Раннее творчество А. А. Ахматовой. Уроки литературы в 11 классе
Литература
 
 Главная
 
Портрет А. А. Ахматовой
работы Ю. П. Анненкова. 1921 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА
(1889 – 1966)

4 ЧАСА

Уроки литературы в 11 классе[1]
 


Урок № 55. А. А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба. Раннее творчество поэтессы

Урок № 56. А. А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике поэтессы. Ахматова и Пушкин

Урок № 57. Послеоктябрьская лирика А. А. Ахматовой. Драма поэта и народа, её отражение в поэме «Реквием»

Урок № 58. А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества. «Поэма без героя»


УРОК № 55
Тема.
А. А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба.
Раннее творчество поэтессы

Цель:
ознакомить учащихся с личностью и особенностями раннего творчества А. А. Ахматовой; показать, как пушкинская тема нашла отражение в творчестве А. А. Ахматовой; совершенствовать навыки и умения анализа и интерпретации лирического произведения как художественного целого; способствовать обогащению духовно-нравственного опыта и расширению эстетического кругозора учащихся.
Оборудование: портреты А. А. Ахматовой и её близких, сборники стихов А. А. Ахматовой, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Прогнозируемые результаты: учащиеся рассказывают о жизни и творчестве поэтессы; выразительно читают ранние стихотворения А. А. Ахматовой, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы ранней лирики А. А. Ахматовой; интерпретируют стихотворения.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний


Слушание нескольких творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)

III. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Наш сегодняшний урок посвящён творчеству одного из величайших поэтов «Серебряного века», представителя литературного течения акмеизм. Анна Ахматова многое пережила, но через всю жизнь пронесла тот огонь, который позволил ей писать стихи, остающиеся созвучными чувствам многих поколений, выросших с этим именем на устах.

«Великая земная любовь» — вот движущее начало всей её лирики. Поэзия Ахматовой представляет собой необычайно сложный и оригинальный сплав традиций русской и мировой литературы. Исследователи видели в Ахматовой продолжателя русской классической поэзии (А. С. Пушкина, Е. А. Баратынского, Ф. И. Тютчева, Н. А. Некрасова) и восприемника опыта старших современников (А. А. Блока, И. Ф. Анненского), ставили её лирику в непосредственную связь с достижениями психологической прозы XIX в. (Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, Н. С. Лескова). Но был ещё один, не менее важный для Ахматовой, источник её поэтического вдохновения — русское народное творчество. Народно-поэтическая культура специфично преломилась в поэзии Ахматовой, воспринимаясь не только в чистом виде, но и через литературную традицию (прежде всего через А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова).

Поэзия Анны Ахматовой — это образец русской культуры, великий преемник Пушкина.

ІV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя


— На рубеже столетий, накануне Октябрьской революции, в эпоху, потрясённую двумя мировыми войнами, в России возникла и сложилась одна из самых значительных во всей современной мировой литературе «женская» поэзия — поэзия А. А. Ахматовой. По выражению А. М. Коллонтай, Ахматова дала «целую книгу женской души». Она вылила в искусстве сложную историю женского характера, оказалась открывателем обширнейшей и неведомой до того в поэзии области.

При этом Ахматова всегда оставалась поэтом традиционным, ставшим под знамя русской классики, прежде всего А. С. Пушкина. Народная песенная стихия оказалась близка поэтическому мироощущению ранней Ахматовой.

Лейтмотив первых сборников Ахматовой — женская судьба, горести женской души, рассказанные самой героиней. Выделение женского поэтического голоса — характерная черта эпохи, своеобразно отразившая общую тенденцию развития русской поэзии начала XX в.— усиление лирического начала в поэтическом творчестве.

Раннее творчество Ахматовой — прежде всего лирика любовного чувства, часто неразделённого. Смысловые акценты, появляющиеся у Ахматовой в трактовке любовной темы, оказываются во многом близки традиционной лирической песне, в центре которой — женская судьба. Нередко в народной лирике страстная любовь представляется как болезнь, наведённая ворожбой, несущая человеку гибель.

По свидетельству В. И. Даля, «то, что мы называем любовью, простолюдин называет порчей, сухотой, которая… напущена». Характерный для народной песни мотив любви-беды, любви-наваждения, напасти у Ахматовой приобретает тот душевный надлом и страстность, каких не знает сдержанная в выражении своих чувств фольклорная героиня. Ранняя Ахматова берёт из фольклора только любовную тему — то, что близко её поэтическим интересам, полностью исключая из своей художественной сферы важнейший для фольклора социальный аспект. Отсутствует в её художественной системе и характерная для народного творчества поэтизация труда как основополагающего нравственного начала народной жизни.

2. Слушание «Литературных визиток»
о жизни и творчестве А. А. Ахматовой

(см. домашнее задание предыдущего урока)

Учащиеся составляют тезисы.

3. Работа над идейно-художественным содержанием
ранних стихотворений А. А. Ахматовой

А) Выразительное чтение стихотворения А. А. Ахматовой
«Сжала руки под тёмной вуалью…»

в исполнении заранее подготовленной учащейся

Б) Аналитическая беседа

• Отчего стихотворение написано в драматургической манере?
• Как в нём чередуются диалог и монолог? Какого художественного эффекта позволяет достичь подобное чередование?
• Какие чувства переживают герои за время развития сюжета?
• Как описана «диалектика страданий» мужчины и женщины?
• В чём, на ваш взгляд, причина драматизма ситуации, отражённой в стихотворении?
• Как мужчина «отомстил» лирической героине?

В) Обобщение учителя

— Драматургическое начало входит в лирику Ахматовой, придавая особую напряжённость и выразительность звучания, приближая к живой жизни. Судьбы лирических героев решаются в ходе движения сюжета, ощущается внутренний ритм, с каждой строкой повышается интонация.

Драматизм содержания влечёт за собой и драматическую форму: в стихотворении чередуются диалог и монолог, что придаёт зримость совершающейся на наших глазах драме. Финал лирического сюжета по напряжённости действия напоминает последний акт трагедии. Но при этом изобразительные средства, используемые в стихотворении, довольно скупы, глубина переживаний героев и сложность их отношений вложены поэтессой в жест и действие: «я сбежала, перил не касаясь», «задыхаясь, я крикнула», «улыбнулся спокойно и жутко» и так далее.

Г) Выразительное чтение стихотворения А. А. Ахматовой
«Песня последней встречи»

в исполнении заранее подготовленной учащейся

Д) Аналитическая беседа

• Как рисует поэтесса душевное состояние героини? Какими деталями подчёркивает его?
• Чему посвящён диалог лирических героев стихотворения?
• Почему возникают мысли о смерти?
• Что желала подчеркнуть поэтесса в последней строфе стихотворения?

Ж) Обобщение учителя

— В «Песне последней встречи» перед нами снова разворачивается психологическая драма героини. По художественной форме это внутренний монолог, разговор с собой; диалог с воображаемым партнёром придуман героиней, а слова его слышатся «между клёнов», и героине хотелось ответить на них. Драматургическая природа стихотворения обозначена чётко и ясно, она проявляется в подчёркнутом внимании к деталям, в обрисовке внешнего действия: «Я на правую руку надела Перчатку с левой руки», «Я взглянула на тёмный дом», «Так беспомощно грудь холодела». Эти скупые детали раскрывают душевные муки героини, её попытки скрыть своё несчастье.

З) Выразительное чтение
стихотворений А. А. Ахматовой

«Муж хлестал меня узорчатым…»,
«Я не любви твоей прошу…»,
«Сколько просьб у любимой всегда!..»
в исполнении заранее подготовленных учащихся

К) Обобщающая аналитическая беседа

• Как вы можете охарактеризовать состояние души лирических героинь стихов А. А. Ахматовой?
• Почему эти героини в подавляющем большинстве несчастны?
• Каким показано любовное чувство в стихах поэтессы?


Л) Обобщение учителя

— Лирические героини Анны Ахматовой предстают в самом разном обличье, но роднит их одно — несчастливая женская судьба.

В стихотворении «Муж хлестал меня узорчатым…» героиня выступает в простонародном обличье, в произведениях «Я не любви твоей прошу…», «Сколько просьб у любимой всегда!..» она сосредоточена на своих переживаниях; в других стихах она то беззаботна, то прихотлива, то привередлива, то выступает в облике труженицы, то она странница и нищенка. Часто разные по лирическому тону стихотворения стоят рядом, представляя на суд читателя разные портреты лирических героинь.

4. «Под сенью дружных муз…»:
сообщение учителя с опорой на репродукции
картин А. Клементе Модильяни


— Анна Андреевна не любила рассказывать о своей личной жизни, о её романах нам известно со слов друзей, близких, знакомых. И лишь одна история, которая случилась с ней в молодости, когда поэтессе едва исполнилось 20 лет, породила немало загадок, разгадать которые до конца не удаётся до сих пор. Ахматова тщательно скрывала историю этой любви и лишь в конце жизни слегка приоткрыла завесу над её тёплым чувством к итальянскому художнику Амедео Клименте Модильяни (1884–1920).

Итальянский еврей по происхождению, Модильяни переехал в Париж в 1906 г., чтобы брать уроки художественного мастерства у именитых французских живописцев и заявить о себе как о молодом, талантливом художнике. Изящный, аристократичный, чувствительный, Амедео отличался особой экстравагантностью, которая сразу бросилась в глаза русской девушке. В тот год Модильяни исполнилось 26 лет, Анне — 20. За месяц до этой встречи, весной 1910 г., она обручилась с поэтом Николаем Гумилёвым, и влюблённые отправились в Париж. Модильяни встретил Ахматову в самом центре французской столицы. Говорили, что поэтесса была так красива, что на улицах все обращали на неё внимание, а незнакомые мужчины без стеснения вслух восхищались eё очарованием. «Я была просто чужая,— вспоминала Анна Андреевна,— вероятно, не очень понятная… женщина, иностранка».

Художник осторожно попросил у Ахматовой разрешения написать её портрет. Она согласилась. Так началась история страстной, но короткой любви… Их романтическое увлечение друг другом продлилось до августа 1911 г., когда они расстались, чтобы никогда больше не увидеться.

В 1922 г. мир признал Модильяни великим художником. В наши дни его картины продаются на аукционах за миллионы долларов. В начале 1960-х гг., после трёхдневного посещения Парижа, Ахматова всё-таки решилась написать воспоминания о встрече с итальянским художником и их непродолжительном, но очень ярком романе. Тогда она призналась: «Всё, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной…».


Амедео Модильяни. Анна Ахматова. 1911

В начале 1990-х гг. в Италии состоялась выставка работ итальянского художника. Среди 100 картин посетители увидели 12 изображений красивой, молодой черноволосой девушки. Это были портреты великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой.

V. Рефлексия.
Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа
с использованием интерактивного приёма «Микрофон»


• Вы ознакомились с фактами биографии Ахматовой, воспоминаниями о ней современников, портретами поэтессы. Какой представляется вам личность Ахматовой?
• Каким виделся внутренний облик Ахматовой её знаменитым современникам — поэтам Н. С. Гумилёву, А. А. Блоку, Фёдору Сологубу, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернаку, О. Э. Мандельштаму?
• Чей стихотворный портрет поэтессы показался вам особенно выразительным, совпадающим с вашим представлением о личности Ахматовой?

2. Заключительное слово учителя

— В русскую поэзию в начале 1910-х гг. Ахматова пришла с традиционной в мировой лирике темой — темой любви. После выхода первых сборников современники называли её русской Сафо.

Поэтесса стала настолько знаменитой, что ей сочувствовали даже критики: «Бедная женщина, раздавленная славой»,— писал о ней К. И. Чуковский. «Стихи Ахматовой очень просты, немногоречивы, в них поэтесса сознательно умалчивает о многом — и едва ли не это составляет их главную прелесть. Их содержание всегда шире и глубже слов, в которые оно замкнуто, но происходит это никак не от бессилия покорить слово себе, а, напротив, от умения вкладывать в слова и в их сочетания нечто большее, чем то, что выражает их внешний смысл. Оттого каждое стихотворение Ахматовой, несмотря на кажущуюся недоговорённость, многозначительно и интересно. Конечно, эта вторая книга г-жи Ахматовой будет по достоинству оценена теми, кто любит подлинную поэзию, как оценена была её первая книга “Вечер”, часть которой повторена в “Чётках” как приложение» (В. Ходасевич).

VI. Домашнее задание

1. Ознакомиться со стихотворениями А. А. Ахматовой, отражающими её гражданскую позицию. Подготовиться к аналитической беседе по этим стихотворениям.

2. Опережающие задания.
Подготовить сообщения «Ахматова и Пушкин» (1–2 учащихся);
выразительное чтение стихотворений А. А. Ахматовой «Нам свежесть слов и чувства простоту…», «Молитва», «Мне голос был…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Смуглый отрок бродил по аллеям…», «Приморский сонет» (6 учащихся).

Следующие уроки: Урок № 56. А. А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике поэтессы. Ахматова и Пушкин >>>



1. Источник: Фефилова Г. Е. Литература. 11 класс. – М.: АСТ. 2016. (вернуться)
___________

***

Сжала руки под темной вуалью...
"Отчего ты сегодня бледна?"
– Оттого, что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.

Как забуду? Он вышел, шатаясь,
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот.

Задыхаясь, я крикнула: "Шутка
Все, что было. Уйдешь, я умру".
Улыбнулся спокойно и жутко
И сказал мне: "Не стой на ветру".

1911
Сборник "Вечер", 1912: сайт "К уроку литературы". (вернуться к уроку)


 
Заседание "Цеха поэтов". Н.Клюев, М.Лозинский, А.Ахматова, М.Зенкевич.
Карандашный рисунок С.М. Городецкого. 1913 г.
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
А.А.Ахматова. 1910-е гг.
 
Первое издание сборника
А. А. Ахматовой «Вечер», 1912 год
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика