Задание 1. Чтение текста вслух.
Россия славится своими героями. Исключительные примеры храбрости россиян мы видим и в наше время. На фотографиях изображена Екатерина Ивановна Иванова (родилась в
1991 году) – участница специальной военной операции. Выразительно прочитайте текст о Екатерине
Ивановне Ивановой вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Екатери́на Ива́новна Ивано́ва родилась в Белгоро́дской области. Она с детства серьёзно занималась спортом, побеждала в различных состязаниях.
А в 10 классе заняла призовое место в районной олимпиаде по основам безопасности жизнедеятельности, где нужно было продемонстрировать
не только знание теории, но и навыки оказания первой медицинской помощи.
Девушку увлекала медицина, и Екатерина решила связать с ней свою жизнь. В 2013 году она стала студенткой медицинского колледжа, а после его
окончания в качестве медицинского работника поступила на военную службу по контракту. Верой и правдой выполняла она свой долг перед Родиной, но
момент славы был ещё впереди.
С началом специальной военной операции Екатерина Ивановна отправилась на передовую в должности фе́льдшера. Ей приходилось забирать
раненых с поля боя и сопровождать в госпиталь. 28 февраля 2022 года вооружённые силы Украи́ны атаковали санитарную колонну. Прапорщик
Екатерина Иванова самоотверженно закрыла собой тяжело раненного военнослужащего, который не смог самостоятельно укрыться от снарядов
противника. Благодаря её героическому поступку жизнь солдата была спасена. Сама она получила осколочное ранение.
Конечно, это далеко не единственная жизнь, которую спасла Екатерина Ивановна. Немало наших защитников остались в живых и вернулись в строй
благодаря её мужеству и верности долгу! (184 слова)
Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого выказывания.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Юлиа́ны Малы́хиной, школьной подруги Екатерины Ивановой:
«Катюша всегда была и остаётся отличницей… У неё характер боевой девчонки».
Подумайте, где лучше использовать слова Юлиа́ны Малы́хиной в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».
|
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1. В музее (на основе описания фотографии)
Тема 2. Помощь другу (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Что значит быть образованным человеком в современном мире? (Рассуждение по поставленному вопросу
Задание 3. Монологическое высказывание.
Используя карточку участника собеседования, выполните задание.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 4. Участие в диалоге.
Во время беседы Вам будут предложены вопросы по выбранной Вами теме.
Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором-собеседником.
Карточки участника собеседования
Задание 3. Тема 1. В музее
Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
• место действия;
• особенности интерьера, экспонаты;
• чем заняты люди;
• преимущества музейных экскурсий как источника знаний.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 3. Тема 2. Помощь другу
Расскажите, как Вы помогли своему другу.
Не забудьте рассказать:
• какой случай произошёл;
• в чём заключалась Ваша помощь;
• какие чувства испытывали при этом;
• как друг отреагировал на Ваш поступок.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Задание 3. Тема 3. Что значит быть образованным человеком в современном мире?
Не забудьте дать ответы на вопросы.
• Какие требования к знаниям и умениям человека предъявляет современный мир?
• Какие качества характера необходимы для успешного человека?
• Почему в современном мире необходимо постоянно приобретать новые знания и умения?
• Школа должна давать готовые знания или учить добывать их самостоятельно?
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 1. В музее
Опишите фотографию.
1) Любите ли Вы ходить в музеи? Посещение какого музея Вам запомнилось больше всего и почему?
2) Как Вы считаете, зачем нужны музеи?
3) Способны ли виртуальные музеи заменить обычные? Почему?
Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 2. Помощь другу
Расскажите, как Вы помогли своему другу.
1) Нужно ли ждать благодарность за оказанную помощь?
2) Почему важно всегда благодарить тех, кто Вам помог?
3) Согласны ли Вы с пословицей «Друг познаётся в беде»?
Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 3. Что значит быть образованным человеком в современном мире?
1) Какие новые профессии появились в современном обществе?
2) Почему для образованного человека важно уметь работать с информацией?
3) Насколько важно творческое отношение к жизни для образованного человека? Как развивать в себе творческие способности?
|
|
Рекомендуемый порядок
проведения итогового собеседования |
|
№ |
Действия собеседника-экзаменатора |
Действия учащихся |
Время |
1. |
Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена |
|
1 мин. |
Выполнение заданий итогового собеседования.
Приблизительное время 15–16 мин. |
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА |
2. |
Предложить учащемуся познакомиться с текстом для чтения вслух. Обратить внимание на то, что ученик будет работать с этим текстом, выполняя
задания 1 и 2 |
|
|
3. |
За несколько секунд напомнить о готовности к чтению |
Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя |
До 2 мин. |
4 |
Прослушать текст.
Эмоциональная реакция на чтение участника собеседования |
Чтение текста вслух |
До 2 мин. |
5 |
Переключение ученика на другой вид работы. |
Подготовка к подробному пересказу с включением приведённого высказывания |
До 2 мин. |
6. |
Забрать у участника собеседования исходный текст. Слушать пересказ.
Эмоциональная реакция на пересказ участника собеседования |
Подробный пересказ с включением приведённого высказывания |
До 3 мин. |
7 |
Забрать у участника собеседования материалы, необходимые для выполнения заданий 1 и 2.
Объяснить, что задания 3 и 4 связаны тематически и не имеют отношения к тексту, с которым работал участник собеседования при выполнении заданий 1 и 2.
Предложить участнику собеседования выбрать вариант темы беседы и выдать ему соответствующую карточку |
|
|
МОНОЛОГ |
8 |
Предложить участнику собеседования ознакомиться с темой монолога.
Предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут |
|
|
|
|
Подготовка к ответу |
1 мин. |
9. |
Слушать устный ответ.
Эмоциональная реакция на ответ |
Ответ по теме выбранного варианта |
До 3 мин. |
ДИАЛОГ |
10 |
Задать вопросы для диалога.
Экзаменатор-собеседник может задать вопросы, отличающиеся от предложенных в КИМ итогового собеседования |
Вступление в диалог |
До 3 мин. |
11 |
Эмоционально поддержать ученика |
|
|
|
|
Изменения в КИМ 2024 года по сравнению с 2023 годом
По итогам анализа результатов выполнения заданий итогового собеседования была оптимизирована критериальная система их оценивания.
1. Грамотность речи оценивается в целом по заданиям 1–4. При этом в качестве единых критериев представлены следующие: «Соблюдение
орфоэпических норм», «Соблюдение грамматических норм», «Соблюдение речевых норм», «Богатство речи» (ранее критерий «Речевое оформление»),
«Соблюдение фактологической точности».
2. Пересмотрены следующие критерии оценивания: «Соблюдение орфоэпических норм» (в частности, не выделяются в отдельную группу слова
в тексте с поставленным ударением), «Соблюдение грамматических норм», «Соблюдение речевых норм».
3. Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению двух или более заданий, то по всем критериям оценивания грамотности речи
ставится 0 баллов.
4. Критерий «Искажение слов» включён в систему критериев оценивания чтения вслух.
5. В связи с часто возникающими техническими трудностями снято примечание при оценивании подробного пересказа с включением
приведённого высказывания: «Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов,
которое получил участник итогового собеседования по критериям П1–П4, уменьшается на 1 балл».
6. Критерий М2 (ранее критерий М3) переименован: «Логичность монологического высказывания». В структуре самого критерия исключены
несущественные понятия.
7. Максимальный балл по критериям М1 («Выполнение коммуникативной задачи в монологическом высказывании») и Д1
(«Выполнение коммуникативной задачи в диалоге») составляет 2 балла.
Кроме того, политомическими в плане оценивания стали следующие критерии: «Соблюдение орфоэпических норм», «Соблюдение
грамматических норм», «Соблюдение речевых норм».
8. Введена единая система сокращений: Ч (чтение), П (пересказ), М (монолог), Д (диалог), Р (грамотность речи).
Источник: https://fipi.ru/ |
|
Демоверсия 2018
(сайт ФИПИ) |
Задание 1. Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) – первый космонавт. Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.
( У Вас есть 2 минуты на подготовку. )
Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.
Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда! (177 слов)
2. Задание второе. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине:
«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»
Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
(У Вас есть 1 минута на подготовку.)
|
Внимание!
Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2.
Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать
одну из предложенных тем беседы. |
Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.
Тема 1.
Праздник. (на основе описания фотографии)
Тема 2.
Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего. (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3.
Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)
(У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.)
Тема 1. Праздник. Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
– место и время проведения праздника;
– событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
– присутствующих на празднике;
– общую атмосферу праздника и настроение участников.
Тема 2. Поход (экскурсия)
Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).
Не забудьте рассказать:
– куда и когда Вы ходили в поход (на экскурсию);
– с кем Вы ходили в поход (на экскурсию);
– как Вы готовились к походу (экскурсии);
– почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).
Тема 3. Мода
Всегда ли нужно следовать моде?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
– Что значит следовать моде?
– Для Вас важно следовать моде и почему?
– Следовать моде можно только в одежде?
– Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?
Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.
Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 1. Праздник
Опишите фотографию.
1) Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)?
2) Когда можно сказать, что праздник удался?
3) Вы больше любите праздник или подготовку к нему и почему?
Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 2. Поход (экскурсия)
Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).
1) Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?
2) Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?
3) Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?
Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 3. Мода
Всегда ли нужно следовать моде?
1) Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»?
2) Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
3) Приведите пример отрицательного влияния моды.
|
|
*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах. |
|
|
|
|