла отражение в ее записках (первая публ. — «Воспоминания о Лермонтове. Отрывок из записок», «РВ», 1857), самых ранних воспоминаниях о Л. Достоверность и живость записок объясняются тем, что они написаны по свежим следам событий: в основу легла т. н. исповедь С., известная в автокопии, озаглавленной «Воспоминания Ольги, писанные в 1836—1837 гг. для Марии Сергеевны Б<агговут>, рожденной княжны Х<ованской>» (опубл. 1947). Сложный характер Л. — человека и поэта — раскрыт в записках, однако, недостаточно, на что указал М. Е. Салтыков-Щедрин в своей рецензии, опубл. в некрасовских «ОЗ» (1871, № 1).
В 1844 в «БдЧ» (затем в «РВ», 1857) С. опубл. стихи Л., рукописями к-рых располагала: «Зови надежду сновиденьем», «Весна», «В альбом» («Нет! — я не требую вниманья»), «Еврейская мелодия» («Я видал иногда»), «К Су<шковой>», «Благодарю!», «Нищий», «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор»), «Когда к тебе молвы рассказ», «Передо мной лежит листок», «Свершилось! полно ожидать», «Итак, прощай! Впервые этот звук», «Я не люблю тебя», «Звезда» («Вверху одна горит звезда»), «Романс» («Хоть бегут по струнам моим звуки веселья»).
С именем С. связано, очевидно, и опубл. в 1963 «Послание» («Катерина, Катерина!...»), к-рое Л. вписал в один из альбомов А. М. Верещагиной.
В 1838 С. вышла замуж за дипломата А. В. Хвостова; Лермонтов присутствовал на ее свадьбе.
Портрет С. (миниатюра) работы неизв. художника (30-е гг.) — в ИРЛИ. Вероятно, ее же изобразил сам Л. на полях автографа стих. «Стансы» («Взгляни, как мой спокоен взор...»); см. илл. к стих. «Стансы» в наст. издании.
См. о Сушковой также фрагмент из книги М. Зверева «Звезды падучей пламень». (вернуться)

10. Лопухина́ (в замужестве Бахме́тева) Варвара Александровна (1815—51), сестра А. А. Лопухина и М. А. Лопухиной; одна из самых глубоких сердечных привязанностей Л. Пережив бурное увлечение Н. Ф. Ивановой, поэт в 1831 встретился в близкой ему семье Лопухиных с младшей сестрой своего друга Алексея — Варенькой. «Будучи студентом, — пишет А. П. Шан-Гирей, — он был страстно влюблен... в молоденькую, милую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В. А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени симпатичная... Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей...». Переезд Л. в 1832 в Петербург и зачисление в Школу юнкеров помешали обоюдному увлечению развиться, а воен. служба и светские развлечения на время заслонили образ любимой девушки. Однако Л. не переставал интересоваться судьбой Вареньки; в письме к ее сестре Марии он писал: «Я очень хотел бы задать вам один вопрос, но перо отказывается его написать» (VI, 418, 706). Вопрос был разгадан, и Мария Александровна ответила, что Варенька проводит однообразные дни, охраняющие ее «от всяких искушений» (VI, 763). Л. успокоился, но не перестал вспоминать Вареньку (ее профиль мелькает на страницах его юнкерских тетрадей).
Между тем молчание Л. заставило Варвару Александровну, вероятно, под давлением родителей, в 1835 выйти замуж за Н. Ф. Бахметева, человека немолодого. По-видимому, решение это нек-рым образом было связано со слухами о романе Л. с Е. А. Сушковой; с др. стороны, и жестокая развязка романа Л. с Сушковой (история с анонимным письмом), возможно, имеет отношение к известию о скором замужестве Вареньки. Л. тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество.
Примерно 20 июня 1838, проездом за границу, Варвара Александровна с мужем и маленькой дочерью была в Петербурге. «Бледная, худая, и тени не было прежней Вареньки, — вспоминает Шан-Гирей, — только глаза сохранили свой блеск и были такие же ласковые, как и прежде». Лопухиной посвящены след. произв.: стихи «К Л. —» («У ног других не забывал»), «К*» («Мы случайно сведены судьбою»), «К*» («Оставь напрасные заботы»), «Она не гордой красотою», «Слова разлуки повторяя», «Валерик», «К*» («Мой друг, напрасное старанье»), «Молитва» («Я, матерь божия, ныне с молитвою»), «Расстались мы, но твой портрет» (последние три — предположительно), а также 3-я редакция «Демона», поэма «Измаил-Бей» [при подготовке ее к публикации Л. снял последние 8 строк посвящения («И ты, звезда любви моей») и 26-ю строфу поэмы]; не исключено, что стих. «Ребенку» относится к дочери Лопухиной (обращение в муж. роде — «... говорят, Ты на нее похож?» — не противоречит этому, т. к. это обращение к ребенку). В конце 1838 Л. посылает Лопухиной список поэмы «Демон» (6-я редакция) с посвящением, в 1840 или 1841 — последнюю переделку поэмы. С именем Лопухиной связано стих. «Нет, не тебя так пылко я люблю», адресованное, вероятно, Е. Г. Быховец, стихи 254—260 поэмы «Сашка», драма «Два брата», неоконч. роман «Княгиня Лиговская» (см. Прототипы). В романе «Герой нашего времени» «... симпатичный характер Вареньки Лопухиной раздвоен и представлен в двух типах» — в образах Мери и Веры (Висковатый, с. 288).
Имя Варвары Лопухиной долгие годы не упоминалось ни в комментариях к соч. Л., ни в работах о нем. П. А. Висковатый в 80-е гг., уже хорошо зная о чувстве, к-рое испытывал Л. к Варваре Александровне, принужден был не называть ее имени по требованию родственников. По тем же причинам Шан-Гирей не мог напечатать свои воспоминания (они были опубл. лишь в 1890, после смерти Бахметева). Сам Л., касаясь своих взаимоотношений с Лопухиной, всячески старался увести читателя от разгадки имени любимой женщины (напр., переименовал Варвару в Веру — «Два брата», «Княгиня Лиговская», «Герой...»); зашифровывал портретное сходство: при описании наружности Веры в романе «Герой...» он зачеркнул упоминание о родинке под бровью, как это было в действительности, и написал: «на щеке».
Письма Л. к Лопухиной, написанные до ее замужества, были уничтожены Бахметевым. В 1839, чтобы спасти уцелевшие материалы, связанные с Л. (рукописи, рисунки и др.), Варвара Александровна на одном из герм. курортов передала их А. М. Верещагиной (Хюгель).
Сохранилось 3 акварельных портрета В. А. Лопухиной работы Лермонтова: портрет 1835—38 хранится в ИРЛИ (см.: ЛАМ, т. 3, между с. 768 и 769); портрет 1835—36 из альбома Варвары Александровны хранится в отделе редких книг Колумбийского ун-та (США); его копия (работы В. К. Шульца, 1882) — в ИРЛИ (см.: Л. в портретах, с. 131); портрет в образе Эмилии, героини драмы «Испанцы» хранится в ГЛМ («Огонек», 1961, № 31, между с. 8 и 9). (вернуться)

11. Быхове́ц – (Бы́ховец) Екатерина Григорьевна (в замужестве Ивановская) (1820—80), дальняя родственница Лермонтова.
Екатерина Григорьевна Быховец происходила из небогатой многодетной семьи. Ее отец, тарусский помещик и отставной артиллерист, поместил дочь в дом жившей в Москве богатой родственницы М.Е. Крюковой, которая была невесткой П.А. Крюковой – троюродной тетки Лермонтова.
Поэт познакомился с Быховец, видимо, в доме ее тетки М. Е. Быховец, в девичестве Крюковой, в один из приездов в Москву в 1837—41.
В 1841 году Быховец приехала с больной теткой на Кавказ, и здесь произошла ее последняя встреча с поэтом. Лермонтов, питавший дружеские чувства к Екатерине и называвший ее прекрасной смуглянкой («la belle noire»), доверил ей свою историю любви к В.А. Лопухиной.
Летом 1841 в Пятигорске Б. была известна как «кузина» Л. Она — адресат тогда же написанного стихотворения «Нет, не тебя так пылко я люблю». По мнению Быховец (см. в кн.: Воспоминания, 1972, с. 346—48), она напоминала поэту В. А. Лопухину.
В день дуэли утром беседовала с Л., потом ездила с поэтом и его друзьями на пикник в Каррас (Шотландку). Письмо ее от 5 авг. 1841 — взволнованный рассказ о взаимоотношениях Л. с Н. С. Мартыновым, о дуэли, смерти и похоронах поэта.
Екатерина Григорьевна хранила отданный ей после похорон Лермонтова шнурок, на котором поэт носил крест.
В начале сороковых годов Екатерина Быховец вышла замуж за Константина Иосифовича Ивановского, гвардии капитана. В 1845 году она родила сына Льва. Жили Ивановские в Ядрине, Владимире и Шуе.
22 октября 1880 года Е.Г. Быховец умерла и была похоронена в Петербурге. (вернуться)

 
 
М.Ю.Лермонтов. Автограф стихотворения «Стансы».
На полях — портрет Е.А.Сушковой (?). РО ИРЛИ. Под заглавием пометы рукой Лермонтова: «(1830 года)» и «(26 Августа)»
 
 
Ивановский К.О. Портрет Е.Г. Быховец, 1848 г.
(вернуться к уроку)
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика