Духовные искания Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Уроки литературы в 10 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Толстой Л. Н.
Портрет работы И. Е. Репина, 1887
 
 
 
 
 
 
 
Дуэль. Глава из книги Ю.М.Лотмана
"Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века)"
 
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Роман-эпопея «Война и мир»


Уроки литературы в 10 классе[1]
 

Уроки 71-72. Л. Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. «Севастопольские рассказы»

Урок 73. Л. Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе

Урок 74. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Андрея Болконского

Урок 75. Л. Н. Толстой «Война и мир». Духовные искания Пьера Безухова

Урок 76. Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе

Уроки 77-82. Л. Н. Толстой «Война и мир»

Урок 83. Урок развития речи. Контрольное сочинение по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»


УРОК 75
Л. Н. ТОЛСТОЙ.
РОМАН-ЭПОПЕЯ «ВОЙНА И МИР».
ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ПЬЕРА БЕЗУХОВА

Цель:

на материале романа раскрыть психологический процесс становления человеческой личности и её совершенствования, путь духовных исканий Пьера Безухова; способствовать совершенствованию навыков чтения и анализа художественного текста; воспитывать интерес к духовному миру личности; способствовать воспитанию читательской культуры.

Оборудование:
учебник, текст романа «Война и мир», иллюстрации к роману, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся знают содержание изученных глав романа; характеризуют Пьера Безухова, выделяя и анализируя отрывки, раскрывающие его духовные искания и жизненную позицию; раскрывают авторское отношение к герою.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Как вы понимаете высказывание Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то тёплая. Каждый человек носит в себе зачатки всех свойств людских и иногда проявляет одни, иногда другие…»? (Л. Н. Толстой «Воскресение»)

• Читая роман, вы, конечно же, обратили внимание на то, что Л. Н. Толстой далеко не у всех героев показывает процесс их внутренней жизни. Чем вы можете это объяснить?

• Назовите героев романа, отвечающих нравственному идеалу Толстого.

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя


— В романе-эпопее «Война и мир» Л. Н. Толстой отразил множество больших и малых проблем из жизни русского общества начала XIX в. Поиски смысла жизни, истинный и ложный героизм, любовь и ненависть, жизнь и смерть — вот проблемы, встающие перед главными героями романа. И каждый решает их по-своему.

Одним из любимых героев писателя является Пьер Безухов. Он появляется на первых же страницах «Войны и мира» в салоне Анны Павловны Шерер. Молодой человек, нелепый и непривлекательный, «толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками». Большой и неуклюжий, он никак не вяжется с изящной обстановкой салона, смущает и шокирует окружающих. Анну Павловну страшит взгляд юноши: умный, робкий, наблюдательный, естественный. Таков Пьер, незаконнорождённый сын русского вельможи…

Многое вначале нам кажется в Пьере странным: воспитывался в Париже — и не умеет вести себя в обществе. И лишь позже мы поймём, что непосредственность, искренность, горячность — суть Пьера. Ничто и никогда не заставит его изменить себя, жить по общей, усреднённой форме, вести бессмысленные разговоры. Образ Пьера — центральный во всей образной системе романа. И, прежде всего, потому, что он был в центре сюжета первоначального замысла книги о декабристе, вернувшемся из ссылки. Как и другие герои Толстого, Пьер пройдёт свой путь «от Наполеона к Кутузову». Этот путь отмечен не меньшими ошибками и заблуждениями, чем путь князя Андрея…

IV. Работа над темой урока

1. Комментированное чтение отрывка из романа
(раздаточный материал)

Карточка

• Прочитайте отрывок, выпишите ключевые слова.

ПЬЕР БЕЗУХОВ

То самое, чем он прежде мучился, чего он искал постоянно, цели жизни, теперь для него не существовало. Эта искомая цель жизни теперь не случайно не существовала для него только в настоящую минуту, но он чувствовал, что её нет и не может быть. И это-то отсутствие цели давало ему то полное, радостное сознание свободы, которое в это время составляло его счастие.
Он не мог иметь цели, потому что он теперь имел веру — не веру в какие-нибудь правила, или слова, или мысли, но веру в живого, всегда ощущаемого Бога.
Прежде он искал его в целях, которые он ставил себе. Это искание цели было исканием Бога; и вдруг он узнал в своём плену не словами, не рассуждениями, но непосредственным чувством то, что ему давно уж говорила нянюшка: что Бог вот он, тут, везде.
Он испытал чувство человека, нашедшего искомое у себя под ногами, тогда как он напрягал зрение, глядя далеко от себя. Он всю жизнь свою смотрел туда куда-то, поверх голов окружающих людей, а надо было не напрягать глаз, а только смотреть перед собой.
Теперь же он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всём, и потому естественно, чтобы видеть его, чтобы наслаждаться его созерцанием, он бросил трубу, в которую смотрел до сих пор через головы людей, и радостно созерцал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив.
Прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? теперь для него не существовал. Теперь на этот вопрос — зачем? — в душе его всегда готов был простой ответ: затем, что есть Бог, тот Бог, без воли которого не спадёт волос с головы человека.

Ключевые слова

• Пьер Безухов
• Цель жизни
• Свобода
• Счастье
• Вера
• Живой Бог
• Непосредственное чувство
• Бог велик, бесконечен
• Непостижимая, бесконечная жизнь

2. Исследовательская работа: путь духовных исканий Пьера Безухова (в группах)

1-я группа — «биографы». Выстройте жизненный путь героя.

2-я группа — «наблюдатели». Определите авторские приёмы, используемые для развития образа Пьера.

3-я группа «аналитики». Обдумайте ответ на проблемный вопрос: «Почему наступает разочарование Пьера в масонстве?».

Ориентировочный ответ на проблемный вопрос

— Пьер убеждается, что масоны вступали в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми, которых там было много. Он не принимает мысли о социальном преобразовании общества, хотя и видит социальную несправедливость мира. Толстой приводит Пьера к мысли о непротивлении злу насилием.

Революционному переустройству противопоставляет абстрактную проповедь «добра и истины». Но истина Пьеру только приоткрывается. И чем дальше, тем болезненнее Пьер ощущает лживость большинства масонов, несовпадение их светской мелочной жизни с провозглашёнными общечеловеческими идеалами. Иосиф Баздеев навсегда для Пьера останется нравственным авторитетом, само масонство перестаёт отвечать духовным запросам Пьера. Сделанные Пьером шаги на социальном поприще в заданном масонами направлении оказались неудачными, он терпит поражение, затеяв реформу в своих имениях, сталкивается с обманом в практических шагах. Примирение с Элен, на которое он пошёл под масонским влиянием, ни к чему хорошему не приводит.

Пьер переживает замкнутость и одиночество в мире нравственных проблем и собственных преобразований. Его непрактичность, доверчивость и бессистемность обрекают земельный эксперимент на провал. К Пьеру приходит глубокое осознание своих ошибок. Он вновь оказывается в жизненном тупике.

3. Составление таблицы «Духовные искания Пьера Безухова» (запись в тетрадях)

5. Составление таблицы «Духовные искания Пьера Безухова»
(запись в тетрадях)
Духовные искания Пьера Безухова
Совершаемые ошибки
Состояние героя
Дружба с Анатолем Курагиным и Долоховым
Добродушный, доверчивый, наивный и горячий, Пьер позволяет втянуть себя в приключения, которые не столь безобидны, как могут показаться на первый взгляд
Женитьба на Элен
Оказывается бессилен противостоять коварству и лживости князя Василия, который женит его на своей дочери по расчёту. Осознав совершённую ошибку. Пьер винит только себя во всём случившемся
Дуэль с Долоховым
Переломное событие в жизни Пьера. Заставила Пьера задуматься и понять, что он живёт по чужим правилам, вынужден обманывать самого себя. После дуэли Пьер стремится повернуть свою жизнь в иное нравственное русло
Масонство
Пьер не сразу понял, что в масонстве присутствует то же лицемерие, карьеризм, увлечение внешними атрибутами обрядов, что и в светских салонах
Пьер перечёркивает своё прошлое, но он ещё не знает, каким будет его будущее. Период отрицания прошлого, тоски и недоумения перед противоречиями жизни. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть? Для чего жить и что такое я…» — вот вопросы, перед которыми вновь оказывается герой
Поиски идеала, стремление разобраться в себе и определить цель жизни
Даёт возможность обрести на некоторое время — согласие с миром и собой, а навсегда — знание важности вечных вопросов бытия. В масонстве Пьера привлекает идея необходимости нравственного очищения мира и человека, потребность человека в личном совершенствовании. К Пьеру приходит вера в Бога как в существо «вечное и бесконечное во всех своих свойствах, всемогущее»
Участие в Бородинском сражении
Пробуждает в герое желание участвовать в жизни, быть полезным обществу и стране. В герое рождается чувство родственной связи с каждым, кто носит в себе «скрытую теплоту патриотизма». Ощущение счастья от единства с людьми в общей беде, в ожидании времени изгнания врага. Пьер решает для себя в этот момент, что самое главное сейчас «солдатом быть, просто солдатом! Войти в общую жизнь всем существом»
Идея убить Наполеона
Это смелое, хотя и немного нелепое решение стать убийцей Наполеона приходит к Пьеру под влиянием тех новых чувств, которые он испытал на Бородинском поле
Возрождение любви к Наташе Ростовой
После тяжёлого ранения переживает страстное желание жить. Именно в эти минуты возвращается к нему любовь к Наташе Ростовой. Но это уже другое чувство: «…он в первый раз представил себе её душу. В первый раз понял всю жестокость разрыва с ней»



4. «Умники и умницы»: сопоставительная работа (в парах)

• Проведите сопоставительный анализ жизненных путей Андрея Болконского и Пьера Безухова. Чем они похожи и чем отличаются друг от друга эти герои?

Ориентировочный ответ

— Андрей отличается от Пьера трезвым, государственным умом, практической цепкостью, способностью довести намеченное дело до конца, сдержанностью, самодисциплиной и собранностью, силой воли и твёрдостью характера. Однако говорить о том, что эти герои не имеют общего, было бы неправильно, ведь их многое объединяет. Они остро чувствуют фальшь и пошлость, они высокообразованны, умны, независимы в своих суждениях и в целом близки по духу.

Пьеру и Андрею интересно вместе. Андрей может быть откровенен только с Пьером. Он изливает душу и доверяет только ему. А Пьер способен верить только Андрею, которого он безгранично уважает. Но герои эти мыслят по-разному, их мировоззрения совсем не похожи. Если Андрей — рационалист, то Безухов — натура непосредственная, способная остро чувствовать и переживать.

Андрей и Пьер постоянно ищут смысл жизни. В силу полярности характеров, взглядов на жизнь, эти герои проходят разные жизненные пути. Пути их духовных исканий тоже различны. В то время, как Андрей ищет наполеоновскую славу на войне, будущий граф Безухов, не зная, куда девать энергию, забавляется в компании Долохова и Курагина, проводя время в кутежах и развлечениях.

Осознав всю порочность и бессмысленность жизни, Пьер уходит в масонство с твёрдым желанием духовного перерождения. Ему кажется, что он нашёл свой смысл жизни. И в этом есть изрядная доля правды. Пьер жаждет деятельности и решает облегчить участь крепостных. Он говорит: «Когда я живу, по крайней мере, стараюсь жить для других, я начинаю понимать счастье жизни». Этот вывод станет для него главным на всю жизнь, хотя он разочаруется и в масонстве, и в своей хозяйственной деятельности.

Пьер, узнавший смысл жизни, побывавший в плену, помог возродиться своему другу Андрею, поддержал его в трудную минуту. Под влиянием Пьера и Наташи князь Андрей вернулся к жизни. Его деятельной натуре нужен размах, и Болконский с энтузиазмом принял участие в работе комиссии Сперанского.

Позже, осознав, что она бесполезна для народа, князь Андрей разочаруется в государственной деятельности, как Пьер в масонстве.

Жизненные пути Пьера Безухова и Андрея Болконского типичны для лучшей части дворянской молодёжи того времени.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа


• В чём особенности психологизма Л. Н. Толстого? Приведите примеры.

• Что такое «диалектика души»?

• В чём выражается путь исканий Пьера Безухова?

• Какую роль в судьбе Пьера играет Платон Каратаев?

VI. Домашнее задание

Подготовиться к исследовательской работе по теме «женские образы в романе “Война и мир”»: раскрыть сущность нравственной красоты человека на примере образов Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Прочитать соответствующие главы романа, подготовиться к характеристике героинь романа по плану:

а) портрет;
б) поступки;
в) отношение к семье и детям;
г) отношение автора к героиням;
д) ваше отношение к героиням.

Следующий урок: Л. Н. Толстой «Война и мир». Женские образы в романе >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Г. Фефилова. — М.: АСТ, 2016. — 445 с. (вернуться)

 

 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика