Духовные искания Андрея Болконского в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Толстой Л. Н.
Портрет работы И. Е. Репина, 1887
 
 
 
Андрей Болконский.
Иллюстрации А.В.Николаева к роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
 
 
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Роман-эпопея «Война и мир»


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы»

Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе

Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского

Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова

Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе

Уроки 77-82. Л. Н. Толстой «Война и мир»

Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»


УРОК 74
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».
ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ АНДРЕЯ БОЛКОНСКОГО

Цель:

на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении главных героев романа (Андрея Болконского); способствовать совершенствованию навыков филологического чтения и анализа художественного текста, формированию читательской культуры; пробуждать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.

Оборудование:
учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изученных глав романа; характеризуют Андрея Болконского, выделяя и анализируя отрывки, раскрывающие его духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отношение к герою.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Необходимо ли изучение романа Л. Н. Толстого в наши дни? Какую пользу оно может принести современной молодёжи, современному поколению?

• Какие нравственные, моральные, психологические проблемы современности вы обнаружили в романе Л. Н. Толстого?

• Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л. Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни. Чем вы можете объяснить это?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Джон Голсуорси писал о «Войне и мире»: «Если бы понадобилось назвать роман, соответствующий определению, столь дорогому сердцу составителей литературных анкет: “величайший роман в мире”,— я выбрал бы “Войну и мир”.

В романе “Война и мир” сошлись, пересеклись все самые яркие, все самые значительные силовые поля русской словесности. Главные герои романа — Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья — не просто ключевые персонажи русской классической литературы. Они играют более значимую роль. Их образы превратились в настоящие «опоры» русского национального сознания, приобрели символическое значение. А сама четырёхтомная книга Толстого стала вершиной отечественной культуры “золотого века”»…

«Я буду писать историю людей, более свободных, чем государственные люди, историю людей, живших в самых выгодных условиях жизни, людей, свободных от бедности, от невежества и независимых…» — писал Л. Н. Толстой.

Человек и его душа были предметом творческих исследований Л. Н. Толстого.

Он пристально изучает путь, который проходит человек, стремясь к высокому и идеальному, стремясь познать самого себя. Сам писатель прошёл свой жизненный путь через страдания, от грехопадения к очищению (об этом свидетельствуют его дневниковые записи). Этот опыт он и показал через судьбы своих любимых героев. Любимые и близкие Толстому герои — люди с богатым внутренним миром, естественные, способные к духовному изменению, люди, ищущие свой путь в жизни. К ним относятся Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, Марья Болконская. У каждого героя есть свой путь духовных исканий, который не является прямым и лёгким. Можно сказать, что он напоминает кривую, где есть свои взлёты и падения, радости и разочарования.

Князь Андрей Болконский — одна из самых ярких и самых трагических фигур романа «Война и мир». С первого своего появления на страницах произведения и до смерти от ран в доме Ростовых жизнь Болконского подчинена своей внутренней логике.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

(Учащиеся составляют тезисы.)

Жизненный путь и искания героев

— «Война и мир» — произведение с огромным количеством персонажей (их насчитывается более 500). Героев романа нельзя по традиции разделить условно на отрицательных и положительных. Автор предлагает другой подход: герои не меняющиеся, застывшие и изменяющиеся.

Не меняющиеся
Изменяющиеся
Анна Шерер,
Анатоль Курагин,
Элен Курагина,
князь Василий,
маленькая княгиня
Андрей Болконский,
Пьер Безухов,
Наташа Ростова,
княжна Марья



Такое деление определяется убеждением Л. Н. Толстого о том, что «одно из самых величайших заблуждений при суждениях о человеке в том, что мы называем, определяем человека умным, глупым, добрым, злым, сильным, слабым, а человек есть всё: все возможности, текучее вещество».

В. Днепров в своей книге «Искусство человековедения» пишет: «Чем отличается зло хороших людей от зла людей плохих? Этот, казалось бы, простой вопрос играет важную роль в искусстве Л. Н. Толстого. Притом ответ на него дают не только произведения художника, но и сама жизнь… Зло плохого и хорошего человека отличаются характером реакции на него. Во-первых, хороший человек открыто его признаёт, ставит его пред собой во всей его унизительно сти и постыдности. Он не станет защищаться от зла ложью или выступать его лицемерным адвокатом перед самим собой.

Во-вторых, он будет действовать наперекор этому злу, сознаваясь в своих поражениях и неустанно возобновляя борьбу. Толстой знает, что борьба эта трудна, что каждый раз возникает ситуация, когда зло может вползти в душу неузнанным. Но в сознании должно быть достаточно светло, чтобы распознать его и отвергнуть его делом».

Такой приём изображения героев в форме психологического анализа Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души».

2. Комментированное чтение отрывка из романа (раздаточный материал)

Карточка

• Прочитайте отрывок, выпишите ключевые слова.

КНЯЗЬ АНДРЕЙ
Князь Андрей не только знал, что он умрёт, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчуждённости от всего земного и радостной и странной лёгкости бытия.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивьё, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобождённой от удерживавшего его гнёта жизни распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провёл после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Любовь? Что такое любовь? — думал он. — Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Всё, всё, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Всё есть, всё существует только потому, что я люблю. Всё связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть — значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику. Да, это была смерть. Я умер — я проснулся. Да, смерть — пробуждение!

Ключевые слова

• Андрей Болконский
• Вечная любовь
• Всех любить
• Любовь мешает смерти
• Любовь — жизнь
• Любовь — Бог
• Вечный источник
• Смерть — пробуждение

3. Постановка и решение проблемных вопросов

• Какими тремя понятиями определяется ценность человека?

• Какие черты характера члена семьи Болконских особенно близки Толстому?

• На чём основана семейная близость Болконских?

4. Исследовательская работа: путь духовных исканий князя Андрея Болконского (в группах)

1-я группа — «биографы» князя Андрея — выстроить жизненный путь героя.

2-я группа — «наблюдатели» — определить приёмы, используемые автором для развития образа Андрея Болконского.

5. Составление таблицы «Духовные искания Андрея Болконского»
(запись в тетрадях)
Духовные искания Андрея Болконского
Лучшие минуты жизни
Что меняется в герое
Небо под Аустерлицем
Начинает понимать ничтожность «мелкого тщеславия» Наполеона в сравнении с тем «высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял»
Князь осознал великую истину — жизнь есть абсолютная ценность. Ощутил свою связь с бесконечностью: «Ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего»
Открытие богатства мирной жизни
Вернувшись из французского плена, Болконский узнаёт о смерти жены. В его памяти навсегда останется «мёртвое укоризненное лицо» маленькой княгини. С этого момента князь Андрей будет мучиться мыслями о пренебрежении, с которым относился к жене, поймёт и осознает ценность семейного счастья, радости обыденной жизни среди родных людей: отец, сестра, сын Николенька
Князь раскаивается в своих честолюбивых мечтаниях, в его душе начинают превалировать естественные потребности любви и добра
Встреча с Пьером в Богучарове
«Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась, хотя во внешности та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь». Пьер «заражает» князя Андрея своей верой в людей, в жизнь не только земную, а и вечную, в Бога
Князь Андрей принимает некоторые из убеждений Пьера, оказывающие на Болконского благотворное влияние. Теперь уже князь может себе признаться: «Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: “Господи, помилуй меня”»
Встреча с Наташей Ростовой в Отрадном
Возвращается к «живой жизни», начинает ощущать радость общения с большим миром, людьми. В этом состоянии князь Андрей спешит войти в близкие ему сферы государственной деятельности, сходится со Сперанским
Эмоциональность Наташи, её искренность и восторг дают толчок к душевному возрождению князя
Любовь к Наташе Ростовой
Меняет своё отношение к Сперанскому, которого уже начал почитать за кумира, замечает в себе пренебрежение к делу, которым так раньше интересовался: «Разве это может сделать меня счастливее и лучше?»
Князь становится счастливее и лучше от того чувства, которое пробуждает в его душе Наташа Ростова
Участие в войне 1812 г.
В армии князь — заботливый и внимательный командир. Он отказывается от предложения служить в штабе армии, его не волнуют мечты о личной славе. Солдаты называют его «наш князь»
Во время Бородинского сражения Болконский исполняет свой долг, им движет не желание личной славы, а чувство чести офицера, ненависть к врагу, разорившему его родную землю, его Лысые Горы
Прощение Анатоля Курагина
Увидев, как ампутируют ногу Анатолю Курагину, князь испытал искреннее сочувствие к боли и страданиям этого человека: «Распустился… цветок любви весной, свободной, независимой от этой жизни…»
Возрождение любви к Наташе Ростовой
После тяжёлого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «…он в первый раз представил себе её душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней»
Смерть Андрея Болконского
«Чем больше он в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провёл после своей раны, вдумывался в новое, открытое начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило — никого не любить, значило — не жить этою земною жизнью»
Судьба Андрея Болконского — это путь человека, совершающего ошибки и способного искупить свою вину, стремящегося к нравственному совершенству. Приобщение к чувству вечной любви возродило в князе Андрее силу духа, и он совершил самое трудное, по Толстому, дело — умер спокойно и достойно


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя.


— Нелёгок путь героев Л. Н. Толстого к искренним чувствам, стремлениям, не подверженным ложным законам общества. Такова дорога чести Андрея Болконского.

Не сразу он открывает для себя истинную любовь к Наташе, скрываемую за маской лживых представлений о чувстве собственного достоинства; трудно даётся ему прощение Курагина, «любовь к этому человеку», которая всё же наполнит «его счастливое сердце». Перед смертью Андрей обретёт «любовь, которую проповедовал Бог на земле», но жить на этой земле ему уже не суждено.

Долог был путь Болконского от поисков славы, удовлетворения своего честолюбия к состраданию и любви к ближним, он прошёл этот путь и дорого заплатил за него — жизнью.

VI. Домашнее задание

Подготовиться к исследовательской работе на тему «Путь духовных исканий Пьера Безухова» (с опорой на текст романа).

Следующий урок: Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
Наташа Ростова и Андрей Болконский в Мытищах.
Акварель Л. О. Пастернака
 
Пьер и Андрей на пароме.
Иллюстрации А.В.Николаева к роману Л.Н.Толстого "Война и мир"
(сайт "К уроку литературы")

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика