Истоки басенного жанра. Начало литературной деятельности И. А. Крылова
Литература для школьников
 
 Главная
 
Крылов И. А.
Портрет работы И.Е.Эггинка, 1834
 
Эзо́п. 150 до н. э. (Villa Albani коллекция), Рим
 
Французский баснописец
Жан де Лафонтен (1621-1695)
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ
(1769 – 1844)

5 ЧАСОВ

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 14. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности

Урок 15. «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора

Урок 16. «Свинья под Дубом», «Ворона и Лисица». Осмеяние пороков: жадности, невежества, неблагодарности, хитрости, глупости

Урок 17. Жанр басни. Рассказ и мораль в басне. Урок развития речи

Урок 18. Басни И. А. Крылова. Урок внеклассного чтения


УРОК 14
Роды и жанры литературы. Басня, аллегория, эзопов язык.
Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
И. А. Крылов: детство, начало литературной деятельности

I. Проверка домашнего задания


После короткой артикуляционной разминки
слушаем выразительное чтение басни Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру...», выразительное чтение высказывания Ломоносова «Красота, великолепие, сила и богатство...» и подготовленных высказываний-рассуждений на заданную тему.

II. Роды и жанры литературы

Читаем теоретическую статью учебника (с. 53), делаем записи в тетради, например:

Роды и жанры литературы
Роды литературы
Жанры
Эпос
Рассказы, повести, романы
Лирика
Стихотворения, поэмы
Драма
Пьеса-сказка, драма



— Произведения каких жанров мы уже изучали? К каким родам литературы они относятся?

III. Басня, аллегория, эзопов язык.
Истоки басенного жанра
(Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века)

Активизируем знания, которые есть у детей к 5 классу.


— Что вы знаете о баснях? Какие басни вы читали?

Как правило, дети уже знают, что такое мораль басни, читали басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом», «Мартышка и очки», «Квартет», «Мужик и Медведь» и некоторые другие. Предложим тем, кто повторил басни, прочитать их наизусть.

Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.

Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты.

Приведем примеры аллегории: волк — злой человек, лиса — хитрый человек (ученики продолжат этот ряд).

— Что такое мораль басни?
Мораль басни — начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.

Слово учителя

Учитель расскажет, что басня — очень древний литературный жанр.

Один из самых известных баснописцев — Эзоп
жил в Древней Греции в VI веке до Рождества Христова. Он сочинил очень много басен, которые потом были переведены и перерабатывались многими баснописцами. Басни Эзопа не были стихотворными.

Подготовленные ученики читают басни Эзопа.

ЭЗОП
ВОРОН И ЛИСИЦА


Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела, и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царем над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него еще и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя еще и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать».
Басня уместна против человека неразумного.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Голодная лисица увидела виноградную лозу со свисающими гроздьями и хотела до них добраться, да не смогла; и, уходя прочь, сказала сама себе: «Они еще зеленые!»
Так и у людей, иные не могут добиться успеха по причине того, что сил нет, а винят в этом обстоятельства.

ВОЛЫ И ОСЬ

Волы тянули телегу, а ось скрипела; обернулись они и сказали ей: «Эх ты! Мы везем всю тяжесть, а ты стонешь?»
Так и некоторые люди: другие трудятся, а они притворяются измученными.

ЛИСИЦА И СОБАКИ

Лисица пристала к стаду овец, ухватила одного из ягнят-сосунков и сделала вид, что ласкает его. «Что ты делаешь?» — спросила ее собака. «Нянчу его и играю с ним», — отвечала лисица. Тогда собака сказала: «А коли так, отпусти-ка ягненка, не то я приласкаю тебя по-собачьему!»
Басня относится к человеку легкомысленному, глупому и вороватому.

Сейчас мы о языке басен, о языке иносказаний говорим: эзопов язык. Коротко запишем с тетрадях:
Эзопов язык — язык иносказаний.

В XVIII в. во Франции при дворе короля Людовика XIV жил писатель Жан де Лафонтен.
Он понял, что басни, которые писал Эзоп 23 столетия назад, продолжают оставаться важными, актуальными для людей и тоже стал сочинять и перерабатывать басни. Басни Лафонтена написаны стихами.

ВОРОН И ЛИСИЦА

Дядюшка ворон, сидя на дереве,
Держал в своем клюве сыр.
Дядюшка лис, привлеченный запахом,
Повел с ним такую речь:
«Добрый день, благородный ворон!
Что за вид у вас! что за красота!
Право, если ваш голос
Так же ярок, как ваши перья, —
То вы — Феникс наших дубрав!»
Ворону этого показалось мало,
Захотел он блеснуть и голосом,
Разинул клюв — и выронил сыр.
Подхватил его лис и молвил: «Сударь,
Запомните: всякий льстец
Кормится от тех, кто его слушает, —
Вот урок вам, а урок стоит сыра».
И поклялся смущенный ворон (но поздно!),
Что другого урока ему не понадобится.

ЛИСИЦА И ВИНОГРАД

Лис-гасконец, а быть может, лис-нормандец
(Разное говорят),
Умирая с голоду, вдруг увидел над беседкой
Виноград, такой зримо зрелый,
В румяной кожице!
Наш любезник был бы рад им полакомиться,
Да не мог до него дотянуться
И сказал: «Он зелен —
Пусть им лакомится всякий сброд!»
Что ж, не лучше ли так, чем праздно сетовать?

ИЗРЕЧЕНИЕ СОКРАТА

Сократ однажды строил дом,
Каждый судил о нем по-своему:
Иному комнаты казались,
Право, дурны для такого хозяина,
Другой бранил внешний вид, но все
Твердили, что дом непомерно мал:
«Разве это дом? Повернуться негде!» —
«Ах, было б у меня столько истинных друзей,
Чтоб его наполнить!» — сказал Сократ.
И мудрец был прав:
Для таких его дом даже слишком был велик.
Каждый зовет себя другом, но глупец, кто этому верит:
Слыть другом — ничего нет легче,
Быть другом — ничего нет реже.

В России писатели XVIII и XIX вв. тоже сочиняли басни. Пишут басни и поэты нашего времени. Но самым прославленным русским баснописцем стал Иван Андреевич Крылов.

IV. И. А. Крылов: детство,
начало литературной деятельности


Читаем статью учебника, посвященную жизни и творчеству И. А. Крылова (с. 56—58).

Подчеркнем, что именно чтение помогло Крылову стать одним из самых образованных людей своего времени.

Домашнее задание

Подготовить рассказ об И. А. Крылове (2-е задание, с. 58).

Опережающее домашнее задание

Взять в библиотеке сборник басен Крылова, читать басни, готовиться к викторине (к уроку 18, см. ниже).

Следующие уроки: «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора >>>


1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 
Расселись, начали Квартет; Он все-таки на лад нейдёт... ("Квартет")
Иллюстрации В.П.Тиморева к басням И.А.Крылова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика