Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. «Кавказский пленник». Литература в 5 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет Л. Н. Толстого
работы И. Н. Крамского, 1873
 
Л.Н.Толстой-поручик.
15 февраля 1856 г. Петербург.
С фотографии С.Л.Левицкого.
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

4 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 50. Л. Н. Толстой: детство, начало литературной деятельности. «Кавказский пленник» – рассказ-быль

Урок 51. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

Урок 52. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов

Урок 53. Краткость и выразительность языка рассказа. Урок развития речи


УРОК 50
Л. Н. Толстой: детство,
начало литературной деятельности.
«Кавказский пленник» — рассказ-быль


Вспомним вместе с учениками, какие произведения Л. Н. Толстого дети уже читали в школе, о каких произведениях для взрослых они слышали и что знают о жизни писателя.

Пятиклассники читали рассказы Л. Н. Толстого для детей из «Азбуки»,
например: «Отец и сыновья», «Лгун», «Два товарища», «Лев и собачка», «Филипок», «Акула», «Прыжок»;
обычно знают о романах «Война и мир», «Анна Каренина».
На уроках чтения им рассказывали о школе для крестьянских детей, организованной Львом Толстым в Ясной Поляне. Свяжем воедино то, что дети уже знают, с новой информацией о великом писателе.

Учитель может рассказать о Толстом,
отобрав факты, которые будут интересны детям.

Краткая и содержательная вводная статья дана в учебнике (с. 248—249). Дети прочитают статью, а учитель сделает необходимые комментарии.

23 года было Льву Толстому, когда брат Николай убедил его поехать с ним на Кавказ. Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.

В 1817 г. царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 г., то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой.

— Сколько лет уже длилась война к моменту приезда туда Толстого?
Война длилась 31 год (с 1817 по 1851 г., когда Л. Н. Толстой прибыл на Кавказ).

Лев Толстой думал найти на Кавказе невероятные приключения и был сначала разочарован. В дальнейшем Л. Толстой понял, в чем особенность людей, с которыми ему пришлось встретиться. Кавказ навсегда остался в душе писателя.

Через двадцать лет специально для детей Толстой написал рассказ «Кавказский пленник», который назвал рассказ-быль.

— Сколько лет было Толстому, когда он написал рассказ «Кавказский пленник»?

— Как вы думаете, что такое рассказ-быль?

Писатель в художественной форме рассказывает историю, которая действительно приключилась в жизни.

Затем можно прочитать материалы учебника «Из истории рассказа „Кавказский пленник“» (с. 249—251).

Возможен и другой подход к этой работе:
узнать об истории создания рассказа после того, как он будет прочитан, и сравнить реальную историю с художественным произведением.

II. «Кавказский пленник».
Комментированное чтение


Предваряя знакомство с рассказом, объясним, что Толстой называет горцев татарами, но это не обозначение национальности: во времена Толстого так называли всех мусульман вообще.

Рассказ начинает читать учитель.

Если рассказ И. С. Тургенева «Муму» должен быть целиком прочитан учителем, то рассказ Толстого может и должен прозвучать в чтении ребят после того, как они самостоятельно дочитают его дома. Учитель начинает, давая образец выразительного чтения рассказа.

Рассказ был написан для «Азбуки», предназначенной крестьянским детям, и в нем много слов и выражений, которые в современной речи считаются устаревшими и могут быть незнакомы ученикам. Некоторые из этих слов и выражений можно комментировать по ходу чтения, над другими стоит поработать особо.

Домашнее задание

Дочитать рассказ до конца.


УРОК 51
Урок 51. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

I. Артикуляционная разминка

II. Жилин и Костылин –
два разных характера, две разные судьбы

Беседа


Работу начнем с выяснения впечатлений от рассказа.

— Интересно ли вам было читать рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам хотелось бы перечитать?

— Кто из героев вызвал уважение, кто — неприязнь?

— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое?

Рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин — герои рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.

Составление сравнительной таблицы

Беседуя о Жилине и Костылине, мы начинаем обучение детей сравнительному анализу.

От качества работы на этом уроке будет зависеть формирование умения проводить сравнительную характеристику героев в дальнейшем, поэтому уделим особое внимание составлению сравнительной таблицы.

Сначала обсудим значение фамилий героев.

Ход работы:
ученики по очереди начинают читать текст рассказа.

Находя определения или факты, которые характеризуют героев с той или другой стороны, ученики по предложению учителя останавливают чтение и выписывают цитату, черту характера или поступок героя в таблицу.
Составление таблицы будет закончено дома.

Вариант таблицы
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА
Качество
Жилин
Костылин
Смысл фамилии
Жилы — кровеносные сосуды, сухожилия.
Жилистый — сухощавый, мускулистый, с выступающими жилами
Костыль — палка с поперечиной, закладываемой под мышку, служащая опорой при ходьбе хромым людям или тем, у кого больные ноги
Внешность
«А Жилин хоть не велик ростом, да удал был»
«А Костылин мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льет»
Предусмотрительность
«— Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь».
«Жилин уж наперед прикормил ее» (собаку)
 
Отношение к лошади
«Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за нее сто рублей заплатил в табуне жеребенком и сам выездил)...»
«...Матушка, вынеси, не зацепись ногой...»
«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого»
Храбрость — трусость
«— ...Не дамся же живой...»
«— ...С ними что робеть, то хуже»
«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».
«А Костылин заробел».
«Костылин так и упал со страху»
Поведение в плену
«Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, — чтобы не дошло. Сам думает: „Я уйду“».
«А сам все высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает — или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев. А Жилин на всякое рукоделье был мастер»
«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит»
Мнение татар о пленниках
«Джигит»
«Смирный»
Наблюдательность, любознательность
«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».
«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть»
 
Выносливость, мужество
«Попрыгивает с камушка на камушек да на звезды поглядывает»
«Костылин все отстает и охает»
Верность, преданность
«...не годится товарища бросать»
Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади


Домашнее задание

Закончить составление таблицы.

Подготовить устное сочинение на тему «Жилин и Костылин».

Следующие уроки: Урок 52. Жилин и татары. Жилин и Дина. Мысль писателя о дружбе разных народов >>>



1. Источник: Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

 
Иллюстрация М. С. Родионова
к рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика