Главная |
|
|
Джек Лондон |
|
|
Джек Лондон, 1904 год |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
|
ДЖЕК ЛОНДОН
(1876-1916)
1 ЧАС
Уроки литературы в 5 классе[1]
|
УРОК 89
Джек Лондон: страницы биографии.
«Сказание о Кише».
I. Артикуляционная разминка
На этом уроке можно выучить новую скороговорку или перевертыш.
II. Джек Лондон: страницы биографии
Слушаем краткий рассказ о писателе ученика, выполнявшего индивидуальное задание.
Можно также обратиться к статье учебника (с. 269; см. статью ниже).
Выпишем в тетрадь слова Джека Лондона:
«Я верю в благородство и достоинство человека. Я верю, что духовность и бескорыстие займут
место грубой жестокости и людоедства».
|
III. «Сказание о Кише».
Изображение жизни северного народа.
Тема взросления подростка, вынужденного
добывать пищу, заботиться о роде.
Смелость, мужество, изобретательность, смекалка Киша.
Чувство собственного достоинства
Беседа
Ученики познакомились с рассказом дома. Выясним их впечатления от рассказа:
— Понравился ли вам рассказ? Какие чувства вызвал у вас главный герой рассказа?
Чтение рассказа занимает около двадцати минут, и «Сказание о Кише» вполне может прозвучать на уроке в чтении детей.
Беседу по рассказу можно организовать на основе вопросов учебника (с. 280).
— В какое время и где происходит действие рассказа?
События, о которых рассказывает писатель, происходили много лет назад: «Давным-давно у самого Полярного моря жил Киш».
Джек Лондон в этом рассказе описывает жителей Аляски.
— Каким был отец Киша? Почему люди забыли о подвиге отца?
«Отец Киша был отважным охотником и встретил смерть в голодную годину, когда хотел отнять жизнь у большого полярного медведя, дабы даровать
жизнь своим соплеменникам». Люди забыли о подвиге отца Киша, потому что они думали только о сегодняшнем дне.
— Кто главный герой рассказа? Каким вы его себе представляете? Что было самым главным в его характере?
Главный герой рассказа — мальчик из эскимосского племени по имени Киш. Кишу было тринадцать лет, он был здоровым, сильным и смышленым.
Главным в его характере были гордость и чувство справедливости.
— В чем была тайна Киша? За что люди стали уважать его?
Тайна Киша была в том, что придумал новый способ охоты на медведя: он скатывал полоску китового уса, прятал ее в кусочек тюленьего жира и
бросал эту приманку медведю. Медведь проглатывал шарик, китовый ус распрямлялся, медведь слабел от боли, и охотник легко справлялся с ним. Люди
стали уважать его не только за то, что он изобрел способ, как убить полярного медведя: Киш всегда справедливо делил мясо и себе оставлял столько,
сколько нужно для пропитания. Он стал первым человеком в поселке, его имя помнили люди его племени, потому что «в жилах у него горячая кровь, а в
сердце — мужество мужчины», он вел себя с достоинством и был честен и справедлив.
— Рассмотрите иллюстрацию художника О. Поповича (см. ниже). Таким ли вы представляете себе героя рассказа?
— Почему племя Киша благоденствовало?
Вдовы и старики не могут, как взрослые и сильные мужчины, охотиться и добывать мясо. Но старики когда-то были охотниками, а женщины были матерями,
они исполнили дело своей жизни и имеют право на то, чтобы племя позаботилось о них. Когда Киш был предводителем племени, он следил за тем, чтобы мясо
в племени делилось на всех, и люди жили в довольстве.
— Как вы думаете, что общего между героями рассказов «Васюткино озеро» и «Сказание о Кише»?
Домашнее задание
На усмотрение учителя.
Следующие уроки: Поэты о Великой Отечественной войне >>>
|
|
1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. —
М.: Просвещение, 2008. ( вернуться)
ДЖЕК ЛОНДОН
1876-1916
Джек Лондон — американский писатель, родился в Сан-Франциско в семье разорившегося фермера. С детства он испытывал нужду и узнал труд; учась в школе, он
зарабатывал продажей газет, затем работал на консервной фабрике, а в 14 лет, уйдя из дома, начал самостоятельную жизнь, полную приключений и лишений.
Лондон становится матросом на торговом судне; вернувшись в Америку из плавания, он сменяет множество профессий, скитается вместе с другими безработными по
разным штатам, сидит в тюрьме за бродяжничество.
В 1897 году Лондон, захваченный «золотой лихорадкой», вызванной тем, что на Аляске (Клондайк) и в Северо-Западной Канаде было открыто золото, отправляется
на далекий Север искать счастья. Север, суровая природа, нравы золотоискателей и индейцев дали Лондону богатый и свежий материал для многих его произведений,
которые он создаёт, вернувшись на родину.
Тяга к хорошим книгам стала для будущего писателя важнейшей. Он много писал, иногда по пятнадцать часов в сутки. Северные рассказы, которые он создавал на
основе личных наблюдений и переживаний, полюбились публике. Сам писатель говорил: «Я верю в благородство и достоинство человека. Я верю, что духовность и
бескорыстие займут место грубой жестокости и людоедства».
Начиная с 1900 года появляются сборники его рассказов о жизни золотоискателей и индейцев Севера, затем о путешествиях и приключениях в южных морях.
Рассказы имеют большой успех. Лондон становится профессиональным писателем. Северные и морские рассказы Лондона составляют ряд сборников («Сын волка»,
«Дети мороза», «Сказки южных морей» и др.).
Джек Лондон оставил нам много хороших и разных книг о мужественных, смелых и благородных людях. Будем же читать их, будем помнить советы писателя: «Изучайте
приёмы писателей, завоевавших известность. Они стали мастерами, и в их произведениях можно найти секреты их мастерства. Запишите заглавными буквами —
РАБОТАТЬ, РАБОТАТЬ всё время. Старайтесь познать тайны Земли, Вселенной, материи и духа, мерцающего в этой материи, во всём — от ничтожной личинки до божества».
Согласны ли вы с этой мыслью автора? Прочитайте интереснейшую историю о Кише, которую рассказал нам Джек Лондон, подумайте, какой пример подаёт главный
герой рассказа. Чему он учит нас?
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. ( вернуться к уроку)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|