Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Толстой Л. Н.
Портрет работы И. Е. Репина, 1887
 
 
 
Девочки Ростовы. Первый бал.
Иллюстрация А. В. Николаева к роману «Война и мир». 1968 г.
 
 
 
Бал. Глава из книги Ю.М.Лотмана
"Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Роман-эпопея «Война и мир»


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы»

Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе

Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского

Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова

Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе

Уроки 77-82. Л. Н. Толстой «Война и мир»

Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»


УРОК 76
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».
ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ

Цель:

на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования; создать условия для исследовательского чтения и раскрытия женских образов романа; способствовать совершенствованию навыков чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.

Оборудование:
учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изученных глав романа; характеризуют женские образы, выделяя и анализируя отрывки, раскрывающие духовные искания и жизненную позицию героинь; раскрывают авторское отношение к ним; сопоставляют; оценивают их поступки и поведение.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Вводно-ориентировочная беседа


• С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы ХIХ в.?

• Каков идеал женщины у И. С. Тургенева, А. С. Пушкина? Как эти писатели представляли её роль в обществе?

• А какой, на ваш взгляд, женский образ ближе Л. Н. Толстому?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир» — произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нём исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. Женская тема занимает важное место в романе-эпопее.

На одном из полюсов художественного исследования находятся многочисленные типы великосветских красавиц, хозяек великолепных салонов в Петербурге и Москве — Элен Курагиной, Жюли Карагиной, Анны Павловны Шерер, а на другом — искренние, великодушные, чистые душой и сердцем Наташа Ростова, княжна Марья, Софья.

Женскими характерами Толстой описал сложность человеческой натуры, особенности отношений между людьми, в семье, браке, материнстве, счастье.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— Вам уже известно, что особенности манеры изображения внутреннего мира героев Л. Н. Толстым Н. Г. Чернышевский назвал «диалектикой души», имея в виду развитие, основанное на внутренних противоречиях.

Противоречива и непостоянна женская натура в изображении писателя, но он ценит и любит в ней хранительницу очага, основу семьи; нравственные высокие начала: доброту, простоту, бескорыстие, искренность; связь с народом, понимание проблем общества (патриотизм); естественность; движение души. С этих позиций он и подходит к своим героиням, относясь к ним неоднозначно.

Что же можно сказать о героинях романа по авторскому отношению к ним? Излишняя эмансипированность, по мнению Толстого, приводит женщину к неправильному пониманию собственной роли. В салонах Элен и Анны Павловны Шерер звучат политические споры, суждения о Наполеоне, о положении русской армии… Таким образом, великосветские красавицы утратили главные черты, которые присущи настоящей женщине. Напротив, в образах Сони, княжны Марьи, Наташи Ростовой сгруппированы те черты, которые составляют тип «женщины в полном смысле».

Вместе с тем Толстой не пытается создавать идеалы, а берёт жизнь так, как она есть. Женская духовность заключается не в интеллектуальной жизни, не в увлечении Анны Павловны Шерер, Элен Курагиной, Жюли Карагиной политическими и другими мужскими вопросами, а исключительно в способно сти к любви, в преданности семейному очагу. Дочь, сестра, жена, мать — вот основные жизненные положения, в которых раскрывается характер любимых героинь Толстого.

2. Словарная работа

• Распределите данные слова, соотнося их с разными героинями романа.

Тщеславие, высокомерие, любовь, милосердие, лицемерие, ненависть, ответственность, совесть, бескорыстие, патриотизм, великодушие, карьеризм, достоинство, скромность, позёрство.

3. Аналитическая беседа по образу Наташи Ростовой (с опорой на текст романа)

Комментарий.
Следует остановиться на одном образе, рассмотрев его подробно, а остальные дать в сопоставлении с ним.
Ссылки на текст романа (сайт "К уроку литературы")

• Что почувствовал в Наташе князь Андрей? (Эпизод «Первый бал Наташи»: т. 2, ч. 3, гл. 15–17)

• Чем привлекла Наташа князя Андрея? Что он сумел в ней увидеть и почувствовать?

• Почему именно с ней связал Андрей свои надежды на будущее? (Эпизод «Наташа у дядюшки»: т. 2, ч. 4, гл. 7)

• Истинная красота души и народный дух в песне дядюшки и в пляске Наташи. Как в этом эпизоде раскрывается характер Наташи?

• Сравните поведение Наташи в театре с поведением Элен на вечере у А. П. Шерер (т. 2, ч. 5, гл. 8–10)

• Как меняется Наташа под влиянием Элен? (Эпизод «Наташа в период духовного кризиса»: т. 3, ч. 1, гл. 17)

• Какие качества Наташи раскрываются в сцене передачи подвод раненым (т. 3, ч. 3, гл. 16)?

• Зачем Толстой соединяет Наташу и раненого Андрея (т. 3, ч. 3, гл. 31–32)?

• Какая духовная сила заключена в Наташе, помогающей матери после смерти Пети (т. 4, ч. 4, гл. 2)?

• Как воплотилась идея Толстого о месте женщины в обществе в образе Наташи? (Эпизод «Семейное счастье»: эпилог, ч. 1, гл. 10–12).

4. Словесное рисование:
создание портрета «Наташа глазами Андрея и Пьера»
(работа в парах)

5. Составление обобщающей таблицы
«Особенности характера Наташи Ростовой»

(запись в тетрадях)
Особенности характера Наташи Ростовой
Особенности характера героини
Как проявляются
Полнота жизни, поэтичность натуры, обострённая чуткость, внимательность
Искренность, естественность в обращении с родными; восторг при виде красоты окружающего мира, умение бессознательно передать ощущение красоты другим; чувство эмпатии, которое проявляется в умении понять состояние других людей и прийти им на помощь (пример с Соней, матушкой, братом, Денисовым и т. п.)
Народные, национальные черты в характере Наташи
Танец Наташи во время охоты, особая манера петь, решение Наташи отдать подводы раненым во время отступления из Москвы
Ошибки, цена испытаний
Испытание разлукой с князем Андреем Наташа не выдерживает. Ей необходимо любить и она верит в чистоту и искренность чувств Анатоля Курагина. Когда обман раскроется, Наташа будет долго болеть — ценой этой ошибки могла стать даже жизнь героини
Наташа — воплощение любви
Любовь преображает Наташу. Её взрослая любовь к князю Андрею меняет не только её внешность, но и вносит изменения в характер. Всё существо героини не может находиться в состоянии покоя, невлюблённости. Сила любви Наташи способна преображать души других людей. Такому воздействию подвергается князь Андрей, которого Наташа возвращает к жизни, помогает понять своё истинное назначение. Любовь Наташи к Пьеру даёт герою возможность разобраться в себе и понять смысл жизни. Своим детям Наташа подарит радость познания материнской любви
На примере своей героини Толстой раскрывают одну из своих заветных идей: любовь действительная ведёт к истине, чувственная страсть, принятая за любовь, ведёт к неправде



6. «Умники и умницы»: сопоставительная работа (в группах)

• Составьте таблицу сравнительных характеристик женских образов романа.
(запись в тетрадях)
Таблица
сравнительных характеристик женских образов романа
Персонаж
Наташа Ростова
Марья Болконская
Элен Курагина
Манера поведения
      
      
      
Черты характера
      
      
      
Отношение к окружающим
      
      
      
Жизненные цели
      
      
      
Пересечение жизненных
целей и интересов
      
      
      


7. Постановка и решение проблемных вопросов

• Как Толстой представляет красоту «истинную» и красоту «ложную»?

• Почему Толстой отдал Наташу именно Пьеру, а Марью — Николаю?

• Почему Наташа — это идеал женщины, по Толстому?

8. Общие выводы (формулируются коллективно с помощью учителя)

— Трудно найти более разных людей, чем Наташа и Марья, когда они впервые появляются на страницах романа.

По-детски непосредственная, жизнерадостная, лёгкая в общении, легкомысленная и влюбчивая Наташа с первой же встречи располагает к себе окружающих. Всегда печальная, тихая и задумчивая княжна Марья, напротив, совершенно не умеет нравиться. Наташа минуты не может пребыть в одиночестве. Она привыкла быть в центре внимания, быть всеобщей любимицей. Марья же о себе говорит: «Я… всегда была дикарка… Я люблю быть одна…». Влюбчивость Наташи не знает границ. До истории с Курагиным нельзя найти момент её жизнеописания, когда бы она не была ни в кого хоть немножко влюблена. Борис Друбецкой, учитель, блистательный Василий Денисов, опять Борис, но уже красавец-адъютант, наконец, князь Андрей.

Марья созревает для своей любви постепенно, долго, как бы боясь её и не веря в её возможность. Наташа идёт к своей настоящей любви через множество увлечений, Марья — в скромном одиночестве. Княжна Марья Болконская во многом не похожа на Наташу Ростову. В то время как Наташа живёт преимущественно сердцем, княжна Марья, привыкшая к одиночеству, любит размышлять. Насколько Наташа жизнерадостна и экспансивна, настолько княжна Марья робка и сдержанна. Наташа ищет личного счастья, а княжна Марья видит своё назначение в отречении и жертве. Наконец, насколько Наташа внешне ярка и обаятельна, настолько княжна Марья не отличается красотой; только когда её лучистые глаза загораются под влиянием какого-либо сильного чувства, она становится прекрасной.

Но уже и при первом знакомстве с героинями можно заметить в них общие черты: любовь к людям и искренность. Наташа, не задумываясь, пожертвовала богатствами московского дома Ростовых ради спасения раненых. И княжна Марья бросает имение на произвол судьбы при приближении французов. Когда родине грозит опасность, в ней просыпаются фамильные черты — гордость, мужество, твёрдость. Так было в Богучарове, когда компаньонка-француженка предложила ей остаться в имении и довериться милости французского генерала, милости врагов России. И «хотя для княжны Марьи было всё равно, где бы ни оставаться и что бы с ней ни было, но она чувствовала себя вместе с тем представительницей своего покойного отца и князя Андрея. Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами».

И ещё одна черта роднит Наташу и княжну Марью. Княжна Марья выходит замуж за Николая Ростова, и Толстой, рисуя их семейную жизнь, говорит о счастье, которое она, как и Наташа, нашла в семье.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Что ценит Толстой в человеке, в чём видит подлинную красоту и счастье? Каков его нравственный идеал?

• Каких героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого, вы можете назвать?

• Каково значение образа Наташи Ростовой в романе?

• Что сближает и что разъединяет Наташу Ростову и Марью Болконскую?

• К чему стремилась княжна Марья на протяжении всего романа? Нашла ли она своё счастье?

• Какие нравственные идеалы воплотил Толстой в образе Марьи Болконской?

2. Заключительное слово учителя

— Очень справедливо мнение Василия Ключевского о том, что «высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни. В этом и состоит задача литературы, её высший смысл…»

На примере нравственного поиска центральных героев автор романа помогает читателю научиться выделять в своей жизни самое главное, направлять свои силы и таланты в нужное русло. Изображая современное для своей эпохи общество, Лев Толстой чётко разделяет его представителей на тех, кто постоянно в поиске, кого не удовлетворяют общепринятые нормы поведения, кто не останавливается на достигнутом и постоянно совершенствует свою душу, и тех, кто плывёт по течению и боится свернуть в сторону, заглянуть вглубь себя, кто поддаётся установленным жизненным правилам.

Именно поэтому такие герои, как Андрей и Марья Болконские, Пьер Безухов, Наташа и Николай Ростовы, являющие собой лучших людей, рождённых в благородных русских дворянских семьях, чётко противопоставлены семейству Курагиных, Борису Друбецкому, полковнику Бергу и многим другим представителям светского общества.

VI. Домашнее задание

Подготовиться к аналитической работе в группах на тему «“Мысль семейная” в романе “Война и мир”».

Подобрать цитатный материал к характеристике семей Болконских, Ростовых, Бергов, Курагиных.

Следующий урок: Л. Н. Толстой «Война и мир». «Мысль семейная» в романе. Семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 
Наташа на балу. Иллюстрация к роману «Война и мир».
Акварель Л. О. Пастернака. 1893 г.
 
Наташа Ростова и Андрей Болконский в Мытищах.
Акварель Л. О. Пастернака

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика