Главная |
Некрасов Н. А. |
|
|
Портрет Н. А. Некрасова работы И. Н. Крамского, 1877.
Третьяковская галерея |
|
|
Мороз-воевода. 1921. Иллюстрация к поэме "Мороз, Красный нос" Н. А. Некрасова.
Худ. Б. М. Кустодиев. ИРЛИ. Санкт-Петербург |
|
|
Иллюстрация к поэме "Мороз, Красный нос" Н. А. Некрасова.
Худ. А. А. Пластов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ
(1821 – 1878)
3 ЧАСА
Уроки литературы в 5 классе[1] |
Урок 39. Н. А. Некрасов: детство и начало литературной деятельности. «На Волге»
Урок 40. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»
Урок 41. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Урок-практикум
УРОК 40
«Есть женщины в русских селеньях...» —
отрывок из поэмы Н. А. Некрасова
«Мороз, Красный нос»
Поэтический образ русской крестьянки.
Роль сравнений, эпитетов в создании образа
русской женщины
I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение стихотворения «На Волге».
II. «Есть женщины в русских селеньях...»
— отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос».
Мы считаем, что пятиклассникам не нужно пересказывать содержание поэмы «Мороз, Красный нос».
Напомним им отрывок: «Не ветер бушует над бором...»
Прочитаем (или предложим это сделать подготовленным ученикам) такие отрывки из поэмы,
в которых рассказывается о мирном крестьянском труде.
Рассмотрим иллюстрацию к поэме художника А. Пластова (с. 194).
Учитель читает отрывок из поэмы:
«Есть женщины в русских селеньях...»
— Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок? Какое чувство хочет передать нам автор?
Ученики перечитают стихотворение по строфам,
объясняя, как они понимают смысл некрасовских слов.
Выделим эпизод с косами, поясним его смысл: женщина не должна была показывать посторонним свои волосы, паренек подбросил их кверху.
Крестьянка возмущена его поступком: «Лицо величаво, как в раме, // Смущеньем и гневом горит».
— Как вы понимаете выражение: «Ей некогда лясы точить...»?
— Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?
Ученики отметят:
В ней крепко и ясно сознанье,
Что все их спасенье в труде,
И труд ей несет воздаянье:
Семейство не бьется в нужде.
|
Ответим на вопросы учебника (с. 195—196).
— Что такое рифма? Как рифмуются строки в этом произведении Некрасова?
Составим схему рифмовки и определим ее вид: перекрестная.
— Что такое сравнение, эпитет?
— Выделите в тексте сравнения и эпитеты. Для чего их использует Некрасов?
Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Некрасов сравнивает ее с царицей, с солнцем, взгляд такой женщины дорог,
словно золотой рубль. Возмущенное лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом: «как в раме». Зубы он сравнивает с «крупными перлами», т. е.
с жемчугом, о ребенке пишет, что он сидит на груди, «как на стуле», т. е. уверенно, спокойно.
Чтобы описать русскую женщину, Некрасов употребляет такие слова и выражения: «С красивою силой в движеньях...», «Красавица, миру на диво,
// Румяна, стройна, высока...», «Всегда терпелива, ровна...», «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «нарядная матка».
Выдающийся исследователь творчества Н. А. Некрасова Н. Н. Скатов пишет:
«...в центре она — женщина во всей полноте определений и в их контрастности: бытовое — „баба“ и высокое „красивая и мощная славянка“,
совсем простонародное „матка“ и торжественное — „женщина русской земли...“».
— Чем восхищается поэт, описывая русскую крестьянку?
Отметим не только красоту, трудолюбие русской женщины, но и чувство собственного достоинства.
III. Выразительное чтение
На выразительное чтение отрывка обратим самое серьезное внимание: ценности и взгляды, заложенные Некрасовым в этот текст,
стали важнейшей составляющей русской культуры, и работа с некрасовскими образами, по существу, — воссоздание нашей культурной традиции, передача архетипа.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».
Индивидуальное задание
Подготовить сообщения по карточкам (см. урок 41).
Следующие уроки: Урок 41. Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Урок-практикум >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|