ОГЭ. Русский язык. Часть 2. Задания 6-9 по тексту А.И.Куприна. Вариант 1
Русский язык для школьников
 
 
 
 
Итоговое собеседование
по русскому языку
в 9 классе

(варианты задания 1 и 2. Чтение вслух текста научно-публицистического стиля и его пересказ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Готовимся к ОГЭ*
 
ОГЭ. Часть 2
Задания 6-9
Вариант 1
 
     Экзаменационная работа состоит из трёх частей, состоящих из 9 заданий.
      На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
     Часть 2. Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
(Из инструкции к демоверсии.)
 
Задания 6-9
По тексту А. И. Куприна
Из книги "36 типовых вариантов по русскому языку в формате ОГЭ 2020"

Прочитайте текст и выполните задания 6–9
(см. ответы и комментарии к ним ниже)
– (1)Эй, как тебя!.. (2)Новичок... как твоя фамилия?
(3)Буланин вздрогнул и поднял глаза. (4)Перед ним, заложив руки в карманы панталон, стоял рослый воспитанник и рассматривал его сонным, скучающим взглядом.
(5)Внимание его привлекли большие металлические пуговицы, пришитые в два ряда на курточке Буланина.
– (6)Ишь ты, какие пуговицы у тебя ловкие, – сказал он, трогая одну из них пальцем.
– (7)О, это такие пуговицы... – суетливо обрадовался Буланин. – (8)Их ни за что оторвать нельзя. (9)Вот попробуй-ка!
(10)Старичок захватил между своими двумя грязными пальцами пуговицу и начал вертеть её. (11)Но пуговица не поддавалась. (12)Воспитанник оставил пуговицу, поглядел на свои пальцы, где от нажима острых краёв остались синие рубцы.
(13)Скоро вокруг Буланина, в углу между печкой и дверью, образовалась довольно густая толпа. (14)Тотчас же установилась очередь. (15) «Чур, я за Базуткой!» – крикнул чей-то голос, и тотчас же остальные загалдели: «А я за Миллером! (16)А я за Утконосом! (17)А я за тобой! – и покамест один вертел пуговицу, другие уже протягивали руки и даже пощёлкивали от нетерпения пальцами.
(18)Но пуговица держалась по-прежнему крепко.
– (19)Позовите Грузова! – сказал кто-то из толпы.
(20)Тотчас же другие закричали: «Грузов! (21)Грузов!» (22)Пришёл Грузов, малый лет пятнадцати, с жёлтым, испитым, арестантским лицом, сидевший в первых двух классах уже четыре года, – один из первых силачей возраста. (23)Ему объяснили, зачем его звали. (24)Он самоуверенно взялся за пуговицу и стал её с ожесточением крутить. (25)Однако, несмотря на то что он прилагал всё большие и большие усилия, пуговица продолжала упорно держаться на своём месте. (26)Тогда, из боязни уронить свой авторитет перед «малышами», весь красный от натуги, он упёрся одной рукой в грудь Буланина, а другой изо всех сил рванул пуговицу к себе. (27)Пуговица отлетела с мясом, но толчок был так быстр и внезапен, что Буланин сразу сел на пол. (28)На этот раз никто не рассмеялся. (29)Может быть, у каждого мелькнула в это мгновение мысль, что и он когда-то был новичком, в такой же курточке, сшитой дома любимыми руками.
(30)Буланин поднялся на ноги. (31)Как он ни старался удержаться, слёзы всё-таки покатились из его глаз, и он, закрыв лицо руками, прижался к печке.
— (32)Эх ты, рёва-корова! – произнёс Грузов презрительно, стукнул новичка ладонью по затылку, бросил ему пуговицу в лицо и ушёл своей разгильдяйской походкой.
(33)Ночью, когда шум совершенно прекратился, когда отовсюду послышалось глубокое дыхание спящих, прерываемое изредка сонным бредом, Буланину сделалось невыразимо тяжело. (34)Тонкая, глубокая нежность и какая-то болезненная жалость к матери переполнили сердце Буланина. (35)Он вспомнил также сегодняшнюю историю с пуговицей и покраснел, несмотря на темноту. «(36)Бедная мама! (37)Как старательно пришивала она эти пуговицы, откусывая концы нитки зубами. (38)С какою гордостью во время примерки любовалась она этой курточкой, обдёргивая её со всех сторон...» (39)Буланин почувствовал, что он совершил сегодня утром против неё нехороший, низкий и трусливый поступок, когда предлагал старичкам оторвать пуговицу.
(40)Он плакал до тех пор, пока сон не охватил его своими широкими объятиями... (41)Но и во сне Буланин долго ещё вздыхал прерывисто и глубоко, как вздыхают после слёз очень маленькие дети.
(По А. И. Куприну*)
* Куприн Александр Иванович (1870-1938) – известный русский писатель, переводчик

6. Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Старичками в школе называли воспитанников-второгодников.
2) Чтобы попытаться оторвать пуговицы с курточки новичка, воспитанники выстроились в очередь.
3) Буланину не хотелось, чтобы другие воспитанники испортили его новую вещь, поэтому он сопротивлялся их забаве.
4) Когда Грузов всё-таки с силой оторвал пуговицу, все вокруг засмеялись.
5) Буланин тяжело переживал происшедшее с ним, понимал, что он совершил по отношению к маме малодушный поступок.

7. Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Пуговица отлетела с мясом, но толчок был так быстр и внезапен, что Буланин сразу сел на пол.
2) Внимание его привлекли большие металлические пуговицы, пришитые в два ряда на куртке Буланина.
3) Тонкая, глубокая нежность и какая-то болезненная жалость к матери переполнили сердце Буланина.
4) Он вспомнил также сегодняшнюю историю с пуговицей и покраснел, несмотря на темноту.
5) Перед ним, заложив руки в карманы панталон, стоял рослый воспитанник и рассматривал его сонным, скучающим взглядом.

8. Лексический анализ.
В предложениях 1-10 найдите фразеологизм со значением «ни при каких условиях». Выпишите этот фразеологизм.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста Игоря Григорьевича Милославского:
«Союзы, будучи служебными словами, то есть не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетаний, остаются всё же словами, то есть имеют не только форму, но и значение».

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 40 текста:
«Он плакал до тех пор, пока сон не охватил его своими широкими объятиями...»

9.3. Как вы понимаете значение выражения НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР?
Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Чем опасно малодушие?"




ОТВЕТЫ:
6 – 25
7 – 35
8 – низачто.

КОММЕНТАРИИ
к заданиям 7-8

7. Эпитет
– это образное определение, обычно выраженное прилагательным.
3) Тонкая, глубокая нежность и какая-то болезненная жалость к матери переполнили сердце Буланина. –
В этом предложении необычными являются прилагательные «тонкая, глубокая» и «болезненная». В прямом значении «тонкий» – занимающий небольшое пространство в обхвате (тонкий лист бумаги), в переносном – изящный, изысканный (тонкий вкус). В прямом значении «глубокий» – имеющий большую глубину (глубокий колодец), в переносном – отличающийся глубиной содержания (глубокая мысль).
В прямом значении «болезненный» – нездоровый, хилый (болезненный ребенок), в переносном – уклоняющийся от нормы (болезненное любопытство). 5) Перед ним, заложив руки в карманы панталон, стоял рослый воспитанник и рассматривал его сонным, скучающим взглядом. –
В этом предложении необычными являются прилагательные «сонным» и «скучающим». В прямом значении «сонный» – вялый от желания спать (сонное состояние), в переносном – находящийся в состоянии полного покоя (сонная жизнь). В прямом значении «скучающий» – испытывающий скуку (скучающий человек), в переносном – выражающий скуку.

8. Фразеологизм – это устоявшееся по структуре и составу выражение, которое употребляется в переносном значении и состоит из двух и более слов.
Выполняя задание, найдите предложение, в котором встречается устойчивое выражение, используемое повседневно именно в таком виде, состоящее из двух или более слов и имеющее переносное значение.
(8)Их ни за что оторвать нельзя.
– В этом предложении фразеологизмом является выражение «ни за что», употребляемое в значении «совершенно напрасно, абсолютно зря».
 

ВАРИАНТ 2
Задания 6-9
По тексту М. Горького


*ОГЭ – государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Формы проведения ГИА 9 – (ОГЭ) и государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
Для получения аттестата участники сдают экзамены.
На сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) представлены материалы: Единый государственный экзамен. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9-х классов в новой форме. Информация о контрольных измерительных материалах.
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Русский язык для школьников
 
 
Яндекс.Метрика