Контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского. Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
В.В.Маяковский. Фотография, 1930 г.
Источник: Маяковский в воспоминаниях родных и друзей / Под ред. Л. В. Маяковской и А. И. Колоскова. – М.: Моск. рабочий, 1968. – стр. 176–177.
 
А. А. Блок.
Петербург, январь 1907 г.
Фотограф Д.С. Здобнов
 
С.А.Есенин. Фото,
30 марта 1916 г. Петроград
 
 
 
 
 
 
 
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
(1893 – 1930)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 41. В. В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир, характер ранней лирики. Маяковский и футуризм

Урок № 42. В. В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики

Урок № 43. В. В. Маяковский. Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике

Урок № 44. Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского

Урок № 45. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского


УРОК № 45
Тема.
Контрольное сочинение по творчеству
А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского

Цель:
учить учащихся работать с выбранной темой: собирать материал, продумывать план; вооружить учащихся необходимой информационной базой, опорной лексикой; выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; способствовать воспитанию стремления к самопознанию и самосовершенствованию.
Оборудование: иллюстративный материал, черновые варианты сочинений, запись на доске.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся показывают уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных по этических произведений, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• В чём необычность, самобытность лирического героя поэзии А. А. Блока? Что сближает его с романтическим героем?
• В чём уникальность, самобытность художественного мира С. А. Есенина? Каковы наиболее характерные приметы этого мира?
• Что в творческом наследии В. В. Маяковского представляется вам особенно интересным?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Поэты «Серебряного века». Поэты 20-х гг. XX в. Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский… Разное видение мира, разные, чаще всего трагические судьбы. Не всё в их творчестве понятно нам, но бесспорны их талантливость, неординарность.

Безусловно, нельзя ограничить их творчество рамками какого-то одного литературного направления — символизма, акмеизма или футуризма. Глубина мысли, мастерство слова, умение осмыслить жизнь духа, движение души, историко-литературная и общественно-гражданская проблематика их произведений, переводческая деятельность характеризуют их гораздо шире, глубже. Для нас, читателей XXI в., их творчество, несомненно,— большая поэзия, которая пришла к нам как радость, как новое открытие мира, утверждающее неисчерпаемость, величие и «дум высокое стремленье» русской поэзии.

Поэзия 20-х гг. XX в. изумляет и удивляет своим многоцветьем, многоголосьем. Знать, судьба поэтов такова: мучиться и мучить, страдать и искать, совершенствовать своё творчество и кристаллизовать душу. И при каждом новом прочтении их произведений появляются всё новые и новые мысли, вызванные поэтом, и перо тянется к бумаге.

Для многих современных школьников написать сочинение — большая проблема. И причина, как это ни банально звучит, в отсутствии навыков письма. Из жизни общества ушли письма как попытка высказаться, пообщаться, наши своеобразные «божества» — телевизор, компьютер — прививают терпимое отношение к бескультурной речи, небрежным высказываниям. Это напрямую отражается в языке и влияет на наше восприятие мира, жизни, людей, на умение и неумение говорить ясно, точно, содержательно. Соответственно и школьные сочинения будут на уровне «жестов и междометий».

Если вы не умеете письменно выражать свои мысли, то в первую очередь прививайте себе любовь к чтению, к слову. Обращайте внимание на использование в речи слов классического русского языка. Побуждайте сами себя к говорению, обсуждайте в кругу семьи и друзей проведённый день, прочитанную книгу, просмотренный фильм, волнующие вас темы, учитесь слушать собеседника, аргументированно возражать. Параллельно с уроками говорения изучите и проанализируйте основные правила написания сочинений.

IV. Работа над темой урока

1. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
Запись на доске


1) «Он весь дитя добра и света…» (по творчеству А. А. Блока);
2) «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине…» (тема Родины в поэзии С. А. Есенина);
3) Тема любви в поэзии А. А. Блока и С. А. Есенина;
4) «Светить всегда, светить везде до дней последних донца…» (тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского);
5) «Оружия любимейшего род…» (объекты сатиры и приёмы сатирического осмеяния в творчестве В. В. Маяковского).

Комментарий.
Темы записывают на доске и обсуждают. Учитель предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

2. Консультация учителя

Тысячелетняя история нашей литературы — это та река, в которую вливались малые и большие произведения, малые и большие писатели и поэты. Среди них — Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский.

Они были не только поэтами. Они были властителями дум, теми, кто ставил самые острые вопросы и искал на них ответы. Они были теми, для кого совесть, честь и достоинство были не простыми словами. Они были теми, кто хорошо знал Россию и самозабвенно любил её. Они были теми, кто, описывая Родину своего времени, мог создать произведение «навсегда», предсказать будущее. И читая строки их стихотворений, давайте внимательно вслушаемся в каждую строку: каждая из них подобна чуду, а тайна поэтического слова открывается только внимательному читателю.

Вот теперь, когда вы в определённой мере овладели теоретико-литературной подготовкой, воспользуйтесь некоторыми советами и рекомендациями:

• ещё раз прочитайте стихотворение;
• создайте в вашем воображении те картины, которые рисует автор;
• определите основную мысль и подумайте, как удалось поэту передать свои чувства и воздействовать на ваши эмоции;
• какие языковые средства избрал поэт, чтобы донести до нас живую авторскую мысль.

Постарайтесь передать это в своей творческой работе. Каждый вид творческой работы имеет свои особенности, нюансы, без которых невозможно получение отличного бала за сочинение.

3. Самостоятельная работа
с раздаточным материалом (работа в парах)
Как написать сочинение


Сочинение — вид письменной школьной работы — изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. (С. И. Ожегов)

Композиция сочинения

• Вступление;
• основная часть;
• заключение.

Отсутствие в сочинении одного из элементов композиции рассматривается как ошибка и учитывается при выставлении оценки. Композиция сочинения должна быть продуманной и чёткой. Все основные мысли в сочинении необходимо тщательно обосновывать, анализируя текст литературных произведений.

Вступление — вводит в тему, даёт предварительные, общие сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной темой.

Во вступлении может:
• содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
• быть представлено ваше мнение, если в названии темы есть отсылка к мнению абитуриента («Как вы понимаете смысл названия…»);
• содержаться факт из биографии автора или характеризоваться исторический период, если эти сведения имеют важное значение для последующего анализа текста;
• быть сформулировано ваше понимание литературоведческих терминов, если они использованы в названии темы («Тема судьбы…», «Образ героя…»).

Основная часть сочинения представляет собой анализ литературного произведения в соответствии с заданной темой.

В основной части следует избегать:
• пересказа литературного произведения;
• изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме.

В основной части необходимо продемонстрировать знание литературного материала, умение логично, аргументированно и стилистически грамотно излагать свои мысли. Основная часть — это проверка того, насколько правильно понята тема.

Задача заключения — подвести итог, обобщить сказанное, завершить текст, ещё раз обратив внимание на самое главное.

Заключительная часть должна быть:
• короткой, но ёмкой;
• органически связанной с предыдущим изложением.

В заключении может быть выражено личное отношение пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно должно быть изложено корректно, без чрезмерных восторженных оценок, иметь чётко выраженный определённый смысл и должно быть подготовлено материалом основной части. Ясный, строго соответствующий теме последний абзац сочинения в состоянии скрасить многие недостатки. Незаконченное сочинение не более привлекательно, чем недопечённый пирог.

4. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание


Опережающее задание. Прочитать роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
_____________

Приложение
Образец сочинения
«МОЯ ЛИРИКА ЖИВА ОДНОЙ БОЛЬШОЙ ЛЮБОВЬЮ, ЛЮБОВЬЮ К РОДИНЕ…»
(ТЕМА РОДИНЫ В ПОЭЗИИ С. А. ЕСЕНИНА)


Характеризуя свою лирику, Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моём творчестве». И действительно, каждая строчка стихов Есенина проникнута горячей любовью к Родине, а Родина для него неотделима от русской природы и деревни. В этом сплаве Родины, русского пейзажа, деревни и личной судьбы поэта состоит своеобразие лирики С. Есенина.

В дореволюционных стихах поэта звучит боль за свою нищую Родину, за этот «заброшенный край». В стихотворениях «Запели тёсаные дроги…», «Гой ты, Русь, моя родная…» поэт говорит, что любит до «радости и боли» «озёрную тоску» своей Родины. «Но не любить тебя я научиться не могу!» — восклицает он, обращаясь к Руси. Любовь поэта к Родине родила и такие проникновенные строки:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»,
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Октябрьскую революцию Есенин встретил радостно, но с определёнными сомнениями и колебаниями; как он сам говорил: «Принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном».

А в стране не угасал огонь Гражданской войны, терзали Родину интервенты, разруха и голод делали своё дело. Поэт видел опустевшие села, незасеянные поля, чёрные паутины трещин на опалённой засухой земле, и сердце его сжималось от боли. Видя всё это, Есенин с горечью восклицал:

Россия! Сердцу милый край!
Душа сжимается от боли!

Испытывая острое разочарование, Есенин начинает проклинать «железного коня» — город с его индустрией, который несёт гибель милой сердцу поэта деревне, начинает оплакивать старую, уходящую Русь. Тревожные размышления поэта, которому казалось, что революция принесла крушение его милой деревне, нашли отражение в стихотворении «Сорокоуст».

Мучительным был для Есенина разрыв с прошлым. Не сразу он мог понять то новое, что входило в жизнь страны. В этом заключалась та тяжёлая душевная драма, о которой писал поэт в стихотворении «Русь уходящая». Старая деревня доживала свои последние дни. Есенин это чувствовал, понимал, и ему порой начинало казаться, что вместе с ней доживает свой срок и он.

Заграничная поездка заставила поэта другими глазами посмотреть на свою страну, по-новому оценить всё, что в ней происходит. Посетив родное Константиново в 1924 г., после возвращения из-за границы, Есенин увидел, какие изменения там произошли. Об этом он пишет в стихотворении «Русь советская».

Поэт вернулся в страну своего детства и с трудом узнал её. Ему казалось, что гибель ждёт деревню, жизнь кончается, но видит там совсем иное: мужики обсуждают свою «жись». Оказывается, жизнь не кончена, она повернулась в другое русло, её уже трудно догнать. Вместо прежних отчаянных стонов, вместо заунывно-тоскливого отпевания рождаются новые мотивы. Он принимает эту жизнь и прославляет её.

Поэту, конечно, обидно, что его песни в новой деревне не поют. Он испытывает горькое чувство обиды за то, что в родных местах он словно иностранец, но эта обида уже на самого себя. Поэт чувствует, что у новых людей иная жизнь, и всё-таки благословляет её независимо от своей личной судьбы. Появляются и уходят врéменные ориентиры и идеи, но вечное всегда остаётся вечным. Об этом и сказал Есенин в стихотворении «Русь советская»:

Но тогда,
Когда во всей планете.
Пройдёт вражда племён,
Исчезнет ложь и грусть,
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Таким образом, тема Родины проходит через всё творчество поэта. Несмотря на все сомнения и разочарования в советской России, сердцем Есенин остался со своей Родиной и её красотами. Есенин пропел свою песнь о России, без своего народа он не мыслил жизни, творчества.

Следующие уроки: Урок № 46. Русская литература 30-х гг. XX в. (обзор) >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
В.В.Маяковский за работой в РОСТА. Рис. художника А.М.Нюренберга.
Источник иллюстрации: В.Маяковский. Стихи и поэмы.
Статьи о стихах и поэмах В.Д.Дувакина. – М.: Детская литература, 1972, С. 96-97
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Плакаты "Окон" РОСТА.
Художник А.М.Нюренберг.
Текст В.В.Маяковского
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика