Жизнь, творчество, ранняя лирика Сергея Есенина. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
С.А.Есенин. Фото,
30 марта 1916 г. Петроград
 
 
Серебряный век.
Имажинизм

("К уроку литературы")
 
Воспоминания В.А. Мануйлова
о С. А. Есенине

(Сайт "Жизнь и творчество
В. А. Мануйлова")
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)


5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 32. С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная…», «Письмо матери»

Урок № 33. Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина

Урок № 34. Тема любви в лирике С. А. Есенина

Урок № 35. С. А. Есенин. Уникальность «Персидских мотивов»: поэтика, активное использование напевного ритма восточного стиха

Урок № 36. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина


УРОК № 32
Тема.
С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика.
«Гой ты, Русь моя родная…», «Письмо матери»


Цель: ознакомить учащихся с основными этапами жизни и творчества С. А. Есенина; ознакомить с ранней лирикой поэта; раскрыть сложность и драматизм его жизненного и творческого пути; развивать умение работать с поэтическим текстом, анализировать поэтическое произведение; воспитывать читательскую культуру, эстетический вкус.
Оборудование: тексты стихотворений С. А. Есенина, портрет поэта, иллюстрации к стихотворениям, раздаточный материал для работы в парах, аудиозапись романса «Письмо матери» В. Н. Липатова.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о жизни и творчестве С. А. Есенина, об особенностях творческого метода поэта; выразительно читают и комментируют ранние стихотворения поэта, раскрывая их художественное своеобразие; конспектируют лекцию учителя; принимают участие в аналитической беседе, в работе в парах, группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Анализ контрольного сочинения

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Начало XX в. в русской литературе было ознаменовано появлением целой плеяды разнообразных течений, веяний, поэтических школ. Однако в историю искусства того времени вошли и другие, не принадлежавшие к какой-либо определённой школе, самобытные и яркие поэты, и в первую очередь — Сергей Александрович Есенин, чьё творчество стоит особняком в пёстром и многообразном мире поэзии начала века.

Сложная и интересная судьба поэта, множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Тем не менее не так просто разобраться в его творческом пути, в своеобразии художественной системы, в творческих связях, причинах разноречивого восприятия есенинских стихов его современниками, и главное — в истоках его таланта.

Так, до конца дней оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы», он не хотел называться крестьянским поэтом. Подписывая декларацию имажинистов, он тоже не чувствовал себя связанным их программой. Творческий путь С. А. Есенина охватывает полтора десятилетия. Однако он необычайно насыщен художественными поисками, экспериментами.

IV. Работа над темой урока

1. Вводно-ориентировочная беседа


• Как вы относитесь к поэзии Сергея Есенина?
• Какие стихотворения и поэмы его нравятся вам больше всего?
• Можете ли что-нибудь сказать о роли С. А. Есенина в развитии русской поэзии?

2. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве С. А. Есенина

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Учащиеся составляют хронологическую таблицу.

3. Объяснение учителя (лекция)

— Детство и юность поэта прошли в селе Константинове, на берегу Оки, в крестьянской семье; основной темой ранней лирики Есенина закономерно становится описание природы, родных картин, пейзажей, проникнутых теплотой, близких с детства, знакомых, любимых. При этом многие явления природы поэт олицетворяет, видит в них живое, разумное начало, приписывает растениям качества животных:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке
Зелёное вымя сосёт.

Всего 20 лет было Есенину, когда появилась первая книга его стихов. Сборник «Радуница» вышел в ноябре 1915 г. с датой на обложке — 1916. Значительная часть сборника — это стихи, «идущие от жизни», от знания крестьянского быта. Главное место в них занимает реалистическое изображение деревенской жизни. Наиболее характерное из них — стихотворение «В хате»:

Пахнет рыхлыми драчонами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точёными
Тараканы лезут в паз.

Такая образность, яркость метафор и сравнений будет характерна и для последующего творчества Есенина, но в ранней лирике она носит свежий, радостный, новаторский характер, что придаёт стихам особую трогательность и выразительность. Родная природа для поэта — вечный источник восхищения и вдохновения, описание самых простых и будничных сцен в его восприятии становится волшебным, сказочным, манящим («Берёза», «Пороша»). Так же трогательно, как к пейзажам вообще, Есенин относится к каждому конкретному элементу родного быта, будь то ветка дерева, заглядывающая в окно, домашняя утварь или даже животное: множество стихов Есенина посвящено именно животным («Коровка», «Лисица», «Сукин сын»).

Юношеское восприятие жизни у поэта — светлое, радостное; в ранних стихах появляется и тема любви («Выткался на озере алый цвет зари…»), воспринимаемая с той же жизнерадостностью и свежестью. Любовь для Есенина в этот период — какое-то романтическое, хрупкое состояние души, его возлюбленная — не девушка, а видение, символ: лирический герой описывает в основном не её, а свои чувства и переживания, причём по-юношески романтично и трогательно:

Со снопом волос твоих овсяных
Отоснилась ты мне навсегда.

Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина ещё одной весьма заметной особенностью — любовью ко всему живому. В стихах Есенина животные наделены человеческими чувствами. Они как бы «родня» человека: «И зверьё, как братьев наших меньших, Никогда не бил по голове»,— писал Есенин.

С необычайной любовью и жалостью писал он о животных. Его «Песнь о собаке», которую он читал Горькому, глубоко тронула писателя. В очерке «Сергей Есенин» Горький вспоминал: «Я сказал ему, что, на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных». Об этом можно судить и по стихотворению «Корова»:

…Сердце неласково к шуму,
Мыши скребут в уголке.
Думает грустную думу
О белоногом телке.

Это стихи человека, любящего всё живое, смотрящего на мир как на единое целое. В таком взгляде были отголоски очень древнего представления о человеке и природе, надолго удержавшегося в сознании крестьянства.

Эти традиционные представления оказались непреходящими по своей этической значимости. Таковы наиболее характерные мотивы раннего творчества Есенина, прозвучавшие в его первом сборнике «Радуница» и других стихотворениях 1910-х гг. Многие из них получат своё дальнейшее развитие в последующем творчестве поэта.

Характерно, что любовь и природа в ранней лирике Есенина взаимосвязаны, неразделимы. Всё многообразие мотивов описания природы (пейзажные зарисовки, стихи о животных, бытовые сцены) перерастают в одну, глобальную, важную для понимания всей лирики Есенина тему — тему Родины; одним из первых в её осмыслении поэтом стало стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная…». Поэт признаётся в любви Родине и фактически ставит её выше рая, выше небесной жизни:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

4. Аналитическая работа
с текстом стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть

заранее подготовленным учащимся

Б) Анализ стихотворения по предложенной учителем схеме
(работа в группах с раздаточным материалом)

У ч и т е л ь.
Анализ лирического текста, и написание сочинения требуют от учащегося владения определёнными навыками. Как правило, для этого необходимо усвоить схему анализа лирического текста.

Схема анализа стихотворения

Создание исследовательского текста о стихотворении можно начинать с любого пункта плана: подсказку надо искать в самом стихотворении.

1. Историко-биографический материал
2. Место стихотворения в творчестве поэта
3. Ведущая тема
4. Лирический сюжет
5. Проблемы
6. Композиция
7. Лирический герой
8. Преобладающее настроение, его изменение
9. Жанр
10. Строфа
11. Основные образы
12. Лексика
13. Изобразительные средства иносказания
14. Поэтический синтаксис
15. Звукопись
16. Размер
17. Ритм и рифма. Способы рифмовки

5. Аналитическая работа
с текстом стихотворения «Письмо матери»

А) Выразительное чтение стихотворения наизусть

заранее подготовленным учащимся

Б) Слушание сообщения об истории создания стихотворения

В) Аналитическая беседа


• Это стихотворение — одно из самых любимых у С. А. Есенина. О чём оно? Как вы поняли его смысл?
• На какие смысловые части можно разделить стихотворение? О чём говорится в каждой из частей?
• Рассмотрите стихотворение с точки зрения его композиции. Каково в ней назначение любимого есенинского кольцевого оформления?
• Каким вы увидели Есенина в данном стихотворении?
• В стихотворении «Письмо к матери» есть автобиографические мотивы. Какие именно?
• Почему они не мешают провозглашению общечеловеческих ценностей?

6. «Под сенью дружных муз…»:
слушание аудиозаписи романса
В. Н. Липатова «Письмо матери»

У ч и т е л ь.

Одно из самых любимых стихотворений Сергея Есенина — «Письмо матери» — стало и всенародно любимым романсом.

Кто же положил на музыку «Письмо матери»? В те годы, когда поэт навещал Константиново, неподалёку жил и работал в деревенском клубе Василий Липатов. Был он красный командир, в Гражданскую войну командовал кавалерийским взводом, а теперь собирался на ученье в Петроград, решив стать музыкантом. В Петроградской консерватории его заметил ректор Александр Константинович Глазунов. Липатов учился игре на фортепиано и композиции. Вскоре он был уже хорошим пианистом.

Случай сделал его знаменитым композитором. Прочитав стихотворение С. А. Есенина «Письмо матери», Липатов за один день сочинил песню. Она распространилась с невероятной скоростью: без радио через несколько дней её уже знали и в Москве, и в Рязани. Слышал её и сам Есенин.

Его сестра Александра вспоминала, как вечерами гуляли они с братом вдоль Оки и пели «Письмо матери». Одобрил песню и Глазунов. «Я бы мог подписаться под этой мелодией»,— сказал маститый композитор. Однако судьба и песни, и автора музыки сложилась нелегко.

В. П. Соловьёв-Седой вспоминал: «“Письмо матери” подхватили десятки, сотни, тысячи исполнителей и ансамблей. В короткий срок она облетела все города и веси, и не было в нашей стране такого концерта, такого ресторана, бара, кафе, где не исполнялась бы песня Липатова. В один прекрасный день Василий Николаевич Липатов стал знаменит, популярен, любим…»

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»

(работа в парах)

У ч и т е л ь.
В марте 1915 г. произошло событие, предопределившее литературную судьбу Сергея Есенина: приехав в Петербург, он встретился с Александром Блоком. На Блока эта встреча тоже произвела впечатление. Свидетельствует об этом запись, сделанная Блоком в дневнике: «Крестьянин Рязанской губ. 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык».

• Определите, какие стихи Есенин мог читать А. А. Блоку. Согласны ли вы с блоковской оценкой ранней есенинской лирики? Аргументируйте свой ответ цитатами из стихотворений Есенина.

2. Обобщающее слово учителя

— Для ранней поэзии Есенина характерна гармония, в его стихах нет тех противоречий, душевных надрывов, раздвоения лирического героя, которые появятся позже в его лирике. В ранних стихах поэт является выразителем народного миропонимания, которому присуща органическая связь человека с природой и с мирозданием вообще.

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать письмо-исповедь самому близкому человеку (матери, другу, учителю…).

2. Опережающие задания (2–3 учащихся). Ознакомиться со стихотворениями С. А. Есенина, посвящёнными Родине и природе.

Следующие уроки: Урок № 33. Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
С.А.Есенин и Н.А. Клюев. Фотография, сентябрь-октябрь 1916 г. Петроград.
Источник: Николай Клюев и П.Н.Медведев. Сергей Есенин. – Л.: Прибой, 1927, вкл. между тит. л. и авантитулом
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
С.Есенин и С.Городецкий.
Фото М.Мурашова, 1915 г.
 
 
 
 
С. А. Есенин и
Н. А. Клюев. Фото, 1916
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика