А. А. Блок: жизнь, творчество. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 Блок А. А.
 
А. А. Блок.
Петербург, январь 1907 г.
 
А. А. Блок.
Петербург, весна 1898 г.
Фотограф Е. Мрозовская
 
 
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК
(1880 – 1921)


5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]



Урок № 25. А. А. Блок: жизнь, творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

Урок № 26. Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока. Развитие понятия об образе-символе

Урок № 27. Тема Родины в лирике А. А. Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом»

Урок № 28. А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» – принятие судьбы или вызов поэта времени?

Урок № 29. А. А. Блок. Сложность художественного мира поэмы «Двенадцать»


УРОК № 25
Тема.
А. А. Блок: жизнь, творчество.
Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»


Цель: ввести учащихся в поэтический мир А. А. Блока, раскрыть сложность и драматизм жизненного и творческого пути; помочь оценить глубочайшую искренность поэта и осознать важность твёрдой жизненной позиции в судьбе человека; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: тексты стихотворений А. А. Блока, портрет поэта, иллюстрации к стихотворениям, раздаточный материал для работы в группах, аудиозапись «Прелюдии соль мажор» С. В. Рахманинова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся самостоятельно готовят выступления о творчестве А. А. Блока; выразительно читают и комментируют стихотворения, раскрывая их художественное своеобразие; анализируют стихи, отмечая их принадлежность к определённому художественному течению; интерпретируют избранные стихотворения; принимают участие в аналитической работе в группах.

Блока я считаю не только величайшим поэтом первой четверти XX в., но и человеком-эпохой, то есть самым характерным представителем своего времени.
А. А. Ахматова


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа


• Дайте характеристику основных течений русского модернизма. Что объединяет символизм, акмеизм и футуризм как литературные течения?
• Перечислите основные программные работы, литературные манифесты русских футуристов. В чём смысл их полемики с реалистической литературой?
• Как проявляется в ранней поэзии Игоря Северянина общественный индифферентизм лирического героя? Каким видит мир северянинский герой? Что в этом мире привлекает его внимание?
• Прокомментируйте строки из стихотворения Игоря Северянина «Что нужно знать?»:
…увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить?
Россию нужно заслужить!

2. Слушание нескольких сообщений учащихся
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Александр Блок — выдающееся явление в русской поэзии. Его образы-символы многозначны и глубоки, они не поддаются прямой расшифровке, их постижение требует определённой читательской культуры. Но усилия не будут потрачены даром. Перед читателем откроется богатый мир души поэта, трагически переживающей несовершенство окружающей жизни, отрицающей всё низкое, пошлое, «страшное» и стремящейся к утверждению прекрасных, высоких идеалов (обращение к эпиграфу урока).

«Жизнь Александра Блока, казалось бы, небогата событиями. Он родился и вырос в семье, принадлежавшей к верхам русской академической интеллигенции. Домашнее образование, гимназия и университет последовательно обозначили детство, отрочество и юность поэта. К нему рано пришла известность.

В начале зрелости он уже был автором многих блестящих стихотворений, поэм, пьес. Жизнь его текла без внешних потрясений и катастроф.

Откуда же такой размах творчества, бесконечная глубина его поэзии? Александр Блок жил в эпоху войн и революций, тютчевская формула о роковых минутах мира может быть полностью отнесена к нему. Поэтическое бытие Блока вобрало в себя отголоски Порт-Артура и Цусимы, громы и раскаты Первой мировой и Гражданской войны. Оно освещалось всполохами 1905 г., заревами Февральской и Октябрьской революций. Все эти эпохальные события отложились в душе поэта, заставили тревожней биться сердце, зажгли взгляд провидческим вдохновением и пророческой мудростью…» (С. С. Наровчатов)

IV. Работа над темой урока

1. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве А. А. Блока

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Учащиеся составляют хронологическую таблицу.

2. «В литературно-музыкальном салоне»:
инсценизация Звучит «Прелюдия соль мажор» С. В. Рахманинова.


Выходят двое ведущих: юноша и девушка.

1 - й  в е д у щ и й.
1898 год. Юный поэт только что окончил гимназию. Ему шёл 18-й год. (Проецируется портрет А. А. Блока.) Он был очень красивым: высокий, стройный, с вьющимися пепельными волосами и огромными зеленовато-серыми глазами, со сдержанными, точными движениями. Любимое Шахматово. После напряжения гимназических экзаменов какое удовольствие скакать на лошади, часами бродить по любимым местам! В нескольких верстах от Шахматово — имение Д. И. Менделеева. Во время одной из прогулок Блок вспомнил, что жена учёного приглашала его навестить их летом в усадьбе, и повернул коня в Боблово.

2 - й  в е д у щ и й.
О том, что произошло дальше, есть очень краткие и неточные заметки Блока и подробный рассказ Любови Дмитриевны, записанный много лет спустя.

«…Фруктовый сад. Розовая девушка, лепестки яблони…» — эта скупая запись скрывает картину, навсегда оставшуюся в душе поэта. Безоблачный жаркий июньский день, большой, буйно цветущий фруктовый сад, лепестковая метель. И в этом бело-розовом кипении — сидящая на скамейке девушка в розовом платье, с тяжёлой золотой косой.

Та же встреча глазами «розовой девушки», Любови Дмитриевны Менделеевой: «Меж листьев сирени мелькает белый конь, которого уводят на конюшню, да невидимо внизу звенят по каменному полу террасы быстрые, твёрдые, решительные шаги. Сердце бьётся тяжело и глухо. Предчувствие? Или что? Но эти удары сердца я слышу и сейчас, и слышу звонкий шаг входившего в мою жизнь».

1 - й  в е д у щ и й.
Блок стал бывать в Боблове почти ежедневно. У юного поэта и весёлой молодежи, заполнявшей этот дом, нашлось общее увлечение: театр. Здесь давно уже хотели поставить спектакль, но не было партнёра на мужские роли. Блок уговорил ставить свою любимую пьесу: «Гамлет» Шекспира. Тут же распределили роли: Гамлет — Блок, Офелия — Люба Менделеева. Начались репетиции, подготовка костюмов.

27 июля было написано Блоком первое стихотворение, продиктованное чувством к Любови Дмитриевне. Всего стихов, ею навеянных, ей посвящённых, будет более 800. Но это впереди. А пока никто не знает, что розовощёкой и золотоволосой девушке суждена трудная и благородная судьба — стать музой, женой, Прекрасной Дамой великого поэта России.

Не знает об этом и она сама, хотя уже почувствовала влечение к юному Блоку. Люба застенчива и неприступна. Ни одного слова о любви. Отношения между ними были полны полунамёков, полутайн. Люба скоро стала замечать, что Блок окружает её «кольцом внимания. Но как всё это было не только не сказано, как всё это было замкнуто, сдержано, не видно, укрыто. Всегда можно сомневаться, да или нет? Кажется или так и есть?»

2 - й  в е д у щ и й.
Но вот и день спектакля, 1 августа. Театром стал просторный сенной сарай, переодевались и гримировались в доме и уже в костюмах, «в образе», бежали через сад к театру. Собралось более 200 зрителей: знакомые, родственники, окрестные крестьяне.

Сохранившиеся фотографии (проецируют) помогают нам увидеть юных и прекрасных Гамлета и Офелию: его, в чёрном берете, колете, со шпагой, золотой цепью на шее, и её, в длинном платье, с распущенными золотыми волосами, падающими ниже колен, с венком на голове и снопом полевых цветов в руках.

На следующий день было написано стихотворение «Воспоминание о “Гамлете”» с посвящением Любови Дмитриевне Менделеевой и с эпиграфом: «Тоску и грусть, страданья, самый ад — всё в красоту она преобразила…». Воспоминания об этом дне, тема Гамлета и Офелии пройдут через всю жизнь Блока.

1 - й  в е д у щ и й.
Осенью встречи стали реже, вовсе прекратились, потом начались вновь. Блок уже студент юридического факультет Петербургского университета (впоследствии перевёлся на филологический). Любовь Дмитриевна заканчивает гимназию, чтобы потом поступить на Высшие женские курсы, драматические курсы, ибо мечтает стать актрисой.

Но особое состояние души поэта, которое и называется любовью, продолжается. В течение пяти лет, с 1898-го по 1904 гг., героиней стихотворений Блока неизменно остается Она. Это «Она» хочется говорить и писать с большой буквы, так же, как с большой буквы написаны слова в заглавии центрального сборника стихов этих лет — «Стихи о Прекрасной Даме». Это название сразу напоминает время средневекового рыцарства, возвышенные характеры, верное служение мечу, шпаге и ей, Прекрасной Даме. Прекрасная Дама блоковских стихов — образ очень сложный.

В ту пору юный поэт увлекался философией и творчеством поэта-мистика В. С. Соловьёва, и прежде всего его идеей Вечной Женственности. В ином, высшем, неземном мире существует прекрасный образ любви — Вечная Женственность. Она должна снизойти на землю, чтобы сделать жизнь счастливой, идеальной, гармоничной. Стремление к этому идеалу, его ожидание и есть любовь, но любовь не обычная, а возвышенная, идеальная, преобразующая мир. Почему привлекла Блока мистическая идея В. С. Соловьёва? Вспомним время, в которое жил поэт. «Страшным миром» называл он окружающее, «года глухие», «страшные годы» — так характеризовал он своё время. И юному, романтически настроенному поэту была близка мысль, что через высшую любовь человечество станет чище, стремление к ней позволит преодолеть противоречия «страшного мира».

3. Аналитическая работа с текстами стихотворений А. А. Блока
из цикла «Стихи о Прекрасной Даме»

(выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися в сопровождении музыки С. В. Рахманинова, аналитическая беседа)

«Вхожу я в тёмные храмы…»

• Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каким настроением оно проникнуто?
• Как построено стихотворение?
• Как передаётся состояние лирического героя?
• Когда действия героя достигают кульминации?
• Меняется ли состояние лирического героя при появлении Прекрасной Дамы?
• Как изображено пространство, где находится лирический герой?
• Как рисуется образ Прекрасной Дамы?
• Проанализируйте третью строфу.
• Почему Прекрасная Дама изображена в храме?
• Докажите, что в последней строфе восхищение переполняет душу поэта.
• Почему инверсия, заданная Блоком в начале стихотворения, снимается в конце?

«Я, отрок, зажигаю свечи…»

• Какова эмоциональная атмосфера стихотворения? Каково настроение этого произведения?
• Каким предстаёт лирический герой стихотворения? Каково его внутреннее состояние?
• Прорисован ли внешний облик Прекрасной Дамы? Появляются ли земные черты облика героини?
• Какие «человеческие» черты можно найти в стихотворении? «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»
• Что нового появляется в психологическом состоянии лирического героя данного стихотворения?
• Какова роль цветовой доминанты этого стихотворения?
• Что можно сказать о лирическом герое, его настроении, отношении к героине?
• В чём особенность композиционного повторения отдельных строк?
• В чём особенность графики отдельных строк? На какую мысль это наводит?
• Как эпиграф связан со смыслом стихотворения?
• Попробуйте прочитать последние строки каждой строфы. Какая тема прослеживается?

4. Коллективная работа над составлением таблицы
«Эволюция образа Прекрасной Дамы в творчестве А. А. Блока»

(запись на доске и в тетрадях)
Эволюция образа Прекрасной Дамы в творчестве А. А. Блока
Особенности
«Я, отрок, зажигаю свечи…»
«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»
Дата написания
4 июня 1901 года
7 июля 1902 года
25 октября 1902 года
Наличие конкретных черт в образе
– +
+
Восприятие Прекрасной Дамы лирическим героем (основной мотив)
Мотив оптимистического ожидания Прекрасной Дамы, образ которой сливается с образом Богоматери. Прекрасная Дама — это «сон», мечта, идеал, она недосягаема. Герой очарован и дрожит в ожидании встречи
Прекрасная Дама кажется уже вполне земной, приобретает некоторые осязаемые черты. И хотя она продолжает оставаться такой же недосягаемой, но поэт искренне верит в возможность её земного воплощения
Мечта героя чиста, ясна и прекрасна, она близка. Герой живёт ожиданием, предчувствием появления Её. Звучит мотив тоски, страха, тревоги. Поэт боится, что Её «привычные черты» вдруг изменятся, он не узнает своего идеала и его мечты окажутся лишь сном

Вывод.
В этом цикле нашли отражение любовь молодого поэта к Л. Д. Менделеевой и увлечение философскими идеями В. С. Соловьёва. Живой отклик у поэта-романтика получила мысль философа о том, что сама любовь к миру открыта через любовь к женщине. Любовь рисуется Блоком как обряд служения чему-то высшему.

Вымышленный мир противопоставлен событиям реальной действительности. Вначале Прекрасная Дама является носительницей Божественного Начала, Вечной Женственности. Потом образ этот снижается, становится земным, приобретает реальные черты.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающая беседа


• Как биография А. А. Блока связана с его творчеством?

• В каких стихах Блока особенно ярко проявилось влияние В. С. Соловьёва? Найдите подтверждение высказываниям поэтов-символистов и самого Блока в его раннем творчестве.

• В чём идейное и художественное своеобразие «Стихов о Прекрасной Даме»? Каково их место в творчестве Блока?

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «“Земное” и “неземное” в “Стихах о Прекрасной Даме” А. А. Блока».

2. Опережающие задания (2 учащихся). Подготовить инсценизацию для «Литературно-музыкального салона».

Следующие уроки: Урок № 26. Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока. Развитие понятия об образе-символе >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

2. Источник: Александр Блок в воспоминаниях современников. В 2-х т. – М.: Худож. лит., 1980 – Т. 1. (вернуться)

 
 
А.Блок в Шахматово. Фотография В.Н.Бекетова, 1894 г.
А.А.Блок, А.А.Кублицкая-Пиоттух – мать поэта, А.Н.Бекетов, Н.Н.Бекетов, Е.Г.Бекетова, М.А.Бекетова.
Источник: Енишерлов В.П. "Я лучшей доли не искал..." (Судьба Александра Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях). – М.: Правда, 1988 г. – стр. 256–257.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Л. Д. Блок (Менделеева)
 
Сцена из спектакля «Гамлет».
Боблово, лето 1898 г.
Гамлет – А. Блок,
Гертруда – Л. Д. Менделеева[2]
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика