Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет В. А. Жуковского
работы П.Ф.Соколова, 1820-е гг.
Музей Тропинина, Москва.
 
К. Н. Батюшков.
Карандашный рисунок О. Кипренского 1815 г. (Государственный литературный музей)
 
Портрет А. С. Пушкина
работы О. А. Кипренского. 1827 г.
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ВВЕДЕНИЕ.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ В.


Уроки литературы в 10 классе[1]
 


Урок № 1. Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в.

Урок № 2. Поэтические предшественники А. С. Пушкина: Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков

УРОК 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

Цель:

выявить уровень литературного развития, читательские интересы, литературный кругозор учащихся 10-го класса; охарактеризовать историческое развитие России в XIX в., дать общую характеристику литературы I половины XIX в., выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Оборудование:
учебник; раздаточный материал; выставка произведений, изучаемых в 10-м классе; репродукции картин (К. П. Брюллов «Последний день Помпеи», А. А. Иванов «Явление Христа народу»); «Читательская анкета» (для каждого ученика).

Тип урока:
комбинированный урок; урок-лекция.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся составляют тезисы лекции учителя, принимают участие в беседе, используя знания, полученные в 9-м классе; анализируют историческое развитие России в XIX в.; классифицируют основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров.

Ты, светлый житель будущих веков,
Ты, старины любитель, в день урочный
Откроешь антологию стихов,
Забытых незаслуженно, но прочно.
И будешь ты, как шут, одет на вкус
Моей эпохи фрачной и сюртучной.
Облокотись. Прислушайся.
Как звучно былое время — раковина муз.
В. В. Набоков


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Независимо от того, какой путь мы выбираем в жизни, всем нам надо уметь понимать себя и происходящее вокруг, научиться слушать и слышать, наблюдать явления, передавать состояние, сопоставлять и делать выводы, выражать словом свои ощущения, находить нестандартные решения. А ещё… чувствовать и наслаждаться. А значит, нельзя представить нашу жизнь вне мира литературы.

Об этом — слова известного русского писателя Владимира Набокова, вынесенные в эпиграф нашего урока. Эти слова обращены к нам, живущим в ХХI в., и призывают они нас открыть для себя вершины искусства слова. Итак, путешествие в мир литературы продолжается.

В «летописи эпох», представленной в художественных произведениях, которые вы будете изучать в этом учебном году, русские писатели XIX в. раскроют вам свои сердца, доверят свои чувства и мысли, поделятся своим духовным опытом. Они помогут нам разобраться в себе, сформировать свой взгляд на мир, определить шкалу духовно-нравственных ценностей.

III. Актуализация опорных знаний
Выявление уровня читательского интереса:

самостоятельное заполнение «Читательской анкеты» (письменно)

У ч и т е л ь.
Задумывались ли вы над тем, зачем мы читаем книги? Почему именно умение читать является одной из уникальных особенностей человека разумного? Что ищем мы в художественных произведениях? Заполните анкету. Ответьте на вопросы или выберите вариант ответа.

Читательская анкета

1. Любите ли вы читать? Что заставляет вас обратиться к книге? С какой целью вы читаете книги?
а) Познаю мир и себя в нём;
б) хочу быть эрудированной личностью;
в) хочу хорошо учиться;
г) хочу развлечься.

2. Прокомментируйте высказывание русского писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина:
«Лично я обязан литературе лучшими минутами моей жизни, всеми сладкими волнениями её, всеми утешениями. Но я уверен, что не только я один лично обязанный, а всякий, кто сознаёт себя человеком, не может не понимать, что вне литературы нет ни блага, ни наслаждения, ни даже самой жизни».

3. Как вы считаете, каким читателем вы являетесь? А каким читателем хотели бы стать и почему?

4. Если бы вы были писателем, каких читателей пожелали бы себе?

5. Объясните, как вы понимаете слова немецкого писателя Г. Гессе:
«…каждому истинному читателю бесконечно огромный мир книг открывается по-иному, каждый в нём ищет и находит ещё и себя самого».

6. Читаете ли вы в данный момент какое-то литературное произведение? Если да, то объясните свой выбор.

7. Каким произведениям вы отдаёте предпочтение?
а) Научная фантастика и фэнтези;
б) произведения о современниках;
в) произведения о дружбе и любви;
г) развлекательная литература;
д) произведения о природе;
ж) приключения и детективы;
к) исторические произведения;
л) другие произведения.

8. Какие произведения и каких авторов вы хотели бы прочитать? Обоснуйте свой выбор.

9. Согласны ли вы с утверждением аргентинского писателя Х. Л. Борхеса о том, что
«книга — не просто словесное устройство или набор таких устройств; книга — это диалог, завязанный с читателем, интонация, приданная его голосу, и череда переменчивых и несокрушимых образов, запавших ему в память. Этому диалогу нет конца…»? Расскажите, в какой диалог и с какими книгами вы хотели бы вступить в этом учебном году.

IV. Работа над темой урока

1. Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»


• Как вы понимаете значение слов «романтический» и «реалистический»?
• В каких литературных произведениях, изученных вами в предыдущих классах, изображены герои-романтики?
• Чем, по вашему мнению, отличается писатель-романтик от писателя-реалиста?

2. Ознакомление со структурой учебника
и спецификой курса литературы для 10-го класса

3. Лекция учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

— Борьба и взаимовлияние, параллельное сосуществование и смена различных литературных направлений характеризуют мировую литературу начала XIX в. Основное художественное направление этого периода — романтизм (в переводе с франц.— фантастическое). Романтизм отражает мироощущение, берущее свои истоки со времён Великой французской революции. Это был период гигантских общественных потрясений и национально-освободительных войн. А значит — время великих ожиданий и решительных перемен.

Крайняя неудовлетворённость действительностью, мечта о переустройстве мира, стремление найти обобщённый идеальный образ стали сутью романтического искусства. Писатели-романтики в своих произведениях, раскрывая существующие противоречия общества, основное внимание уделяли анализу переживаний и мыслей отдельной личности. Изображение исключительных характеров в необычных обстоятельствах, конфликт между мечтой и действительностью — определяющие черты романтизма.

Романтические тенденции нашли отражение в творчестве почти всех крупных писателей первой половины XIX в. Особых вершин романтизм достигает в наследии таких виднейших представителей европейской литературы, как Дж. Г. Байрон, П. Б. Шелли, В. Скотт (Англия), Э. Т. А. Гофман, Г. Гейне (Германия), А. Мицкевич (Польша), В. Гюго и Жорж Санд (Франция).

Своеобразие русского романтизма. В это же время в тесной взаимосвязи с западной литературой развивается и русский романтизм, у истоков которого стоят такие поэты, как Василий Андреевич Жуковский и Константин Николаевич Батюшков. Автора известных баллад «Людмила» и «Светлана» называли «русским эхом» западноевропейского романтизма, а его фраза «Жизнь и поэзия — одно» стала творческим кредо чуть ли не всех писателей-романтиков.

Особенностью русского романтизма был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной и свободной личности. В поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкин показал любовь к старине, передал разнообразие чувств молодого человека своего времени.

Романтизм в России напрямую был связан с историческими событиями, происходившими в стране. Так, существенное влияние на развитие русской литературы первой половины XIX в. оказала война русского народа против армии Наполеона Бонапарта. Отечественная война 1812 г. пробудила национальное самосознание в обществе. Поэтому народные бунты и восстания, жестоко подавляемые самодержавием, стали распространённым явлением того времени.

Неудачное восстание прогрессивного дворянства против самодержавия 14 декабря 1825 г. в Петербурге, жестокая казнь зачинщиков государственного переворота и последующая эпоха безвременья способствовали углублению романтических идей и настроений в творчестве русских писателей, а также появлению реалистических тенденций в литературных произведениях. Главной особенностью реализма становится художественное осмысление взаимодействия личности и общества, стремление отобразить закономерности развития действительности, типизация характеров и обстоятельств.

Реализм (в переводе с лат. — действительный) — литературное направление, целью которого было, по словам известного французского писателя О. де Бальзака, «указать обществу на его язвы».

Художественный анализ состояния мира, формирование характеров героев под воздействием среды, изображение действительности в развитии — вот основные черты реализма.

В отличие от романтизма, который сосредоточивал внимание на внутреннем мире героя, для реализма основной становится проблема влияния жизненных обстоятельств на формирование характера личности. Литература становится способом познания человеком себя и окружающего мира, поэтому принцип правдивости изображения реальной действительности осознаётся как критерий художественности произведения.

В первые десятилетия XIX в. реализм нашёл своё воплощение в баснях И. А. Крылова и бессмертной комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», проникнутой, по выражению литературного критика В. Г. Белинского, «глубокою истиною русской жизни». Однако настоящим основоположником реализма в русской литературе стал А. С. Пушкин, сумевший в своих произведениях раскрыть суть важнейших явлений русской действительности во всём её многообразии, сложности и противоречивости.

4. Ознакомление со вступительной статьёй
учебника по теме урока

5. Составление периодической таблицы
«Основные этапы развития русской литературы первой половины XIX в.»

(работа в парах)
Основные этапы развития русской литературы первой половины XIX в.
   Период   
Описание
Конец 1790-х — 1800-е гг.
Карамзинский период. Журнал «Вестник Европы» Н. М. Карамзина. Литературная деятельность М. Н. Муравьёва. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзинистов («поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.)
1810-е гг.
Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакцией В. А. Жуковского. Спор о жанре баллады, о народности, о литературном языке. «Психологический романтизм» В. А. Жуковского, «мечтательный романтизм» К. Н. Батюшкова
1820–1830-е гг.
Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве А. С. Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов. А. С. Грибоедов. Поэты пушкинского круга. М. Ю. Лермонтов. Н. В. Гоголь


6. Творческая работа
(на основе рассказа учителя и статьи учебника)
в группах с последующей презентацией классу

Задания группам

• «Историки»
— рассказать о ключевых событиях первой половины XIX в.

• «Социологи» — раскрыть круг проблем, волновавших общество того времени.

• «Журналисты» — представить популярные журналы данного периода, их редакторов.

• «Литераторы» — к какому времени относят расцвет русского романтизма? С какими авторами и произведениями он связан? Аргументируйте свой ответ.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Решение проблемного вопроса
(работа в парах)

• Рассмотрите репродукции картин (размещены на доске)
«Последний день Помпеи» К. Брюллова
и «Явление Христа народу» А. Иванова
и объясните, почему считается, что художественные и идейные искания русской общественной мысли, ожидание перемен в первой половине XIX в. наиболее ярко отразились в этих знаменитых живописных полотнах.

2. Заключительное слово учителя

— Голос каждой национальной литературы по-своему вливается в ансамбль мировой литературы. Не всегда ему достаётся в этом ансамбле ведущая партия.

В некоторые периоды одна национальная литература учится у других или по разным причинам просто отступает на второй план. В иные же эпохи её голосу внимают многие народы: так, на необозримых просторах Римской империи веками царила латинская литература, в эпоху Возрождения тон в изящной словесности задавала итальянская литература, а в XIX в. на мировой сцене блистала литература России. Однако независимо от места, которое занимает русская классическая литература в ту или иную эпоху, она пребывает в непрерывном культурном диалоге с другими национальными литературами, черпая из них новые идеи и, в свою очередь, обогащая эти культуры своими достижениями.

VI. Домашнее задание

1. Создать «Программу изучения русской литературы в 10-м классе» по следующему алгоритму:
автор и название произведения для обязательного изучения в классе,
для обсуждения в классе,
для самостоятельного чтения.

2. Опережающее задание
а) Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова (3–6 учащихся).
б) Подготовить выразительное чтение стихотворений Г. Р. Державина «Властителям и судиям», «Памятник»; В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» (отрывки); К. Н. Батюшкова «К другу» (4 учащихся).

Следующий урок: Урок № 2. Поэтические предшественники А. С. Пушкина: Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков >>>




1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
 
К. П. Брюллов. Последний день Помпеи. 1833
Холст, масло. 456,5 × 651 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
 
А. А. Иванов. Явление Христа народу. 1837—1857
Холст, масло. 540 × 750 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика