Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
С.А.Есенин. Фото,
30 марта 1916 г. Петроград
 
 
Серебряный век.
Имажинизм

("К уроку литературы")
 
Воспоминания В.А. Мануйлова
о С. А. Есенине

(Сайт "Жизнь и творчество
В. А. Мануйлова")
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)


5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 32. С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная…», «Письмо матери»

Урок № 33. Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина

Урок № 34. Тема любви в лирике С. А. Есенина

Урок № 35. С. А. Есенин. Уникальность «Персидских мотивов»: поэтика, активное использование напевного ритма восточного стиха

Урок № 36. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина


УРОК № 33
Тема.
Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина


Цель: показать учащимся, что тема Родины — основная в поэзии С. А. Есенина, проследить, что включает поэт в это понятие; анализируя стихотворения, попытаться понять художественный мир поэта; совершенствовать навыки комплексного анализа лирического произведения, выразительного чтения поэтического текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; способствовать воспитанию эстетического вкуса, неравнодушного отношения к поэтическому слову, любви к Родине.
Оборудование: портрет С. А. Есенина, тексты стихотворений о природе и Родине, аудиозапись романса «Забава» (на стихи С. А. Есенина) в исполнении Александра Малинина, репродукции картин И. И. Левитана, А. А. Рылова, А. И. Куинджи, Ф. А. Васильева.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают, что тема Родины — основная в поэзии С. А. Есенина; выразительно читают стихотворения, определяют основные темы и мотивы лирики Есенина; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений, своеобразие художественных приёмов в поэзии поэта.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа


• Какие эпизоды биографии Есенина представляются вам наиболее драматичными, многое определившими в его жизни и творчестве? Как складывались отношения поэта с эпохой и современниками?
• Какую роль в формировании Есенина-поэта сыграли уклад деревенской жизни, природа рязанского края?
• В чём уникальность, самобытность художественного мира Есенина? Каковы наиболее характерные приметы мира поэта?
• Какое место в раннем творчестве Есенина занимает русская деревня?
• Какой предстаёт любовь в ранних стихотворениях Есенина? Меняется ли восприятие любви есенинским героем в поздний период творчества?

2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Мир народно-поэтических образов окружал его с детских лет. Вся красота родного края с годами отобразилась в стихах, полных любви к русской земле:

О Русь — малиновое поле,
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.

Боли и невзгоды крестьянской Руси, её радости и надежды — всё это отобразилось в поэзии Сергея Есенина. «Моя лирика,— не без гордости говорил Есенин,— жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины — основное в моём творчестве».

Это Есениным сказано: «Нет поэта без Родины». Для неё он берёг самые заветные эпитеты, самые неожиданные метафоры, самые смелые олицетворения. Есенин — истинный поэт России; поэт, который к вершинам своего мастерства поднялся из глубин народной жизни. Его родина — рязанская земля — вскормила и вспоила его, научила любить и понимать то, что окружает всех нас.

Здесь, на рязанской земле, впервые увидел Сергей Есенин всю красоту русской природы, которую он воспел в своих стихах. Перелистывая томик Есенина, убеждаешься вновь и вновь: каждая строчка его стихов — это признание в любви родным полям, берёзкам, перелескам. Отними у Есенина эту любовь — и он погибнет, ведь поэт живёт и дышит Родиной.

На сегодняшнем уроке мы рассмотрим, какое развитие получила это тема в лирике Сергея Александровича Есенина.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя


— Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё написанное им проникнуто чувством родины.

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где мужики косили, сеяли свой хлеб», были страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни. И костёр зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озёр — вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные народной любви к русской земле.

В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, её светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворённая сельская тишина, весёлый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне.

От проникновенных стихов о стране «берёзового ситца», шири её степных раздолий, шуме зелёных дубрав до тревожных стихов-раздумий о судьбах России в суровые грозные годы — каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине:

Но более всего
Любовь к родному краю
Меня томила,
Мучила и жгла.

Любовь к России поэт показывает через любовь к полям, рекам, лугам. Можно даже сказать, что это не просто природа или родина, это особый цельный образ, который можно назвать ПРИРОДА — РОДИНА.

2. Исследовательская работа (в группах)

Рассмотрите тему: «Развитие темы Родины и природы в творчестве Есенина» по периодам.

• 1-я группа.
«Мой край задумчивый и нежный…» (1914–1916):

стихотворения «Край любимый, сердцу снятся…», «Русь», «Запели тесаные дроги…».

• 2-я группа.
«Учусь постигнуть в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь» (1917–1921):

стихотворения «О Русь, взмахни крылами…», «Ветры, ветры, о снежные ветры…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Сторона ль ты моя, сторона!».

• 3-я группа.
«Несказанное, синее, нежное, тих мой край после бурь, после гроз» (1924–1925):

стихотворения «Русь Советская», «Русь уходящая», «Несказанное, синее, нежное…», «Спит ковыль…».

Общий для всех групп план

1. Выделите в данном периоде творчества стихотворения, относящиеся к теме Родины, природы.
2. Проанализируйте стихотворения, обратив внимание на то, как развивается эта тема в данном произведении, как соотносится с темой и идеей образный строй стихотворения.
3. Представьте свои наблюдения в виде устного сообщения с цитированием стихотворных строк.

Презентация результатов работы

3. Создание и решение проблемной ситуации
(работа в парах с текстами стихотворений о родине и природе С. А. Есенина)

Задание.
«Природу Есенин ощущал в движении, он улавливал взаимосцепление отдельных её элементов. Он мог изобразить одно явление природы с помощью другого: “Сыплет черёмуха снегом”; “Как метель черёмуха машет рукавом”; “На грядки капусты волноватой рожок луны по капле масло льёт”; “Кругом роса медвяная сползает по коре, Под нею зелень пряная сияет в серебре”. Взор поэта схватывает и общую картину, и мелкие предметные детали (часто близкие к предметам обиходного мира). Природа дышит, действует, живёт. Именно этим объясняется то, что поэт, описывая её, прибегает к способам звукового изображения: “Звонкой позолотой взвенивает лес”; “Поёт зима — аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка”. Звенит в его стихах не только сосняк, звенит и рожь, и — что особенно характерно — в звуковых образах воспринимаются цветовые, зрительные явления: “в роще по берёзкам белый перезвон”, “хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных”, “а у низеньких околиц звонко чахнут тополя”» (И. С. Эвентов).

• Продолжите ряд примеров «цветного звучания» есенинских стихов, начатый литературоведом И. С. Эвентовым, определите эмоциональные оттенки этого звучания.

• Проследите, какая эмоциональная доминанта была характерна для «озвучивания» лирики поэта в различные этапы его творчества. Подтвердите ваши наблюдения цитатами из произведений С. А. Есенина.

4. Коллективная работа
над составлением обобщающей сопоставительной таблицы
«Родина и природа в творчестве Сергея Есенина»

(запись в тетрадях)
ТАБЛИЦА
Родина и природа в творчестве Сергея Есенина
Название стихотворения
Содержание и художественные особенности
• Свежесть и сила восприятия природного мира юным поэтом;
• полноценное и многообразное принятие всего богатства природы.
Метафоры и эпитеты: «сыплет черёмуха снегом»; «никнут шёлковые травы»; «Ой вы, луга и дубравы,— Я одурманен весной!»
В стихотворении поэт одухотворяет природу, сливается с ней, вживается в её мир, говорит её языком.
Риторическое обращение: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».
Эпитеты и метафоры: «гарь в небесном коромысле»
В стихотворении возникают редкие и скорбные часовни на дороге и поминальные кресты, а с другой — «молитвословный ковыль», звенящий в родных степях в унисон поющим тёсаным дрогам. И вот из этого противоречия выплёскивается признание:
О Русь, малиновое поле,
И синь, упавшая в реку,
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску
«О верю, верю, счастье есть…» (1917)
В стихотворении мы слышим шум и ропот «буйных вод», видим, как «заря молитвенником красным пророчит благостную весть». Каждая строфа окольцовывается одинаковыми строчками, а внутри пятистиший звенит «златая Русь», волнуется «неуёмный ветер». Поэт верит в возможность счастья для своего народа. Он зовёт Русь «взмахнуть крылами», чтобы «отправиться в неизведанный дальний полёт»
Стихотворение показывает сложное отношение автора к произошедшим на его родине переменам. С одной стороны, поэт учится постигать «в каждом миге Коммуной вздыбленную Русь», а с другой — «душа спросонок хрипло пела, не понимая праздник наш»;
• грусть и радость дальнейшего существования. В своей родной деревне поэт ощущает себя «пилигримом угрюмым Бог весть с какой далёкой стороны»;
• новый свет другого поколения не греет
«Возвращение на родину» (1924)
• Жизнь не даёт покоя и умиротворения. Она несёт на родную землю неумолимые перемены;
• надвигается страшный железный гость, обдаёт стужей «хладная планета», укрепляются новые, подчас странные нравы, «в дому большие недостатки», гибнет старая деревня, «теперь Богу негде помолиться»
«Неуютная жидкая лунность» (1925)
В стихотворении поэт начинает мечтать о «каменной» и «стальной» Отчизне:
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной страны.
А потому он, хотя и с грустью, прощается с полевой Россией и её лачугами, сохой и песней тележных колёс
• Исповедальность стихотворения;
• философские размышления;
• глубокий, осмысленный взгляд; насыщенные образы, богатая образность: «равнина дорогая», «ковыль, бревенчатая изба»;
• употреблена инверсия; градация; оксюморон; конец стихотворения звучит как эпитафия: готов всё любить, но полюбить не чтобы жить, а чтобы умереть


5. «Под сенью дружных муз…»:
работа с репродукциями картин И. И. Левитана, А. А. Рылова, А. И. Куинджи, Ф. А. Васильева


• Рассмотрите репродукции картин. Что объединяет творчество поэта Сергея Есенина с творениями художников:
«Золотая осень» (И. И. Левитан),
«В голубом просторе» (А. А. Рылов),
«Берёзовая роща» (А. И. Куинджи),
«Мокрый луг» ( (Ф. А. Васильев).

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа
(интерактивный приём «Микрофон»)


• Можно ли говорить о решительном неприятии есенинским лирическим героем городской жизни и города? В каких стихотворениях нашло отражение противопоставление города и деревни?

• Какой видится есенинскому герою природа? Какое место в стихотворениях Есенина о природе отводится человеку?

2. Заключительное слово учителя

— Итак, сегодня на уроке вы убедились в том, что природа у С. А. Есенина — не только одна из главных тем, но и ключ к его поэтической образности. Словесный образ, по мнению поэта, отражает «узловую связь природы с сущностью человека» («Облетает моя голова, куст волос золотистых вянет…», «Увяданьем золота охваченный, я не буду больше молодым…» и др.). Каждый поэтический образ определён жизнью, в нём проявляется диалог поэта с миром — природой, землёй. В точной проникновенности образа — творческий дар и жизненная философия поэта. Творческое наследие С. А. Есенина очень близко нашим сегодняшним представлениям о мире, где человек — только частица живой природы.

Проникнув в мир поэтических образов С. А. Есенина, мы начинаем ощущать себя братьями одинокой берёзы, старого клёна, рябинового куста. Эти чувства должны помочь сохранить человечность, а значит, и человечество.
(Звучит аудиозапись романса «Забава» (на стихи С. А. Есенина) в исполнении Александра Малинина.)

VI. Домашнее задание

1. Составить «Словарь поэтических символов Сергея Есенина».

2. Ознакомиться со стихотворениями из поэтического цикла «Любовь хулигана».

3. Опережающие задания (3 учащихся). Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений из цикла «Любовь хулигана», стихотворений «Низкий дом с голубыми ставнями», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова».

Следующие уроки: Урок № 34. Тема любви в лирике С. А. Есенина >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
Куинджи А. И. Берёзовая роща. 1879.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
С.Есенин и С.Городецкий.
Фото М.Мурашова, 1915 г.
 
 
 
 
Иллюстрация Е. Ф. Капустина
к стихотворению С. Есенина
«Нивы сжаты, рощи голы…»
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика