Главная |
|
|
А. Т. Твардовский. Портрет работы О. Г. Верейского, 1943 г. |
|
|
А. Т. Твардовский. Портрет работы И. В. Филатовой, 1943 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА |
|
ПОЭТЫ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
3 ЧАСА
Уроки литературы в 5 классе[1]
|
Особенностью предлагаемого поурочного планирования является личностно ориентированный подход, который реализуется в системе
вопросов, направленных на работу с восприятием учениками художественных произведений, а также в системе творческих работ и индивидуальных заданий.
Большое внимание мы уделяем связи уроков литературы в 5 классе с курсом начальной школы.
Урок 90. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»
Урок 91. Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...»
Урок 92. Великая Отечественная война в жизни моей семьи.Урок развития речи
УРОК 90
Поэтическая летопись Великой Отечественной войны.
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»
I. Артикуляционная разминка
II. Поэтическая летопись Великой Отечественной войны
Разговор с детьми можно начать с вопросов:
— Какой войне посвящено стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»? Какое название получила в истории война 1812 г.?
— Почему война с германским фашизмом, которую вел Советский Союз в 1941—1945 гг., называется Великой Отечественной войной?
— Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Когда она началась? Какой город первым принял на себя удар врага?
— Сколько лет длилась эта война? Как люди узнавали о событиях этой войны? Какую работу, по-вашему, должны были выполнять военные корреспонденты?
— Какими были первые месяцы войны? Какие стихи, песни нужны были людям, чтобы народ сплотился и дал отпор врагу?
Учитель расскажет детям, что во время войны многие писатели работали военными корреспондентами, сообщали в газеты о событиях с фронта,
писали о подвигах и жизни советских людей. Поэты в стихах звали народ к борьбе с врагами. В годы войны было создано много замечательных песен.
Бойцы пели их в вагонах, в землянках, на привалах. Песни и стихи помогали людям жить и верить в победу. Вот имена нескольких поэтов, участвовавших
в создании поэтической летописи Великой Отечественной войны.
Михаил Васильевич Исаковский:
песни «Катюша» (1938), «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Ой, туманы мои, растуманы...» (1942), «Враги сожгли родную хату» (1945).
Алексей Александрович Сурков:
песни «Песня смелых» (припев: «Смелого пуля боится, // Смелого штык не берет») (22 июля 1941), «Землянка» («Бьется в тесной печурке огонь...») (1941).
Маргарита Иосифовна Алигер,
в 1941—1942 гг. корреспондент в блокадном Ленинграде:
сборники «Памяти храбрых» (1942), «Лирика» (1943), поэма «Зоя» (1942), посвященная подвигу московской школьницы Зои Космодемьянской,
ставшей отважной партизанкой и зверски замученной фашистами.
Ольга Федоровна Берггольц
всю войну работала на ленинградском радио, создавая произведения, рассчитанные на восприятие «с голоса»:
поэмы «Февральский дневник» (1942), «Ленинградская поэма» (1942), поэма-реквием «Памяти защитников» (1944).
— В этом году мы с вами познакомимся со стихотворениями двух выдающихся поэтов:
Константина Михайловича Симонова и Александра Трифоновича Твардовского.
|
III. А. Т. Твардовский.
Стихотворение «Рассказ танкиста»
Стихотворение читает учитель, после чего необходимо выдержать паузу. Мы рекомендуем повторное чтение стихотворения учителем, к
которому могут подключаться ученики (коллективное чтение): это помогает им пережить события, рассказанные в стихотворении, лучше усвоить его интонации и ритм.
Беседа
Беседуем с учениками по содержанию стихотворения.
— Отступлению или наступлению советских войск посвящено стихотворение?
В стихотворении отображен эпизод наступления советских войск: «Мы прорывались к площади вперед».
— О каком событии идет речь в стихотворении?
Мальчик совершил геройский поступок, помог танкистам уничтожить вражескую пушку.
— Почему рассказчик не спросил мальчика, как его зовут? Почему он не может себе этого простить?
Рассказчик не может себе простить, что не спросил имени мальчика, потому что хочет знать имя того, кто помог спасти жизни его и его товарищей.
Рассказчик, не узнав имени мальчика, проявил неблагодарность.
Словарная работа
Работаем с лексикой стихотворения по 2-му заданию учебника (с. 152).
— Все нынче, как спросонку... — спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне.
— Бедовый, из тех, что главарями у детей... — озорной, все время придумывает новое, изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями
в мальчишеских компаниях.
— А он гвоздит — не выглянуть из башен... — он, немец (т. е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно
голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка.
— ...за каким домишкой он примостился... — где находится укрытие, из которого бьет немецкая пушка.
— Заходим в тыл и полный газ даем.
И эту пушку, заодно с расчетом,
Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. — Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее.
Обратим внимание учеников на то, что в стихотворении много разговорных слов и выражений. Почему? Автор рассказывает историю не от своего имени,
а от имени бывалого танкиста, и ему важно передать живую речь бойца.
— Как вы думаете, в какой ситуации боец мог рассказывать об отважном мальчишке и кому?
На картине Ю. Непринцева «Отдых после боя» изображен отряд бойцов на привале. Они едят, смеются, слушают одного бойца
в шапке набекрень, с красным кисетом в руке, который рассказывает какую-то смешную историю. Может быть, на одном из таких привалов
и рассказал танкист из стихотворения Твардовского свою историю про страшный бой и храброго мальчишку.
— Вспомните определение баллады. Попробуйте доказать, что «Рассказ танкиста» баллада.
Прочитаем выразительно отрывок из рассказа А. Т. Твардовского «Весной 1942 года» (3-е задание учебника, с. 152):
«Вряд ли я когда в жизни был так взволнован чем-либо подобным. Закат стоял над дорогой, широкой, укутанной, зимней, степной дорогой на выезде из деревни.
На необычайном, малиновом крае неба вставали густые синие и черные дымы деревни. И все было так непередаваемо говоряще и значительно — степь, Россия,
война, — что сжималось сердце и словно бы нечем было дышать».
В рассказе «Весной 1942 года» война предстает как большое горе — не только человеческое, но и горе всей русской земли.
— Сравните описание заката с вашим впечатлением от картины Ю. Непринцева «Вот солдаты идут...».
Прочитаем детям известную песню на стихи Михаила Львовского (если есть возможность, пусть дети послушают саму песню), первая
строка которой стала названием картины.
M. ЛЬВОВСКИЙ
СОЛДАТЫ ИДУТ
Вот солдаты идут
По степи опаленной,
Тихо песню поют
Про березки да клены,
Про задумчивый сад,
Про знакомую иву,
Про родные леса,
Про родные леса
Да широкую ниву.
Вот солдаты идут,
Звонче песня несется,
И про грозный редут
В этой песне поется,
Про отвагу в бою
И про смерть ради жизни,
И про верность свою,
И про верность свою
Нашей славной Отчизне.
Вот солдаты идут
Стороной незнакомой,
Всех врагов разобьют
И вернутся до дому,
Где задумчивый сад
И плакучая ива,
Где родные леса,
Где родные леса
Да широкая нива
1945
— С какими строками из баллады Твардовского можно соотнести эту картину?
На картине «Вот солдаты идут...» изображена горящая степь. На переднем плане идет отряд наступающих солдат. Их фигуры освещены
заревом пожара, на заднем плане атаку развивают танки. В стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста» есть строки: «Душила гарь и копоть: // От дома к
дому шел большой пожар». С этими строками можно соотнести эту картину.
— В стихотворении Твардовского «Рассказ танкиста» война показана как тяжелая, страшная работа, где нужна смелость,
сообразительность и упорство. Подтвердите эти слова строками из текста стихотворения.
«Был трудный бой...»
«Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен...»
«Тут угадай-ка, за каким домишкой
Он примостился, — столько всяких дыр».
«Я вытер пот. Душила гарь и копоть:
От дома к дому шел большой пожар».
Выразительное чтение
В оставшееся время урока работаем с учениками над выразительным чтением стихотворения А. Т. Твардовского
«Рассказ танкиста».
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А. Т. Твардовского «Рассказ танкиста».
Расспросить родственников о Великой Отечественной войне в жизни семьи.
Индивидуальное задание
Подготовить рассказ о подвиге бойцов крепости-героя Бреста.
Подготовить выразительное чтение поэмы-баллады К. М. Симонова «Сын артиллериста».
Следующие уроки: Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К. М. Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете...» >>>
|
|
|
|
|
Непринцев Ю. М. Отдых после боя, 1955
Холст, масло. 192 × 300 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва |
|
|
Непринцев Ю. М. Вот солдаты идут, 1970
Холст, темпера. 120 х 149
Приморская государственная картинная галерея, Владивосток |
|
|
|
|
|
|
|