Главная |
|
|
Марк Твен. Фото Мэттью Брэди, 1871 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
|
МАРК ТВЕН
(1835 – 1910)
2 ЧАСА
Уроки литературы в 5 классе[1]
|
Урок 98. Марк Твен: страницы биографии. «Приключения Тома Сойера»
Урок 99. Дружба Тома и Бекки
УРОК 98
Марк Твен: страницы биографии.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек.
Дружба, игры, забавы, находчивость, предприимчивость.
Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями
I. Марк Твен: страницы биографии
Ученики пересказывают вступительную статью учебника, которую они прочитали дома,
и называют знакомые им книги писателя:
«Приключения Тома Сойера», «Приключения Гекльберри Финна», «Янки при дворе короля Артура», «Принц и нищий».
II. «Приключения Тома Сойера».
Том и Гек. Дружба, игры, забавы, находчивость, предприимчивость.
Черты характера Тома, раскрывшиеся в отношениях с друзьями
Выразительное чтение
Распределяем роли и читаем по ролям первую и вторую главы романа (с. 252—267).
Беседа
Вопросы беседы продумает учитель, исходя из подготовленности класса.
— Как складывались отношения Тома и Гека?
— В какие игры играли мальчики? Какие приключения они придумывали себе?
— Находчивость, предприимчивость, изобретательность. В каких ситуациях герои романа обнаруживали эти качества?
Закончить урок можно фрагментом из фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (режиссер и автор сценария С. Говорухин,
Гостелерадио СССР, 1981), изображающим прибытие в город парохода «Великая Миссури» (это первая сцена фильма, она представляет героев романа и длится 8 минут).
Домашнее задание
Прочитать роман «Приключения Тома Сойера».
Принести книгу на урок.
Индивидуальное задание
Подготовить рассказ о знакомстве Тома и Бекки, об их приключениях в пещере.
|
УРОК 99
Дружба Тома и Бекки.
Причудливое сочетание в романе
реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций
I. Дружба Тома и Бекки
Ученики, выполнявшие индивидуальное задание, рассказывают о знакомстве и дружбе Тома и Бекки, о приключениях в пещере.
Можно прочитать отрывки из глав шестой
(«Том знакомится с Бекки»),
седьмой («Гонки клеща и разбитое сердце»),
двадцатой («Том жертвует собой ради Бекки»),
тридцатой («Том и Бекки в пещере»)
и тридцать второй («Выходите! Нашлись!»).
Урок оживит фрагмент фильма «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» режиссера С. Говорухина, показывающий Тома и Бекки в пещере.
II. Причудливое сочетание в романе
реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций
Разговор на эту тему потребует умения анализировать ситуации и делать обобщения.
— В каких случаях мы понимаем, что занятия мальчиков — это игра?
— Когда мальчики сталкиваются с реальными жизненными проблемами?
— Как реальные жизненные проблемы переплетаются с играми мальчиков? К каким приключениям это приводит?
Домашнее задание
Подготовить ответы на итоговые вопросы учебника (с. 181).
Следующие уроки: Уроки 100-101. Итоговые уроки >>>
|
|
|
|
|
Иллюстрация Г. Фитингофа к роману М. Твена "Том Сойер" |
Директор вручил Тому библию со всей торжественностью, на какую был способен в ту минуту, но его речь была не слишком горяча – смутное чувство подсказывало бедняге,
что здесь кроется какая-то темная тайна: было бы сущей нелепостью предположить, что этот мальчишка скопил в амбарах своей памяти две тысячи снопов библейской
мудрости, когда у него не хватает ума и на дюжину. |
|
|
|
|
|
|
|