Итоговое собеседование по русскому языку. 9 класс. Демоверсия
Русский язык для школьников
 
 
Итоговое собеседование
по русскому языку
в 9 классе

(Вариант 1 из сборника И.П.Цыбулько)
 
Итоговое собеседование
по русскому языку
в 9 классе

(варианты задания 1 и 2. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля и его пересказ)
 
Итоговое собеседование
по русскому языку
в 9 классе

(Варианты заданий 3 и 4. Монологическое высказывание. Диалог)
 
 
 
 
 Изложения. Типовые
 экзаменационные
 варианты
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Готовимся к ОГЭ*
 
Планируемые изменения в КИМ ОГЭ 2024 г.
 
По итогам анализа результатов выполнения заданий итогового собеседования была оптимизирована критериальная система их оценивания

 
Итоговое собеседование
по русскому языку в 9 классе
ОГЭ
 
     Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих четыре задания.
Часть 1 состоит из двух заданий.
Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – 2 минуты.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием. Время на подготовку – до 2 минут.

Часть 2 состоит из двух заданий.
Задания 3 и 4 не связаны с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2.
Вам предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога.
В задании 3 необходимо выбрать один из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение об одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута.
В задании 4 Вам предстоит поучаствовать в беседе по теме предыдущего задания.

Общее время Вашего ответа (включая время на подготовку) – примерно 15–16 минут.

На протяжении всего времени ответа ведётся аудиозапись.

Во время проведения итогового собеседования Вы имеете право делать пометки в контрольных измерительных материалах.

Постарайтесь полностью выполнить поставленные задачи, говорите ясно и чётко, не отходите от темы. Так Вы сможете набрать наибольшее количество баллов.
 
Критерии оценивания выполнения заданий
итогового собеседования по РУССКОМУ ЯЗЫКУ
 
Задание 1. Чтение текста вслух
Критерии оценивания чтения вслух (Ч)
Баллы
Ч1
Интонация
 
 
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста
1
 
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста
0
Ч2
Темп чтения
 
 
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче
1
 
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче
0
Ч3
Искажения слов
 
 
Искажений слов нет
1
 
Допущено одно искажение слова или более
0
 
Максимальное количество баллов
3
 
 
 
 
Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого высказывания
Критерии оценивания подробного пересказа текста с включением приведённого высказывания (П)
Баллы
П1
Сохранение при пересказе микротем текста
 
 
Все основные микротемы исходного текста сохранены
2
 
Упущена или добавлена одна микротема
1
 
Упущены или добавлены две и более микротемы
0
П2
Работа с высказыванием
 
 
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично
1
 
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично,
или
приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа
0
П3
Способы цитирования
 
 
Ошибок в цитировании нет
1
 
Допущена одна ошибка в цитировании или более
0
 
Максимальное количество баллов
4
 
 
 
 
Задание 3. Монологическое высказывание
Критерии оценивания монологического высказывания (М)
Баллы
М1
Выполнение коммуникативной задачи в монологическом высказывании
 
 
Участник итогового собеседования полностью справился с коммуникативной задачей: приведено не менее 10 фраз по теме высказывания
2
 
Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей: приведено 5‒9 фраз по теме высказывания
1
 
Участник итогового собеседования не справился с коммуникативной задачей: привёл менее 5 фраз по теме высказывания
0
М2
Логичность монологического высказывания
 
 
Логические ошибки отсутствую
1
 
Допущена одна логическая ошибка или более
0
 
Максимальное количество баллов
3
 
 
 
 
Задание 4. Участие в диалоге
Критерии оценивания диалога (Д)
Баллы
Д1
Выполнение коммуникативной задачи в диалоге
 
 
Участник итогового собеседования полностью справился с коммуникативной задачей: даны развёрнутые ответы на три вопроса в диалоге
2
 
Участник итогового собеседования частично справился с коммуникативной задачей: даны развёрнутые ответы на два вопроса в диалоге
1
 
Участник итогового собеседования не справился с коммуникативной задачей: дан развёрнутый ответ на один вопрос в диалоге,
или
ответы на вопросы не даны,
или
даны односложные ответы
0
 
Максимальное количество баллов
2
 
 
 
 
Грамотность речи оценивается в целом по заданиям 1–4.
 
 
Критерии оценивания грамотности речи (Р)*
Баллы
Р1
Соблюдение орфоэпических норм
 
 
Орфоэпических ошибок нет
2
 
Допущены одна-две орфоэпические ошибки
1
 
Допущены три орфоэпические ошибки или более
0
Р2
Соблюдение грамматических норм
 
 
Грамматических ошибок нет
2
 
Допущены одна-две грамматические ошибки
1
 
Допущены три грамматические ошибки или более
0
Р3
Соблюдение речевых норм
 
 
Речевых ошибок нет,
или
допущены одна-две речевые ошибки
2
 
Допущены три-четыре речевые ошибки
1
 
Допущены пять речевых ошибок или более
0
Р4
Богатство речи
 
 
Речь характеризуется богатством словаря и разнообразием грамматического строя речи
1
 
Речь характеризуется бедностью словаря и/или однообразием грамматического строя речи
0
Р5
Соблюдение фактологической точности
 
 
Фактические ошибки отсутствую
1
 
Допущена одна фактическая ошибка или более
0
 
Максимальное количество баллов
8
 
 
 
* Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению двух или более заданий, то по всем критериям оценивания грамотности речи ставится 0 баллов.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 20.
Участник итогового собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение всей работы он набрал 10 и более баллов.




Демоверсия 2024
(сайт ФИПИ)
 
Часть 1
Внимание!

Для выполнения заданий 1 и 2 используется один и тот же текст.

Задание 1. Чтение текста вслух.
Россия славится своими героями. Исключительные примеры храбрости россиян мы видим и в наше время. На фотографиях изображена Екатерина Ивановна Иванова (родилась в 1991 году) – участница специальной военной операции. Выразительно прочитайте текст о Екатерине Ивановне Ивановой вслух.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.

Екатери́на Ива́новна Ивано́ва родилась в Белгоро́дской области. Она с детства серьёзно занималась спортом, побеждала в различных состязаниях. А в 10 классе заняла призовое место в районной олимпиаде по основам безопасности жизнедеятельности, где нужно было продемонстрировать не только знание теории, но и навыки оказания первой медицинской помощи.
Девушку увлекала медицина, и Екатерина решила связать с ней свою жизнь. В 2013 году она стала студенткой медицинского колледжа, а после его окончания в качестве медицинского работника поступила на военную службу по контракту. Верой и правдой выполняла она свой долг перед Родиной, но момент славы был ещё впереди.
С началом специальной военной операции Екатерина Ивановна отправилась на передовую в должности фе́льдшера. Ей приходилось забирать раненых с поля боя и сопровождать в госпиталь. 28 февраля 2022 года вооружённые силы Украи́ны атаковали санитарную колонну. Прапорщик Екатерина Иванова самоотверженно закрыла собой тяжело раненного военнослужащего, который не смог самостоятельно укрыться от снарядов противника. Благодаря её героическому поступку жизнь солдата была спасена. Сама она получила осколочное ранение.
Конечно, это далеко не единственная жизнь, которую спасла Екатерина Ивановна. Немало наших защитников остались в живых и вернулись в строй благодаря её мужеству и верности долгу! (184 слова)

Задание 2. Подробный пересказ текста с включением приведённого выказывания.
Подробно перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова Юлиа́ны Малы́хиной, школьной подруги Екатерины Ивановой:
«Катюша всегда была и остаётся отличницей… У неё характер боевой девчонки».
Подумайте, где лучше использовать слова Юлиа́ны Малы́хиной в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 2 минуты на подготовку.
При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок».

Часть 2
Внимание!

Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2.
Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.

Выберите одну из предложенных тем беседы.

Тема 1. В музее (на основе описания фотографии)
Тема 2. Помощь другу (повествование на основе жизненного опыта)
Тема 3. Что значит быть образованным человеком в современном мире? (Рассуждение по поставленному вопросу

Задание 3. Монологическое высказывание.

Используя карточку участника собеседования, выполните задание.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.


Задание 4. Участие в диалоге.

Во время беседы Вам будут предложены вопросы по выбранной Вами теме.
Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные экзаменатором-собеседником.


Карточки участника собеседования

Задание 3. Тема 1. В музее
  Опишите фотографию.

Не забудьте описать:
• место действия;
• особенности интерьера, экспонаты;
• чем заняты люди;
• преимущества музейных экскурсий как источника знаний.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.


Задание 3. Тема 2.   Помощь другу
Расскажите, как Вы помогли своему другу.

Не забудьте рассказать:
• какой случай произошёл;
• в чём заключалась Ваша помощь;
• какие чувства испытывали при этом;
• как друг отреагировал на Ваш поступок.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.


Задание 3. Тема 3. Что значит быть образованным человеком в современном мире?
Не забудьте дать ответы на вопросы.
• Какие требования к знаниям и умениям человека предъявляет современный мир?
• Какие качества характера необходимы для успешного человека?
• Почему в современном мире необходимо постоянно приобретать новые знания и умения?
• Школа должна давать готовые знания или учить добывать их самостоятельно?
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 1. В музее
  Опишите фотографию.

1) Любите ли Вы ходить в музеи? Посещение какого музея Вам запомнилось больше всего и почему?
2) Как Вы считаете, зачем нужны музеи?
3) Способны ли виртуальные музеи заменить обычные? Почему?

Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 2. Помощь другу
Расскажите, как Вы помогли своему другу.

1) Нужно ли ждать благодарность за оказанную помощь?
2) Почему важно всегда благодарить тех, кто Вам помог?
3) Согласны ли Вы с пословицей «Друг познаётся в беде»?

Карточка экзаменатора-собеседника
Задание 4. Тема 3. Что значит быть образованным человеком в современном мире?

1) Какие новые профессии появились в современном обществе?
2) Почему для образованного человека важно уметь работать с информацией?
3) Насколько важно творческое отношение к жизни для образованного человека? Как развивать в себе творческие способности?


Рекомендуемый порядок
проведения итогового собеседования
Действия собеседника-экзаменатора Действия учащихся Время
1.
Приветствие ученика. Знакомство. Короткий рассказ о содержании экзамена
 
1 мин.
Выполнение заданий итогового собеседования. Приблизительное время 15–16 мин.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
2. Предложить учащемуся познакомиться с текстом для чтения вслух. Обратить внимание на то, что ученик будет работать с этим текстом, выполняя задания 1 и 2    
3.
За несколько секунд напомнить о готовности к чтению
Подготовка к чтению вслух. Чтение текста про себя
До 2 мин.
4
Прослушать текст.
Эмоциональная реакция на чтение участника собеседования
Чтение текста вслух
До 2 мин.
5
Переключение ученика на другой вид работы.
Подготовка к подробному пересказу с включением приведённого высказывания
До 2 мин.
6.
Забрать у участника собеседования исходный текст. Слушать пересказ.
Эмоциональная реакция на пересказ участника собеседования
Подробный пересказ с включением приведённого высказывания
До 3 мин.
7
Забрать у участника собеседования материалы, необходимые для выполнения заданий 1 и 2.
Объяснить, что задания 3 и 4 связаны тематически и не имеют отношения к тексту, с которым работал участник собеседования при выполнении заданий 1 и 2.
Предложить участнику собеседования выбрать вариант темы беседы и выдать ему соответствующую карточку
   
МОНОЛОГ
8
Предложить участнику собеседования ознакомиться с темой монолога.
Предупредить, что на подготовку отводится 1 минута, а высказывание не должно занимать более 3 минут
   
 
Подготовка к ответу
1 мин.
9.
Слушать устный ответ.
Эмоциональная реакция на ответ
Ответ по теме выбранного варианта
До 3 мин.
ДИАЛОГ
10
Задать вопросы для диалога.
Экзаменатор-собеседник может задать вопросы, отличающиеся от предложенных в КИМ итогового собеседования
Вступление в диалог
До 3 мин.
11
Эмоционально поддержать ученика
   
 
Изменения в КИМ 2024 года по сравнению с 2023 годом

По итогам анализа результатов выполнения заданий итогового собеседования была оптимизирована критериальная система их оценивания.

1. Грамотность речи оценивается в целом по заданиям 1–4. При этом в качестве единых критериев представлены следующие: «Соблюдение орфоэпических норм», «Соблюдение грамматических норм», «Соблюдение речевых норм», «Богатство речи» (ранее критерий «Речевое оформление»), «Соблюдение фактологической точности».

2. Пересмотрены следующие критерии оценивания: «Соблюдение орфоэпических норм» (в частности, не выделяются в отдельную группу слова в тексте с поставленным ударением), «Соблюдение грамматических норм», «Соблюдение речевых норм».

3. Если участник итогового собеседования не приступал к выполнению двух или более заданий, то по всем критериям оценивания грамотности речи ставится 0 баллов.

4. Критерий «Искажение слов» включён в систему критериев оценивания чтения вслух.

5. В связи с часто возникающими техническими трудностями снято примечание при оценивании подробного пересказа с включением приведённого высказывания: «Если участник итогового собеседования пересказал текст не подробно, а СЖАТО, то общее количество баллов, которое получил участник итогового собеседования по критериям П1–П4, уменьшается на 1 балл».

6. Критерий М2 (ранее критерий М3) переименован: «Логичность монологического высказывания». В структуре самого критерия исключены несущественные понятия.

7. Максимальный балл по критериям М1 («Выполнение коммуникативной задачи в монологическом высказывании») и Д1 («Выполнение коммуникативной задачи в диалоге») составляет 2 балла.

Кроме того, политомическими в плане оценивания стали следующие критерии: «Соблюдение орфоэпических норм», «Соблюдение грамматических норм», «Соблюдение речевых норм».

8. Введена единая система сокращений: Ч (чтение), П (пересказ), М (монолог), Д (диалог), Р (грамотность речи).
Источник: https://fipi.ru/




Демоверсия 2018
(сайт ФИПИ)

Задание 1. Чтение текста.
Вам, конечно, знаком человек, изображённый на этой фотографии. Это Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) – первый космонавт. Выразительно прочитайте текст о Юрии Алексеевиче Гагарине вслух.
( У Вас есть 2 минуты на подготовку. )

Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению Сергея Павловича Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.
Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.
12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконỳр стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Вскоре весь мир увидел кадры кинохроники, ставшие историей: подготовка к полёту, спокойное и сосредоточенное лицо Юрия Гагарина перед шагом в неизвестность, его знаменитое «Поехали!».
Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда! (177 слов)

2. Задание второе. Пересказ текста.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ слова С.П. Королёва, выдающегося конструктора и учёного, о Ю.А. Гагарине:
«Он открыл людям Земли дорогу в неизвестный мир. Но только ли это? Думается, Гагарин сделал нечто большее – он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее…»
Подумайте, где лучше использовать слова С.П. Королёва в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
(У Вас есть 1 минута на подготовку.)

Внимание!
Задания 3 и 4 не связаны с заданиями 1 и 2.
Для выполнения заданий 3 и 4 Вам необходимо выбрать
одну из предложенных тем беседы.

Задание 3. Монологическое высказывание.
Выберите одну из предложенных тем беседы.  

Тема 1.
Праздник. (на основе описания фотографии) 
Тема 2.
Поход (экскурсия), который запомнился мне больше всего. (повествование на основе жизненного опыта)
  Тема 3.
Всегда ли нужно следовать моде? (рассуждение по поставленному вопросу)

  (У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.)

Тема 1.  Праздник.   Опишите фотографию.
Не забудьте описать:
– место и время проведения праздника;
– событие, которому, по Вашему мнению, посвящён праздник;
– присутствующих на празднике;
– общую атмосферу праздника и настроение участников.

Тема 2.   Поход (экскурсия)
Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).
Не забудьте рассказать:
– куда и когда Вы ходили в поход (на экскурсию);
– с кем Вы ходили в поход (на экскурсию);
– как Вы готовились к походу (экскурсии);
– почему Вам запомнился этот поход (экскурсия).

Тема 3. Мода
Всегда ли нужно следовать моде?
Не забудьте дать ответы на вопросы:
– Что значит следовать моде?
– Для Вас важно следовать моде и почему?
– Следовать моде можно только в одежде?
– Как Вы понимаете выражение «хороший вкус»?

Задание 4. Диалог.
Во время беседы Вам будут заданы вопросы по выбранной Вами теме беседы. Пожалуйста, давайте полные ответы на вопросы, заданные собеседником-экзаменатором.

Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 1.  Праздник

  Опишите фотографию.
1) Какие праздники Вам нравятся больше и почему (домашние, школьные, праздники в кругу друзей)?
2) Когда можно сказать, что праздник удался?
3) Вы больше любите праздник или подготовку к нему и почему?

Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 2. Поход (экскурсия)

Расскажите о том, как Вы ходили в поход (на экскурсию).
1) Чем, по Вашему мнению, полезны походы (экскурсии)?
2) Что бы Вы порекомендовали Вашим сверстникам, которые собираются впервые отправиться в поход (на экскурсию)?
3) Что, по Вашему мнению, самое важное в походе (на экскурсии)?

Карточка собеседника-экзаменатора
Тема 3. Мода

Всегда ли нужно следовать моде?
1) Что означает, по Вашему мнению, слово «модный»?
2) Вы слушаете чужие советы? Чьи советы для Вас особенно важны?
3) Приведите пример отрицательного влияния моды.





*ОГЭ – основной государственный экзамен, это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. При проведении ОГЭ используются контрольные измерительные материалы стандартизированной формы.
ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
Яндекс.Метрика