Пафос революционного переустройства мира в лирике В. В. Маяковского. Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
В.В.Маяковский. Фотография, 1930 г.
Источник: Маяковский в воспоминаниях родных и друзей / Под ред. Л. В. Маяковской и А. И. Колоскова. – М.: Моск. рабочий, 1968. – стр. 176–177.
 
 
 
 
 
 
 
 
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
(1893 – 1930)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 41. В. В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир, характер ранней лирики. Маяковский и футуризм

Урок № 42. В. В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики

Урок № 43. В. В. Маяковский. Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике

Урок № 44. Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского

Урок № 45. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского


УРОК № 42
Тема.
В. В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира.
Сатирический пафос лирики

Цель:
показать учащимся пафос революционного переустройства мира в лирике В. В. Маяковского; путем анализа стихотворений показать, как созревал талант Маяковского-сатирика, против чего была направлена его сатира; определить, в чем жизненность и современность сатирических произведений Маяковского; активизировать познавательную деятельность учащихся; формировать негативное отношение к человеческим порокам и порокам общества, совершенствовать навыки и умения формулировать свои взгляды и аргументировать их, умение считаться с мнением других.
Оборудование: тексты стихотворений В. Маяковского, выставка книг о Маяковском, рисунки «Окон сатиры РОСТА», плакаты, нарисованные Маяковским.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о пафосе революционного переустройства мира в лирике В. В. Маяковского, о своеобразии сатиры В. В. Маяковского; выразительно читают и комментируют сатирические стихотворения поэта, объясняя их своеобразие; раскрывают способы выражения жизнетворческой позиции В. В. Маяковского как поэта и человека; анализируют сатирические стихотворения, отмечая элементы поэтического новаторства; принимают участие в дискуссии.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа


• Какие эстетические приоритеты отстаивает Маяковский в лирике раннего периода?
• Как он утверждает свой идеал поэзии? Подтвердите свои выводы анализом 1–2 ранних стихотворений поэта.

2. «Играя — обучаемся!»

• Представьте, что вы готовите к выпуску том юбилейного издания ранних стихотворений В. В. Маяковского. Какие стихи раннего Маяковского вы поместили бы в нём? Аргументируйте свой выбор.

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Едва ли среди подлинных художников слова мы найдём писателя или поэта, который бы так решительно и безоговорочно принял революцию, как Маяковский. Маяковскому принадлежит фраза, которая позволяет понять особенности его творчества: «В наше время тот поэт, тот писатель, кто полезен».

А быть полезным обществу — это активно участвовать в той борьбе, которую общество ведет со своими внутренними и внешними врагами. Грозным оружием этой борьбы поэт считал сатиру. Вот почему именно этот жанр занимает исключительно важное место в творчестве В. В. Маяковского.

IV. Работа над темой урока

1. Погружение в тему урока:
выполнение интерактивного упражнения «Займи позицию!»


• Ознакомьтесь с двумя мнениями поэтов и людей чрезвычайно родственных — Б. Л. Пастернака и М. И. Цветаевой.
Первое: «Его место в революции, внешне столь логичное, внутренне столь принуждённое и пустое, навсегда останется для меня загадкой».
И второе: «А я скажу, что без Маяковского русская революция бы сильно потеряла, так же как сам Маяковский — без революции».
С чьим мнением вы согласитесь? Аргументируйте свой выбор.

2. Аналитическая работа с текстом
стихотворения В. В. Маяковского «Левый марш»

А) Вступительное слово учителя


— Характеризуя особенности лирики, порождённой пооктябрьской действительностью, Маяковский называл её «лозунговой», «подхлёстывающей революционную практику». Достоинства её оценивались в этом случае действенностью стиха. Отсюда — пристрастие поэта к жанру «марша», где прямо обращённое к огромной аудитории слово призвано сообщить ей заряд целенаправленной энергии.

Наиболее ярко сказалось это в «Левом марше», где средствами стиха замечательно передана характерная для этого времени атмосфера митинга, на котором возникающее у людей чувство единства вызывает желание встать в строй, занять место в боевых рядах. Именно это обусловливает и лексику, и образную структуру, и ритмико-интонационные особенности стихотворения, где внимание к сегодняшним деталям не снижает масштабности видения мира.

Б) Выразительное чтение наизусть
заранее подготовленным учащимся

В) Аналитическая беседа

• Найдите в стихотворении конкретные приметы революционной эпохи. Какова их роль в установлении контакта поэта и аудитории, которой адресован «Левый марш»?

• Как вы объясните выбор особой лексики и необычный поэтический синтаксис в стихотворении «Левый марш»?

• Охарактеризуйте образный и интонационно-ритмический строй стихотворения. Каковы их особенности и чем они обусловлены?

• Есть ли в поэзии Маяковского другие примеры обращения к жанру марша? Приведите их, сравните с «Левым маршем».

3. Объяснение учителя

— Сатирические произведения В. В. Маяковский создавал на всех этапах своего творчества. Известно, что в ранние годы он сотрудничал в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», а в своей автобиографии «Я сам» под датой «1928», то есть за два года до смерти, написал: «Пишу поэму “Плохо” в противовес поэме 1927 года “Хорошо”». Правда, «Плохо» поэт так и не написал, но сатире отдавал дань и в стихах, и в пьесах.

О сатире Маяковский говорил: «Сатира — это взгляд на мир через увеличительное стекло». Один из сборников своих стихотворений поэт назвал так: «Маяковский улыбается, Маяковский смеётся, Маяковский издевается». В своей работе поэт активно опирался на сатирический опыт русской классической литературы.

В дореволюционный период творчества поэта основной целью его сатиры было беспощадное обличение существующего строя. После событий 1917 г. сатира переросла в борьбу за укрепление нового, социалистического общества.

Тематика сатирических произведений Маяковского многообразна. Она обусловлена двумя центральными задачами — борьбой с ненавистным поэту буржуазным миром и обличением всех пережитков в быту и сознании людей. Эти направления тесно связаны друг с другом.

Первая группа сатирических произведений поэта разоблачает и высмеивает мещанство («О дряни», «Ещё раз о дряни», «Ханжа», «Маруся отравилась» и др.).

Вторая группа — это борьба с бюрократизмом и другими общественными недостатками («Прозаседавшиеся», «Бюрократизм», «Взяточники», «Протекция»).

И, наконец, третья группа разоблачает капитализм («Как работает республика демократическая?», «Моя речь на Генуэзской конференции», материалы для «Окон сатиры РОСТа»).

4. Слушание сообщения учащегося
об «Окнах сатиры РОСТА»
(Российского телеграфного агентства)


— Немало сатирических произведений было написано Маяковским в период работы в «Окнах сатиры РОСТА». В период с 1919-го по 1922 г. идёт работа Маяковского в «Окнах сатиры РОСТА», которые поэт назвал «красочной историей трёх боевейших годов Союза». Язык произведений того периода предельно краток и понятен, используются народные жанры: загадка, пословица, частушка, а также пародия на старое искусство. Эта работа помогла поэту отточить сатиру, выработать новые приёмы и навыки.

В 1921 г. выходит стихотворение «О дряни»:

Слава, слава героям!!!
Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь поговорим о дряни.

Стихотворение «О дряни» становится программным для последующего творчества В. В. Маяковского.

В период работы в «Окнах сатиры РОСТА» лирический герой Маяковского — бунтующий, гневный, воинствующий, а сатира носит откровенно агитационный характер. Стихотворения «О дряни» и «Прозаседавшиеся» открыли целую галерею ярких сатирических произведений Маяковского середины 1920-х гг.: «Сергею Есенину» (1926), «Взяточники» (1926), «Критика и самокритика» (1928), «Плюшкин» (1928), «Трус» (1928) и др. Гневная сатира служит великой цели, и потому поэт не имеет права успокаиваться, пока ещё «очень много разных мерзавцев ходят по нашей земле и вокруг».

5. Работа над идейно-художественным содержанием стихотворений,
их выразительное чтение наизусть заранее подготовленными учащимися

А) Стихотворение «Прозаседавшиеся»

• Какую мишень выбрал Маяковский в этом стихотворении для нанесения сатирического удара?
• Как достигается комический эффект?
• Остаётся ли у читателей впечатление, что происходит что-то странное, не встречающееся в жизни?
• Прокомментируйте название стихотворения.
• Что вам известно об истории создания данного стихотворения?

Б) Стихотворение «О дряни»
(самостоятельная работа в парах)

• Проанализируйте стихотворение «О дряни». Обратите внимание на особенности его композиции, приёмы сатирического изображения мещанства.

В) Обобщение учителя

— В стихотворении «Прозаседавшиеся» звучит сатира на «размножившуюся» в стране бюрократию. В начале стихотворения мало что предвещает сатирическое звучание: мы узнаём, что каждое утро поэт видит, как «расходится народ в учреждения». Стихотворение написано от лица просителя, который, как заколдованный, ходит по всем инстанциям, но никак не может добиться толку. Наконец он врывается в зал заседаний и видит ужасную картину: там работают «людей половины». С помощью фантастики и гротеска Маяковский показывает, что чиновники уже давно превратились в мертвецов, машины, механически исполняющие свои обязанности. Для поэта бюрократизм означает власть инструкции, простой бумажки, которая употребляется в ущерб живому делу. Таким образом, в сатире Маяковского всегда ощущается общественный идеал, за который борется поэт, и чётко определено то зло, против которого направлена сатира.

В бюрократизме и мещанстве увидел Маяковский двух злейших врагов. Как живучи оказались эти пороки! Десятилетия отделяют нас от времени создания поэтических строчек Маяковского. Срок достаточно большой для проверки временем силы читательского внимания к поэту и силы его влияния на поэзию своего поколения. И, согласитесь, Маяковский актуален сегодня как никогда.

6. «Учимся грамотно дискутировать…»:
мини-дискуссия


• А на ваш взгляд, что опаснее в жизни: бюрократизм или мещанство?
(Предполагается небольшая дискуссия, где учитель может и сам высказать своё мнение.)

7. Аналитическая работа
с текстами сатирических пьес

А) Слушание сообщений учащихся на темы:

«Пьеса “Клоп”. Замысел и основная тема и её освещение. Сюжет и герои»;
«Пьеса “Баня”. Сатирическое изображение негативных явлений действительности» (см. домашнее задание предыдущего урока)
(Учащиеся составляют тезисы в тетрадях.)

Б) Комментарий учителя

— Сатирические темы затрагиваются Маяковским не только в стихотворениях, но и в ряде драматических произведений. Поэт по-новому понимает театр: театр не зеркало, а увеличительное стекло, всё работает на гиперболизацию.

Показательны в этом отношении «Мистерия-Буфф» (1918) — сатира на старый мир, пьеса «Клоп» (1928), направленная против пошлости и мещанства, и «Баня» — «драма в шести действиях с цирком и фейерверком», разоблачающая бюрократизм. Темы, затронутые в этих произведениях Маяковского, злободневны, остры, а сатирический эффект достигается за счёт гиперболизации недостатков и введения элементов фантастики.

8. Постановка и решение проблемного вопроса
(работа в группах)

• В чём родство и в чём различие сатиры в русской классике и в творчестве В. В. Маяковского?

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Беседа


• Какую роль в творчестве позднего Маяковского сыграло его сотрудничество с «Окнами сатиры РОСТА»?
• Почему доминирующее положение в творчестве позднего В. В. Маяковского занимает сатира?
• Кто и что становится объектом сатирического осмеяния в поэзии и драматургии В. В. Маяковского?
• Для чего используются сравнения, гипербола, гротеск, ирония?
• В чём заключается современность сатиры Маяковского?

2. Обобщающее слово учителя

— Казалось бы, сейчас мы живём в другой стране. Советский Союз остался только в документах, фотографиях, на старых картах, в воспоминаниях тех, кому довелось жить в советские времена. Но разве у нас нет объектов для сатиры и поводов для смеха? Разве исчезло то, что клеймил Маяковский в своих стихах-агитках, и мы являем миру порядочность и высокую нравственность? И за мещанским благополучием современных нуворишей не видно слёз обездоленных?

Может быть, рано снимать с полок его томики, а самого поэта отправлять в архив? Да, юмор и сатира бессмертны. Чем труднее времена, тем труднее сатире. Времена ведь как люди: они любят посмеяться над другими временами, но не терпят смеха над собой.

VI. Домашнее задание

1. Ознакомиться со стихотворениями В. В. Маяковского о любви.

2. Опережающие задания.
а) Подготовить сообщения (4 учащихся) об истории создания стихотворений «Лиличка», «Письмо к Татьяне Яковлевой», поэмы «Флейта-позвоночник», о последней любви и последних часах жизни В. В. Маяковского.
б) Подготовить выразительное чтение стихотворений «Лиличка!», «Письмо к Татьяне Яковлевой», поэмы «Флейта-позвоночник» (3 учащихся).

Следующие уроки: Урок № 43. В. В. Маяковский. Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
В.В.Маяковский за работой в РОСТА. Рис. художника А.М.Нюренберга.
Источник иллюстрации: В.Маяковский. Стихи и поэмы.
Статьи о стихах и поэмах В.Д.Дувакина. – М.: Детская литература, 1972, С. 96-97
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Плакаты "Окон" РОСТА.
Художник А.М.Нюренберг.
Текст В.В.Маяковского
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика