Главная |
|
|
Портрет Л. Н. Толстого
работы И. Н. Крамского, 1873 |
|
|
Л.Н.Толстой-поручик.
15 февраля 1856 г. Петербург.
С фотографии С.Л.Левицкого. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)
4 ЧАСА
Уроки литературы в 5 классе[1] |
Урок 50. Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» – рассказ-быль
Урок 51. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы
Урок 52. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов
Урок 53. Краткость и выразительность языка рассказа. Урок развития речи
УРОК 50
Л. Н. Толстой: детство,
начало литературной деятельности.
«Кавказский пленник» — рассказ-быль
Вспомним вместе с учениками, какие произведения Л. Н. Толстого дети уже читали в школе, о каких произведениях для взрослых они слышали
и что знают о жизни писателя.
Пятиклассники читали рассказы Л. Н. Толстого для детей из «Азбуки»,
например: «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Лев и собачка», «Филипок», «Акула», «Прыжок»;
обычно знают о романах «Война и мир», «Анна Каренина».
На уроках чтения им рассказывали о школе для крестьянских детей, организованной Львом Толстым в Ясной Поляне.
Свяжем воедино то, что дети уже знают, с новой информацией о великом писателе.
Учитель может рассказать о Толстом,
отобрав факты, которые будут интересны детям.
Краткая и содержательная вводная статья дана в учебнике (с. 248—249). Дети прочитают статью, а учитель сделает необходимые комментарии.
23 года было Льву Толстому, когда брат Николай убедил его поехать с ним на Кавказ. Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской
империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и
русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя.
Но на Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.
В 1817 г. царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 г., то затихая на время, то возобновляясь с новой силой.
В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них
стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях.
По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и
станицы. Кавказская война была очень жестокой.
— Сколько лет уже длилась война к моменту приезда туда Толстого?
Война длилась 31 год (с 1817 по 1851 г., когда Л. Н. Толстой прибыл на Кавказ).
Лев Толстой думал найти на Кавказе невероятные приключения и был сначала разочарован. В дальнейшем Л. Толстой понял, в чем особенность людей,
с которыми ему пришлось встретиться. Кавказ навсегда остался в душе писателя.
Через двадцать лет специально для детей Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», который назвал рассказ-быль.
— Сколько лет было Толстому, когда он написал рассказ «Кавказский пленник»?
— Как вы думаете, что такое рассказ-быль?
Писатель в художественной форме рассказывает историю, которая действительно приключилась в жизни.
Затем можно прочитать материалы учебника «Из истории рассказа „Кавказский пленник“» (с. 249—251).
Возможен и другой подход к этой работе:
узнать об истории создания рассказа после того, как он будет прочитан, и сравнить реальную историю с художественным произведением.
II. «Кавказский пленник».
Комментированное чтение
Предваряя знакомство с рассказом, объясним, что Толстой называет горцев татарами, но это не обозначение национальности: во времена
Толстого так называли всех мусульман вообще.
Рассказ начинает читать учитель.
Если рассказ И. С. Тургенева «Муму» должен быть целиком прочитан учителем, то рассказ Толстого может и должен прозвучать в чтении ребят после
того, как они самостоятельно дочитают его дома. Учитель начинает, давая образец выразительного чтения рассказа.
Рассказ был написан для «Азбуки», предназначенной крестьянским детям, и в нем много слов и выражений, которые в современной
речи считаются устаревшими и могут быть незнакомы ученикам. Некоторые из этих слов и выражений можно комментировать по ходу чтения, над
другими стоит поработать особо.
Домашнее задание
Дочитать рассказ до конца.
|
УРОК 51
Урок 51. Жилин и Костылин –
два разных характера, две разные судьбы
I. Артикуляционная разминка
II. Жилин и Костылин –
два разных характера, две разные судьбы
Беседа
Работу начнем с выяснения впечатлений от рассказа.
— Интересно ли вам было читать рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам хотелось бы перечитать?
— Кто из героев вызвал уважение, кто — неприязнь?
— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?
Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине.
Жилин и Костылин — герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.
Составление сравнительной таблицы
Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу.
От качества работы на этом уроке будет зависеть формирование умения проводить сравнительную характеристику героев в дальнейшем,
поэтому уделим особое внимание составлению сравнительной таблицы.
Сначала обсудим значение фамилий героев.
Ход работы:
ученики по очереди начинают читать текст рассказа.
Находя определения или факты, которые характеризуют героев
с той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в таблицу.
Составление таблицы будет закончено дома.
Вариант таблицы
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА |
Качество |
Жилин |
Костылин |
Смысл фамилии |
Жилы — кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый — сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами |
Костыль — палка с поперечиной, закладываемой под мышку,
служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги |
Внешность |
«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был» |
«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет» |
Предусмотрительность |
«— Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за
горы и не увидишь».
«Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку) |
|
Отношение к лошади |
«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил
в табуне жеребенком и сам выездил)...»
«...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...» |
«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого» |
Храбрость — трусость |
«— ...Не дамся же живой...»
«— ...С ними что робеть, то хуже» |
«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар,
закатился что есть духу к крепости».
«А Костылин заробел».
«Костылин так и упал со страху» |
Поведение в плену |
«Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло.
Сам думает: „Я уйду“».
«А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит,
или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер» |
«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»
|
Мнение татар о пленниках |
«Джигит» |
«Смирный» |
Наблюдательность, любознательность |
«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».
«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть» |
|
Выносливость, мужество |
«Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает» |
«Костылин все отстает и охает» |
Верность, преданность |
«...не годится товарища бросать» |
Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади |
|
Домашнее задание
Закончить составление таблицы.
Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин».
Следующие уроки: Урок 52. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов >>>
|
|
|
|
|
Иллюстрация М. С. Родионова
к рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
|
|
|
|
|
|
|
|