Некрасов Н. А. "Русские женщины": "Княгиня Трубецкая". Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
И.Н.Крамской. Портрет Н.А.Некрасова, 1877 г.
 
 
 
Некрасов Н. А.
Княгиня Трубецкая

на сайте "К уроку литературы"
 
 
 
 
Екатерина Ивановна Трубецкая (1800-1854) ур. Лаваль. Жена декабриста С. П. Трубецкого. Миниатюра на слоновой кости Бестужева Н.А., 1828 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)

Уроки литературы в 7 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 27. Н. А. Некрасов. "Русские женщины": "Княгиня Трубецкая"

Урок 28. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения


УРОК 27
Н. А. НЕКРАСОВ. «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»:
«КНЯГИНЯ ТРУБЕЦКАЯ»


Основное содержание урока
Краткий рассказ о поэте. Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении. Развитие понятия о поэме. Историческая поэма как разновидность лиро-эпического жанра. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

Основные виды деятельности.
Чтение и обсуждение статей учебника «Николай Алексеевич Некрасов» и «О поэме „Русские женщины“». Составление тезисов статей. Устный рассказ о поэте. Восприятие и выразительное чтение фрагментов поэмы. Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Устная и письменная характеристика героини. Анализ различных форм выражения авторской позиции. Обсуждение иллюстраций к поэме.

I. Краткий рассказ о поэте.

1. Выразительное чтение учителем фрагмента стихотворения Н. А. Некрасова «Еду ли ночью по улице тёмной…».


— В чём пронзительность этого стихотворения?

— Прочитайте начало статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов». Почему Тургенев высоко оценил стихотворение Некрасова?

2. Рассказ учителя о биографии и творчестве Н. А. Некрасова с включением сообщений учащихся о портретах Некрасова и памятниках поэту (см.: http://www.kramskoy.info/content/view/408/30).

II. Чтение и обсуждение статьи учебника «Николай Алексеевич Некрасов» (см. статью ниже) и составление лексических и историко-культурных комментариев к словам и выражениям Владимирка, вирши, раболепство.

Составление тезисов статьи:
ТАБЛИЦА
Тезисы статьи учебника «Иван Сергеевич Тургенев»
Вопрос
Тезис
Чем поразило читателей стихотворение «Еду ли ночью по улице тёмной…»?
      
Какие впечатления детства Некрасова оказались самыми сильными?
      
Как началось его приобщение к писательскому творчеству?
      
Какие трудности ожидали Некрасова в Петербурге?
      
Как повлияла на творчество поэта народная лирическая поэзия?
        
Какова журналистская деятельность Некрасова?
        
В чём заслуга поэта перед современниками и потомками?
        

III. Историческая основа поэмы
Рассказ учителя об исторической основе и истории создания поэмы «Русские женщины».

IV. Чтение статьи учебника «О поэме „Русские женщины“»
(см. статью ниже):

V. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осуждёнными мужьями в Сибирь.

Фрагменты поэмы в актёрском исполнении

Составление лексических и историко-культурных комментариев к словам и выражениям бригадир, туземный человек, обет, по этапу, партия.

Актёрское чтение фрагментов поэмы «Русские женщины» и ответы на вопросы раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Ответы на вопросы 1—5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

VI. Развитие понятия о поэме.
Историческая поэма как разновидность лиро-эпического жанра


Работа со словарём литературоведческих терминов.
Обсуждение термина поэма и выявление характерных особенностей этого жанра.

ПОЭ́МА —ы; ж. [греч. poiēma] Большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему. Эпические поэмы Гомера, поэма Пушкина "Цыганы".
// Прозаическое произведение, построенное по образцу такого стихотворного произведения. "Мёртвые души" Гоголя — поэма в прозе.


Почему поэму «Русские женщины» называют исторической?

VII. Художественные особенности исторических поэм Некрасова

Краткие сообщения учащихся о поэмах «Саша» и «Дедушка».

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Какова тема поэм и их главные мысли? Как отразилась в них история России?

Каково отношение поэта к описанным историческим событиям?

VIII. Практическая работа.
Составление плана и устный анализ эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»
(см. план анализа эпизода в уроке 21).

Групповая работа:

Группа 1.

Перечитайте первую часть диалога княгини и губернатора со слов княгини «В Нерчинск! Закладывай скорей!» до слов «…я должна / Близ мужа умереть».

В чём конфликт диалога княгини и губернатора?

Какие доводы приводит генерал, чтобы уговорить княгиню вернуться домой? Убедительны ли его доводы? Обоснуйте свою позицию.

Выберите из реплик княгини выражения, подтверждающие её убеждённость в правильности своего поступка.

Группа 2.
Перечитайте фрагмент диалога княгини и губернатора со слов губернатора «Да, вы умрёте, но сперва…» до слов княгини «Ему простила б я!..».

Прав ли губернатор в том, что князю Трубецкому легче перенести каторгу без жены? Докажите своё мнение.

Выберите из реплик княгини слова и выражения, подтверждающие, что она разделяет политические взгляды своего мужа.

Группа 3.
Перечитайте фрагмент со слов «Княгиня кончила…» до конца поэмы.

Выберите из фрагмента элементы повествования. Найдите в них слова и выражения, создающие образ времени.

В каких словах заключена кульминация разговора княгини и губернатора? Как разрешается конфликт их диалога?

Группа 4.
Найдите в поэме портреты героев, пейзажные описания. Как в них отразились авторские оценки?

Найдите детали и интонации, описывающие состояние персонажей.

Какие чувства вызывает иллюстрация художника Д. Шмаринова?

Какими средствами графики художник добивается определённого настроения?

И т о г о в ы е  в о п р о с ы:

Какой мы видим в поэме княгиню Трубецкую?

Каково авторское отношение к ней?

Каковы тема, идея и художественные особенности поэмы «Русские женщины»? Докажите, что это поэма.

Домашнее задание

Выполнить задание из раздела учебника «Учимся читать выразительно»
или подготовить чтение по ролям фрагмента «Диалог княгини Трубецкой с губернатором Иркутска».

Сделать письменный анализ этого эпизода
или ответить на вопрос «Считаете ли вы поступок княгини Трубецкой подвигом?».

Индивидуальные задания.

Выполнить «Творческое задание» после вступительной статьи учебника о Некрасове.

Написать отзыв на фрагмент «Диалог губернатора и княгини» из кинофильма «Звезда пленительного счастья».

Прочитать стихотворения Некрасова «Влас», «Тройка», «Несжатая полоса», «Плач детей», «Забытая деревня» (по выбору) и подготовить о них краткие сообщения.

Групповые задания.

Подготовить инсценирование этого фрагмента.

Выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Следующие уроки: Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения >>>


«ЕДУ ЛИ НОЧЬЮ ПО УЛИЦЕ ТЁМНОЙ...»
Н. А. Некрасов
[2]

* * *
Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как, больной и голодный,
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик… Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребёнок…
Бедная! слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоём совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате темной зажгли огонек,
Сына одели и в гроб положили…
Случай нас выручил? Бог ли помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
‎Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…

Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной
И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья —
‎И бесполезно замрут!..
1847

Источник: Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1981. — Т. 1. Стихотворения 1838—1855 гг.
(вернуться к уроку)

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)


Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему...
«Еду ли ночью по улице темной...»


Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной...» поразило всех своей особенной, пронзительной музыкой, своим горьким сочувствием отверженным. Оно показало — Россия приобретает великого поэта.

Под стихами стояла подпись: Н. Некрасов. Тургенев писал из Парижа: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение... меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил». И разошлась по свету слава Некрасова. Люди разных взглядов приобщались к его огню, воспламеняющему Душу.

Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров. Мальчику не было и трех лет, когда его отец, ярославский помещик и отставной офицер, перевез семью в родовое имение Грешнево. Здесь прошло детство — среди яблонь обширного сада, вблизи Волги, которую Некрасов назвал своей колыбелью, и рядом со знаменитой Владимиркой, о которой вспоминал: «...Все, что по ней шло и ехало и было ведомо, Начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, н сопровождении конвойных, было постоянной нищей нашего детского любопытства». А еще была Ловля птиц и грибы, крепкая дружба с крестьянской ребятней. Младенческие вирши семилетнего стихотворца, посвященные «любезной маменьке», тяжелые впечатления от «безумных забав» отца, от его деспотизма.

На одиннадцатом году — Ярославская гимназия, чтение книг, мечты о славе... Тетрадь лирики и рукопись романа — это уже в семнадцать лет. С ними Некрасов приехал в Петербург: отец велел поступать в полк, а он решил — в Университет. Отец лишил его средств. Начинается жизнь впроголодь, нищета.

Некрасов впитал стихни» народной лирической поэзии с ее демократизмом и простотой. И даже — былинную стихию. Впоследствии уже не народная песня диктовала Некрасову, а Некрасов создавал песни, которые подхватывал и пел народ.

В начале 40-х годов Некрасов сближается с Белинским. Как издатель журнала «Современник» Некрасов привлекает к сотрудничеству Тургенева и Герцена. Л. Н. Толстого, а позднее — М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1856 году вышла книга Некрасова «Стихотворения», куда вошли «Влас» и «Тройка», «Забытая деревня» и «Несжатая полоса», поэма «Саша».

Он первым в печати прославил декабристов («Дедушка»), самоотверженных жен декабристов («Русские женщины»). Десять лет поэт работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо».

Поэт стремился воспитать новое поколение не в духе раболепства и угодничества, а в духе кровной вражды с общественной неправдой.

История, живая жизнь русской поэзии непредставима без Некрасова, ставшего, как и Пушкин, частью народного сознания, вошедшего в кровь и плоть отечественной культуры.
Вл. Приходько

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

А. Т. Твардовский писал о книге стихотворений Некрасова, попавшей к нему в детские годы, как о самой дорогой, «заветной книге».
Есть ли у вис «заветная книга» или «заветное» стихотворение Некрасова?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

О ПОЭМЕ «РУССКИЕ ЖЕНЩИНЫ»(1)

1. Поэма «Русские женщины» состоит из двух частей («Княгиня Трубецкая» и «Княгиня М. Н. Волконская»), напечатаны они в 1872 — 1873 годах в журнале «Отечественные записки».

В 1826 году декабристы были сосланы за участие в восстании 1825 года в Сибирь на каторжные работы. Вскоре за многими из них добровольно последовали их жены: Д. Г. Муравьева, Е. И. Трубецкая, Е. П. Нарышкина. А. В. Розен, М. Н. Волконская и другие, «Жены сосланных в каторжную работу, — писал о них впоследствии А. Герцен, — лишались всех гражданских прав, бросали богатство, общественное положение и ехали на целую жизнь неволи в страшный климат Восточной Сибири, под еще страшнейший гнет тамошней полиции». Некрасов указал в примечании к «Русским женщинам», что не касается «политической стороны события», но все-таки он впервые изобразил восстание на Сенатской площади(2). Читатели 70-х годов восторженно приняли обе части поэмы: в этом произведении они увидели отклик на свои собственные стремления и чувства.

2. Сена́тская пло́щадь — одна из площадей Санкт-Петербурга, где происходило восстание декабристов..

Княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая последовала в 1826 году за сосланным мужем — декабристом Сергеем Петровичем Трубецким (1790—1860) в Сибирь, где и умерла в 1854 году.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ
Поэма "Княгиня Трубецкая"


1. Прошло почти два столетия после восстания декабристов 1825 года. Как сегодня воспринимаем мы подвиг декабристов и их жен?

2. Каким вы представляли себе тяжкий путь жен декабристов в Сибирь? Какие чувства вызвала поэма Некрасова у вас? Постарайтесь сформулировать тему и идею этого произведения.

3. Найдите в тексте авторские определения «почтенного генерала» (например: «старик эффектно замолчал», «упрямый старичок» и пр.). Как они характеризуют отношение поэта к этому литературному персонажу?

4. Что говорит княгиня о светском обществе и своем долге? В чем пафос ее доводов в разговоре с генералом и какие из них вам кажутся особенно убедительными? В чем их сила?

5. Как словарь героини Некрасова («я не жалкая раба», «гордость», «мой долг» и пр.) характеризует ее? Что вы можете сказать об отношении автора к ней?

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

УЧИМСЯ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

Подготовьте к выразительному чтению начало поэмы до слов — «Гордись — я дочь твоя!» или к инсценированному чтению диалог княгини и генерала, подчеркнув силу духа, мужество, самоотверженность Трубецкой.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

ФОНОХРЕСТОМАТИЯ
СЛУШАЕМ АКТЁРСКОЕ ЧТЕНИЕ


1. В первой части поэмы автор воссоздает картину прощания княгини Трубецкой с отцом. Старый граф молчит, поэт не говорит о его чувствах, но нам понятно состояние графа, мы догадываемся о его мыслях. Как поэту удалось показать переживания отца, провожающего дочь в страшные каторжные края? Как актриса помогает нам понять мысли и чувства графа?

2. Как вы считаете, почему княгиня в сцене прощания спокойна, непоколебимо уверена в верности выбранного решения? Может быть, период терзаний, сомнений уже пережит? Даёт ли основания для таких предположений своим чтением актриса?

3. Вторая часть поэмы - долгий, многодневный диалог губернатора и княгини. Актёру удалось создать психологически сложный образ старого генерала.

В чём противоречивость ситуации, в которой оказался генерал? Долг или сострадание заставляют его отговаривать, убеждать княгиню вернуться?

4. Как актёр средствами художественного чтения сумел передать борьбу, развитие чувств, переживаемых генералом в ходе диалога с княгиней?

5. Подготовьте выразительное чтение фрагмента диалога губернатора и княгини Трубецкой. Постарайтесь при этом выразить ваше личное отношение к героям поэмы.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. Поурочные разработки: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

2. «Еду ли ночью по улице тёмной…» — впервые опубликовано в "Современнике": 1847, No 9 (ценз. разр. - 31 авг. 1847), с. 153-154, с подписью: "Н. Некрасов".
Это стихотворение — одно из характерных произведений "натуральной школы". По свидетельству мемуариста, К. Д. Кавелин рассказывал, что когда Некрасов впервые прочитал в кружке Белинского "только что написанное им "Еду ли ночью...", то все были так потрясены, что со слезами на глазах кинулись обнимать поэта" (Пантелеев Л. Ф. Воспоминания. [М.], 1958, с. 223).
И. С. Тургенев писал Белинскому из Парижа 14/26 ноября 1847 г.: "Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке "Современника" меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение - и уже наизусть выучил" (Тургенев, Письма, т. I, с. 264).
М. Е. Салтыков использовал фабулу "Еду ли ночью..." в 4-й главе повести "Запутанное дело" (1848) - см.: Салтыков-Щедрин, т. I, с. 227-230, 419.
Н. Г. Чернышевский в письме к О. С. Чернышевской из Вилюйска от 15 марта 1878 г. назвал "Еду ли ночью..." одним из стихотворений, "которые останутся долго прекраснейшими из русских лирических пьес"; далее он писал, что это стихотворение "первое показало: Россия приобретает великого поэта" (Чернышевский, т. XV, с. 210). Исключительно высоко оценил это стихотворение и Д. И. Писарев (см. комментарий к стихотворению "Нравственный человек"). (вернуться)

 
Старшая дочь Лавалей Екатерина была замужем за князем Сергеем Петровичем Трубецким, одним из организаторов Северного общества. В доме Лавалей часто встречались члены тайного общества, а Александра Григорьевна вышивали их знамя шелками. В марте 1824 года с Трубецким здесь дважды встречался П. И. Пестель, а 13 декабря 1825 года предстоящее восстание обсуждали К. Ф. Рылеев и Е. П. Оболенский. За несколько часов до его начала тут совещались К. Ф. Рылеев и И. И. Пущин. Трубецкой, избранный руководителем восстания, считал выступление преждевременным. Поэтому, когда утром 14 декабря восставшие вышли на Сенатскую площадь, он не явился туда, зашедший за ним В. Кюхельбекер не застал его дома. В тот же день после событий на Сенатской площади в доме Лавалей произошёл обыск. Жандармы обнаружили здесь конспект "Манифеста к русскому народу", проект конституции Н. Муравьёва, а в ванной комнате - разобранный печатный станок.
24 июля 1826 года покинула свой дом и вслед за мужем отправилась в Сибирь Екатерина Степановна. За ней последовали и другие жены декабристов. В декабре 1826 года перед отъездом в Сибирь в доме Лавалей была М. Н. Волконская. П. А. Анненкова получила здесь маршрут следования до Иркутска. Отсюда увозила письма к ссыльным Е. П. Нарышкина.
14 декабря 1825 г. на Сенатской площади на сайте "К уроку литературы"
 
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика