У. Шекспир. "Гамлет". Уроки литературы в 9 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
 Зарубежная литература
 
У. Шекспир. Единственное достоверное
известное изображение – гравюра
из посмертного "Первого Фолио"
(1623) работы художника
голландского происхождения
Дросхоута
 
 
Уильям Шекспир. Гамлет.
Титульный лист и фронтиспис для "Гамлета, принца Дании". Лондон, 1776
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
(1564 – 1616)

«ГАМЛЕТ»

9 класс[1]


Урок 101. У. Шекспир. "Гамлет": образ главного героя. Обзор с чтением отдельных сцен

Урок 102. У. Шекспир. "Гамлет": тема любви и трагедии. Обзор с чтением отдельных сцен


УРОК 101
У. ШЕКСПИР. «ГАМЛЕТ»: ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
ОБЗОР С ЧТЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ СЦЕН


Основное содержание урока
Слово о писателе. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагедия как драматический жанр.

Основные виды деятельности.
Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Выявление характерных для трагедии тем, образов и приёмов изображения человека. Характеристика сюжета трагедии, её тематики, проблематики, идейно-эмоционального содержания.

I. Слово о писателе. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения

1. Актуализация имеющихся знаний об У. Шекспире:


— Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

— Какова тема и проблема трагедии «Ромео и Джульетта»?

— Какие сонеты У. Шекспира вы помните? О чём они?

2. Основные положения рассказа учителя. См. страницу Детство и юность Шекспира (из книги Ф. Холлидея «Шекспир и его мир»):

1. Детство и юность У. Шекспира.

2. Актёрское поприще У. Шекспира, создание театра «Глобус».

3. Первый период творчества У. Шекспира (конец 1580-х — середина 1590-х гг.) — создание хроник и комедий, сонетов, трагедии «Ромео и Джульетта».

4. Второй период творчества У. Шекспира (1600 — 1608 гг.) — создание трагедий «Гамлет, «Отелло», «Король Лир», «Макбет» и др.

5. Третий период творчества писателя (1609 — 1613 гг.) — преобладание жанра трагикомедии, создание пьес «Зимняя сказка», «Буря».

6. Исторические пьесы У. Шекспира. (Сообщение об исторической хронике «Ричард III».)

7. Комедии У. Шекспира. (Сообщение о комедии «Сон в летнюю ночь».)

8. Трагедии У. Шекспира. (Сообщения о трагедиях «Отелло», «Макбет», «Король Лир».)

9. История создания трагедии «Гамлет» и её народные истоки.


3. Сообщение учащегося о гуманизме эпохи Возрождения

Обобщающая беседа:


Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

II. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения.
Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»


Краткий пересказ содержания трагедии «Гамлет».

Знакомство со списком действующих лиц трагедии.

Групповая работа:

Группа 1.
Перескажите содержание 1-го акта трагедии.


Прочитайте по ролям сцену разговора Гамлета с Призраком (1-й акт, сцена пятая) со слов «Куда ведёшь? Я дальше не пойду» до слов «Я клятву дал».

Почему Призрак просит отомстить за него?

Что такое кровная месть с позиций родового, феодального сознания?

Найдите ответ в статье учебника со слов «Учёные, писавшие о „Гамлете…“» до слов «…как сладостно будет видеть его поверженным».

Группа 2. Прочитайте выразительно монолог Гамлета
со слов «Как странника и встретьте…» (1-й акт, сцена пятая).

Докажите, что Гамлет предстаёт в монологе как человек нового сознания, человек Возрождения.

Какую высокую миссию он готов на себя взять?
(Восстановить гармонию мира.)

Найдите ответ в статье учебника со слов «При этом долг чести и месть Гамлета…» до слов «Но выдвинув идею человека, мир не стал человечнее».

Группа 3.
Перескажите содержание 2-го акта трагедии.


Прочитайте по ролям сцену диалога персонажей о Гамлете (3-й акт, сцена первая) с начала акта до слов «…мой государь, идёмте прочь».

Какие причины дурного настроения Гамлета выдвигают персонажи трагедии? Что его волнует на самом деле?

Прочитайте монолог Гамлета со слов «Быть или не быть…» (3-й акт, сцена первая).

В чём причина нерешительности, сомнений, колебаний Гамлета?

Какие три выхода он видит из создавшегося положения?

Найдите ответы в статье учебника со слов «Можно ли восстановить эпическую гармонию…» до слов «…подобно античным, а трагедиями времени».

Группа 4.
Перескажите содержание 3-го и 4-го актов трагедии.


Прочитайте выразительно монолог Гамлета со слов «Как всё кругом меня изобличает…» (4-й акт, сцена четвёртая).

Какие задачи он ставит перед собой?

Какие мысли о человеке и его общественном предназначении звучат в словах Гамлета?

Каким, по мнению Гамлета, должен быть человек?

III. Практическая работа.
Составление цитатной таблицы «Средства создания образа Гамлета»
(на основе таблиц, данных в уроках 69—70).

IV. Трагедия как драматический жанр

— Перескажите содержание 5-го акта трагедии.

Прочитайте по ролям сцену гибели Гамлета (5-й акт, сцена вторая) со слов «Вино на стол поставьте» до слов «Дальше — тишина».

Какие мысли и чувства она вызывает?

Обобщающая беседа:

Вспомните смысловое наполнение термина трагедия:

• пьеса, в которой изображаются крайне острые, зачастую неразрешимые жизненные противоречия;

• основа сюжета — непримиримый конфликт героя с надличными силами (судьбой, государством, стихией и др.) или с самим собой;

• в этой борьбе герой, как правило, погибает, но одерживает нравственную победу;

• цель трагедии — вызвать в зрителе потрясение увиденным, что рождает в их сердцах скорбь и сострадание: такое душевное состояние ведёт к катарсису — очищению через страдание.

Докажите, что пьеса Шекспира «Гамлет» относится к жанру трагедии. Приведите примеры.

Итоговый вопрос:

В чём трагедия Гамлета?

Домашнее задание

Подготовить рассказ о жизни и творчестве У. Шекспира.

Письменно ответить на итоговый вопрос урока.

Подготовиться к выразительному чтению и анализу фрагментов трагедии «Гамлет» (см. следующий урок).

Индивидуальные задания.

Подготовить выразительное чтение сонетов Шекспира
(см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»)

и стихотворений, посвящённых Гамлету (см. следующий урок).

Посмотреть фильм Г. Козинцева «Гамлет».

Подготовиться к показу и обсуждению иллюстраций к трагедии «Гамлет».



УРОК 102
У. ШЕКСПИР. «ГАМЛЕТ»: ТЕМА ЛЮБВИ В ТРАГЕДИИ
ОБЗОР С ЧТЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ СЦЕН


Основное содержание урока.
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Устный или письменный ответ на вопрос. Характеристика героев и средств создания их образов. Поиск связей трагедии «Гамлет» с русской литературой

I. Трагизм любви Гамлета и Офелии
Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно монолог Лаэрта со слов «Поверь мне; / Природа, зрея, умножает в нас…» (1-й акт, сцена третья).

От чего Лаэрт предостерегает Офелию?

Он волнуется за честь своего рода или за душевный покой сестры, которая может быть обманута? Обоснуйте своё мнение.

Прочитайте по ролям диалог Офелии и Полония со слов «О чём он говорил с тобой, Офелия?» до слов «Я буду вам послушна, господин мой» (1-й акт, сцена третья).

В чём убеждает Офелию Полоний?

*Почему для Полония и Лаэрта неважно, что Офелия любит Гамлета?

Группа 2.
Прочитайте по ролям диалог Офелии и Полония со слов «О господин мой, как я испугалась!» до слов «…укрыть любовь, чем объявить о ней» (2-й акт, сцена первая).

Чем объясняет Полоний поведение Гамлета?

Почему Офелия во всём подчиняется отцу?

Прочитайте по ролям сцену чтения Полонием письма Гамлета (2-й акт, сцена вторая) со слов «О, тут искусства нет» до слов «…ныне бредит,/ Всех нас печаля».

*Почему сцены объяснений Гамлета и Офелии изображены в пересказе других персонажей?

Группа 3.
Прочитайте по ролям диалог Гамлета и Офелии со слов «Мой принц, / Как поживали вы…» до слов «Видав былое, видеть то, что есть!» (3-й акт, сцена первая).

В чём философский смысл слов Гамлета о красоте и добродетели?

Почему он убеждает Офелию, что не любил её, и велит идти в монастырь или выходить замуж за дурака?

Почему в глазах всех Гамлет выглядит безумцем?

Группа 4.
Что стало причиной гибели Офелии?

Прочитайте по ролям сцену «Похороны Офелии» со слов «Да, я за это биться с ним готов» до слов «Пока терпенье — лучшее для нас» (5-й акт, сцена первая).

Что стало причиной конфликта Гамлета и Лаэрта?

Как понять слова Гамлета «Её любил я; сорок тысяч братьев / Всем множеством своей любви со мною / Не уравнялись бы»?

*Можно ли утверждать, что и Гамлет и Офелия — жертвы жестокого времени? Обоснуйте свой ответ.

II. Философский характер трагедии.
Общечеловеческое значение героев У. Шекспира

Обобщающая беседа:


Какие философские проблемы поставлены в трагедии «Гамлет»?

Как в трагедии воплотились идеи гуманизма эпохи Возрождения?

В чём общечеловеческий смысл образов Гамлета, Офелии, Полония, короля и королевы?

Почему трагедия «Гамлет» до сих пор идёт на сцене театров мира?

III. Гамлет как вечный образ мировой литературы.
У. Шекспир и русская литература


Выразительное чтение и обсуждение стихотворений русских поэтов, посвящённых Гамлету:
А. А. Блока «Я — Гамлет»
М. И. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью» и «Офелия — в защиту королевы»
А. А. Ахматовой «Читая „Гамлета“». (Слушать стихотворение в исполнении автора (0:59):
Б. Л. Пастернака «Гамлет»
Д. С. Самойлова «Оправдание Гамлета»
Н. Н. Матвеевой «Из сонетов Гамлету».

— Что объединяет эти стихи? Каким видит Гамлета каждый из поэтов?

— *Почему конкретно-исторический смысл образа Гамлета с течением времени становится общечеловеческим?

— Почему Гамлета называют вечным образом мировой литературы?

— *Каково влияние У. Шекспира на русскую литературу в трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» и романе «Евгений Онегин», драме М. Ю. Лермонтова «Маскарад», рассказах И. С. Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» и «Степной король Лир», повести Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»?

IV. Практическая работа.
Чтение и анализ сонетов У. Шекспира о любви
с использованием материалов практикума «Читаем, думаем, спорим…»:

— Выразительное чтение и комментирование сонетов У. Шекспира (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

Какой показана в сонетах любовь?

О каких вечных проблемах размышляет У. Шекспир в сонетах?

V. Просмотр и обсуждение фрагмента из фильма Г. Козинцева «Гамлет» (по выбору учителя).

VI. Презентация и обсуждение иллюстраций к трагедии.

Итоговые вопросы:


Что, по мнению Гамлета, может восстановить гармонию мира?

Что общего в любви Гамлета и Офелии и изображении этого чувства в сонетах Шекспира?

Домашнее задание

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока.

Сопоставить сонет У. Шекспира CII (102) и его переводы, сделанные С. Я. Маршаком, А. М. Финкелем и Н. В. Гербелем,
выполнив задание из раздела учебника «Опыт литературоведческого исследования».

Прочитать фрагменты (см. следующий урок) драматической поэмы «Фауст» в переводе Б. Л. Пастернака.

Индивидуальные задания.

Подготовить сообщение об интересных фактах биографии и творчества И.-В. Гёте с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.

Следующие уроки: И.-Ф. Гёте. "Фауст": обзор с чтением отдельных глав >>>


БИОГРАФИЯ
Уильяма Шекспира
(1564 – 1616)


Уильям Шекспир родился в городе Стрэтфорд-на-Эйвоне, в графстве Варвик, «сердце Англии», в семье Джона Шекспира и Мэри, урожденной Арден. Хотя по документам отец значился перчаточником, фактически он занимался торговлей. Мать происходила из зажиточной семьи, владевшей несколькими фермами. Вскоре после рождения сына отец был избран в городской совет, а спустя три года получил должность бейлифа (помощника шерифа, выполняющего полицейские функции при судебных органах). Постепенно дела отца пришли в упадок. Неизвестно, успел ли Шекспир закончить местную грамматическую школу, которая славилась на всю Англию и давала знание классических языков. Как полагают биографы, разорение отца помешало Шекспиру получить хорошее образование, и он вынужден был оставить школу, чтобы в качестве подмастерья помогать отцу. Так или иначе, но в 1582 году, когда Шекспиру исполнилось 18 лет, он женился на Энн Хэтеуэй, бывшей старше его на восемь лет. Спустя семь месяцев у них родился ребенок. Через три года родилась двойня. Жизнь сына была коротка, всего 11 лет, дочери пережили отца.

В биографии Шекспира много белых пятен и еще больше легенд весьма сомнительного свойства. Биографы предполагают, что Шекспир, оставив семью, пристал к одной из актерских трупп, которые оказались в Стратфорде, и вместе с ней отправился в Лондон. Там он попытался стать актером. Но лондонские театры спустя некоторое время закрылись из-за эпидемии чумы, и почти два года актерские труппы вынуждены были играть в провинции. После возобновления спектаклей Шекспир вошел в состав труппы лорда-камергера. Около десяти лет (1590—1599) он провел в труппе своего земляка антрепренера Джеймса Бербеджа, затем с его сыном, Ричардом Бербеджем, выдающимся актером и исполнителем основных ролей в пьесах Шекспира, построил и возглавил театр «Глобус» (1599—1613).

Сочинять драматические произведения для театра Шекспир стал в конце 1580-х годов и к началу 1590-х был уже довольно известен. С конца 1580 и до середины 1590-х годов им было написано много произведений, важнейшие из которых — «Генрих VI» (ч. 1—3), «Ричард III», поэма «Венера и Адонис», «Комедия ошибок», «Сонеты», поэма «Лукреция», «Тит Андроник», «Укрощение строптивой», «Два веронца», «Бесплодные усилия любви», «Король Джои», «Ричард II». Вторая половина 1590-х годов открылась трагедией «Ромео и Джульетта». За ней последовали: «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Генрих IV» (ч. 1—2), «Виндзорские проказницы», «Много шума из ничего», «Генрих V», «Юлий Цезарь», «Как вам это понравится». В целом в этот первый период преобладают хроники и комедии.

Во второй период (1600—1608) жанр трагедии выдвигается на первое место: «Гамлет», поэма «Феникс и голубка», «Двенадцатая ночь», «Троил и Крессида», «Все хорошо, что хорошо кончается» («Конец — делу венец»), «Мера за меру», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Тимон Афинский», «Кориолан», «Перикл».

В третий, последний период (1609—1613) в творчестве Шекспира, как полагают исследователи, преобладает смешанный жанр — трагикомедии («Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря», «Генрих VIII», «Карденио», «Два благородных родича»).

Примерно за три года до смерти Шекспир отходит от театра и драматургии, поселяется в своем родном городе Стратфорде. Биографы предполагают, что он серьезно заболел.

Сюжеты шекспировских пьес взяты из различных источников: из античной истории Плутарха, из античной драматургии, из «Хроник» английских авторов, из произведений Т. Мора, из итальянских новелл, из английских комедий и трагедий.

В исторических пьесах Шекспир ставит и решает злободневные и одновременно общечеловеческие проблемы: нравственная ответственность короля и выдающегося человека, историческая личность и становление национального государства, связь политики и нравственности. Из исторических пьес, хроник выросли трагедии и комедии. Каждый жанр у Шекспира — угол зрения, под которым он смотрит на мир. В хрониках угол зрения — История, в комедиях — Природа, в трагедиях — Человек.

К сюжетам исторических хроник Шекспир как бы прикладывает зеркало Истории. Его персонажи не хотят воспользоваться ее уроками и, даже добиваясь своих целей, терпят крушение. Ричард Глостер («Ричард III») становится королем, посчитав, что цель оправдывает средства. Однако, совершив множество злодеяний и придя к власти через кровь, он оказался в плену нравственных мук и на пороге смерти. Власть нельзя удержать кровавыми руками — героя-злодея встречает молчание народа, и его ждет роковой поединок с героем-спасителем графом Ричмондом.

В комедиях Шекспира торжествует Природа, естественное начало, которое неистребимо и непобедимо. Гермия, героиня комедии «Сон в летнюю ночь», любит Лизандра, а ее отец прочит ей в мужья Деметрия. И отец принужден уступить, потому что любовь — природное чувство, и комедия весело утверждает его право.

Трагедии рождаются там, где человек обычно находится на грани двух времен — старого, средневекового, феодального и нового, возрожденческого. Человек на пересечении эпох — вот тема трагедии.

Дома Монтекки и Капулетти в трагедии «Ромео и Джульетта» враждуют, а дети, принадлежащие к этим семьям, несмотря на вражду, любят друг друга. Конечно, уходящая в глубь веков распря мешает счастью влюбленных, но конфликт лежит не столько в бытовой плоскости, сколько в философско-исторической. Родители держатся в своем поведении старой морали, старых привычек, старых обычаев — словом, старого, феодального времени, а дети своей любовью утверждают новую нравственность: они хотят забыть прошлое, любить друг друга, хотят на земле и в своих домах согласия, гармонии. Это противостояние Средневековья и Возрождения трагично: старое побеждает и несет смерть новому. Однако и само старое погибает в своей смерти: гибель влюбленных прекращает вражду домов, стало быть, новое время все-таки одерживает победу над прошлым. Шекспир завершает трагедию не мрачной безысходностью, а просветленной печалью.

Высокая поэзии любви, несущая гармонию, проявилась не только в трагедии «Ромео и Джульетта», но и в сонетах, написанных в ту же пору, когда создавалась эта пьеса. Но в сонетах гармония, рождающаяся любовью, уже не содержит следов идиллии, безмятежности. Она чревата разрывом, в ней есть предчувствие неразделенности. Такое представление возникает в сонетах благодаря тому, что новое время обострило различие между любовью физической, чувственной и любовью духовной. От перевеса в любви чувственного или духовного начала зависит эмоциональное содержание сонетов.

В трагедиях, последовавших за «Ромео и Джульеттой», Шекспир переносит конфликт во внутренний мир героев («Отелло»). Любовь сначала погибает в душе персонажа, независимо от того, прав или не прав он в своих подозрениях относительно возлюбленной. Любовь Отелло и его роковая ошибка лежат в одной — внутренней — области души и сердца. Это перемещение конфликта из внешнего мира во внутренний, с одной стороны, предполагает отделение «я» от внешнего окружения, от всего, что составляет «не-я», а с другой — погружение в себя. Отелло возвысился своими трудами, но и своими же руками губит все завоеванное им — доблесть, славу, любовь и самую жизнь, губит Дездемону — воплощение идеала Возрождения: возвышенную, одухотворенную и земную женственность.

В трагедиях чрезвычайно возрастает цена человеческого, духовного в человеке. Так как современность все больше огорчает драматурга, то его герои относят истинно человеческие добродетели в прошлое. Испытанием их человеческой значительности, проверкой на истинную человечность для них становится отношение к власти. Вследствие раздумий, колебаний, сомнений, углубления в себя действие оказывается отсроченным, становится предметом напряженной мысли, поступок задержан и его осуществление связано с боязнью возможных роковых ошибок.

Все эти черты характерны для трагедии «Гамлет». Ученые, писавшие о «Гамлете», пытались объяснить бездействие Гамлета слабостью, нерешительностью, отчаянием, связанным со стечением обстоятельств, болезнью. По если и «болен» Гамлет, то поражен особым «недугом».

Исследователи справедливо заметили, что трагедия «Гамлет» — трагедия мести, причем мести кровной. Такая месть есть принадлежность родового строя, сохранившаяся и в феодальные времена. Это пора эпического мышления, эпического восприятия событий. Не надо думать, будто в кровной мести не было значительного поэтического, притом положительного, содержания.

Родной дядя Гамлета убил своего брата, отца героя, и взял в жены вдову убитого, мать Гамлета. С точки зрения родового, феодального сознания он нарушил гармонию, презрел обычаи и нравы, совершил святотатство. Месть ему справедлива, потому что она восстанавливает былую гармонию. Так мыслил бы герой эпического мира, человек, всецело принадлежащий роду, племени и не выделившийся из родового, а стало быть, и мирового целого.

В Гамлете эпическое прошлое живет, и он знает власть обычаев и прежних устоев, знает, что но всем законам прежнего времени может и должен мстить.

При этом долг чести и месть Гамлета далеко выходят за личные рамки и разрастаются до высокого намерения «покончить с морем бедствий»:

Век расшатался — и скверней всего,
Что я рожден восстановить его!

Во времена Гамлета это восстановление гармонии берег на себя человек (по средневековым понятиям, это доступно только Богу). И герою нельзя отказать в отсутствии или слабости воли. Он полон решимости мстить, когда задумывает сцену «мышеловки», предвкушая, как легко попадется в нее убийца и как сладостно будет видеть его поверженным.

И вместе с тем в герое живет не только прошлое. Гамлет — человек нового времени. Он уже выделился из родового и мирового целого и осознал себя человеком, для которого распалась связь времен. Но, выдвинув идею человека, мир не стал человечнее.

С одной стороны, эпический идеал ушел в прошлое, и на первое место выдвинулся не род, а человек с его общественными и частными запросами. Гамлет уже не верит, что его месть, если он прибегнет к ней, может изменить мир и установить прежнюю гармонию. С другой стороны, в его новых моральных представлениях человек и человеческая жизнь выступают наибольшей ценностью, хотя в действительности эта мораль далека от воплощения. Если раньше родовая мораль позволяла и даже требовала жертвовать человеческой жизнью ради интересов рода, ради завоеваний, ради защиты чести и восстановления гармонии, то теперь это несомненное право в душе гуманиста рождает сомнение и нравственное сопротивление. Можно ли восстановить эпическую гармонию ценой убийства человека, даже если он преступник? Не является ли преступлением сама месть, и не уравнивается ли мститель с этической точки зрения с преступником? Не встанет ли сам Гамлет, осуществивший месть и убивший дядю, на одну с ним нравственную ступень? Вот в чем причина сомнений, колебаний, нерешительности Гамлета, выраженная со всей полнотой и глубиной в знаменитом вопросе «Быть или не быть...»:

Быть или не быть,— таков вопрос;
Что благородней духом,— покоряться
Пращам и стрелам яростной судьбы
Иль, ополчась на море смут, сразить их
Противоборством? Умереть,— уснуть,—
И только; и сказать, что сном кончаешь
Тоску и тысячу природных мук,
Наследье плоти,— как такой развязки
Не жаждать? Умереть; уснуть. <...>

Сомневаясь во благе гуманистического идеала, Гамлет, однако, утверждает его личным примером, предъявляя к своей стране и к своему веку высокие требования.

Три выхода открываются Гамлету, и ни один не удовлетворяет его. Первый — отомстить, к чему его призывает отец, Король-Призрак; в этом случае он совершит решительный поступок, но новая мораль вступит в противоречие со старой. Второй — оставить месть и покориться судьбе, предоставив ей вершить суд над королем-убийцей; но тогда не останется места поступку, действию, и он не выполнит долга перед отцом, кровь и бесчестие которого не будут смыты кровыо преступника, а свою собственную честь Гамлет также не отстоит. Третий окончить жизнь самоубийством (уснуть, умереть) и тем разрешить для себя мучительный вопрос; такое развитие событий означает поступок, действие, но не является ли оно грехом («Какие сны приснятся в смертном сне,/Когда мы сбросим этот бренный шум...») и слабостью воли («Когда бы страх чего-то после смерти,—/ Безвестный край, откуда нет возврата/ Вечным скитальцам,— волю не смущал...»)?

Итак, результатом распада связи времен стал разлад старой, ставящей в центр интересы рода, и новой, утверждающей достоинство и ценность человека, морали, разлад мысли и поступка, воли и действия. Гамлет утратил цельность вследствие разрыва связей с прежним миром и не найдя прочных опор своим представлениям в мире новом. Этот разрыв прошел через его сердце. Мысль, мотивирующая решимость, и поступок перестали быть одним целым. Мысль стала тормозом действия, привела к параличу воли:

Так трусами нас делает раздумье,
И так решимости природный цвет
Хиреет под налетом мысли бледным,
И начинанья, взнесшиеся мощно,
Сворачивая в сторону свой ход,
Теряют имя действия.

Все это свидетельствует о том, что трагичность создается временем, и потому трагедии Шекспира были по праву поняты не трагедиями судьбы, подобно античным, а трагедиями времени.

В других «великих трагедиях» («Макбет», «Король Лир») идея Человека также оказывается на первом плане и образует сюжет.

Лир — прежде всего человек, а потом уже король. Он, как верно уже было замечено в литературе, просит любви, а не почитания, «но делает это по-королевски, не умея снизойти до чужой человечности, понять ее». Чтобы понять ее, он должен пройти все испытания, выпавшие на его долю. Однако преодолеть отчуждение от мира с помощью любви и добра эпический герой, втиснутый в новое время, не в состоянии. Он обречен на поражение.

Макбет, в отличие от Лира, мечтает о троне, но не имеет на него наследственного права. Однако он рассуждает в духе, порожденном гуманистической эпохой: если человек есть высшая ценность, то именно он, Макбет, имеет право на трон вследствие того, что ему нет достойных соперников. Его жизненный дебют действительно прекрасен. Однако Макбет перешел грань, отделяющую человечность от бесчеловечности, решившись на злодеяние. И это поставило его вне гуманистической морали: став королем, он перестал быть человеком. Значит, для всякого человека, в том числе и для самого великого, есть нравственный предел, который нельзя нарушить. Для Шекспира зло может превратиться в добро, а добро — в зло. Грань между добром и злом тонка и подвижна. «Зло есть добро, добро есть зло»,— поют ведьмы. Прекрасный дебют Макбета в начале трагедии оборачивается ужасным финалом в ее конце, образуя слияние добра и зла и их размежевание. Стало быть, гуманистическая мораль, утверждающая ценность человека, в реальном мире хрупка, подвластна искушениям, соблазнам и способна к перерождению. Пример тому — Макбет, бывший великим человеком и ставший преступником.

В последних трагедиях, написанных, как полагают исследователи, в жанре трагикомедии, усиливается отчуждение героя от мира, его величие все более отодвигается в прошлое, в настоящем он испытывает отчаяние, зато в будущем ему дается надежда на лучшее, которая выступает в формах сказки или утопии.

Шекспир завершил своим творчеством целую эпоху европейской истории и литературы. Эта эпоха выдвинула человека целью исторического развития и верила в его ценность и достоинство. Но ее мечты и надежды завершились разочарованием. Не утратив веры в идеал, она потеряла веру в ее воплощение в историческом времени.

Источник: Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. В. Я. Коровина.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие произведения Шекспира Вам уже известны (сонеты, трагедии, комедии)? Расскажите о них.

2. Под каким углом зрения формируются Шекспиром жанры хроник, комедий и трагедий?

3. В чем трагедия главного героя в произведении Шекспира «Гамлет»?

4. Вы смотрели кинофильм «Гамлет» в постановке Г. Козинцева? Кто играл главного героя? Такими ли Вы представляли себе героев Шекспира?

5. Какие иллюстрации к этому произведению Вам знакомы? Какое впечатление они произвели на Вас?

Источник: Литература. 9 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2. В. Я. Коровина.

Я — ГАМЛЕТ. ХОЛОДЕЕТ КРОВЬ...
А. А. Блок
[2]

* * *
Я — Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетёт коварство сети,
И в сердце — первая любовь
Жива — к единственной на свете.

Тебя, Офелию мою,[3]
Увёл далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.
6 февраля 1914

Источник: Александр Блок. Собрание сочинений в 8 томах, Государственное издательство художественной литературы, т.3, Москва, 1960-1963 г.

(вернуться к уроку)

ДИАЛОГ ГАМЛЕТА
С СОВЕСТЬЮ
М. И. Цветаева
[4]

— На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, — но сна и там нет!
— Но я её любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
       ‎— Гамлет!

На дне она, где ил:[5]
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных брёвнах…
— Но я её любил
Как сорок тысяч…[6]
       ‎— Меньше,
Всё ж, чем один любовник.

На дне она, где ил.
— Но я её —
‎       (недоумённо)
       ‎— любил??
5 июня 1923
(вернуться к уроку)

ЧИТАЯ ГАМЛЕТА
А. А. Ахматова
[7]

1.

У кладбища направо пылил пустырь,
А за ним голубела река.
Ты сказал мне: "Ну что ж, иди в монастырь
Или замуж за дурака..."
Принцы только такое всегда говорят,
Но я эту запомнила речь,-
Пусть струится она сто веков подряд
Горностаевой мантией с плеч.

2.

И как будто по ошибке
Я сказала: "Ты..."
Озарила тень улыбки
Милые черты.
От подобных оговорок
Всякий вспыхнет взор...
Я люблю тебя, как сорок
Ласковых сестер.
1909

Источник: Анна Ахматова. Сочинения в двух томах. Москва, "Цитадель", 1996.
(вернуться к уроку)

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

2. Я – Гамлет. Холодеет кровь... — стихотворение А. А. Блока из сборника "Ямбы" (1907—1914).
Принц Гамлет (в трагедии Шекспира "Гамлет"), павший жертвой коварства и вероломства, был заколот отравленной шпагой.
Тема Гамлета была близка Блоку и не раз возникала в его творчестве. В стихотворении отразились воспоминания о «Сценах из „Гамлета”», разыгранных летом 1898 г. в менделеевском имении «Боблово». Блок играл Гамлета, Л. Д. Менделеева – Офелию. (вернуться)

3. Офелию мою... — Любовь Дмитриевна Менделеева-Блок, жена поэта. (вернуться)

4. «Диалог Гамлета с совестью» — дата создания: 5 июня 1923.
По впечатлениям от прочтения шекспировского "Гамлета" Цветаева пишет три стихотворения: "Офелия - Гамлету", "Офелия в защиту королевы" и "Диалог Гамлета с совестью".
В стихотворении "Диалог Гамлета с совестью" сбывается предсказание Офелии, и Гамлет задумывается о своих чувствах к ней.
Здесь стихотворении обыгрывается знаменитая фраза Гамлета: "Ее любил я. Сорок тысяч братьев..."
Цветаева не решает вопрос, любил Гамлет Офелию или нет. Сам лирический герой остается в сомнениях по поводу собственных чувств. По мере дальнейших размышлений полная уверенность в своей любви постепенно переходит от однозначного утверждения к сомнениям, а потом и к полной неуверенности. В самом конце стихотворения Гамлет вопрошает сам себя: "... (недоуменно) - любил??"
Форма стихотворения напоминает драматическое произведение. Стихотворение построено на основе внутреннего диалога лирического героя. Ссылка на это дается уже в самом названии - "Диалог Гамлета с совестью". В стихотворении есть и еще один признак драмы - авторская ремарка к словам персонажа. (вернуться)

5. На дне она, где ил… — Офелия, героиня трагедии Шекспира «Гамлет», утопилась в реке. (вернуться)

6. Но я её любил, // Как сорок тысяч братьев… — слова Гамлета из V акта этой трагедии. (вернуться)

7. «Читая Гамлета» — стихотворение написано в 1909 г., входит в сборник "Вечер", 1912 г.
Два стихотворения объединены в миницикл под общим заглавием «Читая “Гамлета”»:
1. «У кладбища направо пылил пустырь…»
2. «И как будто по ошибке…»
1-е стихотворение цикла «Читая Гамлета» «У кладбища, направо пылил пустырь…» при всём своём любовно-идиллическом содержании содержит начало трагического будущего, выраженного в пейзажных деталях. Это кладбище, где похоронят Офелию, река, в которой она утонет, и пустырь, попавший в описание «псевдогамлетовского» пейзажа не из Шекспировской трагедии, а из ахматовского потаённого стихотворения 1940-го года.
«Август 1940»:
Когда погребают эпоху,
Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху
Украсить ее предстоит... (вернуться)

 
Лондон. Театр "Глобус". Здание, воссозданное в 1997 году
 
 
 
 


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Литература для школьников
 
Яндекс.Метрика