К * («Я не унижусь пред тобою...»). М. Ю. Лермонтов
Литература для школьников
 
 Главная
 Зарубежная  литература
 Лермонтов М.Ю.
 
М.Ю.Лермонтов в ментике
лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. 1837.
 
 
Адресаты любовной лирики
М. Ю. Лермонтова

(урок литературы в 10 классе)
 
Н. Ф. Иванова.
Рис. В. Ф. Бинемана. 1840-е годы.
ИРЛИ.
В Лермонтовской энциклопедии (М., 1980) и в аннотации к рисунку Бинемана в ИРЛИ — 1830-е годы.[2]
 
 
 
 
 
 
 
 
Михаил Юрьевич Лермонтов
(1814 – 1841)
К *
(«Я не унижусь пред тобою...»)[1]
Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для заблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!.. прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил;
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку —
Безумец! — лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала — я тебя не знал!

1832

Источник: Лермонтов М. Ю. Собрание сочинений: В 4 т. / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. дом). — Изд. 2-е, испр. и доп. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1979—1981. Т. 1. Стихотворения, 1828—1841. — 1979. — С. 308—309.

1. К * («Я не унижусь пред тобою») — впервые опубликовано полностью в 1889 г. в собрании сочинений под редакцией Висковатова (т. I, с. 68).
После стиха «Когда мне ангел изменил» в автографе первоначально следовали строки, сходные с первой строфой стихотворения «Время сердцу быть в покое»:

Но время сердцу быть в покое
От счастья, муки, от всего,
С того мгновенья, как другое
Не бьется больше для него!
И если снова затрепещет
Оно — то прежнего лишь след:
Так всё волнами море плещет,
Хотя над ним уж бури нет.

Стихотворение обращено к Наталии Федоровне Ивановой (1813 — 1875), дочери московского драматурга Ф. Ф. Иванова, в начале 30-х годов вышедшей замуж за Н. М. Обрескова.
В 1830—1831 годах Лермонтов был сильно увлечен Н. Ф. Ивановой; ей посвящен ряд стихотворений этого периода; отношения с ней нашли также отражение в трагедии «Странный человек».
Стихотворения 1830 — 1832 гг., обращенные к этой женщине, можно рассматривать как лирический дневник, в котором отразилась не только история обманутой любви поэта, но и история его идейных исканий (ср. драму «Странный человек»).
Датируется 1832 годом по положению в тетради IV. Это прощальное обращение к Н. Ф. Ивановой.
Первое стихотворение, посвященное Н. Ф. Ивановой, — "Н. Ф. И.... вой" (1830 г.); впервые опубликовано (с искаженным заглавием «М. Ф. М...вой») в 1859 г. в «Отечественных записках» (т. 127, № 11, отд. I, с. 250). (вернуться)

2. Н. Ф. Иванова. Рис. В. Ф. Бинемана — портрет создан в 1840-е годы.
В Лермонтовской энциклопедии (М., 1980) и в аннотации к рисунку Бинемана в ИРЛИ — 1830-е годы.
Настоящей сенсацией явилась публикация Андрониковым в 1940-е годы в его книге, изданной в серии "Библиотека Огонька" (№ 367), портрета Натальи Федоровны Обресковой (урожденной Ивановой) (Андроников И.Л. Загадка Н.Ф.И. М.: Правда, 1948. С.53.). Первое и единственное на то время изображение открыло облик вдохновительницы поэта. (Правда, заметим, что именно такой, как на рисунке, хотя и красивой, но уже дамой лет тридцати, Лермонтов Наталью Федоровну видеть не мог - его тогда не было в живых.) Много позже, любуясь драгоценной находкой, Андроников напишет: "Молодое лицо ее очаровательно: черты благородны, в углах рта спрятана любезная улыбка, полнота обнаженных покатых плеч, тонкая шея украшена тяжелым ожерельем - весь облик как бы комментирует лермонтовские строки: "С людьми горда, судьбе покорна, не откровенна, не притворна""13. В издании под портретом значится: "Н.Ф.Иванова", хотя Наталья Федоровна была к этому времени уже Обресковой, да и сам Андроников на этих же страницах пишет: «... гляжу - на обороте рамки старинным почерком надпись: "Наталья Федоровна Обрескова, рожденная Иванова"».
Портрет Натальи Федоровны Андроников обнаружил в 1935 году у ее внучки, Натальи Сергеевны Маклаковой. Портрет рисован В.Ф.Бинеманом; он подписан, но не датирован. Позировала она рисовальщику Бинеману, уже будучи замужем за Н. М. Обресковым, парный портрет которого был одновременно создан этим художником. Точная дата замужества Натальи Федоровны не установлена. Во всяком случае, она вышла замуж не раньше 1836 года. (вернуться)
____________
ИВА́НОВА Наталья Федоровна (в замужестве Обрескова) (1813—75), знакомая Лермонтова, предмет его юношеского увлечения; к ней относится большой цикл стихов 1830—32, т. н. ивановский цикл («Н. Ф. И.», «Н. Ф. И....вой», «Романс к И...», «К Н. И.» и др.). Дочь драматурга Ф. Ф. Иванова (1777-1816).

Ободренный в начале знакомства с Ивановой ее приязнью и вниманием, Лермонтов вскоре встретил непонимание и холодность. Их отношения кончились разрывом, который придал мрачный характер многим юношеским стихам поэта. Возникают мотивы неверия в прочность женского чувства, ревность, укоры в обмане.

Разрыв с Ивановой вызвал у Лермонтова не только скорбные настроения и даже жажду смерти «Стансы» («Не могу на родине томиться»), но и чувство оскорбленной гордости, обостренное ощущение своего творческого дара и высокой ответственности за него. Разрыв с Ивановой относится, видимо, к лету 1831.

Между 1833 и 1836 И. вышла замуж за Н. М. Обрескова. Когда она после замужества поселилась в Курске, стихи из ее альбома и альбома Д. Ф. Ивановой стали распространяться в списках; некоторые из них оказались в альбоме жены курского губернатора М. Д. Жедринской.

Связь стихов, обращенных к Н. Ф. И., с других стихотворений Лермонтова 1830—1832 гг. и с драмой «Странный человек» обнаружил Б. Нейман. Предположение о связи инициалов Н. Ф. И. с именем драматурга Ф. Ф. Иванова было высказано В. Каллашем. Фактическое обоснование эта гипотеза получила в работах И. Андроникова.

Им же и Б. Эйхенбаумом подробно освещены как роль Ивановой в судьбе поэта, так и значение обращенных к ней стихов. Андроников обнаружил в альбоме Жедринской стихотворения «В альбом Н. Ф. Ивановой», «Когда судьба тебя захочет обмануть», посвящённые Д. Ф. Ивановой, «Стансы» («Мгновенно пробежав умом»), известные ранее в первоначальной, более пространной редакции; он же нашел портрет Ивановой работы В. Ф. Бинемана, свидетельствующий о красоте и женственности Ивановой и в то же время подтверждающий сравнение ее с «мраморным кумиром», «бесчувственным божеством», данное в лермонтовских стихах.

Мануйлов В. А. (См. о В. А. Мануйлове на сайте "К уроку литературы")

Источник: Мануйлов В. А. Ива́нова Н. Ф. // Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл." — М.: Сов. Энцикл., 1981. — С. 180—181.

 
Н. Ф. Иванова.
Акв. М.А.Кашинцева. 1834.
Государственный музей-заповедник М.Ю.Лермонтова в Пятигорске
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика