Поэтические предшественники А. С. Пушкина. Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет Г. Р. Державина
работы В.Л.Боровиковского. 1811 г.
Всероссийский музей А.С.Пушкина.
 
Портрет В. А. Жуковского
работы П.Ф.Соколова, 1820-е гг.
Музей Тропинина, Москва.
 
К. Н. Батюшков.
Рис. О. Кипренского 1815 г.
Государственный литературный музей
 
 
 
 
 
 
 
К. Н. Батюшков:
страницы жизни и творчества

(уроки литературы в 10 классе
из книги Н. В. Беляевой
на сайте "Литература")
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ВВЕДЕНИЕ.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХІХ В.


10 класс[1]
 


Урок № 1. Общая характеристика русской литературы первой половины XIX в.

Урок № 2. Поэтические предшественники А. С. Пушкина: Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков

УРОК 2
ПОЭТИЧЕСКИЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКИ А. С. ПУШКИНА:
Г. Р. ДЕРЖАВИН, В. А. ЖУКОВСКИЙ,
К. Н. БАТЮШКОВ

Цель:

углубить понятие о классицизме на примере литературного наследия Г. Р. Державина, о романтизме — на примере творчества В. А. Жуковского; ознакомить учащихся с произведениями К. Н. Батюшкова; показать существование принципа преемственности в литературе; совершенствовать навыки аналитического чтения; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; воспитывать эстетический вкус и творческие способности.

Оборудование:
учебник; портреты Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова; тексты стихотворений; репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года».

Тип урока:
комбинированный урок; урок — устный журнал.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о жизни и творчестве Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Н. Батюшкова; выразительно читают и комментируют их стихотворения; принимают участие в аналитической беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Проверка домашнего задания
(выборочно):
слушание нескольких «Программ изучения русской литературы в 10-м классе»

2. Беседа с использованием интерактивного приёма «Микрофон»

• Раскройте основные черты романтизма как литературного направления.
Кого из представителей литературы романтизма вы знаете?
• Обоснуйте причины появления романтизма в русской литературе.
• Объясните, как вы понимаете, что такое реализм. Назовите известных вам писателей-реалистов. Какие произведения реалистической литературы вы уже читали?
• Расскажите об истоках русского реализма.

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Годы Лицея — это годы формирования поэта Пушкина, протекавшие в обстановке расцвета лёгкой сентиментальной поэзии и отрицания классических канонов. Пушкин избирает учителями К. Н. Батюшкова, В. А. Жуковского, противостоявших традициям предшествовавшего века.

До поступления в Лицей Пушкин много читал, пользуясь библиотекой отца, в Лицее выделялся своей начитанностью и подготовленностью, о чём сохранились свидетельства бывших лицеистов. Учебная программа предполагала знакомство с творчеством М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина.

И сегодня на уроке в центре нашего внимания — проблема преемственности литературного развития. Как повлияли на формирование творчества Александра Сергеевича Пушкина поэтические традиции XVIII в.? Как проявилось их воздействие на различных этапах творческой эволюции Пушкина в 1810–1820-е гг.? Ответы на эти вопросы мы найдём на сегодняшнем уроке.

IV. Работа над темой урока

1. Страница первая.
«Вступление»

У ч и т е л ь.
Вам, конечно, знакома репродукция известной картины И. Е. Репина, изображающая экзамен в Царскосельском лицее.
(Учитель демонстрирует репродукцию картины.)

Перед столом экзаменаторов юный Александр Пушкин читает стихи. Гавриил Романович Державин напряжённо слушает поэта. Через несколько лет в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкин вспомнит те незабываемые минуты:

Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил…

Всё это будет в начале XIX в., когда Г. Р. Державина осыпят всеми возможными почестями: награждён многими орденами Российской империи, побывает министром юстиции, на лицейский экзамен приглашён в качестве почётного гостя.

Державин связывает XVIII век, теряющийся в тумане «старины глубокой», с веком XIX, знакомым по многим именам. Ведь, с одной стороны, Г. Р. Державин — младший современник М. Ю. Ломоносова, а с другой — тот, кто оценил одним из первых талант юного Пушкина.

2. Страница вторая.
«Гавриил Романович Державин — “отец русских поэтов”»

1) Слушание «Литературной визитки» о творчестве Г. Р. Державина

1 - й  у ч е н и к.
Поэтическая судьба Гаврилы Романовича Державина необычна, как необычен и неординарен весь его жизненный путь. Бравый, но безденежный армеец Преображенского полка, до двадцати девяти лет тянувший солдатскую лямку. Верноподданный служака, однако, смеющий оборвать на полуслове саму императрицу Екатерину II. Министр юстиции, важный сановник и вельможа, владеющий полутора тысячами крепостных душ. Ничто, казалось, не предвещало, что этот человек с простым грубоватым лицом, демократичной манерой общения, решительными жестами, резкой, но выразительной речью станет на рубеже XVIII–XIX в. общепризнанным великим поэтом России.

Тематика поэзии Державина удивительно разнообразна. Он писал стихи, прославляющие победы русского оружия, восхвалял знаменитых полководцев, (в первую очередь, А. В. Суворова), есть в его поэзии и философские мотивы.

Мы остановимся на стихотворениях Державина «Властителям и судиям» и «Памятник», которые по праву считаются одними из лучших его произведений гражданско-обличительного характера.

2 - й  у ч е н и к. В стихотворении «Властителям и судиям» звучит гневный голос поэта-гражданина, осмеливающегося подняться против царящей вокруг него несправедливости:

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны
И так же смертны, как и я.

Содержание стихотворения Державина, основанного на библейском тексте (стихотворном переложении 81-го псалма), связано с современной поэту жизнью Российского государства. Он видит попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла. Неудивительно, что оду «Властителям и судиям» придворное окружение и сама Екатерина II, восприняла как революционную прокламацию. Ведь речь в ней идёт о том, что неправедная власть не может быть признана божественной, а значит, её неминуемо ждёт гнев Божий и падение.

3 - й  у ч е н и к. К гражданской лирике относится одно из поздних произведений Державина — «Памятник», вольное подражание оде Горация «К Мельпомене». К этой оде Горация обращались в разное время М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, В. Я. Брюсов. Идея этих стихотворений — право поэтов на бессмертие. Державин в «Памятнике» напоминает, что он первым рискнул отказаться от торжественного, высокопарного стиля хвалебных од и написал «Фелицу» в забавном, шутливом «русском слоге», и, обладая несомненной поэтической смелостью и гражданским мужеством, не побоялся «истину царям с улыбкой говорить».

И Державин, и Пушкин обращаются к своей музе. Державин призывает музу гордиться «заслугой справедливой» и презирать тех, кто её презирает и «чело твоё зарёй бессмертия» венчать. Пушкин же хочет, чтобы его муза была послушна «веленью Божию», не боялась обиды и не требовала славы, не обращала внимания на «хвалу и клевету», не спорила с глупцами.

2) Выразительное чтение
заранее подготовленными учащимися
стихотворений Г. Р. Державина «Властителям и судиям», «Памятник»

3) Аналитическая беседа


• Каков пафос стихотворения «Властителям и судиям»?
• Какова гражданско-нравственная позиция поэта, нашедшая отражение в этом произведении? Ответ аргументируйте.
• Какова тема стихотворения «Памятник»?
• В чём Г. Р. Державин видел своё право на бессмертие?

3. Страница третья.
«Василий Андреевич Жуковский — гражданин и патриот»

1) Слушание «Литературной визитки» о творчестве В. А. Жуковского

1 - й  у ч е н и к.
Его называли первым русским романтиком. Пушкин считал его своим учителем и другом… Велик его вклад в русскую литературу. В. Г. Белинский писал: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина… Без Жуковского Пушкин был бы невозможен и не был бы понят»…

Василию Андреевичу Жуковскому по праву принадлежит первое место в допушкинский период развития русской литературы. Среди поэтов — своих современников он выделялся силой и красотой художественного дарования, новаторскими начинаниями, масштабностью творчества и литературной авторитетностью. На заре XIX в. В. А. Жуковский покорил читающую Россию «пленительной сладостью» стихотворений, которую так ценил А. С. Пушкин; открыл в ней неведомый ранее мир чувств, настроений и признаний.

2 - й  у ч е н и к. В оде-элегии «Певец во стане русских воинов» Жуковский славит русские дружины, сражавшиеся в войне 1812 г., однако патриотический пафос оды соединяется с элегическими и балладными мотивами, придающими стихотворению душевное тепло; делающими чувство любви к Родине не абстрактным, а глубоко личным и понятным.

В стихотворении «Море» живые перемены в морском пейзаже наводят на мысль о жизни и стихиях, которые бушуют в душе человека. Картина, созданная поэтом, помогает осмыслить мир философски. В земной суете нет совершенства, и человеку должно быть присуще стремление к небу, к высокой чистоте и красоте.

В стихотворении «Вечер» Жуковский рисует не предметные, а духовные картины, не картины природы, а свои ощущения, вызывающие у читателя сильное эмоциональное впечатление. По мысли автора, человек должен воспринимать мир более душою, нежели рассудком. Человек в поэзии Жуковского — обыкновенное, земное существо, но смысл его жизни — воспитать в своей душе чуткость и милосердие к чужим страданиям, стремление к высоким идеалам.

2) Выразительное чтение
заранее подготовленными учащимися отрывков (по выбору учителя) из
стихотворения «Певец во стане русских воинов»

3) Аналитическая беседа


• Какие строфы можно объединить единой темой, выраженной в словах стихотворения «Вам слава, наши деды!»?
• Какие сокровенные чувства в сердце каждого солдата пробуждают слова певца о природе, родном доме, детстве, жёнах, детях, друзьях, правителях страны в том числе?
• «Тебе сей кубок, русский царь!» Докажите, что певец видит в царе гаранта благополучия народа, целостности государства и верит в его объединяющую роль.
• «Сей кубок ратным и вождям!» О каких качествах русских полководцев говорит певец в этой строфе? Что ценят в них солдаты, кого считают «нашими»?
• «Любви сей полный кубок в дар!» Как вы думаете, почему певец поднял кубок за дружбу и любовь? Как проявляются эти два чувства в годины несчастий и испытаний?

4. Страница четвёртая.
«Константин Николаевич Батюшков — глава русской “лёгкой поэзии”»

1) Слушание «Литературной визитки» о творчестве К. Н. Батюшкова

1 - й  у ч е н и к.
В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков были создателями русского романтизма и реформаторами стиха, подготовившими появление А. С. Пушкина. В развитии русской литературы и русского романтизма творчество Константина Николаевича Батюшкова играет значительную роль. Он — признанный глава русской «лёгкой поэзии».

«Лёгкая поэзия» — жанр, не имеющий строгих ограничений. По античной традиции «лёгкая поэзия» описывала самые разнообразные, порой мимолётные впечатления, воспевала радости земной жизни.

2 - й  у ч е н и к. В отличие от Жуковского, поэзии которого были присущи неопределённость, тревожные предчувствия, туманные видения, Батюшков воспевал радости человеческого бытия, праздничность жизни («Вакханка», «Весёлый час», «Мои Пенаты»). Для русской поэзии начала XIX в. это было новым, неслыханным. «Лёгкая поэзия» внутренне как бы противостояла официальной государственной морали. Это была поэзия не подданного, а свободного человека, поэзия радости, счастья, наслаждения.

Многие стихотворения Батюшкова написаны в форме дружеских посланий, обращённых к узкому кругу друзей, способных разделить его чувства и мысли («К Мальвине», «Весёлый час»). Гармоничность, лёгкость, изящество формы — результат художественного мастерства Батюшкова. «“Лёгкая поэзия” — самое тяжёлое»,— полушутя писал он. Мотивы «лёгкой поэзии» нашли отражение в творчестве многих поэтов первой половины XIX в., в том числе Е. А. Боратынского, П. А. Вяземского, юного А. С. Пушкина.

2) Выразительное чтение
заранее подготовленными учащимися
стихотворения К. Н. Батюшкова «К другу»

3) Аналитическая беседа


• Стихотворение обращено к П. А. Вяземскому — поэту, одному из близких друзей К. Н. Батюшкова и А. С. Пушкина. Какое настроение вызывает это стихотворение?
• Какие вечные проблемы волнуют лирического героя стихотворения?
• Как соотнесены в стихотворении мотивы жизни и смерти? Каково авторское отношение к ним?
• Каковы языковые и стилевые особенности стихотворения? Как в них отражаются особенности романтизма Батюшкова?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа


• Считается, что Г. Р. Державин совершил настоящий «бунт» в царстве жанров. В чём суть этого «бунта»?

• Какие настроения вызвали у вас стихотворения К. Н. Батюшкова? Чем, по-вашему, они похожи на лирику В. А. Жуковского и чем от неё отличаются?

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-миниатюру «Как я познакомился с поэзией А. С. Пушкина и что ценю в ней?».

2. Опережающее задание
Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве А. С. Пушкина (6 учащихся):
«Детство и юность Пушкина (1799–1817)»,
«После Лицея (1817–1820)»,
«Южная ссылка (1820–1824)»,
«Михайловское (1824–1826)»,
«Годы странствий (1826–1830)», «Последние годы жизни (1831–1837)».

Следующий урок: Урок 3. А. С. Пушкин: личность, судьба, этапы творческого пути >>>



1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
 
К. Н. Батюшков. Автопортрет, между 1817–1819 гг.
(Государственный литературный музей).

На этом автопортрете Батюшков написал строки отрывка из поэмы А. Ф. Воейкова «Искусства и науки»
(«Роскошный Батюшков!..
Овидий сладостный, любимец муз Гораций,
Анакреон и ты, вы веруете в граций»).
Отрывок был напечатан в 1819 г. («Вестник Европы», 1819, № 8, стр. 248–255), а сочинен в 1817 г. (этот год выставлен под журнальным текстом отрывка), чем и определяется датировка автопортрета.
Источник: Батюшков К. Н. Полное собрание стихотворений. – М.–Л.: Советский писатель, 1964.




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика