Некрасов Н. А. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения. Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
И.Н.Крамской. Портрет Н.А.Некрасова, 1877 г.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)

7 класс[1]


Урок 27. Н. А. Некрасов. "Русские женщины": "Княгиня Трубецкая"

Урок 28. Н. А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихотворения


УРОК 28
Н. А. НЕКРАСОВ. «РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА»
И ДРУГИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ
Урок внеклассного чтения 3


Основное содержание урока
Своеобразие некрасовской музы. Размышления поэта о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины. Развитие понятия о трёхсложных размерах стиха.

Основные виды деятельности.
Восприятие и выразительное чтение стихотворения. Чтение и обсуждение истории его создания в воспоминаниях А. Я. Панаевой. Устный или письменный ответ на вопрос (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге. Составление лексических и историко-культурных комментариев. Обсуждение иллюстраций к стихотворению. Выполнение заданий практикума «Читаем, думаем, спорим…».

I. Своеобразие некрасовской музы
Выразительное чтение стихотворений


«Влас», «Тройка», «Несжатая полоса», «Плач детей», «Забытая деревня» и фрагментов ранее изученных стихотворений «Крестьянские дети» и «Железная дорога».

О б о б щ а ю щ а я  б е с е д а:

Каковы темы этих стихотворений?

Какие чувства поэт хочет вызвать у читателя?

Какова главная мысль каждого стихотворения?

О каком положении народа рассказывает поэт?

Кто, по мнению поэта, находится в самом тяжёлом положении? Почему?

Почему Некрасова волнует положение народа в России?

II. Чтение и обсуждение стихотворения «Вчерашний день, часу в шестом…» (см. текст ниже)

— Какие чувства вызывает это стихотворение?

— Почему поэт называет «крестьянку молодую» сестрой музы?

— В чём главная мысль стихотворения?

— *Прочитайте мнение методиста по литературе о стихотворениях «Несжатая полоса» и «Вчерашний день, часу в шестом…»:

«Главным в лирическом тексте становится не „образ действительности“, а „образ чувства“. Поэтому „проницательный читатель“ замечает не правдивое описание жизни, природы, окружающего мира, а состояние души, её тончайшие оттенки и отзвуки. Так, „Несжатая полоса“ Некрасова — это не повествование о горькой доле крестьянина, а молодая женщина, которую секут на Сенной, — не жестокий факт жизни угнетённых в крепостной России. И это потому, что образ несжатой полосы ассоциируется с незавершённым трудом поэта, а изображение наказания крестьянки — лишь способ, при помощи которого поэт пытается учить свою музу, какой она должна быть. Поэт, по Некрасову, не должен ждать от музы слов, которые она может продиктовать ему, воспевая „красу долин“ и „ласку милой“. Он заставляет свою музу быть „музой мести и печали“. Кстати, современный ему житель Петербурга не мог увидеть на Сенной картины наказания крестьянской женщины. Подобные экзекуции были отменены задолго до рождения Некрасова. Но образ чувства гнева и скорби, которым проникнута эта поэзия, позволяет отнести оба стихотворения не к теме страданий угнетённого народа, а к теме поэта и поэзии, по-своему осмысленной Некрасовым»(1).

1. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе. — М.: Вербум-М, 2004. — С. 103—104.

Изменилось ли ваше мнение о том, какова главная мысль этого стихотворения? Сформулируйте её.

В чём, по-вашему, своеобразие некрасовской музы?

III. Размышления поэта о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа.
Образ Родины

Выразительное чтение учителем стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
(см. текст ниже)

Ответ на вопрос 1 из раздела «Размышляем о прочитанном».

III. Групповая исследовательская работа:

Группа 1. Образ Петербурга.


Прочитайте выразительно фрагмент «Из воспоминаний А. Я. Панаевой» (см. текст ниже)

Какова история создания стихотворения «Размышления у парадного подъезда»?

Вспомните, каким мы видели Петербург в произведениях «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, «Медный всадник» и «Станционный смотритель» А. С. Пушкина.

Какие чувства вызывал Петербург у Пушкина и Гоголя?

Перечитайте фрагмент стихотворения «Размышления у парадного подъезда» с начала до слов «…А иные просители плачут».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям одержимый холопским недугом, прожектёры, искатели мест, курьеры с бумагами.

В чём различие образа Петербурга у Пушкина, Гоголя и Некрасова?

Каким увидела Петербург А. Я. Панаева (показ и обсуждение изображения парадного подъезда) и каким он воплотился в стихотворении Некрасова?

Свои наблюдения над текстом включите в цитатную таблицу:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Петербург глазами А. Я. Панаевой и Н. А. Некрасова
Петербург глазами А. Я. Панаевой
Петербург глазами Н. А. Некрасова
Нет описания
Описание парадного подъезда по торжественным дням и в обычные дни (художественный вымысел)
Крестьяне, сидевшие на ступеньках лестницы парадного подъезда (крестьяне — нейтральное название жителей деревни)
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди
(мужики — эмоционально окрашенное название крестьян; деревенские русские люди — художественное обобщение; помолились на церковь — художественная деталь, указывающая на покорность и смирение; свесив русые головы — конкретизация портрета)
Министр государственных имуществ (реалия жизни)
Владелец роскошных палат (художественное обобщение)
Глубокая осень, утро холодное и дождливое (факт жизни)
Солнцем палимы — лето, пора интенсивных сельскохозяйственных работ; ср. летний день год кормит (факт искусства)
Дворники дома и городовой гнали крестьян прочь (факт жизни)
«Гони! / Наш не любит оборванной черни!» / И захлопнулась дверь…
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв… (факт искусства, конкретизация деталей)

Работа над таблицей может быть завершена дома.



Каков путь превращения фактов жизни в факты искусства?

Найдите антитезу в первом фрагменте и подумайте, почему вступительная часть стихотворения построена на контрасте.

Символом чего стал в стихотворении обычный парадный подъезд? Предположите, для кого он — парадный подъезд, для кого — пышный подъезд, а для кого — заветные двери.

Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Группа 2. «Деревенские русские люди».

Перечитайте фрагмент стихотворения со слов «Раз я видел, сюда мужики подошли…» до слов «…С непокрытыми шли головами».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям армячишко, чернь, кошли, пилигримы, лепта.

Какие важные детали в облике мужиков рисует Некрасов? Как они характеризуют крестьян?

Свои наблюдения над текстом включите в цитатную таблицу:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
Стихотворение Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
Цитатные детали
Их смысл
«Помолились на церковь», «крест на шее»
Вера в Бога, надежда на Его помощь
«Загорелые лица и руки»
Крестьяне много работают на открытом воздухе, загар — признак простолюдина
«Армячишко худой», «самодельные лапти»
Крайняя бедность, отсутствие добротной одежды
«Кровь на ногах»
Проделали дальний путь по плохим дорогам, в плохой обуви
«Скудная лепта»
Швейцар легко отказался от малой суммы денег
«С непокрытыми шли головами»
Находились в состоянии крайнего отчаяния и безнадёжности


В какое время года крестьяне пришли с прошением в жизни и в стихотворении? Что этим хотел подчеркнуть Некрасов?

Рассмотрите иллюстрацию художника А. Лебедева. Найдите черты сходства в иллюстрации и стихотворении.

Группа 3. «Владелец роскошных палат».

Перечитайте фрагмент стихотворения со слов «А владелец роскошных палат…» до слов «Возвеличенный громкой хвалой».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям скорбь вопиющая, щелкопёр, аркадская идиллия, преклонные дни, Сицилия, благовонный, пурпурное, тризна.

Выберите из описания «владельца роскошных палат» перечень его пороков.

Что в нём осуждает автор? Что даёт поэту право воскликнуть: «Но счастливые глухи к добру!»?

Как вы понимаете выражение «Щелкопёров забавою / Ты народное благо зовёшь»?

Какие антитезы являются во фрагменте ключевыми?

Наблюдения над текстом включите в цитатную таблицу:
АНТИТЕЗЫ
в стихотворении Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
Ключевые антитезы
Владелец роскошных палат
Бедный народ и автор
Сном был глубоким объят
Пробудись!
Ключевые антитезы
Упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игра
Есть ещё наслаждение: / Вороти их! в тебе их спасение
Щелкопёров забава
Народное благо
Возвеличенный громкой хвалой
Втихомолку проклятый отчизною

Продолжите таблицу своими примерами. (Работа над таблицей может быть завершена дома.)


Почему в финале фрагмента видна авторская ирония?

Группа 4. Образ Родины.

Перечитайте фрагмент со слов «Впрочем, что ж мы такую особу…» до конца стихотворения.

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам провиденье, застава, харчевня, обитель, острог, овин, бурлаки, бечева, почил.

Какие картины родной земли изображает поэт? Почему это картины горя, нищеты, нужды, стона?

Почему во фрагменте многократно повторяются слова стон, стонет?

Почему в финале стихотворения поэт от изображения парадного подъезда в Петербурге переходит к изображению всей России?

*Какова здесь роль художественного пространства?

Почему стихотворение заканчивается вопросом? Видит ли поэт ответ на него? Обоснуйте свою позицию.

IV. Практическая работа.
Подбор цитат на тему «Риторические вопросы и восклицания и их функция в стихотворении „Размышления у парадного подъезда“».


Какие вопросы и восклицания называются риторическими?

Заполнение цитатной таблицы:

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Риторические вопросы и восклицания и их функция в стихотворении „Размышления у парадного подъезда“»
Риторические вопросы и их функции
Риторические восклицания и их функции
Что тебе эта скорбь вопиющая?
Что тебе этот бедный народ? (Усиление чувства гнева и скорби)
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье! (Ирония)
Жизнь очнуться тебе не даёт.
И к чему? (Ирония)
Суди его Бог! (Разочарование, отчаяние, безнадёжность)
Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей? (Ирония)
Пробудись! Есть ещё наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение! (Призыв)
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал? (Усиление отрицания)
Без него проживёшь ты со славою,
И со славой умрёшь! (Ирония)
…Чей стон раздаётся
Над великою русской рекой? (Усиление чувства боли и гнева)
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!.. (Усиление антитезы)
Что же значит твой стон бесконечный? (Осуждение долготерпения русского народа)
Да он же привык! (Ирония)
Ты проснёшься ль, исполненный сил… (Неверие в способность народа к борьбе)
Родная земля!
Волга! Волга! (Любовь к Родине)
Всё, что мог, ты уже совершил, —
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?.. (Призыв к борьбе)
Эх, сердечный! (Сочувствие родному народу)

Заполнение таблицы может быть завершено дома.


V. Развитие понятия о трёхсложных размерах стиха

Вспомните, какие размеры стиха называются двухсложными и трёхсложными. Чем они различаются?

В чём различие трёхсложных размеров стиха? Как они называются?

VI. Поиск в стихотворениях Некрасова цитатных примеров, иллюстрирующих трёхсложные размеры стиха
(на материале стихотворений «Вчерашний день, часу в шестом…», «Забытая деревня», «Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Размышления у парадного подъезда»).

Установите соответствие между стихотворными размерами, названиями стихотворений и цитатами из них. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго и третьего столбцов.

Установите соответствие между стихотворными размерами, названиями стихотворений и цитатами из них.
Стихотворный размер
Название стихотворения
Пример
А) дактиль
I) «Вчерашний день, часу в шестом…»
1) Не страшат тебя громы небесные, / А земные ты держишь в руках…
Б) амфибрахий
II) «Размышления у парадного подъезда»
2) Поздняя осень. Грачи улетели. / Лес обнажился. Поля опустели…
В) анапест
III) «Несжатая полоса»
3) Под наши густые старинные вязы / На отдых тянуло усталых людей…
Г) ямб
IV) «Забытая деревня»
4) «И музе я сказал: «Гляди! / Сестра твоя родная!»
Д) хорей
V) «Крестьянские дети»
5) «Барина всё нету, барин всё не едет»

Ответ запишите цифрами.

Ответ: А III 2; Б V 3; В II 1; Г I 4; Д IV 5.


И т о г о в ы й  в о п р о с:

Какую идейно-художественную задачу поставил перед собой Некрасов?

Домашнее задание

Подготовить чтение стихотворения «Размышления у парадного подъезда» наизусть (фрагмент).

Завершить работу над сопоставительными таблицами (по группам).

Письменно ответить на вопрос «Почему муза Некрасова названа музой мести и печали?».

Индивидуальные задания.

Подготовить устный рассказ об А. К. Толстом и его усадьбе в селе Красный Рог, подобрать портреты писателя и изображения памятников ему с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подготовить историческую справку о конфликте царя Ивана Грозного и князя Андрея Курбского.

Прочитать повесть А. К. Толстого «Князь Серебряный».

Групповые задания.

Выполнить задания по творчеству Некрасова из практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Подготовить выразительное чтение стихотворений А. К. Толстого (см. следующий урок).

Следующие уроки: А. К. Толстой. «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин» как исторические баллады >>>


«ЕДУ ЛИ НОЧЬЮ ПО УЛИЦЕ ТЁМНОЙ...»
Н. А. Некрасов
[2]

* * *
Еду ли ночью по улице темной,
Бури заслушаюсь в пасмурный день —
Друг беззащитный, больной и бездомный,
Вдруг предо мной промелькнет твоя тень!
Сердце сожмется мучительной думой.
С детства судьба невзлюбила тебя:
Беден и зол был отец твой угрюмый,
Замуж пошла ты — другого любя.
Муж тебе выпал недобрый на долю:
С бешеным нравом, с тяжелой рукой;
Не покорилась — ушла ты на волю,
Да не на радость сошлась и со мной…

Помнишь ли день, как, больной и голодный,
Я унывал, выбивался из сил?
В комнате нашей, пустой и холодной,
Пар от дыханья волнами ходил.
Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему.
Он не смолкал — и пронзительно звонок
Был его крик… Становилось темней;
Вдоволь поплакал и умер ребёнок…
Бедная! слез безрассудных не лей!
С горя да с голоду завтра мы оба
Так же глубоко и сладко заснем;
Купит хозяин, с проклятьем, три гроба —
Вместе свезут и положат рядком…

В разных углах мы сидели угрюмо.
Помню, была ты бледна и слаба,
Зрела в тебе сокровенная дума,
В сердце твоём совершалась борьба.
Я задремал. Ты ушла молчаливо,
Принарядившись, как будто к венцу,
И через час принесла торопливо
Гробик ребенку и ужин отцу.
Голод мучительный мы утолили,
В комнате темной зажгли огонек,
Сына одели и в гроб положили…
Случай нас выручил? Бог ли помог?
Ты не спешила печальным признаньем,
‎Я ничего не спросил,
Только мы оба глядели с рыданьем,
Только угрюм и озлоблен я был…

Где ты теперь? С нищетой горемычной
Злая тебя сокрушила борьба?
Или пошла ты дорогой обычной
И роковая свершится судьба?
Кто ж защитит тебя? Все без изъятья
Именем страшным тебя назовут,
Только во мне шевельнутся проклятья —
‎И бесполезно замрут!..
1847

Источник: Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений и писем в 15 томах. — Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1981. — Т. 1. Стихотворения 1838—1855 гг.
(вернуться к уроку)

НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)


Помнишь ли труб заунывные звуки,
Брызги дождя, полусвет, полутьму?
Плакал твой сын, и холодные руки
Ты согревала дыханьем ему...
«Еду ли ночью по улице темной...»


Стихотворение «Еду ли ночью по улице темной...» поразило всех своей особенной, пронзительной музыкой, своим горьким сочувствием отверженным. Оно показало — Россия приобретает великого поэта.

Под стихами стояла подпись: Н. Некрасов. Тургенев писал из Парижа: «Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение... меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение — и уже наизусть выучил». И разошлась по свету слава Некрасова. Люди разных взглядов приобщались к его огню, воспламеняющему Душу.

Николай Алексеевич Некрасов родился на Украине, неподалеку от Винницы, в местечке Немиров. Мальчику не было и трех лет, когда его отец, ярославский помещик и отставной офицер, перевез семью в родовое имение Грешнево. Здесь прошло детство — среди яблонь обширного сада, вблизи Волги, которую Некрасов назвал своей колыбелью, и рядом со знаменитой Владимиркой, о которой вспоминал: «...Все, что по ней шло и ехало и было ведомо, Начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, н сопровождении конвойных, было постоянной нищей нашего детского любопытства». А еще была Ловля птиц и грибы, крепкая дружба с крестьянской ребятней. Младенческие вирши семилетнего стихотворца, посвященные «любезной маменьке», тяжелые впечатления от «безумных забав» отца, от его деспотизма.

На одиннадцатом году — Ярославская гимназия, чтение книг, мечты о славе... Тетрадь лирики и рукопись романа — это уже в семнадцать лет. С ними Некрасов приехал в Петербург: отец велел поступать в полк, а он решил — в Университет. Отец лишил его средств. Начинается жизнь впроголодь, нищета.

Некрасов впитал стихни» народной лирической поэзии с ее демократизмом и простотой. И даже — былинную стихию. Впоследствии уже не народная песня диктовала Некрасову, а Некрасов создавал песни, которые подхватывал и пел народ.

В начале 40-х годов Некрасов сближается с Белинским. Как издатель журнала «Современник» Некрасов привлекает к сотрудничеству Тургенева и Герцена. Л. Н. Толстого, а позднее — М. Е. Салтыкова-Щедрина. В 1856 году вышла книга Некрасова «Стихотворения», куда вошли «Влас» и «Тройка», «Забытая деревня» и «Несжатая полоса», поэма «Саша».

Он первым в печати прославил декабристов («Дедушка»), самоотверженных жен декабристов («Русские женщины»). Десять лет поэт работал над поэмой «Кому на Руси жить хорошо».

Поэт стремился воспитать повое поколение не в духе раболепства и угодничества, а в духе кровной вражды с общественной неправдой.

История, живая жизнь русской поэзии непредставима без Некрасова, ставшего, как и Пушкин, частью народного сознания, вошедшего в кровь и плоть отечественной культуры.
Вл. Приходько
(вернуться к уроку)


«ВЧЕРАШНИЙ ДЕНЬ, ЧАСУ В ШЕСТОМ...» Н. А. Некрасов[3]

* * *
Вчерашний день, часу в шестом,
‎ Зашёл я на Сенную;[4]
Там били женщину кнутом,
‎ Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,[5]
‎ Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
‎ Сестра твоя родная!»
1848
(вернуться к уроку)

РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА
Н. А. Некрасов
[6]

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав своё имя и званье, [7 ]
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь – в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектёры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает "трам-трам",
А иные просители плачут.

Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. "Допусти", – говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: "Гони!
Наш не любит оборванной черни!"
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,[8]
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: "Суди его Бог!",
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...

А владелец роскошных палат
Ещё сном был глубоким объят...
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть ещё наслаждение:
Вороти их! В тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.
Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не даёт.
И к чему? Щелкопёров забавою [9 ]
Ты народное благо зовёшь;
Без него проживёшь ты со славою
                И со славой умрёшь!
Безмятежней аркадской идиллии [10]
Закатятся преклонные дни:
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя, –
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны, – как дитя
Ты уснёшь, окружён попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдёшь ты в могилу... герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу? –
Безопасней... Ещё веселей
В чём-нибудь приискать утешенье...
Не беда, что потерпит мужик;
Так ведущее нас провиденье
Указало... да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут... Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету Божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздаётся
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовётся –
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля, –
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснёшься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил, –
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)

Из воспоминаний А. Я. Панаевой

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» было написало Некрасовым, когда он находился в хандре. Он лежал тогда целый день на диване, почти ничего не ел и никого не принимал к себе.

Накануне того дня, как было написано это стихотворение, я заметила Некрасову, что давно уже не было его стихотворений в «Современнике».

— У меня нет желания писать стихи для того, чтобы прочесть двум-трем лицам и спрятать их в ящик письменного стола... Да и такая пустота в голове; никакой мысли подходящей нет, чтобы написать что-нибудь.

На другое утро я встала рано и, подойдя к окну, заинтересовалась крестьянами, сидевшими на ступеньках лестницы парадного подъезда в доме, где жил министр государственных имуществ.

Выла глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, прижавшись у стены и промокая на дожде.

Я пошла к Некрасову и рассказала ему о виденной мною сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Часа через два он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда».
(вернуться к уроку)

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

Прочитайте стихотворение «Размышления у парадного подъезда», подготовьтесь к выразительному чтению текста наизусть, ответьте на вопросы:

1. Против кого направлен гнев поэта? Какие чувства хочет разбудить н читателе Некрасов?

2. Как вы понимаете слова и строки стихотворения: «одержимый холопским недугом», «заветным дверям», «пышный подъезд», «убаюканный ласковым пением»? Почему Некрасов много раз повторяет слова «стон», «стонет»? Что этим достигается?

3. О сцене у парадного подъезда рассказала поэту Панаева, его жена. Как вы думаете, только ли этот эпизод изображен поэтом? Подготовьте устный ответ, подкрепив его цитатами из текста и высказав свои суждения об иллюстрации к стихотворению.

Источник: Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

 

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 7 классе. — М.: Просвещение, 2017. — 240 с. (вернуться)

2. «Еду ли ночью по улице тёмной…» — впервые опубликовано в "Современнике": 1847, No 9 (ценз. разр. - 31 авг. 1847), с. 153-154, с подписью: "Н. Некрасов".
Это стихотворение — одно из характерных произведений "натуральной школы". По свидетельству мемуариста, К. Д. Кавелин рассказывал, что когда Некрасов впервые прочитал в кружке Белинского "только что написанное им "Еду ли ночью...", то все были так потрясены, что со слезами на глазах кинулись обнимать поэта" (Пантелеев Л. Ф. Воспоминания. [М.], 1958, с. 223).
И. С. Тургенев писал Белинскому из Парижа 14/26 ноября 1847 г.: "Скажите от меня Некрасову, что его стихотворение в 9-й книжке "Современника" меня совершенно с ума свело; денно и нощно твержу я это удивительное произведение - и уже наизусть выучил" (Тургенев, Письма, т. I, с. 264).
М. Е. Салтыков использовал фабулу "Еду ли ночью..." в 4-й главе повести "Запутанное дело" (1848) - см.: Салтыков-Щедрин, т. I, с. 227-230, 419.
Н. Г. Чернышевский в письме к О. С. Чернышевской из Вилюйска от 15 марта 1878 г. назвал "Еду ли ночью..." одним из стихотворений, "которые останутся долго прекраснейшими из русских лирических пьес"; далее он писал, что это стихотворение "первое показало: Россия приобретает великого поэта" (Чернышевский, т. XV, с. 210). Исключительно высоко оценил это стихотворение и Д. И. Писарев (см. комментарий к стихотворению "Нравственный человек"). (вернуться)

3. «Вчерашний день, часу в шестом…» — впервые опубликовано: Album do m-me Olga Kozlov (M., 1883, с 171), в составе альбомной записи Некрасова: "Не имея ничего нового, я долго рылся в моих старых бумагах и нашел там исписанный карандашом лоскуток. Я ничего не разобрал (лоскуток, сколько помню, относится к 1848 году), кроме следующих осьми стихов <...> Извините, если эти стихи не совсем идут к вашему изящному альбому. Ничего другого не нашел и не придумал. Ник. Некрасов. 9 ноября 1873 г. СПб.".
О. А. Козлова — жена дипломата и поэта-переводчика П. А. Козлова. Альбом О. А. Козловой был выпущен очень малым тиражом. (вернуться)

4. Сенная — рыночная площадь в Петербурге; на ней не производились публичные наказания, а находилась полицейская часть, в которой секли розгами (втайне от посторонних глаз) совершивших проступки дворовых, пьяниц, мелких воришек и т. п. (вернуться)

5. Ни звука из ее груди... — после первых ударов кнута у истязуемых, по свидетельствам современников, пропадал голос; тем самым «молчание» крестьянки — и музы! — не признак стойкости и героизма, а признак мученичества (см. коммент. О. А. Проскурина в кн.: Некрасов Н. А. Избранные сочинения. М.: Худ. лит., 1989. С. 564). (вернуться)

6. Размышления у парадного подъезда — впервые опубликовано: за границей - Колокол, 1860, 15 янв., п. 61, с. 505-506, без подписи, с заглавием: "У парадного крыльца", с примечанием А. И. Герцена: "Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить"; в русской легальной печати - Ст 1863, ч. 2, с. 187.
Датируется в соответствии с примечанием Некрасова под заглавием "Писано в 1858 году" (Ст 1873, т. II, ч. 3, с. 9), что совпадает с указанием мемуаров Е. Я. Колбасина "Тени старого "Современника"" (С, 1911, N 8, с. 237).
А. Я. Панаева рассказывает об эпизоде, послужившем поводом к созданию произведения: Некрасов видел из окна своей квартиры, как дворники и городовые гнали крестьян, желавших подать прошение, от подъезда дома важного чиновника (Некр. в восп., с. 86). В этом доме жил тогда министр государственных имуществ М. Н. Муравьев, будущий усмиритель польского восстания 1863 г. (Гаркави А. О владельце "роскошных палат". - РЛ, 1963, N 1, с. 153-156). Чернышевский писал А. Н. Пыпину: "... могу сказать, что картина: "Созерцая, как солнце пурпурное Погружается в море лазурное" и т. д. - живое воспоминанье о том, как дряхлый русский грелся в коляске на солнце "под пленительным небом" Южной Италии (не Сицилии). Фамилия этого старика - граф Чернышев. Вторая заметка: в конце пьесы есть стих, напечатанный Некрасовым в таком виде: "Иль судеб повинуясь закону", - этот напечатанный стих - лишь замена другому" (Чернышевский, т. I, с. 754). "Граф Чернышев", который упоминается в этих пояснениях, очевидно, был не граф, а князь А. И. Чернышев (1785-1857), военный министр в 1827-1852 гг., позднее председатель Государственного совета.
См. также о стихотворении в главе II. "Триумвират" во главе "Современника" из книги В. Жданова «Некрасов». (вернуться)

7. "Записав своё имя и званье…" — в праздничные дни в передних домов, принадлежавших вельможам и крупным чиновникам, выставлялись особые книги, в которых расписывались не допускавшиеся лично посетители. (вернуться)

8. Пилигрим – странник, путешественник. (вернуться)

9. Щелкопёр – так в обывательском кругу презрительно называли писателей, вступившихся за народные интересы. (вернуться)

10. Аркадская идиллия – беззаботная и счастливая жизнь на лоне природы. (вернуться)

 
Иллюстрация художника А. Лебедева
к стихотворению Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
(вернуться)
 




 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика