Лермонтов М. Ю. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
М.Ю.Лермонтов в ментике лейб-гвардии Гусарского полка.
Портрет работы П.Е.Заболотского. Масло. 1837.
 
 Портреты М. Ю. Лермонтова
 
 
Лермонтов в Петербурге. Из путеводителя "По лермонтовским местам" (на сайте "К уроку литературы")
 
 
 Статья учебника «Жизнь М. Ю. Лермонтова»
 
 Статья учебника «В творческой лаборатории М. Ю. Лермонтова»
 
 Хронологическая таблица жизни и творчества М. Ю. Лермонтова
 
 Цитатная таблица «Поэзия Пушкина и поэзия Лермонтова»
 
 Лермонтов М.Ю. Из стихотворений 1832 г.
 
 Лермонтов М.Ю. Из стихотворений 1840-1841 гг.
 
 Лермонтов М.Ю. Есть речи — значенье...
 
 Лермонтов М.Ю. Парус
 
 Лермонтов М.Ю. И скучно и грустно
 
 Слушать стихотворение М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно» в исполнении В. Аксенова (01:07)
 
 Лермонтов М.Ю. «Когда волнуется желтеющая нива…
 
Вид Пятигорска. Картина М.Ю.Лермонтова. Масло. 1837.
Картины, акварели и рисунки Лермонтова (на сайте "К уроку литературы")
 
А. А. Бильдерлинг в 1883 г. для экспозиции нового Лермонтовского музея сделал портрет «Лермонтов в юнкерской форме» (бумага, сепия, белила; ИРЛИ).
Лермонтов в Петербурге. Из книги ''По лермонтовским местам'' (на сайте "К уроку литературы")
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана "Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
(1814 – 1841)

ЛИРИКА

Уроки литературы в 9 классе[1]


Урок 45. М. Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта

Урок 46. Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова

Урок 47. М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта

Урок 48. М. Ю. Лермонтов. Тема Родины в лирике поэта

Урок 49. М. Ю. Лермонтов. Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике поэта. Урок развития речи 5


УРОК 45
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. ХРОНОЛОГИЯ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА.
МНОГООБРАЗИЕ ТЕМ, ЖАНРОВ, МОТИВОВ ЛИРИКИ ПОЭТА

(С ПОВТОРЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО)

Основное содержание урока
Страницы биографии и творчества М. Ю. Лермонтова. Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастье на небесах, интерес поэта к отечественной истории. Осмысление роли поэтического слова: «Есть речи — значенье…». Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта: «Парус». Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта. Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно». Стихотворения в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Подбор и обобщение дополнительного материала о биографии и творчестве поэта. Выразительное чтение. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Характеристика тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания стихотворений. Обсуждение романсов на стихи М. Ю. Лермонтова.

I. Страницы биографии и творчества М. Ю. Лермонтова.

Тема одиночества, мотив скитаний, гармония мира природы и счастье на небесах, интерес поэта к отечественной истории.
Осмысление роли поэтического слова: «Есть речи — значенье…»

Концерт-миниатюра из стихов М. Ю. Лермонтова:


«Бородино»,
«Тучи», «Листок», «Утёс», «На севере диком…»,
«Три пальмы»,
фрагментов поэм «Песня про царя Ивана Васильевича…»,
«Мцыри».

Вступительная беседа:

— Какие темы и мотивы прозвучавших произведений являются ведущими, ключевыми? Приведите примеры.

— В чём причина трагического мироощущения в лирике Лермонтова?

— Почему поэт обращается в лирике к историческому прошлому России?

— Какой приём является в стихах М. Ю. Лермонтова основным? (Антитеза.)

— Назовите признаки двусложных и трёхсложных размеров стиха. Приведите примеры из стихотворений Лермонтова.

— С. А. Андреевский в книге «Литературные очерки» так написал о М. Ю. Лермонтове:
«Нет другого поэта, который бы так явно считал небо своей родиной и землю — своим изгнанием…» Как понять эти слова?

II. Чтение и обсуждение статьи А. А. Ахматовой о М. Ю. Лермонтове «Всё было подвластно ему»: (см. текст ниже)

— В чём Ахматова видит главные признаки гениальности Лермонтова-поэта?
(Умение замечать тайное и сокровенное в самом обыденном.)

— Прочитайте стихотворение Лермонтова «Есть речи — значенье…» (см. текст ниже).

Какую проблему поднимает в нём поэт?
(Проблему действенности поэтического слова, его внутренних смыслов, тайн подтекста.)

Какие слова являются рождёнными «из пламя и света»?

*Почему поэт считал эмоции, вызываемые словами, важнее их значения?

Почему «шум мирской», жизнь толпы не рождают поэтических строк? Что нужно для их рождения?

— Почему, по мнению Ахматовой, Лермонтов мог быть назван великим поэтом только за это стихотворение?

— Ахматова считала, что в прозе Лермонтов «обогнал самого себя на сто лет» и даже то, «что принято считать недоступным для больших лириков — театр, — всё было ему подвластно». Какие произведения Лермонтова нужно изучить, чтобы подтвердить это мнение?

III. Тематика сообщений учащихся:

1. Мишель Лермонтов, его родители и бабушка Е. А. Арсеньева. Заочная экскурсия в Тарханы.

2. Учёба М. Ю. Лермонтова в Москве и в Петербурге.

3. Кавказ в стихах и акварелях М. Ю. Лермонтова.

4. Истории дуэлей и ссылок М. Ю. Лермонтова.

5. Друзья и враги поэта (экскурсия по галерее портретов Лермонтова и его знакомцев).

6. Памятники М. Ю. Лермонтову в России.

IV. Лекция учителя о биографии и творчестве М. Ю. Лермонтова с включением сообщений учащихся.

Составление хронологической таблицы жизни и творчества Лермонтова:
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
жизни и творчества М. Ю. Лермонтова
Биография М. Ю. Лермонтова
Произведения этого периода
1814—1827. Детские и отроческие годы (сообщение 1)
         
1828—1830. Учёба в Московском университетском благородном пансионе
         
1830—1832. Учёба в Московском университете
         
1834—1836. Лермонтов в Петербурге (сообщение 2)
         
1837. Стихи на смерть Пушкина и первая ссылка на Кавказ (сообщение 3)
         
1838. В Гродненском гусарском полку под Новгородом
         
1838—1840. Жизнь в Петербурге
         
1840. Лермонтов в Москве, вторая ссылка на Кавказ (сообщение 4)
         
1841. Последняя поездка в Петербург (сообщение 5)
         
1841. Дуэль с Мартыновым и смерть в Пятигорске (сообщение 6)
         

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

V. Чтение статьи учебника «Два поэтических мира» (см. текст статьи ниже)
и составление цитатной таблицы «Поэзия Пушкина и поэзия Лермонтова»:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Поэзия Пушкина и поэзия Лермонтова»
Поэзия А. С. Пушкина
Поэзия М. Ю. Лермонтова
В. Г. Белинский[2]: «Пушкин — поэт внутреннего чувства души… Пафос Пушкина заключается в сфере самого искусства как искусства»
В. Г. Белинский: «Лермонтов — поэт беспощадной мысли, истины… пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности»
Д. П. Муравьёв[3]: «Широкая и светлая поэзия Пушкина выросла на почве надежд и доверия к жизни, веры в безграничные силы и возможности человека»
Д. П. Муравьёв: «На смену светлому, непосредственному и открытому взгляду на мир, на смену доверию жизни и упоению жизнью приходит эпоха разочарования, анализа, рефлексии, скепсиса и „тоски по жизни“»
В «Пророке» «у Пушкина происходит преображение человека, поэта в пророка»
В ключе «печали и разочарования» начинается «Пророк» Лермонтова. Мир встречает поэта «злобой и пороком», люди «побивают его каменьями. В скорби он бежит из мира, отвергнувшего его, в „пустыню“»
У Пушкина «ясный гармонический мир», «где всё двигалось согласно высшему закону… и поэтому всё было истинно»
У Лермонтова мир «распался, обернувшись „пустой и глупой шуткой“ и „миром страданий и слёз“»
В пушкинском мире — «безграничное многообразие форм, красок, состояний»
У Лермонтова — противоборство «двух непримиримо враждебных сторон расколотого мира», резкий контраст «света и тени, добра и зла, жизни и смерти»
У Пушкина «в конечном счёте торжествует приятие мира»
У Лермонтова «почти всегда на первый план выступает отрицание, хотя и во имя абсолютных ценностей»

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

VI. Мотивы вольности и одиночества в лирике поэта:
«Парус», «Когда волнуется желтеющая нива…»

Групповая практическая работа.
Выявление особенностей смысловых доминант, образов поэтического пространства и времени в стихотворениях М. Ю. Лермонтова, их жанровой специфики.

Группа 1. «Парус»:
смысловые доминанты стихотворения.
(см. текст ниже)

Прочитайте стихотворение выразительно.

Какие два мира рисует поэт? Вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какими способами передаётся смятенное состояние души лирического я?
(Первые два стиха каждой строфы рисуют картины природы, а вторые — внутреннее состояние «наблюдателя». Ключевое слово, сближающее «наблюдателя» и парус, — «одинокий». Смятенность души передают вопросительные интонации третьего и четвёртого стихов. Во второй строфе ключевое слово «увы», выражающее разочарование, потому что счастье — это состояние души, а не состояние мира, и нельзя убежать от самого себя. В третьей — гармоничная, светлая, яркая картина равнодушного мира противопоставлена состоянию лирического я, душа которого «просит бури».)

Докажите, что лирический герой страдает от разлада не только с окружающим миром, но и с самим собой. Какую роль играет в тексте приём контраста?

Группа 2. «Парус»:
художественное пространство текста.


Каковы изменения в поэтическом пространстве текста?
(В первой строфе парус и «наблюдатель» далеко друг от друга. Один — на берегу, а другой — «в тумане моря». Во второй — «наблюдатель» «переместился» с берега в открытое море и сам управляет ветрилом. Пространство первой строфы расположено горизонтально, во второй оно колеблемо ветром, от которого «играют волны», а в третьей воспринимается в вертикальном измерении. На это указывают пространственные предлоги «под» и «над». Мир реальный «растёт» вверх, простирается от водной глади до солнца и переполняется мятежными страстями лирического я, просящего бури.)

Как анализ поэтического пространства помог пониманию смысла стихотворения?

Группа 3. «Когда волнуется желтеющая нива…»:
условность образа времени.
(см. текст ниже)

Прочитайте стихотворение выразительно.

Какое время года изображено в нём?

В чём условность описаний природы?

Докажите, что мир природы у М. Ю. Лермонтова одухотворён и является живым существом.
(Русский пейзаж показан в разное время года, но для поэта важно не правдивое описание природы, а состояние души лирического я. Природные явления поэт одухотворяет: нива «волнуется», слива «прячется», ручей «лепечет», ландыш «кивает головой». Природа живёт вне времени, поэтому и образ времени является условным.)

В чём для поэта источник счастья?

VII. Тема трагического одиночества в зрелой лирике поэта.
Философские размышления о быстротечности жизни, иллюзорности любви и предназначении человека: «И скучно и грустно».

Стихотворение в актёрском исполнении

Группа 4. «И скучно и грустно»:
элегия или сатира?
(см. текст ниже)

Прослушайте стихотворение в актёрском исполнении (слушать стихотворение М. Ю. Лермонтова «И скучно и грустно» в исполнении В. Аксенова (01:07).

Вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Какие главные чувства человеческой души называет поэт?

Что роднит стихотворение с элегией?

Чем недоволен поэт: обществом или собой?

Докажите, что в стихотворении выражено ироническое отношение к действительности.

Найдите в стихотворении черты романтизма.

Почему лирическое я опровергает романтическое стремление к гармонии мира?

VIII. Прослушивание романса А. Л. Гурилёва на стихи М. Ю. Лермонтова.

Вопрос 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Итоговый вопрос:

Как проявились мотивы вольности и одиночества в лирике поэта?

Домашнее задание

Составить рассказ о жизни поэта или выполнить одно из «Творческих заданий» учебника (по выбору учителя).

*Изучить статью учебника «В творческой лаборатории М. Ю. Лермонтова» и подготовить развёрнутый ответ на тему «М. Ю. Лермонтов и романтизм».

Завершить заполнение таблиц.

Выучить наизусть одно из стихотворений.

Подготовить его письменный анализ или ответить на итоговый вопрос урока (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщение о М. Ю. Лермонтове с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…».

Проанализировать синтаксический строй стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…».

Групповые задания.

Подготовить коллективный учебный проект.

Проект. Заочная экскурсия «„Люблю я Кавказ!“: М. Ю. Лермонтов на Кавказе».

Следующий урок: Образ поэта-пророка в лирике Лермонтова >>>


ВСЁ БЫЛО ПОДВЛАСТНО ЕМУ
А. А. Ахматова


      Это было странное, загадочное существо – царскосельский лейб-гусар, живший на Колпинской улице и ездивший в Петербург верхом, потому что бабушке казалась опасной железная дорога, хотя не казались опасными передовые позиции, где, кстати говоря, поручик Лермонтов был представлен к награде за храбрость. Он не увидел царские парки с их растреллиями, камеронами, лжеготикой, зато заметил, как "сквозь туман кремнистый путь блестит". Он оставил без внимания знаменитые петергофские фонтаны, чтобы, глядя на Маркизову Лужу, задумчиво произнести: "Белеет парус одинокий..."
      Он, может быть, много и недослушал, но твердо запомнил, что "пела русалка над синей рекой, полна непонятной тоской..."
      Он подражал в стихах Пушкину и Байрону и вдруг начал писать нечто такое, где он никому не подражал, зато всем уже целый век хочется подражать ему. Но совершенно очевидно, что это невозможно, ибо он владеет тем, что у актера называют "сотой интонацией". Слово слушается его, как змея заклинателя: от почти площадной эпиграммы до молитвы. Слова, сказанные им о влюбленности, не имеют себе равных ни в какой из поэзий мира.
      Это так неожиданно, так просто и так бездонно:

   Есть речи – значенье
   Темно иль ничтожно,
   Но им без волненья
   Внимать невозможно.

      Если бы он написал только это стихотворение, он был бы уже великим поэтом.
      Я уже не говорю о его прозе. Здесь он обогнал самого себя на сто лет и в каждой вещи разрушает миф о том, что проза – достояние лишь зрелого возраста. И даже то, что принято считать недоступным для больших лириков – театр,– ему было подвластно.
      ...До сих пор не только могила, но и место его гибели полны памяти о нем. Кажется, что над Кавказом витает его дух, перекликаясь с духом другого великого поэта:

   Здесь Пушкина изгнанье началось
   И Лермонтова кончилось изгнанье...
1964
Источник: Ахматова А. А. Все было подвластно ему, в сб.: День поэзии. 1965, М. — Л., 1965.
(вернуться к уроку)

ЕСТЬ РЕЧИ — ЗНАЧЕНЬЕ...
М. Ю. Лермонтов
[4]

Есть речи — значенье
Темно иль ничтожно,
Но им без волненья
Внимать невозможно.

Как полны их звуки
Безумством желанья!
В них слезы разлуки,
В них трепет свиданья.

Не встретит ответа
Средь шума мирского
Из пламя и света
Рожденное слово;

Но в храме, средь боя
И где я ни буду,
Услышав его, я
Узнаю повсюду.

Не кончив молитвы,
На звук тот отвечу,
И брошусь из битвы
Ему я навстречу.
Источник: Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 2. Стихотворения, 1832—1841. — 1954. — С. 144.
(вернуться к уроку)

ЖИЗНЬ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
(1814 – 1841)


Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была коротка и трагична. Основные ее вехи хорошо известны. Детство поэта, омраченное несложившимися отношениями родителей, ссорой отца с бабушкой, ранней смертью матери, прошло в Тарханах. Болезненный ребенок остался на попечении бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которая нежно любила его, заботилась о его здоровье и воспитании, возила в Подмосковье и на Кавказские воды. Затем благородный пансион при Московском университете и университет, из которого Лермонтов ушел в петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании ее он стал офицером лейб-гвардии гусарского полка. За стихотворение «Смерть Поэта» (1837) Лермонтов был выслан на Кавказ. Не успела миновать эта гроза, как за дуэль с сыном французского посланника последовала вторая ссылка, и снова на Кавказ, где шла война с горцами. В ту пору Лермонтов уже приобрел известность у читающей публики: в «Отечественных записках» печатались главы из романа «Герой нашего времени», вскоре вышедшего отдельным изданием (1840), появился сборник стихотворений. Однако оставить службу не удалось, власти не разрешали выйти в отставку. На Кавказе Лермонтов и погиб: у подножия горы Машук во время дуэли пуля сразила поэта.

Раскрывая историческую характерность и своеобразие поздней, зрелой поэзии Лермонтова, Белинский писал, что ее пафос (идейно-эмоциональное наполнение) заключается в «нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности». Идея освобождения человека из-под всякого гнета нашла в поэте горячего сторонника и защитника.

Лирика поэта отразила важнейшие перемены в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы. В ранней ученической лирике очевидны усвоенные из романтической литературы мотивы и стремление жить в согласии с идеалом. Лирическое «я» раннего Лермонтова предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, активной деятельности, и реальным положением героя в мире, в обществе, которое не нуждается в его подвигах. Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о славе («За дело общее, быть может, я паду...»), желание испытать судьбу, помериться с роком роднят его с поэтами-декабристами. Но никто не требует от поэта и его лирического героя отваги — эта жертвенная самоотдача выглядит ненужной и напрасной.

Герой зрелой лирики жаждет душой объять всю Вселенную, он хочет обрести единство с природой, с историей, с «простыми» людьми. Но ему не дано такого счастья. Он по-прежнему чужд обществу.

В поздней лирике Лермонтов избегает открытой эмоциональности, становится строже в лирических высказываниях. Поэт более чуток к духовным процессам, к их логике.

Уже при жизни Лермонтов был признан преемником Пушкина. В памяти поколений он живет как страдалец-мятежник поэт-бунтарь. В поэзии Лермонтова народ чтит духовную неуспокоенность, бескомпромиссность, дерзкое отрицание косной неподвижности бытия, вечную устремленность к свободе, жажду внутренней цельности и гармонии с миром.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте краткий рассказ о поэте, подчеркнув особенности его характера и творчества.

2. Прочтите воспоминания, критические статьи о М. Ю. Лермонтове, расскажите об одной из них, сопроводив собственными комментариями.

3. Подготовьте рассказ о тех периодах творчества великого поэта, которые Вам покажутся особенно интересными. Воспользуйтесь книгами: Лермонтовская энциклопедия; В. Коровин. Творческий путь Лермонтова.

В чем сущность реализма? Назовите реалистическое произведение, проанализируйте его.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.


ДВА ПОЭТИЧЕСКИХ МИРА
ПУШКИНА И ЛЕРМОНТОВА


«Нет двух поэтов столь существенно различных,— писал В. Г. Белинский, — как Пушкин и Лермонтов. Пушкин — поэт внутреннего чувства души; Лермонтов — поэт беспощадной мысли, истины. Пафос Пушкина заключается в сфере самого искусства как искусства; пафос поэзии Лермонтова заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности».

Согласны ли Вы с этой мыслью Белинского? Можно ли это проследить на примерах?

Д. П. Муравьев, приводя эту цитату и продолжая мысль Белинского в книге «М. Ю. Лермонтов. Стихотворения и поэмы», пишет: «Широкая и светлая поэзия Пушкина выросла на почве надежд и доверия к жизни, веры в безграничные силы и возможности человека. И «дней александровых прекрасное начало», и напряжение народных сил в Отечественной войне, и подъем национального самосознания питали эти надежды и веру. Но надежды оказывались несбыточными, вера — несостоятельной. Росли сомнения и стремление пересмотреть и переоценить силы человека, его положение в мире и само представление об этом мире. И на смену светлому, непосредственному и открытому взгляду на мир, на смену доверию жизни и упоению жизнью приходит эпоха разочарования, анализа, рефлексии, скепсиса и «тоски по жизни». На смену эпохе Пушкина приходит эпоха Лермонтова, Чаадаева, Гоголя...

Может быть, нигде так отчетливо не выступила противоположность двух поэтических миров, как в «Пророках» Пушкина и Лермонтова. У Пушкина происходит преображение человека, поэта в пророка...

Совсем в ином ключе — печали и разочарования — начинается «Пророк» Лермонтова. Мир, куда он выходит, встречает его злобой и пороком.

Люди, которым он стал провозглашать «любви и правды чистые ученья», побивают его каменьями. В скорби он бежит из мира, отвергнувшего его, в «пустыню».

...Ясный гармонический мир Пушкина, где все двигалось согласно высшему закону, все было необходимо и на своем месте и потому все было истинно, у Лермонтова распался, обернувшись «пустой и глупой шуткой» и «миром страданий и слез»... Безграничное многообразие форм, красок, состояний пушкинского мира сменилось у Лермонтова однозначной картиной противоборства двух непримиримо враждебных сторон расколотого мира, в резком контрасте света и тени, добра и зла, жизни и смерти...

...все образы мои,
Предметы мнимой злобы иль любви,
Не походили на существ земных.
О нет! все было ад иль небо в них.

...Если у Пушкина, несмотря ни на что, в конечном счете торжествует приятие мира, то у Лермонтова почти всегда на первый план выступает отрицание, хотя и во имя абсолютных ценностей...»
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Подготовьте рассуждение о том, насколько различны два великих русских поэта А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Используйте при подготовке высказывания литературоведов-исследователей, критиков.

2. Как эта «противоположность двух поэтических миров» Пушкина и Лермонтова проявляется в стихотворениях Пушкина и Лермонтова «Пророк»? Перечитайте еще раз тексты. Подумайте, в чем разница. Каковы мотивы лирики Пушкина и Лермонтова?

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

ПАРУС
М. Ю. Лермонтов[5]

Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Играют волны – ветер свищет,
И мачта гнется и скрыпит...
Увы! он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
1832

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Почему пейзаж, нарисованный в начале стихотворения «Парус», не реален, а является лишь предметом или ключом для размышлений?

2. С помощью какого литературного приема создается контрастная картина в стихотворении?

3. Подготовьте выразительное чтение наизусть стихотворения «Парус», подчеркнув его романтический характер.

«ПАРУС»

Внешне стихотворение напоминает простую пейзажную зарисовку, весьма незамысловатую. По на фоне природных образов проступает философический смысл. Сами по себе природные образы не интересуют Лермонтова: они предельно обобщены и даны в контрастном их проявлении. Поэт свободно сталкивает разные но времени состояния природы — бурю и покой. Морская стихия не может одновременно и в одном месте быть покойной, умиротворенной и бушующей, бурной. Вместо реальной картины перед читателем возникает воображенный пейзаж. Он мыслится поэтом не как происходящее событие, а как предмет размышлений.

Образ моря пространственной безбрежности контрастен одинокому парусу, затерянному в нем. На этом новом контрасте (покой и буря, море и парус) возникают тревожные вопросы, углубляющие контраст:

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..

Здесь внутренне контрастны обе части: «ищет он» противостоит «кинул он», а «стране далекой» — «край родной». Па этом фоне отчетливо проступает одиночество паруса, который помещен между «страной далекой» и «краем родным», но не принадлежит ни тому ни другому. Далее пространственный контраст распространяется нс вширь, а вглубь.

Строкам «Играют волны — ветер свищет,/И мачта гнется и скрыпит...» соответствуют строки, в которых выражено иное и по времени, и по существу состояние стихии:

Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...

Парус помещен теперь между небом и морем, и этот контраст также проведен последовательно и закреплен в антитезах («под ним» — «над ним»). Столь же явно контрастируют седьмая и восьмая строки между собой:

Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Они непосредственно связывают второе четверостишие (катрен) с первым:

Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?.. <...>
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!

Менее очевидный контраст заключен внутри второго и третьего четверостиший. По лермонтовскому представлению, счастье достигается только в результате действия, но «парус» «счастия не ищет/И не от счастия бежит!». Точно так же умиротворенное состояние природы побуждает его «просить» бурю. И здесь проявляется внутренний конфликт между стихией и человеческим сознанием. Природа живет по собственным законам, по своей воле, но эта воля не совпадает с личной волей человека. Противоречие между «морем» и «парусом» символизирует противоречие между жизнью вообще и человеческой личностью, брошенной в ее океан.

Фактически «парус» всецело зависит от игры морской стихии. Он подчиняется ее капризам: когда разыгрывается буря, «мачта гнется и скрыпит...». Когда море спокойно, то и «парус» пребывает в состоянии покоя. Но каждый раз состояние стихии и «желание» «паруса» решительно не совпадают: когда «играют волны» и «ветер свищет», он ждет покоя; когда на море штиль, он «просит бури». Так возникает характерное для романтизма противопоставление природных и предметных образов, символизирующих состояние человеческой души. Чувство романтика оказывается вечно раздвоенным, оно не может быть внутренне разрешено, потому что романтик всегда разочарован в чем-то устоявшемся, будь то покой или буря. Романтика удовлетворило бы только состояние покоя-бури. Но так как на земле такого состояния нет, то романтик обречен на одиночество, на вечное метание между покоем и бурей, на вечный мятеж то против покоя, то против бури, и потому он не знает счастья ни в покое, ни в буре.

Коллизия внутри человека перебрасывается во внешний мир и развивается в двух планах. Контраст составляют в этом смысле первые строки «Паруса» с его последними строками. Начав с внешней картины, Лермонтов заканчивает картиной внутренне неразрешимых противоречий («А он, мятежный, просит бури,/Как будто в бурях есть покой!»), где образы бури и покоя приобретают смысл символов, характеризующих внутренние переживания.

Человеку не дано ощутить и пережить состояние бури-покоя, где буря была бы одновременно покоем, а покой был бы бурей. Вечная неудовлетворенность препятствует счастью человека, и он, противопоставляя себя стихии, одновременно тоскует по естественным, внутренне непротиворечивым ее проявлениям (покой или буря) или по невозможной слитности противоречивых состояний, образующих воображаемое, утопическое единство (буря-покой).

Каждый романтик, в том числе и Лермонтов, жаждал лучшей жизни, которую понимал как гармоничную, лишенную разлада между природой и обществом, между природой и человеком, между человеком и обществом и в душе человека. Такая жизнь представлялась ему истинно прекрасной. Воплощением высоких идеалов было для романтика Царствие Небесное, Рай, в котором обитает Бог.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

КОГДА ВОЛНУЕТСЯ
ЖЕЛТЕЮЩАЯ НИВА...
М. Ю. Лермонтов
[6]

1

Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;

2

Когда росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

3

Когда студеный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу[7]
Про мирный край, откуда мчится он:

4

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе,
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога!....
февраль 1837.

Источник: М. Ю. Лермонтов. ПСС, том 1. – М.: Худож. лит., 1957. – С. 14.
(вернуться к уроку)


«Когда волнуется желтеющая нива...» (1837)


Перед мысленным взором поэта проходят любимые и дорогие ему картины природной красоты и жизненной силы («волнуется желтеющая нива...», «свежий лес шумит при звуке ветерка...», «прячется в саду малиновая слива/Под тенью сладостной зеленого листка...», «Когда студеный ключ играет по оврагу...»), данные чрезвычайно избирательно, «личностно» и вместе с тем вне хронологической и логической последовательности.

Поэт внутренне ощущает величие Бога и примиряется с созданным Им миром. Однако это возможно только через созерцание природы, через эстетическое ее восприятие. Уход из мира природы чреват конфликтом. Точно так же слияние с природой («ландыш серебристый/Приветливо кивает головой...», «студеный ключ.../Лепечет мне таинственную сагу...») не мыслится иначе как в поэзии. Вообще присутствие Бога ощущается не разумом, а чувством. Поэтому оно всегда таинственно.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
И СКУЧНО И ГРУСТНО
М. Ю. Лермонтов
[8]

И скучно и грустно, и некому руку подать
      В минуту душевной невзгоды...
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
      А годы проходят – все лучшие годы!

Любить... но кого же?.. на время – не стоит труда,
      А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
      И радость, и муки, и всё там ничтожно...

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
      Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
      Такая пустая и глупая шутка...
1840
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


В ТВОРЧЕСКОЙ
ЛАБОРАТОРИИ
М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Ранняя лирика М. Ю. Лермонтова

Лирический образ, который возникает в воображении после чтения ранних стихотворений Лермонтова, предстает в противоречии между героической натурой, жаждущей свободы, света, активной деятельности, и реальным положением этой героической личности в мире, в обществе, которые не нуждаются в его подвигах.

Мечты юного Лермонтова о гражданском деянии, о «славе» («За дело общее, быть может, я паду...», «Я грудью шел вперед, я жертвовал собой...», «я рожден, чтоб целый мир был зритель/Торжества иль гибели моей...»), желание испытать судьбу, помериться с роком, слить слово с доблестным поведением роднят его с поэтами-декабристами, с Байроном («И Байрона достигнуть я б хотел...»), с мятежными и гордыми персонажами романтизма.

Лермонтов-романтик
Юный Лермонтов был воспитан на литературе романтизма, причем романтизма не только в его высших, но и более скромных образцах. Когда Лермонтову исполнилось 14 лет и он написал первое свое стихотворение, дошедшее до нас, романтизм стал уже достоянием незначительных, мелких поэтов, которые на все лады повторяли мотивы, темы, образы, стиль Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Баратынского. Сюда надо отнести и подражателей европейских романтиков. Лермонтов читал как Байрона, Андре Шенье, Жуковского, Батюшкова, Пушкина, так и сочинения их подражателей.

В поэзии романтиков-подражателей глубокие идеи не были лично пережиты, как пережиты они великими поэтами. Те чувства, которые у настоящих поэтов нравственно обеспечены их жизненным опытом, их страданиями, их судьбой, у подражателей романтизма лишались жизненной правды и превращались в сугубо «книжные» чувства. Но Лермонтова-мальчика они привлекли грандиозностью образов, искусственной остротой и напряженностью переживаний. Он увидел, что герои романтических произведений предъявляют огромные требования к жизни, что их запросы к ней неслыханно велики, что они непомерно возвышаются над остальными людьми и мнят себя избранными личностями, призванными осчастливить мир. Лермонтов доверчиво и всерьез принимает эти романтические идеи. Он чувствует себя героем, который бросает вызов враждебному миру и жаждет победы над ним. Тем самым романтические «книжные» мотивы он делает личными и стремится использовать в своем жизненном опыте. Он строит свою внутреннюю жизнь в соответствии с романтическими представлениями, вычитанными из книг. Жуковский и Батюшков мечтают жить так, как пишут, Лермонтов жаждет жить так, как велят ему книжные мечты. С такими представлениями о романтических чувствах совпадают и представления о своем рождении и своей участи. Факты собственной биографии напоминали Лермонтову, что он «избранник», человек загадочной, «странной» и непременно высокой, трагической судьбы, что ему дарована особая жизненная доля, особая человеческая миссия, что он герой, призванный разрешить коренные вопросы нравственного и социального устроения мира. Весь мир должен быть «зрителем» его необыкновенных деяний, в которых он исповедуется, посвящая всех в юношеские надежды, тайные мечтания, гражданские помыслы. Готовя себя к исключительной, избраннической судьбе, он предчувствует лежащий перед ним путь страданий, жертвенности.

Конфликт Лермонтова с миропорядком
Между поэтом и действительностью, которая извращала и уничтожала самые возвышенные чувства, сложились враждебные отношения. Конфликт поэта с миропорядком был чреват трагедией. Главную причину Лермонтов видит в отпадении человека от общества и общества от человека. Между личностью и обществом уничтожились связи. Окружающий мир замкнут и непроницаем. Личность одинока и погружена в себя. На всем мировом пространстве господствует индивидуализм. Если Жуковский связывал человека с миром, хотя бы в вечной жизни, если Пушкин вписывал человека в национальную и мировую историю и тем утверждал его единство с миром, то Лермонтов договаривает за них суровую истину: мир враждебен человеку, а человек, став индивидуалистом, желает абсолютной свободы, в том числе и от общества. Перед мысленным взором Лермонтова раскрылась распавшаяся связь времен. Сознание этого обстоятельства порождало чувство исторической обреченности, усугубляло свойственные Лермонтову всеобщий, вселенский масштаб отрицания, вражду со «светом», с «толпой» и даже с Богом, которого он чтит, но в то же время упрекает за создание мира, где попираются добро и справедливость.

Сравнивая время Пушкина и время Лермонтова, Белинский писал: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цени исторического развития нашего общества».

Жизнь представлялась Лермонтову, в отличие от Пушкина, лишенной гармонии. Описать ее возможно лишь дисгармоничным стилем, способным передать разорванность, раздвоенность бытия и души человека. Но на фоне этой дисгармонии отчетливее проступают идеалы поэта, его страстная жажда гармонии вне и внутри себя.

Творчество Лермонтова обозначило послепушкинский этап русской поэзии и отразило важный сдвиг в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Русский дворянин чувствовал в себе безграничные силы, но утратил веру в осуществимость общественных перемен. Юн ощущал себя независимой личностью, права которой, однако, были либо грубо нарушены, либо попросту презираемы.

Так как личность во времена Лермонтова все больше ощущала свою независимость от общества, которое, с одной стороны, выталкивало ее и обрекало на одиночество (в литературе этот процесс отражен в комедии «Горе от ума»), а с другой — опутало целой системой насильственных и моральных принуждений, то неотъемлемые права личности, и прежде всего право на свободу личную, политическую, гражданскую, нашли в Лермонтове горячего защитника и проводника. Права личности стали для поэта единственным критерием оценки действительности, причем права абсолютные, не знающие никаких преград, кроме тех, какие человек, будучи гуманным существом, согласует со своей совестью. Поскольку существующий порядок отрицал достоинство личности, то ее нравственной обязанностью стало неприятие враждебного общества. Так возник гордый романтический протест личности, принимавший формы то героического и мятежного вольнолюбия, то разрушительного и мстительного демонизма.

Лермонтовское отрицание распространялось на все области жизни — от быта до космоса.

Таким образом, романтически осмысленная биография и рано усвоенные романтические книжные представления, сливаясь, образуют внутренний мир юноши-Лермонтова. Молодой Лермонтов прежде всего нацелен на воплощение своих мечтаний в жизни, а потом уже в слове, в поэзии. Он ощущает себя героической личностью, а затем поэтом, изливающим свои чувства о героическом опыте. Однако как Жуковскому, Батюшкову и Пушкину, а также их героям не удалось прожить но предначертанным поэтическим мечтаниям, так и Лермонтову не удалось романтические книжные мечтания претворить в жизнь. Поэтому в его творчестве отложился трагический опыт героической личности, которая вследствие исторических обстоятельств и условий не смогла осуществить свое человеческое предназначение.

Романтический герой у Лермонтова
Юноша-герой, исповедующий романтизм, наделен у Лермонтова типовыми, общими и, следовательно, условно-книжными приметами: он избранник судьбы, сын рока, у него уже есть трагические воспоминания, на его челе лежит «печать страстей», он вечный странник, «свободы друг», «природы сын», но также холодный, разочарованный демон. Эти типовые приметы Лермонтов превратил в образ собственной личности. Опыт претворения типовых примет в личные, опыт слияния типового, общеромантического, книжного с неповторимой, оригинальной личностью стал нравственным обеспечением и несомненным новаторством юного Лермонтова.

В соответствии с этими важнейшими сторонами лермонтовского восприятия жизни складываются коренные черты «лермонтовского человека», почти неизменные от юности до гибели. Лермонтов заново начинает с того, с чего начал русский романтизм,— с осмысления отношений между человеком и окружающим миром, включая ближайшую среду и необозримую Вселенную.

Книжные романтические представления проверяются жизнью и вследствие самонаблюдения и самоанализа становятся достоянием личности. Лермонтов хотел бы видеть мир, как и обещали романтики, гармоничным и совершенным, в котором земное слито с небесным, духовное с природным, пластическое с музыкальным, где все полно отрады, красоты, воли. Этот простой, цельный, «естественный», как его называют, мир, не знающий противоречий, конфликтов и контрастов, населен «чистейшими, лучшими существами». О нем поэту напоминают песня матери, природа, ребенок, «сладкий голос», дружеская улыбка, любовь и нежное участие женщины.

Поэт жаждал света, простоты и сердечности, но в современном ему обществе его всюду подстерегали обман, клевета, порок. Нищему, пользуясь его слепотой, кладут в протянутую руку вместо монеты камень, возлюбленная почти открыто смеется над пламенными чувствами юноши, друг клевещет за спиной. В огромном человеческом мире ничтожество часто выглядит благом, нравственное уродство нередко выдается за моральное достоинство, а рабское молчание — за смелость.

Смысл романтизма, помимо всего прочего, заключен в том, что романтизм, а стало быть, и поэты-романтики не могут найти удовлетворения нигде ни в небесах, ни на земле, ни на море. Их навсегда пленил недостижимый, но прекрасный идеал жизни. В этом томлении по лучшему миру, чем тот, в котором пребывают народы, и состоит романтизм. Долой спокойствие! Да здравствует тревога! Пусть сгинет косность и вечно живет святое желание совершенства! — вот лозунги романтиков.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М. : Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. Виссарио́н Григо́рьевич Бели́нский — (30 мая [11 июня] 1811 — 26 мая [7 июня] 1848) — русский литературный критик.
Его статьи-монографии о творчестве А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова содержали ряд принципиальных для революционных демократов эстетических принципов и положений: народность, соответствие действительности, верность характеру героя, современность. Художественная точка зрения всегда сочеталась у него с исторической и социальной. (вернуться)

3. Д. П. Муравьёв — лермонтовед, один из авторов Лермонтовской энциклопедии. (вернуться)

4. «Есть речи — значенье...» — датируется 1840 годом, так как цензурное разрешение на выпуск в свет тома 14 «Отеч. записок» было получено 1 января 1841 года (появилось впервые в журнале «Отеч. записки».
Содержание этого стихотворения обычно связывают с реализацией трех тем: «невыразимого», противопоставленности в поэтическом слове означаемого и означающего и темы поэтического вдохновения.
В 1846 году в литературном сборнике «Вчера и сегодня» (кн. 2, стр. 168) была опубликована другая редакция стихотворения под заглавием «Волшебные звуки».
И. И. Панаев рассказывает в своих воспоминаниях о том, как Лермонтов привез это стихотворение А. А. Краевскому (И. И. Панаев. Воспоминания. ГИХЛ, 1950, стр. 134—135). (вернуться)

5. Парус – впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1841, т. 18, № 10, отд. III, стр. 161). Датируется 1832 годом, не раньше первой половины августа и не позднее 2 сентября.
Написано в Петербурге. Первоначальный текст вошел в письмо Лермонтова к Марии Александровне Лопухиной (1802—1877), старшей сестре В. А. Лопухиной, датированное 2 сентября 1832 г.
Первый стих – «Белеет парус одинокий» – совпадает со стихом 19 строфы XV главы I поэмы А. А. Бестужева-Марлинского «Андрей, князь Переяславский». Первая глава этой поэмы вышла отдельным изданием (анонимно) в Москве в 1828 году, а в 1832 году стало известно имя автора.
В «Парусе» Лермонтова отразились настроения передовой русской интеллигенции 30-х годов XIX века: художественные образы стихотворения символизировали протест против политического гнета в России.
Образ белеющего в морском тумане паруса получил в творчестве Лермонтова и живописное воплощение – в акварельном рисунке (см. ниже), относящемся к концу 1820-х – началу 1830-х гг. Несколько лет спустя Лермонтов вновь вернулся к этому образу, использовав его в концовке «Княжны Мери». (вернуться)

6. "Когда волнуется желтеющая нива..." – по словам А. П. Шан-Гирея, написано Лермонтовым во время нахождения под арестом с 18 по 25 февраля 1837 года в здании Главного штаба за стихотворение «Смерть поэта»: поэт "велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках, с помощью вина, печной сажи и спички, написал несколько пьес...".
Стихотворение Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива..." – классический образец периода. Полнота мысли П. достигается включением второстепенных предложений, всесторонне освещающих содержание главного предложения (по схеме: кто? что? где? какими средствами? почему? как? когда?).
Законченность интонации достигается тем, что синтаксическая конструкция, открывающаяся в начале П., замыкается лишь в его конце, а все остальные придаточные предложения и обороты вставляются в нее как в рамку, своим нагнетанием усиливая ожидание связующего конца фразы. (Гаспаров М. Л. Период // Краткая литературная энциклопедия. – М.: Сов. энцикл., 1962–1978. Т. 9: Аббасзадэ– Яхутль. – 1978. – Стб. 624. (вернуться)

7. Сага – поэтическое сказание, легенда. (вернуться)

8. "И скучно и грустно" – впервые напечатано в «Лит. газете» (1840, № 6, стлб. 133). Датируется январем 1840 года, так как 20 января стихотворение уже появилось в «Лит. газете». В «Стихотворениях» отнесено к 1840 году.
Одно из наиболее характерных для мироощущения Лермонтова стихотворений. Раскрывая общественный смысл этого стихотворения, Белинский писал: «„И скучно и грустно“ из всех пьес Лермонтова обратила на себя особенную неприязнь старого поколения. Странные люди! им все кажется, что поэзия должна выдумывать, а не быть жрицею истины, тешить побрякушками, а не греметь правдою» (Белинский, т. 6, 1903, стр. 45).
Стихотворение положили на музыку: А. С. Даргомыжский, А. Л. Гурилев, И. И. Билибин, В. Г. Кастриото-Скандербек, Н. П. Макаров, А. А. Оленин, В. М. Иванов-Корсунский и др. (вернуться)

 
 
Тарханы. Общий вид усадьбы.
В.К.Куинджи с работы Н.Гарднера 1881 г.
Иллюстрации к изучению биографии М.Ю.Лермонтова
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика