ОГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты. Тексты для сжатого изложения
Русский язык для школьников
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Готовимся к ОГЭ*
 
ОГЭ. Часть I.
Сжатое изложение
 
     Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 13 заданий.
      На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
     Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).
     Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.
     Это задание выполняется на отдельном листе.
     Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
     Учтите, что вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
     Объём изложения – не менее 70 слов.
(Из инструкции к демоверсии)
Модель проведения сжатого изложения следующая
Работа организатора
Действия экзаменуемого
Примерное время
1
Поставить аудиозапись первый раз.
Прослушивают исходный текст. Во время чтения текста экзаменуемые делают записи в черновике.
3 – 4 мин.
2
Дать время на осмысление текста.
Работают с черновиками.
5 – 6 мин.
3
Поставить аудиозапись второй раз.
Прослушивают исходный текст. Во время чтения текста экзаменуемые делают записи в черновике.
3 – 4 мин.
4
Выключить запись. Сообщить о начале написания изложения и возможности пользоваться словарём.
 
1 мин.
5
  Пишут сжатое изложение.
60 мин.
СЖАТИЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА
Оценивается умение экзаменуемого лаконично передавать основное содержание прослушанного текста, правильно используя основные приёмы сжатия.

К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1. Исключение:
• исключение повторов;
• исключение одного или нескольких из синонимов;
• исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
• исключение фрагмента предложения, содержащего второстепенную, несущественную информацию;
• исключение одного или нескольких предложений, содержащих второстепенную, несущественную информацию.
Важно! Исключать можно только второстепенную информацию!

2. Обобщение:
• замена однородных членов обобщающим наименованием;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.

3. Упрощение:
• слияние нескольких предложений в одно;
• замена предложения или его части указательным местоимением;
• замена сложноподчинённого предложения простым;
• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
• замена прямой речи косвенной.

Ниже для тренировки как дома, так и на уроках
представлены тексты для изложений из типовых экзаменационных вариантов сборника И.П.Цыбулько (Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов*).
Обратите внимание на количество абзацев в текстах для изложения:
как в демоверсии, так и в представленных здесь текстах
всего три абзаца (к вопросу о количестве микротем)
 
Текст для изложения к варианту 1

Художественный промысел... В самом сочетании слов таится противоречие: промысел подразумевает массовость, серийность, то есть одинаковость, а художество — это всегда образ, никогда не повторяющийся и непохожий на какой-либо другой.
Образ, индивидуальность изделия умирают в многочисленности одинаковых предметов, но ведь это не значит, что предметы при их множественности нельзя создавать разными. По-видимому, промысел можно называть художественным, если произведение отличается индивидуальностью, самобытностью, если оно несёт миру красоту, добро, воспитывает лучшие чувства у человека. Так, для художественного промысла характерны традиционная технология изготовления произведения, традиционные образы, но при этом обязательна художественная индивидуальность мастера.
При машинном производстве художественная индивидуальность исчезает, растворяясь в массовости и ширпотребе. Экономисты пытаются планировать красоту и эстетику, самоуверенно внедряют в творческий процесс законы массового производства. А ремесленник, равнодушный к творчеству, усвоивший традиционные приёмы и образы, но стремящийся к количеству, толкает художественный промысел к вырождению и гибели. На фоне всего этого кажется почти чудом существование в современном мире художественных промыслов, их противостояние серийной безликости.
(По В. И. Белову) 151 слово
Прослушать текст №1 (2:04)

Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
Микротема
1
В сочетании слов "художественный промысел" скрывается противоречие: промысел подразумевает одинаковость, а художество — это никогда не повторяющийся образ.
2
Художественный промысел отличается индивидуальностью, несёт миру красоту, добро, воспитывает лучшие чувства у человека. Для художественного промысла характерны традиционная технология изготовления произведения и обязательная художественная индивидуальность мастера.
3
На фоне семейной безликости производства и ремесленника, стремящегося к количественным показателям, кажется чудом существование в современном мире художественных промыслов.



Текст для изложения к варианту 2
Есть на русской земле удивительные города: чуть отойдёшь от главной улицы и увидишь луг в редких вербах, невдалеке лес и поле, отсвечивающее хлебами. Воздух чистый, дали неоглядные, тишина успокоительная. По городу идёшь, и вдруг остановит тебя старинный дом с затейливой кладкой стены или узорной резьбой по дереву, расписным крыльцом. Такое увидишь обычно в малом городке, в глубинке России.
Есть, на мой взгляд, в этих городках такое, что создаёт уют жизни. Это прежде всего близость природы. Маленький город от неё ничем не отгорожен. И жёлто-зелёные поля, и водная гладь реки или озера, и лесные тропинки — все прелести природы начинаются за окраиной городка.
Здесь нет неоновых реклам, не снуют машины, не слышен скрежет трамвайных колёс. Такой город живёт без спешки и шума. Не встретишь тут торопливых пешеходов, вечно куда-то бегущих, отвечающих на вопросы нехотя, на ходу. Напротив, приезжему тут ответят обстоятельно. Да ещё спросят: «Откуда, по каким делам приехал?» Люди здесь приветливые, добросердечные, услужливые. Они нежно привязаны к своему родному месту.
(По М. И. Ростовцеву) 159 слов
Прослушать текст №2 (1:42)

Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
Микротема
1
Есть в России маленькие городки с красивой природой, чистым воздухом, старинными домами, успокоительной тишиной.
2
Уют жизни в этих городках создаёт близость к природе.
3

Такой город живёт без спешки и шума. Люди здесь приветливые и услужливые. Они нежно привязаны к своему родному месту.


Текст для изложения к варианту 3
Репортаж — это сообщение с места событий. Поэтому задача любого репортёра заключается прежде всего в том, чтобы дать возможность людям увидеть описываемое событие глазами очевидца, то есть создать «эффект присутствия». А это становится в наибольшей мере возможным только в том случае, если журналист будет рассказывать о ситуациях, событиях. Это позволяет читателю как бы самому побывать там, где находится репортёр.
Для репортёра важно не только наглядно описать какое-то событие, но и изобразить его так, чтобы вызвать сопереживание читателя. Это возможно осуществить разными путями. Например, изложением динамики события. В том случае, если отображаемое событие быстро развивается, автору остаётся только показать этот процесс. Однако бывают события, развитие которых протекает вяло, неопределённо. В этом случае автора может выручить изложение динамики авторских переживаний, вызванных его знакомством с событием.
Таким образом, своеобразие публикаций, относящихся к жанру репортажа, возникает прежде всего в результате «развёрнутого» применения метода наблюдения. Поэтому репортаж роднится с некоторыми другими жанрами использования метода наглядного изображения действительности, например с очерком.
(По А. А. Тертычному) 154 слова
Прослушать текст №3 (1:38)

Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
Микротема
1
Репортаж — это сообщение с места событий. Задача любого репортёра заключается в том, чтобы дать возможность людям увидеть описываемое событие глазами очевидца.
2
Для репортёра важно вызвать сопереживание читателя. Это возможно осуществить с помощью изложением динамики событий или авторских переживаний.
3
Своеобразие жанра репортажа возникает в результате «развёрнутого» применения метода наблюдения. Репортаж родственен другим жанрам, которые используют этот метод.

Текст для изложения к варианту 4
Крымский полуостров — природная жемчужина России. Он относится к уникальным местам нашей планеты, которые представляют интерес с любой стороны: экономической, научной, исторической, культурной. Таврика — таким было первое название полуострова, закрепившееся за ним с античных времён и, очевидно, полученное от имени древнейших племён тавров, населявших южную часть Крыма. Современное название «Крым» стало широко использоваться только после XIII века.
В Крыму тёплое, ласковое море, степи, горы, холмы, зелёные массивы. Здесь короткая тёплая зима и продолжительное солнечное лето. Богатый растительный и животный мир Крыма позволяли племенам и народам, с древности оседавшим на его землях, заниматься охотой, пчеловодством и рыболовством, скотоводством и земледелием. Наличие на полуострове большого количества месторождений железной руды помогало развиваться многим ремёслам, металлургии, горному делу.
В силу своего географического положения и уникальных природных условий с античных времён Крым являлся перекрёстком многих морских дорог, соединявших различные государства, племена и народы. Наиболее известная из них — Великий шёлковый путь, который проходил через Крымский полуостров и связывал Римскую и Китайскую империи. Позднее он сыграл значительную роль в политической и экономической жизни народов, населявших Европу, Азию и Китай.
(По А. Р. Андрееву) 167 слов
Прослушать текст №4 (1:50)

Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
Микротема
1
Крымский полуостров — жемчужина России. Он представляет интерес во всех областях общественной жизни. Таврика — первое название полуострова, современное название «Крым» стало использоваться после XIII века.
2
Благоприятные природные условия позволяли древним племенам заниматься охотой, пчеловодством и рыболовством, скотоводством и земледелием. Наличие на полуострове месторождений железной руды помогало развиваться многим ремёслам, металлургии, горному делу.
3
Крым являлся перекрёстком морских дорог, соединявших различные государства. Великий шёлковый путь проходил через полуостров и связывал Римскую и Китайскую империи.

Текст для изложения к варианту 5
Толковый словарь Владимира Даля — явление исключительное и, пожалуй, неповторимое. Даль составил свой словарь, в который вошло более двухсот тысяч слов, один, без помощников. Пятьдесят три года жизни были отданы напряжённому, поистине героическому труду. И ведь он не был филологом-профессионалом. Этим человеком владела безраздельная и благородная любовь к русской народной жизни, к живому родному слову.
В 1819 году молодой мичман проездом к месту службы услышал незнакомое слово. Ему объяснили, что так говорят в народе. Даль заинтересовался народной речью. С тех пор в течение всей своей жизни он записывал народные слова и выражения. Владимир Даль был страстным собирателем русских слов и великим знатоком народной крестьянской жизни. Его до глубины души огорчал отрыв книжного письменного языка русской интеллигенции от народной основы. Он, как и Пушкин, звал современников обратиться к кладезю народной мудрости, к вечному и неистощимому роднику живой русской речи.
Словарь Даля — это поистине энциклопедия русской народной жизни середины XIX века: во-первых, он содержит ценнейшие этнографические сведения, во-вторых, читая этот словарь, узнаёшь язык, быт и нравы наших предков. Этот словарь стал связующим мостом между прошлым русского языка и его настоящим.
(По К. С. Горбачевичу) 177 слов
Прослушать текст №5 (1:48)

Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
Микротема
1
Толковый словарь Владимира Даля — героический труд человека, который один, не будучи филологом-профессионалом, собрал более 200 тысяч слов.
2
В. Даль был собирателем русских слов и великим знатоком крестьянской жизни. Он хотел привлечь внимание интеллигенции к богатству народного языка, показать, что это кладезь народной мудрости и родник живой русской речи.
3
Словарь Даля — это энциклопедия русской народной жизни середины XIX века: он содержит ценнейшие этнографические сведения, помогает узнать язык, быт и нравы наших предков. Этот словарь — мост между прошлым русского языка и его настоящим.

Текст для изложения к варианту 6
У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, оклеенный множеством пёстрых ярлыков отелей, стран и городов, в которых гастролировал артист. Все годы, прожитые за границей, Шаляпин возил портфель с собой, никому его не доверял и почти никогда не выпускал из рук.
В портфеле вместе с самыми необходимыми вещами лежал небольшой ящичек. Не только люди, работавшие с Шаляпиным, даже родные не имели ни малейшего представления о его содержимом. Они лишь недоумевали, наблюдая, как Шаляпин, приезжая в новый город и входя в приготовленный ему номер, прежде всего бережно вынимал из портфеля ящик и ставил его под кровать. Зная крутой нрав Шаляпина, никто не осмеливался расспрашивать его о ящике. Когда однажды не в меру услужливый администратор попытался перенести ящик в угол комнаты, Шаляпин рассвирепел и, не говоря ни слова, тут же водворил его на прежнее место. Это было таинственно и непостижимо.
После смерти артиста его вдова вскрыла ящик, а он был наглухо, почти герметично заколочен. И тайное стало явным. В нём оказалась горсть земли, взятой Шаляпиным перед отъездом за границу с могилы своей матери. Горсть русской земли.
(По А. Л. Лессу) 176 слов
Прослушать текст №6 (1:28)

Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
Микротема
1
У знаменитого оперного певца Фёдора Шаляпина был большой кожаный портфель, который он возил с собой и никому не доверял.
2
В портфеле вместе с необходимыми вещами лежал небольшой ящичек, которым Шаляпин очень дорожил. Никто не знал, что в нём находится.
3
После смерти артиста тайное стало явным: в ящичке оказалась горсть русской земли, взятой с могилы матери певца.

Текст для изложения к варианту 7
Любовь — трудная душевная работа, её не каждый осилит. Но каждый мечтает о ней, ищет её. Чего мы ищем в любви? Мы ищем в ней уход от одиночества, душевную опору. Нам важно знать, что любящему человеку дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании.
Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? Завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. В любви никто никому ничего не должен. Главный и неоспоримый закон любви — её добровольность. Я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе. И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость — служить тебе.
Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему, ты будешь постепенно приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.
(По Н. Г. Долининой) 177 слов
Прослушать текст №7 (1:29)

Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
Микротема
1
Любовь — трудная душевная работа. В любви люди ищут уход от одиночества, душевную опору.
2
Завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. Главный и неоспоримый закон любви — её добровольность.
3
Когда знаешь, что всё выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. Влюблённые терпеливо работают над взаимоотношениями, пока не станут друг для друга единственными в целом свете.

Текст для изложения к варианту 8
Самая большая ценность, которой награждает человека искусство, — это ценность доброты. Имея дар понимать искусство, человек становится нравственно лучше, а следовательно, и счастливее. Ибо, понимая мир, окружающих его людей, прошлое и далёкое, человек легче дружит с другими людьми, с другими культурами, с другими национальностями, ему легче жить.
Искусство вызывает в читателе, в зрителе сопереживание и сочувствие людям, всему человечеству. Оно заставляет с большим вниманием и пониманием относиться к чужой боли, к чужой радости. Искусство идёт от человека и ведёт к человеку — к самому живому, доброму, к самому лучшему в нём. Как говорил Толстой, оно служит единению человеческих душ.
Но понимать произведения искусства далеко не просто. Этому надо учиться, учиться долго, всю жизнь. Ведь искусство сталкивает нас всё время с новыми и новыми явлениями, и в этом его громадная щедрость. Наиболее важное качество в понимании искусства — это искренность, честность, открытость его восприятия человеком. Но это не всё. Необходимы ещё знания: фактические сведения по истории искусства, по истории памятника, биографические сведения о его создателе, которые помогают эстетическому восприятию искусства, оставляя его свободным. Знания раскрывают двери, но войти в них мы должны сами!
(По Д. С. Лихачёву) 179 слов
Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
Микротема
1
Самая большая ценность искусства — ценность доброты. Человек, способный понимать искусство, становится нравственно лучше и счастливее.
2
Искусство вызывает в людях сопереживание и сочувствие другому, служит единению человеческих душ.
3
Понимать произведения искусства надо учиться, для этого необходимы искренность, честность, открытость их восприятия человеком и знания.

Текст для изложения к варианту 9
Полотно Алексея Саврасова «Грачи прилетели». Подойдите ближе, и вы услышите, как звучит картина. Ваш слух уловит музыку весны: звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берёз, грачиный гомон; скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра...
Во всей картине чувствуется влюблённость поэта-художника в природу России, и это его чувство передаётся вам. Вы дышите ещё морозным, колючим воздухом, слышите пение весны. Весь холст полон удивительного внутреннего движения. Бегут тени по снегу, дрожат отражения в проталинах, еле колышутся голые ветки берёз, неспешно плывут перламутровые облака, лучи солнца пробивают лёгкую пелену и бросают серо-голубые тени на снег. Несмотря на необычайно точное общее звучание полотна, художник прибегает к ювелирной деталировке картины, которую можно рассматривать часами.
Саврасов — лирик, и его «Грачи» — пример проникновения в самую суть, душу русской природы. Прошло более ста лет со дня рождения картины. Бесконечно далеко то время. Но жив тот благословенный мартовский миг, который озарил душу Саврасова и был запечатлён им на холсте. Саврасов по-новому передал то, что до него увидели сотни художников, — русскую природу. И сегодня мы дышим воздухом той поры, мы слышим мелодичную песнь России.
(По И. В. Долгополову) 175 слов
Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
Микротема
1
Если подойти ближе к полотну Алексея Саврасова «Грачи прилетели», можно услышать музыку весны.
2
Во всей картине чувствуется влюблённость художника в природу России, и это его чувство передаётся нам. Язык картины прост, точно выписаны детали.
3
Созданная более ста лет назад картина Саврасова — пример проникновения в душу русской природы, которую художнику удалось передать по-новому.

Текст для изложения к варианту 10
Есть у наших лесных сов северная родственница. Белая сова — её ещё называют полярной — самая крупная птица в Арктике. Ростом она с большую собаку, а размах крыльев такой, что ими можно было бы укрыть садовую скамейку! Несмотря на симпатичную внешность, полярная сова — хищник. Ранним утром или под вечер она отправляется на охоту. Её добычей чаще всего становятся мелкие грызуны: лемминги, мышки-полёвки, суслики, ежи. Если корма в округе мало, белые совы будут кочевать с места на место. А если достаточно, то они могут долгое время не покидать привычных уголков.
Гнёзд у этих птиц нет. Точнее, нет знакомых нам плетёных гнёзд на деревьях. Белая сова высиживает птенцов в небольшой ямке, выстланной пухом, травой и мхом. Причём откладывает яйца она не все разом, а с перерывами. Поэтому в гнезде подрастают совята разного возраста, а число птенцов может быть от 3 до 13. Если маме всё же надо отлучиться, малыши и невылупившиеся яйца остаются на попечении старших братьев и сестёр.
Эти существа с необычной внешностью всегда вызывали интерес у людей. Так, полярная сова изображена на гербе города Норильска, её можно увидеть на открытках и сувенирах.
(По В. Н. Селезнёвой) 180 слов
Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
Микротема
1
Белая сова — её ещё называют полярной — самая крупная птица в Арктике. Она хищник: питается мелкими грызунами.
2
Гнёзд у этих птиц нет: белая сова высиживает птенцов в небольшой ямке. Яйца сова откладывает с перерывами, поэтому в гнезде подрастают совята разного возраста, за младшими в отсутствие мамы присматривают старшие птенцы.
3
Полярная сова с необычной внешностью всегда вызывала интерес у людей: её изображение можно увидеть на гербе города Норильска, на открытках и сувенирах.

Текст для изложения к варианту 11
Зависит ли от времени представление о личности героя, подчиняется ли этот образ моде? Изменения в отношении к герою могут происходить, только если изменяется наше понимание героического. Всё остальное, на мой взгляд, лишь смена внешних аксессуаров.
В обществе всегда ценятся люди яркие, активные, умелые, находчивые, азартно и вдохновенно делающие своё дело. Они обладают смелостью и решительностью, умеют быстро ориентироваться в любой обстановке, принимать отважные решения. Самым ценным в человеке является жизненная активность. Не беда, что люди порой заблуждаются, важно, что они горят, неистовствуют, что они полны заразительной жажды труда, что их пример заставляет других почувствовать, что значит посвятить себя большому, настоящему делу!
Герой, на которого существует мода, по-моему, не может быть истинным, ведь истины вечны, а мода преходяща. Настоящий герой никогда не причинит людям зла, он всегда несёт добро. А сделанное добро всегда возвращается. Может быть, оно обратится в тёплый осенний день, от солнечной ясности и тишины которого полегчает на сердце. А может, станет улыбкой незнакомого человека в смутную минуту жизни или вовремя оказавшейся под рукой хорошей книгой, неожиданно донесшейся из открытого окна любимой мелодией, всколыхнувшей новые силы, новые надежды. (По Ю.М. Нагибину) 180 слов
Информация о тексте для сжатого изложения
№ абзаца
Микротема
1
Зависит ли от времени представление о личности героя? Изменения в отношении к герою могут происходить, только если изменяется наше понимание героического.
2
В обществе всегда ценятся люди яркие, активные, смелые, умеющие быстро ориентироваться в любой обстановке, принимать отважные решения. Их жизненная активность является примером для других.
3
Истинный герой не подвластен моде, ведь истины вечны, а мода преходяща. Настоящий герой никогда не причинит людям зла, он всегда несёт добро, которое всегда возвращается к человеку.
* Источник: ОГЭ 2020. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов. / Под ред. Цыбулько И.П.


*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
Для получения аттестата участники сдают экзамены.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 






 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
Яндекс.Метрика