Сложность художественного мира поэмы Александра Блока «Двенадцать». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 Блок А. А.
 
А. А. Блок.
Фото, 1918 г.
 
Блок А. А.
Двенадцать

("К уроку литературы")
 
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК
(1880 – 1921)


5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]



Урок № 25. А. А. Блок: жизнь, творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»

Урок № 26. Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока. Развитие понятия об образе-символе

Урок № 27. Тема Родины в лирике А. А. Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом»

Урок № 28. А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» – принятие судьбы или вызов поэта времени?

Урок № 29. А. А. Блок. Сложность художественного мира поэмы «Двенадцать»


УРОК № 29
Тема.
А. А. Блок. Сложность художественного мира
поэмы «Двенадцать»


Цель: показать учащимся сложность художественного мира поэмы «Двенадцать»; раскрывая ассоциативные связи, заключённые в образах-символах, определить их роль в идейно-эстетическом содержании поэмы; выявить взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека; развивать умение работать с по этическим произведением, анализировать, сопоставлять, делать самостоятельные выводы; способствовать эстетическому воспитанию.
Оборудование: текст поэмы «Двенадцать», иллюстрации к поэме, раздаточный материал для работы в парах, таблица.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о сложности художественного мира поэмы «Двенадцать»; объясняют многозначность её идейно-образного содержания; выявляют взаимосвязь образной системы и авторской концепции в изображении революции и человека; выполняют аналитическую работу в парах, принимают участие в беседе.

Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий.
Козьма Прутков


ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Каково отношение А. А. Блока к революции? Поэма «Двенадцать» — это гимн революции или сатира?
• Черты каких родов сочетаются в поэме «Двенадцать»? В чём смысл этого смешения?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Предметом нашего внимания сегодня на уроке снова будет поэма А. А. Блока «Двенадцать» — первый значительный отклик в художественной литературе на события 1917 г. Поэтика поэмы А. А. Блока «Двенадцать» обусловлена не только общими принципами художественного мышления автора, но и своеобразием выбранного им предмета изображения.

Созданная на едином дыхании в самый разгар революционных событий (начало 1918 г.), эта поэма не становится образным выражением идеологии Блока, а отражает его стремление «всем сердцем, всем сознанием слушать музыку революции».

К. И. Чуковский писал об А. А. Блоке и его поэме: «Он внимательно вслушивался в чужие толкования этой поэмы, словно ожидая, что найдётся же кто-нибудь, кто объяснит ему, что она значит. Но дать ей одно какое-нибудь объяснение было нельзя, так как писал её сложный человек, со своим восприятием мира. Эту поэму будут толковать по-всякому, и будут толковать ещё тысячу раз». (Обращение учителя к эпиграфу урока.)

Поэма Блока «Двенадцать» — одно из наиболее загадочных произведений XX в. Не одно поколение, как литературоведов, так и простых почитателей его таланта, даёт различные, подчас чрезвычайно противоречивые и несогласованные трактовки этого произведения…

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя (лекция)


— Проблема отношения Блока к революции сложна и загадочна. С одной стороны, завершая «Двенадцать» образом Христа, несущего флаг, Блок даёт понять, что революция — явление положительное, но, несмотря на это, в сцене убийства звучат ноты искренней жалости и сострадания к убитой девушке, бывшей, в общем-то, представительницей старого и отжившего мира. Эта позиция даёт нам возможность предположить, что осмысление поэтом революции было скорее мистическим, нежели логическим. Блок видел в ней не историческое явление, призванное освободить и осчастливить людей, а процесс перехода всего мира в другое, новое состояние, ведущее к перерождению не только общества, но и самого человека.

Построение поэмы «Двенадцать» даёт нам чёткое представление о системе мира, в который пришла революция. В начале произведения даётся описание того, что осталось от прежней жизни. Это лоскутки и обрывки фраз, постоянное и бессмысленное движение снега и ветра, бедность и темнота. Основными свойствами старого мира являются его разорванность и бесцельность, его двухцветность. Блок явно не признаёт за таким миром права на жизнь. Барыня, поп, писатель — лишь пародии на людей. Такой мир подобен скорлупе, из которой уже вылупился птенец, то есть двенадцать. Они являются единственной силой, способной двигаться вперёд среди развалин старого. У них нет цели, но есть структура и упорядоченность, создающие впечатление осмысленности. Столкновение между двумя мирами, миром хаоса и миром порядка, дано в сцене убийства Катьки.

Блок и для себя делает открытие: «Ветер, ветер на всём Божьем свете» — это романтично и красиво, но кровь на снегу — это трагедия, которой нет оправдания. Человек-зверь как бы вступил в стадию агонии… Но в целом поэма — гимн революции. Недаром в конце её появляется «первый революционер на земле» Иисус Христос.

Образ Христа может иметь много значений, причём непонятно, какое из них соответствует замыслу поэта. Возможно, этот символ был выбран Блоком потому, что Христос — Бог и посланник Бога, то есть носитель высшего, вселенского смысла, но вместе с тем он — страдающий человек, идущий на Голгофу. Получается, что Христос, идя впереди двенадцати с кровавым флагом, не только благословляет и оправдывает их, но и указывает им путь страдания, а, может быть, и смерти.

Сам поэт, прошедший свой путь «вочеловечения», даёт шанс и своим героям преодолеть злобу, снять накипь с души, очиститься в процессе революции. Блок, как романтик, был убеждён, что из стихии должна родиться гармония, а перевести на обычный язык это можно так: вот идут люди, почти звери, готовые к разрушению и насилию, «выпить кровушку за зазнобушку», им позабавиться не грех. Но должно же быть в них что-то человеческое? Ведь два начала есть в человеке: бесовское (чёрное) и Христово (белое).

2. Коллективная работа
над составлением таблицы
«Антитеза в поэме А. А. Блока “Двенадцать”»

(запись в тетрадях)

В поэме звучит музыка разыгравшейся стихии, ею наполнена вся поэма, музыка слышна и в свисте ветра, и в маршевом шаге «двенадцати», и в «нежной поступи» Христа. Музыка — на стороне революции, на стороне нового, чистого, белого. Старый мир (чёрный) музыки лишён.

Основной художественный приём — антитеза, контраст. Что же противопоставляется в поэме?
Антитеза в поэме А. А. Блока «Двенадцать»
Стихия цвета
«Чёрный вечер. Белый снег». Чёрное — старое, уходящее; белое — новое, устремлённое в будущее. Жестокое разделение — таково время, никаких полутонов. А ещё в поэме возникает красный цвет — цвет знамени, крови, революции
Стихия музыки
2-я глава — ритм марша; 3-я глава — частушка, 9-я глава — городской романс
Стихия природы
Безудержная, весёлая, жестокая («Ветер — на всём Божьем свете!»). Космический масштаб, ветер сбивает с ног, загоняет в сугробы представителей старого мира («Ветер весёлый и зол, и рад. Крутит подолы, прохожих косит, рвёт. Мнёт и носит большой плакат: “Вся власть Учредительному собранию”). Ветер сопровождает двенадцать («Гуляет ветер, порхает снег, идут двенадцать человек»). Ветер играет красным флагом. Снег крутит, порхает, переходит в метель («снег воронкой завился, снег столбушкой поднялся»). Метель в душе Петрухи. Начинается пурга
Стихия душ человеческих
Безудержная, жестокая, непостижимая у двенадцати («В зубах цигарка, примят картуз, на спину б надо бубновый туз» (бубновый туз — знак каторжника); «Свобода, свобода, Эх, эх, без креста!», то есть дозволено всё). Ненависть к старому миру выливается в призыв: «Пальнём-ка пулей в Святую Русь — в кондовую, в избяную, в толстозадую»
8-я глава
«Скучно! Всё без меры: горе, радость, тоска». Скучно — это серо, серо — это безлико
11-я глава
«Идут без имени святого Все двенадцать — вдаль. Ко всему готовы, Ничего не жаль»
Стихия вседозволенности
Всё это жестоко, непостижимо, безудержно, страшно! Но всё-таки впереди «двенадцати» — Христос. Он словно выводит их с метельных улиц Петрограда в миры иные
Появление Иисуса Христа
С появлением Христа меняется ритм: строчки длинные, музыкальные, будто наступает вселенская тишина:
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Иисус Христос
В статье «Интеллигенция и революция», написанной почти одновременно с поэмой, А. А. Блок восклицал: «Что же задумано? Переделать всё. Устроить так, чтобы всё стало новым, чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, весёлой и прекрасной»


3. Аналитическая работа
с текстом поэмы «Двенадцать»
(в парах)


Подтвердите цитатами из текста, что ритм поэмы вбирает в себя:

• и разговорный свободный стих;
• и фольклорный ритм частушки;
• и интонацию мещанского романса;
• и пафос революционного лозунга;
• и уличный язык голытьбы;
• и припев революционной песни;
• и ритм державного шага.

4. «Читая — размышляем…»:
обобщающая аналитическая беседа


• Как решается в поэме «Двенадцать» проблема автора? Что можно сказать об авторском отношении к изображаемым событиям и героям поэмы?

• Какими предстают в поэме образы «старого мира»? Сопоставьте нарисованные в первых главах поэмы образы «старого мира» с образами «страшного мира» в ранней лирике А. А. Блока.

• Основными мотивами, многое определившим в образной системе поэмы «Двенадцать», называют мотивы стихии и движения. Как показано в поэме движение двенадцати из «старого мира»?

• Как меняется образ двенадцати к финалу?

• Какое место в поэме «Двенадцать» занимает любовная интрига? С какой целью Блок ставит в центр сюжета убийство женщины?

• Какой предстаёт в поэме природная стихия? Сопоставьте картины вьюги в первых и последних главах.

• Как решается в поэме «Двенадцать» тема исторического пути России? В чём смысл финала поэмы?

• Свою поэму Блок рассматривал как стихотворный цикл. В чём своеобразие жанра «Двенадцати»? Черты каких жанров нашли отражение в поэме? В чём принципиальное отличие поэмы Блока от его более ранних лирических циклов?

• Прокомментируйте слова Блока по поводу финала поэмы «Двенадцать», сказанные им летом 1919 г.: «Мне тоже не нравится конец “Двенадцати”. Я хотел бы, чтобы этот конец был иной. Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда я записал у себя: “К сожалению, Христос”».

5. «Под сенью дружных муз…»:
работа с иллюстрациями Ю. П. Анненкова к поэме «Двенадцать»

(Иллюстрации размещены на доске.)

Комментарий.

Многоликость поэмы обладала огромной притягательностью для иллюстраторов. Первым иллюстратором поэмы был Юрий Павлович Анненков. Он увидел нового поэта, услышал новый голос, он искал в новой поэме ключевую фразу, сказанную когда-то поэтом: «Музыка есть сущность мира».

Два художника, два современника, они слышали и видели революцию. В данном случае живопись является ещё одним доказательством объективно сти Блока. Анненков вносит главный элемент в первые же иллюстрации — движение, которое корёжит мир, создаёт неустойчивость, ненадёжность, то ли катастрофу, то ли переустройство. Геометрические казусы придают пространству скачущий, несколько несуразный облик. Искажения, изломы, странные конфигурации.

Искажены и лица людей. Рушатся дома, падают кресты с церквей. Винтовки, штыки, возбуждённые лица людей, пламя охватывает дома. «Улица ворвалась в мастерскую художника, и золотое время одиноких странствий миновало» (А. А. Блок). Картина погрома. Бутылки коньяка. Разбивающиеся вдрызг окна, мечущиеся фигурки людей, чёрные силуэты вооружённых отрядов. Испуганно глядит из окна обыватель.

А. А. Блок называл иллюстрации Ю. П. Анненкова к поэме параллельным графическим текстом, рисованным близнецом. (См. Письмо А. Блока Ю. Анненкову об эскизах рисунков к поэме "Двенадцать")

• Почему А. А. Блоку понравились иллюстрации Ю. П. Анненкова к поэме?
• Охарактеризуйте стиль, в котором созданы художником Ю. П. Анненковым иллюстрации к поэме «Двенадцать».

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Пресс»

(работа в парах)

• Вы ознакомились с различными мнениями писателей, критиков, литературоведов о творчестве Блока, о его поэме «Двенадцать». Докажите правомерность оценки современника поэта Сергея Митрофановича Городецкого, которую он дал поэзии Блока:
«Острая значительность его поэзии для наших дней и бессмертие её в истории большой русской литературы определяются той исключительной честностью песнопения, с которой он выполнил свой подвиг и которая делает самые фантастические строки его стихов фактическим документом его эпохи».

VI. Домашнее задание

1. Ознакомиться со стихотворениями Н. А. Клюева.

2. Опережающие задания (2 учащихся). Подготовить «Литературные визитки» о жизни и творчестве Н. А. Клюева.

Следующие уроки: Урок № 30. Урок внеклассного чтения. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев: судьба, творчество >>>


1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Обложка первого издания
поэмы А.Блока "Двенадцать"
с иллюстрациями, 1918 г.
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика