Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике В. В. Маяковского. Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
В.В.Маяковский. Фотография, 1930 г.
Источник: Маяковский в воспоминаниях родных и друзей / Под ред. Л. В. Маяковской и А. И. Колоскова. – М.: Моск. рабочий, 1968. – стр. 176–177.
 
 
 
 
 
 
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
(1893 – 1930)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 41. В. В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир, характер ранней лирики. Маяковский и футуризм

Урок № 42. В. В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики

Урок № 43. В. В. Маяковский. Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике

Урок № 44. Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского

Урок № 45. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского


УРОК № 43
Тема.
В. В. Маяковский. Красота и сила чувства,
выраженного в любовной лирике

Цель:
раскрыть учащимся своеобразие любовной лирики В. В. Маяковского, дать биографический комментарий, определить истинные ценности в жизни поэта; развивать деятельность учащихся, направленную на способность видеть и оценивать литературные явления в контексте биографических данных поэта; совершенствовать навыки анализа лирического стихотворения; воспитывать культуру чтения, эстетические чувства, чувство уважения к личности.
Оборудование: тексты стихотворений В. В. Маяковского о любви, портреты поэта, Л. Ю. Брик, Т. В. Яковлевой, В. В. Полонской.
Тип урока: «литературная гостиная».
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о своеобразии любовной лирики В. В. Маяковского; выразительно читают и комментируют стихотворения поэта, объясняя своеобразие лирического героя; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Почему столь разноречивы и даже полярно противоположны оценки личности и творчества поэта?

• Чем объяснить, что страстно влюблённый в жизнь, славивший революцию, поэт сам поставил «точку пули в своём конце»?

• Прокомментируйте сатирические стихотворения Маяковского «Прозаседавшиеся» и «Гимн взятке». Как связаны эти стихотворения с комедией «Баня»?

• Против чего направлена сатира поэта? Можно ли сказать, что и в сатирических произведениях советского периода В. В. Маяковский сохраняет верность футуристическим традициям?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— В. В. Маяковский вошёл в историю нашей литературы на переломе эпох, и в нём сразу увидели трибуна революции. Поэт чутко уловил требования времени, сам считал себя «революцией мобилизованным» и стал «чернорабочим» новой страны. Но за бодрым обликом горлопана-главаря мы не всегда замечаем глубокие и тоскующие ноты лирической поэзии, тоскливое одиночество поэта среди единомышленников, которое тонет в маршах и демонстрациях.

Маяковский в своей любовной лирике рассказал нам о себе самое главное, самое сокровенное. В его любовной лирике мы видим новое восприятие и показ давно известных чувств и переживаний. И мне хочется, чтобы сегодня на уроке вам открылась необычайно яркая страница лирики В. В. Маяковского.

IV. Работа над темой урока
«В поэтической гостиной Маяковского»
(устный журнал)

1. Рассказ учителя

— Предисловие.

Январь 1914 г. Маяковский во время футуристического турне приезжает в Одессу. Всего три дня выступлений и чудесный романтический эпизод. Владимир знакомится с Марией Денисовой — красивой незаурядной девушкой. По-видимому, она от каких-то серьёзных шагов при столь мимолётном знакомстве отказалась. Как бы то ни было, но чувство неразделённой любви нашло отражение в поэме «Облако в штанах». Я бы назвал(а) ощущения Маяковского в этот период ожиданием любви…

Страница первая.
1915 г. Эльза Каган привела нового знакомого поэта-футуриста в дом к своей замужней сестре Лиле Брик. Маяковский был сражён этой маленькой женщиной с ярко-рыжими волосами и каре-зелёными глазами. Вот она — его громада-любовь, любовь на всю жизнь, любовь, принёсшая столько радости и столько мучений! Строчка: «Она красивая, её, наверно, воскресят!» — потрясает. Кто ещё мечтал о воскресении в будущем любимой женщины?

Но вернёмся к первой встрече. Маяковский весь вечер был в ударе. Он прочёл поэму «Облако в штанах» и тут же попросил разрешения посвятить её Лиле. Так поэма, в которой фигурировало имя «Мария», поэма, на создание которой Маяковского вдохновила другая женщина, была посвящена Лиле Брик.

Лиля Юрьевна Брик — красивая, умная, незаурядная, общительная, пользовалась неимоверным успехом у мужчин. Она — дама элегантная, воспитанная, с прекрасными манерами и в то же время она лишена всяких предрассудков, она эмансипированна. Наконец, она — непредсказуемая, богемная. Она стала Музой поэта, она преобразила Маяковского, без неё не было бы в истории нашей поэзии чудесных строк о любви-громаде.

Выразительное чтение стихотворения «Лиличка!»
заранее подготовленным учащимся

2. Слушание сообщения об истории создания
стихотворения «Лиличка!»

3. Работа над идейно-художественным содержанием
стихотворения «Лиличка!»
(аналитическая беседа)

• Первое, что привлекает наше внимание при чтении текста,— заглавие и подзаголовок. Что мы можем узнать из заглавия стихотворения?
• Если заглавие стихотворения настраивает на эмоциональное восприятие текста, то к какому жанру его относит подзаголовок?
• Закономерно возникает вопрос: почему именно эта форма была избрана поэтом?
• Второй вопрос, следующий из подзаголовка,— в какой мере в стихотворении представлена структура письма?
• Интимная интонация письма подчёркивается первым же сравнением. Найдите его.
• Найдите строку, в которой передаётся напряжённо-тревожное состояние героя.
• Проведём литературные параллели. Кто ещё изобразил в стихотворениях прощание с любимой? Сравните, какими чувствами наполнены эти стихи, что испытывает лирический герой?
• Волнует ли лирического героя состояние возлюбленной?
• Определите по последнему аккорду стихотворения отношение лирического героя к любимой женщине.

4. Продолжение рассказа учителя

— Страница третья.

Современники говорили об их отношениях: «Маяковский любил её без памяти, а она не сходила с ума от любви». Она могла быть нежной с ним, а могла быть отчуждённо холодна. «Почему лошади никогда не кончают с собой? — спрашивала Лиля, когда Маяковский, выясняя отношения, угрожал самоубийством. И отвечала: — Потому что они не выясняют отношений». Порой она была с ним жестока. Как-то, гуляя вдоль Невы, он прочёл Лиле свою поэму «Дон Жуан». «Опять про любовь,— заметила она.— Как не надоело?» Тогда он вынул из кармана рукопись и, разорвав, пустил клочки по ветру.

Послушайте строки из поэмы «Флейта-позвоночник».

Выразительное чтение поэмы «Флейта-позвоночник»
заранее подготовленным учащимся

• Что вы почувствовали? Какая она, любовь поэта?

5. Слушание сообщения
об истории создания поэмы

6. Работа над идейно-художественным содержанием поэмы

(аналитическая беседа)

• В чём заключается трагедия героя в поэме «Флейта-позвоночник»?
• Как поэт говорит о сложностях духовного мира любимой женщины?
• Почему её любовь не может быть «праздником» для них обоих?
• Какой видит герой любимую в своих видениях? Почему она не может быть такой в реальности?
• Какую роль играют метафоры в раскрытии идейного содержания поэмы?

7. Продолжение рассказа учителя

— Страница четвёртая.

В 1922 г. поэт пишет поэму «Люблю» — своё самое светлое произведение о любви. Поэму писал он тогда, когда Лилия Брик в Риге разыскивала заграничного издателя, который напечатал бы книги Маяковского в Латвии для экспорта в Россию, так как в те годы у Маяковского были большие трудности в отношениях с Госиздатом.

Поэма была готова как раз к возвращению Лили Брик, в феврале 1922 г. Произведение отражает отношения между Маяковским и Брик этой поры, подобно тому как «Флейта-позвоночник» и другие стихотворения дают представление об их отношениях в военные годы. Здесь поэт размышляет о сущности любви и её месте в жизни человека. Продажной любви Маяковский противопоставил любовь истинную, страстную, верную.

Но затем вновь в поэме «Про это» лирический герой предстаёт страдающим, мучимым любовью. Это был переломный момент в их отношениях с Брик. Надеюсь, вы заметили, как тесно переплетаются в творчестве Маяковского чувства поэта и чувства лирического героя.

Страница пятая.
Париж подарил поэту надежду на взаимную любовь, любовь простую, человеческую. Татьяна Алексеевна Яковлева сопровождала по эта в качестве переводчицы. Натуральная блондинка, длинноногая, спортивная.

Все видевшие их вместе отмечали, что они — очень красивая пара. Влюблённый Маяковский покорил молодую эмигрантку. Он нежно, трепетно ухаживал. В холодную погоду мог снять с себя пальто и укутать ноги девушке. Первый раз поэт изменил своей постоянной Музе Лиле Брик: два стихотворения он написал и посвятил Татьяне Яковлевой: «Письма из Парижа товарищу Кострову о сущности любви» и «Письмо Татьяне Яковлевой».

8. Выразительное чтение стихотворения
«Письмо Татьяне Яковлевой»

заранее подготовленным учащимся

9. Слушание сообщения об истории создания стихотворения

10. Работа над идейно-художественным содержанием
стихотворения «Письмо Татьяне Яковлевой»

(аналитическая беседа)

• Можно ли считать это стихотворение-исповедь, не предназначенное для печати, только интимным признанием? Аргументируйте свой ответ.
• Перед нами опять письмо, но похоже ли оно на то, что мы читали раньше?
• Не случайно на протяжении всего «Письма…» мы не раз увидим, как личное будет сливаться с общественным. Приведите примеры из стихотворения.
• Выделите элементы стихотворной речи (лексические, образные, интонационно-ритмические и т. п.), благодаря которым воссоздаётся накал страсти.
• Покажите, как соединяется в стихотворении чувство глубоко интимное с гражданским. Согласны ли вы с утверждением, что они не могут соединиться и в этом — источник любовной драмы?
• Поэтическая речь Маяковского ярко метафорична. Каковы особенности метафоры в этом стихотворении?

11. Постановка и решение
проблемного вопроса (работа в группах)


• Маяковский говорил, что у него одна Муза — Лиля Брик. Сравните чувства лирического героя в стихотворении «Лиличка!» и в «Письме к Татьяне Яковлевой».

12. Продолжение рассказа учителя

— Страница шестая.

Конечно, стоит рассказать и об упомянутой в его предсмертном письме актрисе МХАТа Веронике Витольдовне Полонской.

Поэт познакомился с молоденькой актрисой МХАТа Вероникой Полонской и по-мальчишески влюбился в неё. Она была замужем за известным актёром Михаилом Михайловичем Яншиным. Отношения между Маяковским и Полонской переживали взлёты и падения. В конце концов, поэт поставил вопрос ребром: Полонская должна немедленно разойтись с мужем и тут же оставить сцену. На одной из дружеских вечеринок Маяковский, имевший право на ношение оружия, достал из кармана пистолет и пригрозил: если Вероника не выполнит его условия, то он застрелится. Полонская с трудом отговорила Маяковского от рокового шага.

13. Слушание сообщения о последней любви
и последних часах жизни В. В. Маяковского

14. Продолжение рассказа учителя

— Эпилог.

15 апреля 1930 года в газетах появилось сообщение: «Вчера, 14 апреля, в 10 часов 15 минут утра в своём рабочем кабинете (Лубянский проезд, 3) покончил жизнь самоубийством поэт Владимир Маяковский. Как сообщил нашему сотруднику следователь тов. Сырцов, предварительные данные следствия указывают, что самоубийство вызвано причинами чисто личного порядка, не имеющими ничего общего с общественной и литературной деятельностью по эта. Самоубийству предшествовала длительная болезнь, после которой поэт ещё не совсем поправился».

Одновременно было опубликовано предсмертное письмо почти без знаков препинания.

ВСЕМ
В том что умираю не вините никого, и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сёстры и товарищи, простите — это не способ (другим не советую) но у меня выходов нет. Лиля — люби меня.
Товарищ правительство, моя семья это Лиля Брик, мама, сёстры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо.
Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся.

Как говорят —
«инцидент исперчен»
Любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчёте
и не к чему перечень
взаимных болей
бед
и обид.
Счастливо оставаться
Владимир Маяковский

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Беседа


• Какую новую грань любовных взаимоотношений открыл для вас поэт В. В. Маяковский?
• Что вам близко и что не близко в любовной лирике поэта?

2. Заключительное слово учителя

— «Любовь — это жизнь, это — главное. От неё разворачиваются и стихи, и дела, и всё прочее. Любовь — это сердце всего. Если оно прекратит работу, всё остальное отмирает, делается мнимым, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всём…» — так писал Маяковский Лиле Брик 5 февраля 1923 года.

Так же, как душу невозможно искусственно отделить от тела, так и лирику Маяковского нельзя рассматривать отдельно от автора. Мне очень понравилось высказывание поэта, эссеиста и литературоведа Льва Владимировича Лосева, напечатанное в журнале «Огонёк»: «Из нашей цивилизации уходит то, что её животворило: романтическая любовь. Я не знаю другого поэта, чья любовная лирика была бы созвучна душе человека, как стихи “Про это” Маяковского».

VI. Домашнее задание

1. Выучить наизусть одно из стихотворений В. В. Маяковского о любви (по выбору).

2. Ознакомиться со стихотворениями В. В. Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Сергею Есенину», вступлением в поэму «Во весь голос».

Следующие уроки: Урок № 44. Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
Владимир Маяковский и Лиля Брик. Фото, 1915 г.
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Мария Денисова.
Одесса, 1913 г.
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика