Песни и романсы на стихи русских поэтов ХХ века. Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
Портрет А. А. Суркова
работы Г. С. Верейского, 1943 г.
 
К.М.Симонов. Фото, 1940-е гг.
 
 
Песни на слова
русских поэтов ХХ века.

Урок литературы в 7 классе
 
 
 
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX ВЕКОВ
 
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ
ПОЭТОВ XIX—XX ВЕКОВ (ОБЗОР)

Уроки литературы в 9 классе[1]

В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая исследовательская работа.

Урок 99. Песни и романсы на стихи русских поэтов ХIХ века

Урок 100. Песни и романсы на стихи русских поэтов ХХ века


УРОК 100
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ 7

Основное содержание урока.

Традиции XIX века в русской песне и романсе XX века. Тема любви и верности в жизни, в суровых испытаниях войны и её отражение в «военном» романсе. Пленительный образ Родины. Вечный мотив дружбы. Оптимизм восприятия жизни. Романсы и песни на стихи русских поэтов в актёрском исполнении.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение стихотворений, прослушивание и исполнение песен. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление плана отзыва о песне, романсе. Конкурс на лучшее исполнение стихотворений, песен и романсов, викторина на знание текстов песен и романсов, их авторов и исполнителей.

I. Традиции XIX века в русской песне и романсе XX века
Вступительное слово учителя:


Романс преодолевает пространственные и временные границы, переселяясь из одних стран в другие и видоизменяясь с течением времени. Новый этап эволюции русского романса — XX век: романсная культура следует традициям прошлого, но продолжает волновать сердца слушателей, потому что это чужая и в то же время своя лирическая судьба.

Всё это подтверждает мысль о том, что без романса и песни человеческое существование потеряло бы что-то очень важное для духовного мира, стало бы обделённым, ущербным.

II. Чтение и обсуждение статьи учебника
«Подумаем над темой»:


— О. С. Дзюбинская мечтает возродить семейные вечера, где читались бы стихи и звучали романсы. Осуществимо ли это в современном мире?

— В чём она видит «защитительную» функцию романса? Согласны ли вы с такой позицией? Обоснуйте свой ответ.

— Вопрос 1 из раздела учебника «Литература и другие виды искусства».

— Чем обогатился романсный репертуар в XX веке?

III. Тема любви и верности в жизни,
в суровых испытаниях войны
и её отражение в «военном» романсе.
Романсы и песни на стихи
русских поэтов в актёрском исполнении

Групповая практическая работа:

Группа 1.

А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь…». Комп. К. Я. Листов. Исп. Лидия Андреевна Русланова (02:26). Москва, 1942 г.

Вопросы 1—3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Группа 2.
К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь…».

Группа 3.
Н. А. Заболоцкий. «Признание».

IV. Пленительный образ Родины
Группа 4.

М. Л. Матусовский. «Подмосковные вечера».

V. Вечный мотив дружбы
Группа 5.

Б. Ш. Окуджава. «Пожелание друзьям».
В. С. Высоцкий. «Песня о друге».

VI. Оптимизм восприятия жизни
Группа 6.

К. Я. Ваншенкин. «Я люблю тебя, жизнь…».

VII. Составление плана отзыва
о песне или романсе (см. урок 99).

VIII. Игровые виды деятельности:
конкурс на лучшее исполнение песен и романсов,
викторина на знание песен и романсов, их авторов и исполнителей.

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Каким стал русский романс в XX веке?

Домашнее задание

Подготовить устный рассказ об эволюции русского романса (песни).

Составить письменный отзыв на один из русских романсов (песен) XX века.

Индивидуальные задания.

Ответить на вопросы викторины № 17 (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Подготовить сообщение об интересных фактах биографии и творчества У. Шекспира с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Подготовить краткие сообщения о произведениях У. Шекспира (см. следующий урок), гуманизме эпохи Возрождения.

Прочитать трагедию «Гамлет» (перевод М. Лозинского).

Подготовить выразительное чтение монологов Гамлета: 1-й акт, сцена пятая; 3-й акт, сцена первая; 4-й акт, сцена четвёртая.

Следующий урок: Уроки 101-102. У. Шекспир. "Гамлет" >>>


1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные разработки : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

 
 



 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика