Утопические идеи повести А. П. Платонова «Котлован». Уроки литературы в 11 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
А. П. Платонов.
Фото 1922 г.
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 30-х гг. XX в.

АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
(1891 – 1951)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]


Урок № 53. Урок внеклассного чтения. А. П. Платонов: личность, судьба, творчество. Повесть «Сокровенный человек» (обзор)

Урок № 54. Урок внеклассного чтения. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести А. П. Платонова «Котлован»


УРОК № 54
Тема.
Урок внеклассного чтения.
Утопические идеи «общей жизни»
как основа сюжета повести А. П. Платонова «Котлован»

Цель:
ознакомить учащихся с замыслом, историей создания повести А. П. Платонова «Котлован»; на основе наблюдения, исследования подвести к пониманию смысла названия, символики, особенностей жанровой природы, идейного содержания повести; развивать навыки анализа, систематизации фактического материала, аргументации выводов; воспитывать духовно-нравственную культуру учащихся.
Оборудование: учебник, раздаточный материал, текст повести «Котлован», иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся знают о замысле, истории создания, смысле названия, символике повести А. П. Платонова «Котлован»; на основе наблюдения, исследования приходят к пониманию идейного содержания повести; составляют тезисы сообщений, принимают участие в беседе; выполняют аналитическую работу по тексту повести.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа


• Расскажите о творческом пути А. П. Платонова.
• Как развивает А. П. Платонов традиционную тему классической литературы о «бедных людях»? Почему они «бедные»?
• В чём особенности языка и стиля произведений А. П. Платонова?
• От чьего имени обычно ведётся повествование? Приведите примеры.
• Можно ли сказать, что Пухов (повесть А. П. Платонова «Сокровенный человек») отчасти конкретно исторический характер, а отчасти «плавающая точка зрения» (Е. Д. Толстая-Сегал) самого Платонова на революцию, её взлеты и спад?

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Андрей Платонов стал известен широкому кругу читателей только в конце XX в., хотя самый активный период его творчества пришёлся на двадцатые годы прошлого столетия. Платонов, как и множество других писателей, противопоставивших свою точку зрения официальной позиции советского правительства, долго был запрещён. Открыть удивительный мир его произведений представилась возможность лишь с началом перестройки, когда были опубликованы его основные произведения — романы «Чевенгур», «Котлован», повесть «Ювенильное море». Иосиф Бродский назвал Андрея Платонова (наряду с Прустом, Кафкой, Фолкнером) одним из самых замечательных писателей уходящего века. А. И. Солженицын выразил своё восхищение Платоновым гораздо проще, но не менее убедительно: если бы ему пришлось отправиться в дальнее путешествие с одной-единственной книгой, то этой книгой был бы «Котлован».

В мире интерес к Платонову необычайно велик. В странах Европы, США, Канаде, Японии, Индии, Китае переведена его проза, имеются специалисты по творчеству писателя. Когда в 1960-е гг. в Италии впервые перевели Платонова, рецензию на него написал великий Пазолини. Персоналии: глоссарий. Пьер Пáоло Пазолини — итальянский кинорежиссёр, поэт и писатель. По своим политическим взглядам являлся марксистом и коммунистом. Стихи Пазолини входят в школьную программу в Италии.

IV. Работа над темой урока

1. Слушание сообщений
об истории создания повести «Котлован»


— Даты работы над рукописью проставлены самим автором — декабрь 1929-го — апрель 1930 гг. Такая хронологическая точность далеко не случайна: именно на этот период приходится пик коллективизации. Точные даты недвусмысленно указывают на конкретные исторические события, составившие рамку повествования.

7 ноября 1929 года появилась статья И. В. Сталина «Год великого перелома», в которой обосновывалась политика сплошной коллективизации; 27 декабря Сталин объявил о «начале развёрнутого наступления на кулака» и о переходе к «ликвидации кулачества как класса»; 2 марта 1930 года в статье «Головокружение от успехов» Сталин ненадолго затормозил насильственную коллективизацию, а в апреле «Правда» опубликовала его статью «Ответ товарищам колхозникам». «Котлован» создаётся даже не по горячим следам — он пишется практически с натуры: хронологическая дистанция между изобража емыми событиями и повествованием отсутствует.

Замысел повести «Котлован» относится к осени 1929 г. Платонов в это время работал в Наркомате земледелия по своей технической специальности — в отделе мелиорации. Повесть «Котлован» является социальной притчей, философским гротеском, жёсткой сатирой на СССР времён первой пятилетки. Сотканные из парадоксов угловатые герои, язык, сюжеты Платонова с трудом обретали признание современников. Успех публикаций в журналах «Красная новь», «Новый мир» вскоре сменяется критическими отзывами, редакторскими купюрами и отказами. Жёстко и мрачно утончённые, до гротескного сюрреализма, реалии тех времён отображаются в мрачных тонах, утопия как тупик логически превращается в антиутопию. Однако, несмотря на гротескность описания, иносказания, в повести прослеживаются элементы реального быта в эпоху Сталина. Повесть не была опубликована при жизни Платонова, до публикации в СССР в 1987 г. распространялась в самиздате.

Литературоведческий глоссарий.
Самиздат — способ неофициального и потому неподцензурного распространения литературных произведений, когда копии изготавливались автором или читателями без ведома и разрешения официальных органов, как правило, машинописным, фотографическим или рукописным способами, к концу СССР также и при помощи ЭВМ.
Самиздатом распространялись также магнитофонные записи В. С. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы, Ю. Ч. Кима, певцов-эмигрантов и др.
Слово тамиздат часто встречалось рядом со словом самиздат, иногда как противопоставление. Тамиздатом назывались запрещённые книги и журналы, изданные «там», то есть за рубежом.

2. Вводно-ориентировочная беседа:
«погружение» в тему урока


• Ваше впечатление о прочитанном произведении.
• Какие годы исторического пути послереволюционной страны показаны в повести?
• Какие герои привлекают внимание Платонова?
• Чем они живут? Какие вопросы себе задают? Чем отличаются от окружающих их людей?
• Каким предстаёт мир в повести Платонова? Чем особенно поражает этот мир читателя?

3. Аналитическая работа
по тексту повести «Котлован»

А) Вступительное слово учителя


— Сюжетную канву повести можно передать в нескольких предложениях. Рабочий Вощев после увольнения с завода попадает в бригаду землекопов, готовящих котлован для фундамента общепролетарского дома. Бригадир землекопов Чиклин находит и приводит в барак, где живут рабочие, девочку-сироту Настю. Двое рабочих бригады по указанию руководства направляются в деревню — для помощи местному активу в проведении коллективизации. Там они гибнут от рук неизвестных кулаков. Прибывшие в деревню Чиклин и его товарищи доводят «ликвидацию кулачества» до конца, сплавляя на плоту в море всех зажиточных крестьян деревни. После этого рабочие возвращаются в город, на котлован. Заболевшая Настя той же ночью умирает, и одна из стенок котлована становится для неё могилой.

Набор перечисленных событий, как видим, достаточно стандартен: практически любое литературное произведение, в котором затрагивается тема коллективизации, не обходится без сцен раскулачивания и расставания середняков со своим скотом и имуществом, без гибели партийных активистов, без «одного дня победившего колхоза». Однако в платоновском повествовании «обязательная программа» сюжета коллективизации изначально оказывается в совершенно ином контексте. Пафос деятельного преображения мира уступает место неспешному, с многочисленными остановками, движению «задумавшегося» платоновского героя.

Б) Аналитическая беседа

• Как датировка повести (декабрь 1929-го — апрель 1930 гг.) связана с изображёнными в ней событиями?

• Какие факты и события повести позволяют скорректировать внутреннюю хронологию повествования? Как соотносятся в повести историческое и сюжетное время?

• Является ли котлован пространственным центром повести?

• Каково место и значение имён собственных в топографии «Котлована»?

• Обратите внимание на то, что среди немногочисленных топонимов в одном ряду оказываются Млечный Путь и колхоз имени Генеральной Линии. Как их значение связано со смыслом происходящих в повести событий?

• Почему основная нагрузка в повести приходится на нарицательные названия топографических объектов (город, деревня и т. п.)?

• Каково значение мотива дороги в сюжете и композиции повести? В чём необычность дорог, пролегающих в пространстве «Котлована»?

• В экспозиции повести Вощев представлен читателю как герой-странник:
«Котлован» начинается с того, что Вощев отправляется в дорогу. В чём сходство и в чём различие платоновского героя-странника с его литературными предшественниками (вспомните, в каких произведениях русской литературы центральными или второстепенными персонажами произведения были странники и странницы)?

• Что заставляет Вощева отправиться в дорогу? В чём герой Платонова видит жизненную необходимость своего странничества?

• Выделите сквозные понятия-мотивы, формирующие смысловую структуру и композицию повести. Как они связаны друг с другом? Каково их значение в сознании разных персонажей повести? Какие дополнительные значения привносят сквозные мотивы в содержание заглавия?

• Каковы художественные функции гротеска в изображении коллективизации в повести Платонова? Приведите примеры эпизодов, художественное решение которых основывается на гротеске. Объясните, почему именно гротеск становится наиболее точным способом изображения нового — «организованного» — мира?

• В системе персонажей повести важное место занимают животные. Охарактеризуйте место этих персонажей в сюжете и композиции повести.

• Чем животные в «Котловане» отличаются от своих сказочных и басенных «собратьев»? В чём различие их художественных функций в произведениях Платонова и, например, М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. И. Крылова, писателей-реалистов XIX в.?

• Как соотносятся в повествовании комическое и трагическое?

• Вспомните, как представлены в «Котловане» обязательные «положительные» герои эпохи. Чем различаются принципы их изображения у Платонова и его современников? Какова роль имен собственных (или их отсутствия) в характеристике партийных руководителей в повести Платонова?

• Отличительная особенность поэтики Платонова — почти полное отсутствие вещных подробностей в изображении интерьера, пейзажа, внешности героя. Например, портретом героя (вспомните, какого в каждом случае) может служить такое описание: «не старый, но седой от счёта природы человек», «мутное однообразное лицо, обросшее по окружности редкими волосами». Сопоставьте эти портретные наброски с бунинскими или тургеневскими портретами. В чём отличие «живописной техники» Платонова от классической «школы портрета»?

В) «Умники и умницы»:
постановка и решение проблемного вопроса

(работа в парах)

• Если рассматривать центр и периферию пространства в повести, то, конечно, сразу становится понятно, что центр его занимает котлован — величественный и зловещий образ одновременно. С ним связаны все герои. Однажды забредя на котлован, они уже не могут уйти от него. Котлован является основой художественного мироздания, центром жизни и местом смерти.
Образ котлована скрывает в себе невероятное количество смыслов, поэтому его с полным правом можно назвать символическим. Каждый читатель выделяет в этом образе новые грани, близкие и интересные именно ему. Какие это грани? Что же такое котлован как символический образ? Каковы дополнительные, контекстуальные значения понятия «котлован» в произведении?

Предполагаемые ответы

Котлован — это:
• начало строительства будущего;
• обещание счастья;
• могила;
• иллюзия смысла существования;
• граница жизни и смерти;
• место, где люди роют, зарывая себя;
• пустота, ничто, бессмыслица, ведь кому он нужен, если дом так и не построен;
• временное пристанище, которое вдруг оказывается постоянным;
• воронка, втягивающая в себя всё;
• попытка проникнуть в тайны бытия;
• способ забыться в работе (не всё же время пить) и т. п.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

Обобщающее слово учителя


Казалось бы, на коротком пространстве ста страниц невозможно детально рассказать о крупномасштабных, переломных событиях целой эпохи. Небольшое количество конкретных событий, каждое из которых в контексте всего повествования исполнено глубокого символического значения,— таков путь постижения подлинного смысла исторических преобразований в «Котловане».

Смысловой итог строительства «будущего неподвижного счастья» — смерть ребёнка в настоящем и потеря надежды на обретение «смысла жизни и истины всемирного происхождения», в поисках которой отправляется в дорогу Вощев. «Я теперь ни во что не верю!» — логическое завершение стройки века. Повесть «Котлован» и сегодня звучит не только как напоминание о прошлом, но и как предупреждение о будущем.

VI. Домашнее задание

1. Ознакомиться с ранними стихотворениями А. А. Ахматовой.

2. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «В чём смысл финала повести А. П. Платонова “Котлован”?»

3. Опережающие задания. Подготовить:
«Литературные визитки» о жизни и творчестве А. А. Ахматовой (2 учащихся);
выразительное чтение стихотворений А. А. Ахматовой «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи», «Муж хлестал меня узорчатым…», «Я не любви твоей прошу…», «Сколько просьб у любимой всегда!..», «Смуглый отрок бродил по аллеям…» (6 учащихся).

Следующие уроки: Урок № 55. А. А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба. Раннее творчество поэтессы >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)

 
В. М. Мымрин. Котлован закончен, 1990 г.
Холст, масло, 105х150 см.
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
А. П. Платонов.
Фото, 1930-е гг.
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика