Уникальность «Персидских мотивов» С. А. Есенина. Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
С.А.Есенин. Фото,
Москва, 1925.
 
Есенин С. А.
Персидские мотивы

("К уроку литературы")
 
Воспоминания В.А. Мануйлова
о С. А. Есенине

(Сайт "Жизнь и творчество
В. А. Мануйлова")
 
 
 
 
 
 
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ
 
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)


5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 32. С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная…», «Письмо матери»

Урок № 33. Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина

Урок № 34. Тема любви в лирике С. А. Есенина

Урок № 35. С. А. Есенин. Уникальность «Персидских мотивов»: поэтика, активное использование напевного ритма восточного стиха

Урок № 36. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина


УРОК № 35
Тема.
С. А. Есенин. Уникальность «Персидских мотивов»:
поэтика, активное использование напевного ритма восточного стиха


Цель: ознакомить учащихся с циклом стихотворений «Персидские мотивы», историей их создания, помочь понять красоту лирического слога; повторить сведения о жанровых формах восточной поэзии; продолжить обучение выразительному чтению; развивать навыки самостоятельного анализа лирического произведения, активное, творческое мышление; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: тексты стихотворений, иллюстрации к стихотворениям, аудиозапись сюиты Н. А. Римского-Корсакова «Шахерезада».
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков; урок-альманах.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают об истории создания цикла «Персидские мотивы»; выразительно читают стихотворения; отмечают богатство лирического содержания и национальный колорит стихотворений; анализируют стихи; отмечают характерные черты лирических стихотворений С. А. Есенина, послужившие причиной их музыкальной интерпретации.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа


• В чём, по вашему мнению, причины столь широкой популярности стихов Есенина?
• Как вы понимаете выражение «есенинский миф»? Что за ним стоит?
• Что роднит поэзию Есенина с русским фольклором?
• Каковы особенности цвето-световой палитры стихов Есенина?
• В чём заключается необычность, новаторство есенинских эпитетов, сравнений и метафор? По какому признаку их легко отличить от изобразительно-выразительных средств других поэтов?

2. Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— В русскую литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней — полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в «узком промежутке» старых чувств и воззрений. И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина — «половодье» самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях — отчаяние, безысходная грусть. Следующим за «Любовью хулигана» был цикл «Персидские мотивы». Их разделяет почти год, но год, наполненный интенсивной духовной, поэтической работой.

Совсем не случайным представляется, что поэт в 1924–1925 гг. трижды отправлялся на Кавказ, где нашёл наконец своё вдохновение. А началось всё со знакомства Есенина в феврале 1924 г. с Петром Ивановичем Чагиным, вторым секретарём ЦК компартии Азербайджана. Тот приглашал поэта не только окунуться в восточную атмосферу Баку, но и, возможно, увидеть волшебную Персию. И вот в начале сентября того же года Есенин отправился в Баку, Тифлис (нынешний Тбилиси) и Батум. Он рвался на Кавказ не просто для отдыха и новых впечатлений, а ехал туда или, точнее, бежал, как он сам признавался, для того, чтобы вступить в своеобразную поэтическую перекличку с великими русскими поэтами, находившими на Кавказе новые творческие силы.

Но даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор «Персидских мотивов» убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия: «Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий». Именно Восток и мечты о Персии позволили поэту сделать свой новый рывок к вершинам поэтического творчества.

Урок наш называется урок-альманах. Как вы понимаете лексическое значение слова «альманах»?

Глоссарий-подсказка.
Альманах.
— 1) Сборник произведений художественной литературы, объединённых по тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п. признаку.
2) Сборник статей, содержащих занимательные сведения справочного характера из различных областей знания.
3) устар. Календарь, обычно включавший в себя сведения из области астрономии и астрологические прогнозы.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

(Звучит сюита Н. А. Римского-Корсакова «Шахерезада».)

— Цикл стихотворений «Персидские мотивы» во многом примечателен. Не случайно Есенин, по свидетельству близких ему людей, считал цикл лучшим из всего написанного.

В жанровом отношении «Персидские мотивы» представляют собой лирико-философские раздумья. Слияние трагического и философского начал достигло в этом цикле своей завершённости, но выступало оно и раньше во многих наиболее зрелых по мысли стихотворениях поэта.

Есенин вдохновенно создал воображаемую страну, в которой ему так хотелось побывать, страну своих грёз и мечтаний, овеянную необыкновенной прелестью, дурманящую ароматом, какого ещё не было в его стихах, страну, в которой даже человек такой прозаической профессии, как меняла, говорит о любви возвышенно, проникновенно и поэтически («Я спросил сегодня у менялы…»).

Важнейшей чертой «Персидских мотивов» является их песенность. В мелодике этих стихов главное место занимают рефренные вариации. Они придают законченность девяти из пятнадцати стихотворений цикла и существенны в интонации остальных шести. В большинстве произведений цикла они организуют стихотворения в целом и устанавливают мелодические связи между ними.

2. Слушание сообщений об истории создания
цикла стихотворений «Персидские мотивы»

(Учащиеся по ходу слушания составляют тезисы.)

А)
В 1924–1925 гг. во время пребывания на Кавказе Есенин написал цикл стихов, объединённых общим названием «Персидские мотивы», в которых традиционные для поэзии темы: любовь, искусство, тоска — окрашены в восточный колорит.

Точные дата и места создания неизвестны. Установлено, что 20 декабря 1924 го да поэт послал из Батума в Москву Галине Бениславской, своей давней знакомой и многолетнему редактору, два стихотворения с заголовком, позднее давшим название всему сборнику,— «Персидские мотивы». Ещё два других были опубликованы 10 декабря 1924 года в газете «Трудовой Батум» и имели тот же заголовок. Всего Есенин написал 16 стихотворений. В 1925 г. 10 из них были изданы отдельной книгой под названием «Персидские мотивы». Это издание он позднее дорабатывал и изменял, так что в окончательном варианте в «Мотивы» вошло 15 стихотворений.

Ход создания этого цикла довольно-таки хорошо известен по многочисленным воспоминаниям и письмам как поэта, так и его современников, и потому даёт наглядный пример того, как и откуда поэты извлекают свой поэтический импульс.

Б)
Первым его составляющим компонентом в данном случае послужил давнишний и неубывающий интерес Есенина к восточной поэзии. В своё время на поэта сильное впечатление произвела книга «Персидские лирики X–XV вв.» в переводах академика Ф. Е. Корша. Есенин долго не мог с ней расстаться, ходил по комнате и читал стихи Омара Хайяма.

Знал он и других классиков восточной литературы. «Я хочу проехать даже в Шираз и, думаю, проеду обязательно. Там ведь родились все лучшие персидские лирики. И недаром мусульмане говорят: если он не поёт, значит, он не из Шушу, если он не пишет, значит, он не из Шираза»,— писал он уже в августе 1925-го Галине Бениславской. Вторым — был не менее сильный интерес к Востоку, так непохожему на Россию и Запад.

Почему же всё-таки поездка Есенина в Персию так и не состоялась? Ответ на этот вопрос дают воспоминания самого П. И. Чагина: «Поехали на дачу в Мардакянах под Баку… Есенин в присутствии Сергея Мироновича Кирова неповторимо задушевно читал новые стихи из цикла «Персидские мотивы». Киров, человек большого эстетического вкуса, в дореволюционном прошлом блестящий литератор и незаурядный литературный критик, обратился ко мне после есенинского чтения с укоризной: «Почему ты до сих пор не создал иллюзию Персии в Баку? Смотри, как написал, как будто был в Персии. В Персию мы не пустили его, учитывая опасности, какие его могут подстеречь, и боясь за его жизнь. Но ведь тебе же поручили создать ему иллюзию Персии в Баку. Так создай! Чего не хватит — довообразит. Он же поэт, да какой!».

Шираз Есенин нашёл в Баку, и в стихотворениях цикла «Персидские мотивы» действительно «довообразил», создав реальную атмосферу Востока. Он в одном из этих стихотворений признаётся: «И хотя я не был на Босфоре, я тебе придумаю о нём».

3. Аналитическая работа с текстами стихотворений
из цикла «Персидские мотивы» (в группах)

1-я группа.
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…»


• Стихотворение относится к любовной лирике. Какую ещё тему затрагивает поэт?
• Тема любви поэта к южанке уже звучала в русской лирике. С каким стихотворением А. С. Пушкина перекликается строчка «Не буди только память во мне…»?
• Для создания образа родины используются различные художественные средства. Определите какие.

2-я группа.
«Никогда я не был на Босфоре…»


• Какими словами говорит поэт о своей любви к Родине?
• Какое настроение преобладает в стихотворении?

3-я группа.
«Золото холодное луны…»


• Каково настроение лирического героя стихотворения?
• Найдите в стихотворении метафоры, определите их роль.
• Как вы понимаете смысл заключительных строк стихотворения?

Презентация результатов работы и выразительное чтение

4. Выполнение интерактивного упражнения
«Пресс»
(работа в группах)

У ч и т е л ь.
В цикле всего 15 стихотворений, расположение их не случайно, оно передаёт особый лирический сюжет — динамику, развитие чувств и настроений лирического героя. Перечитайте «Персидские мотивы», прослеживая движение чувств, состояний, настроений, стремлений лирического героя.

• Как вы думаете, можно ли говорить о наличии любовного сюжета в «Персидских мотивах»? Подтвердите своё мнение цитатами из стихотворений цикла. 166 • В цикле возлюбленная лирического героя названа разными именами. Как вы думаете, почему? Назовите эти имена.

5. Мини-конкурс чтецов стихотворений С. А. Есенина
из цикла «Персидские мотивы»

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа


• Какие мотивы звучат в персидском цикле С. А. Есенина? Каких поэтов он упоминает?

• Почему в «Персидских мотивах» возникает тема России?

• С помощью каких средств достигаются внутреннее единство и целостность цикла? Выделите сквозные образы.

• Можно ли говорить о развитии образа лирического героя цикла «Персидские мотивы»?

2. Заключительное слово учителя

— Воображение поэта, позволившее написать ему о Персии, заставляет удивляться и читателей, и литературных критиков уже многие годы. «Персидские мотивы» поражают своей гармоничностью и проникновением в саму атмосферу Востока.

Поэт, переживая крутой перелом в своей жизни, когда он фактически прощался с «голубой Русью», которая окончательно ломалась под напором революции, создал для себя как бы другой «голубой мир», мир персидских напевов, где он мог успокоить своё истерзанное сердце и насладиться фантазиями и образами другой цивилизации, ещё не тронутой безжалостным «катком прогресса».

И не случайно поэт называл Персию то «весёлой страной», то «голубой родиной Фирдуси», то «шафрановым краем», то «голубой и ласковой страной».

Хороша ты, Персия, я знаю,
Розы, как светильники, горят
И опять мне о далёком крае
Свежестью упругой говорят,—

писал поэт, объясняясь в любви к стране, которую никогда не видел.

Поражает то, что в жизнерадостных «Персидских мотивах» то и дело звучит струна тягостного предчувствия поэта, который понимает, что жить ему осталось совсем недолго, но ничего он с этим поделать не может. В том же 1924 г. поэт прямо признавался:

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать.
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать.

Вот это единство жизни разных стран и народов и влекло поэта на Восток, в Персию, и неважно, что он почувствовал и увидел такое единство не воочию, а издалека. Ему, как никому другому в русской поэзии, удалось воспеть и отразить самыми пёстрыми красками удивительный мир Персии и оставить нам как завещание чуткое и трогательное отношение к иным народам и культурам, к обычным людям, где бы ни выпало им жить (Сергей Николаевич Дмитриев, Секретарь Правления Союза писателей России, газета «Трибуна»).

VI. Домашнее задание

1. Творческое задание. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «“Я готов рассказать тебе поле…” («Персидские мотивы» в творчестве С. Есенина)».

2. Опережающие задания (4 учащихся). Подготовить выразительное чтение стихотворений С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст».

Следующие уроки: Урок № 36. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
 
Фото датируется по автографу Есенина на обороте другого экземпляра этой фотографии – стихотворному обращению к Е. А. Гурвичу: см. наст. изд., т. 4, с. 262, 467. Этот экземпляр хранился у адресата; местонахождение его в настоящее время неизвестно. Фотокопия указанного снимка с автографом – собрание Ю. Л. Прокушева, г. Москва.
Е. Гурвич в 1925 г. руководил литературным кружком при газете «Бакинский рабочий». Об этом он писал литератору С. Савельеву: «Этим кружком руководил я. И Сергей Есенин во многом помог нам. Мы его очень любили. Это был обаятельный человек, чистый, как росинка. Какое благородное сердце билось в его груди! […] Кружок наш был рабочий».
В приложенном к письму снимке Гурвич указал фамилии кружковцев, изображенных на фотографии, и их профессии: «Ковалев – кузнец, Сергеев – слесарь, Непряхин – токарь, Пантелеев – рабочий-нефтяник, Галя и Валя Савельевы – дочери рабочего, Топорков – рабочий… В центре фотографии Сергей Есенин, справа от него редактор газеты „Бакинский рабочий“ П. И. Чагин, а слева – руководитель кружка – Е. А. Гурвич». Письмо Гурвича было частично опубликовано в книге С. Савельева «Записки литературного следопыта» (М., 1976, с. 298–301).
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
С. А. Есенин, П. И. Чагин.
Фото, 1924 г., сентябрь. Баку.
 
Шаганэ Нерсесовна Тальян.
Фото, 1921 год
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика