Введение. Литература как учебный предмет. Уроки литературы в 5 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Московский Печатный двор
в середине XVII века.
Реконструкция В. Е. Румянцева.
Литография
 
«Апо́стол» 1564 года
(«Московский Апо́стол»)
 
 
 
 
 
 
ИЗ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
 
ВВЕДЕНИЕ
Литература как учебный предмет

1 ЧАС

Уроки литературы в 5 классе[1]




УРОК 1
Литература как учебный предмет.
Писатели о роли книги в жизни человека и общества.
Книга как духовное завещание одного поколения другому.

I. Литература как учебный предмет


Вводный урок в 5 классе — это не просто первый урок литературы в году. Это первая встреча учителя с классом, это первый урок литературы (в отличие от литературного чтения в начальной школе) для учеников. Очень важны радостный, творческий настрой учителя, его доверительное и доброжелательное отношение к классу, которое непременно передастся детям.

После знакомства учитель может спросить:

— Как назывались в начальной школе уроки, на которых вы учились читать?
Уроки чтения, литературного чтения.

— Чему вы еще учились, что делали на этих уроках?
Дети ответят, что учились читать, пересказывать, составлять план, рассказывать стихотворения наизусть, учились чувствовать ритм стихотворения, выразительно и по ролям читать рассказы.

— На наших уроках мы тоже будем читать книги, но наш предмет будет называться литература. Что это такое?

Слово литература пришло к нам из языка древних римлян — из латинского языка. В переводе оно означает написанное. Запишем в тетрадях:
Литература (лат.) — «написанное».

Все, что написано людьми, можно разделить на несколько частей. Можно выделить литературу научную и художественную. Мы с вами будем изучать художественную литературу, которая рассказывает нам о жизни человека и природы, о чувствах, мыслях и желаниях многих поколений людей.

Читать, т. е. составлять из букв слова, из слов — предложения, вы уже научились. Теперь мы будем главное внимание уделять тому, что хотел сказать нам с вами автор — тот, кто создал литературное произведение. Мы будем узнавать о жизни писателей, о тех временах, в которые они жили, о том, как развивалась человеческая мысль и как люди учились выражать свои чувства словами.

II. Писатели о роли книги в жизни человека и общества.
Книга как духовное завещание одного поколения другому
Чтение статьи учебника, беседа


В древности на Руси книги называли реками, «напояющими вселенную». Пока будет стоять Россия, люди будут помнить великого князя Ярослава Мудрого, который любил читать книги, собрал прекрасную библиотеку и организовал особые школы для переписчиков книг. Много сделал для русских людей первопечатник Иван Федоров, который в 1564 году выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Любовь и уважение к книге передавались из поколения в поколение.

Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике (с. 4)

— Александр Сергеевич Пушкин писал: «Чтение — вот лучшее учение». Как вы понимаете эти слова?
Сначала люди изучали мир только с помощью наблюдений и опытов, знания передавали из уст в уста. Потом научились записывать самые важные мысли. Книги хранят в себе факты, размышления и открытия, которые накопило человечество за тысячелетия своего существования. Из научных книг мы получаем знания о законах природы и мира. Из художественной литературы мы узнаем о людях, их чувствах и переживаниях, учимся горевать и радоваться вместе с ними. Чтение — лучший способ стать образованным человеком.

Читаем вслух статью учебника (с. 3—5; см. текст статьи ниже).
Начать чтение может учитель, продолжат ученики.

Сразу учим детей работать со сносками.

Следующий вопрос потребует мобилизовать знания детей, их умение работать со сносками:

— Что вы знаете о книгах в Древней Руси? Благодаря кому «учительное» книжное слово стало доступно каждому?
В Древней Руси книги были очень дорогими. Их писали на пергаменте от руки. Простые люди не могли купить себе книгу. Иван Федоров устроил первую в России типографию и в 1564 г. выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол». Благодаря труду Ивана Федорова и его учеников книга стала доступна широкому кругу читателей.


«Апо́стол» 1564 года («Московский Апо́стол»)
Фронтиспис[2] и заглавная страница книги


— Рассмотрим вместе иллюстрации в учебнике (с. 4). Что на них изображено?

На иллюстрациях воспроизведены страницы из книги «Апостол», созданной в 1564 г. Это первая книга, изданная на Руси типографским способом — на бумаге с помощью типографского станка. Создал ее первопечатник Иван Федоров на первом в стране Печатном дворе в Москве, недалеко от Кремля.

Левая страница разворота книги украшена миниатюрой, на которой изображен один из апостолов, пишущий Евангелие. Правая страница сверху тоже украшена миниатюрой с растительным орнаментом, который в старину назывался «травы размётные». Верхняя строка, выполненная киноварью (красным цветом), — обращение к Богу с просьбой благословить «сие писание». Эта строка написана причудливым шрифтом, в котором некоторые буквы высокие, другие маленькие, третьи вообще вынесены на верх строки (так называемые титло).


«Апо́стол» 1564 года («Московский Апо́стол»)

На нижней странице после миниатюры и строки, выполненной киноварью, мы видим тщательно прорисованную буквицу, изображающую букву С (с нее начинается слово старец). Буквы в строках написаны почерком, который называется устав (в отличие от менее понятного полуустава и часто неразборчивой скорописи). В строках нет заглавных букв, редко встречаются привычные нам точки внизу строки. Часто мы видим точки в середине строки. Это говорит о том, что во времена Ивана Федорова не было привычной нам разбивки на предложения (хотя уже появилась разбивка на слова, в отличие от более ранних текстов). Некоторые буквы нам понятны, некоторые непривычны, так как сейчас, после реформы алфавита, мы ими не пользуемся.

— Как вы думаете, много ли было в старину книг не в княжеских, а, например, в купеческих или крестьянских семьях? Как относились к книгам?

— Мы уже знаем, что выражение уметь читать имеет два значения. Первое — уметь складывать из букв слова и читать текст. Как вы понимаете второе значение этого выражения?
Уметь читать — значит внимательно следить за мыслью автора, сопереживать его героям, стараться понять главное, что хотел сказать нам писатель своим произведением.

— Как вы понимаете, что такое доверительный разговор между автором и читателем? Когда он происходит?
Доверие — это уверенность в искренности и правильности слов собеседника.
Доверительный разговор — это разговор искренний, честный, открытый. Доверительный разговор происходит, когда читатель ищет ответы на те вопросы, которые поднимает автор, или находит в книге ответы на собственные вопросы, когда читатель увлекается и наслаждается чтением.

— Какие книги вы любите читать и перечитывать? Какие книги вы прочитали прошедшим летом?


III. Книга и ее компоненты: обложка, титул, форзац и нахзац, сноски, оглавление.
Создатели книги: автор, художник, редактор, корректор, оператор.
Учебник литературы и работа с ним


— Перед нами учебник литературы для 5 класса. Целый год мы будем читать и обсуждать произведения, включенные в этот учебник. Давайте познакомимся с этой книгой.

Курс начальной школы предусматривает основные навыки знакомства с книгой. Школьники уже знают, что такое обложка, узнают автора, находят оглавление и по нему делают выводы о содержании книги. Учитель может следовать за активностью класса и слегка корректировать ответы учеников. Если класс недостаточно активен, поможем детям вопросами:

— С чего начинается знакомство с книгой?

Рассмотрим обложку, титульный лист, форзацы и нахзац, сноски.

Обложка — бумажная (или другая мягкая) обертка книги, тетради, в отличие от твердого переплета. У нашего учебника переплет. Если мы хотим бережно относиться к книге, мы выберем для нее обложку.

Форзац и нахзац — страницы в самом начале и в самом конце книги. В первой части учебника на форзаце помещена иллюстрация палехских художников к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, на нахзаце «Царевна-лягушка», а также отрывки из этих произведений.

Титульный лист — страница, на которой напечатано название книги, фамилии авторов, год и место издания. В нашем учебнике кроме названия, инициалов и фамилий авторов-составителей, года и места издания указано, что это 7-е издание, переработанное, что учебник рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и что он состоит из двух частей.

— Назовите авторов-составителей, художников этого учебника.
Авторы-составители учебника по литературе для 5 класса — Вера Яновна Коровина, Виктор Петрович Журавлев, Валентин Иванович Коровин. Они продумывали содержание учебника, подобрали литературные произведения для изучения, работали над вопросами и заданиями.
Художники Ю. В. Христич, И. И. Пчелко и другие оформили учебник. Редактор организовал всю работу над учебником, много работал над рукописью учебника, чтобы он стал понятным, интересным и красивым, проверил все факты. У этого учебника богатое содержание и красочное оформление. В учебнике много классических иллюстраций.

— Нравится ли вам внешний вид учебника?

— Знаете ли вы, сколько людей участвует в создании книги? Как мы можем узнать об этом?

В создании современной книги участвует большое количество людей разных профессий: авторы, редакторы, художники, корректоры, операторы и работники издательства и типографии. Мы узнаем об этом из выходных данных книги.

Выходные данные — это сведения, которые размещаются, как правило, на последней странице книги. В них указывается, кто работал над книгой, каким тиражом она издана и в какой типографии напечатана.

— В каком издательстве издана эта книга? В каком городе она напечатана?
Ученики узнают, что издательство называется «Просвещение», что оно находится в Москве, а типография в Твери.

— Теперь рассмотрим содержание. Имена каких писателей вам уже знакомы? Кого вы встретили впервые?
Ученикам уже знакомы имена И. А. Крылова, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого. Они читали стихотворения Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова. Возможно, впервые дети встречаются с произведениями М. В. Ломоносова, А. Погорельского, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, И. С. Никитина, И. З. Сурикова.

В связи с тем что существуют разные программы по чтению для начальной школы, ответы детей даже в разных классах одной школы могут быть разными.

— Обратите внимание на разделы учебника. В каком порядке расположены эти разделы?

Ученики заметят, что разделы расположены по порядку от старины до наших дней.

Сделаем акцент на том, что в учебнике есть «Краткий словарь литературоведческих терминов» (с. 307—314 в 1 части и с. 293—300 во 2 части), раздел, рассказывающий о литературных местах России (с. 300—306 в 1 части и с. 289—292 во 2 части), и словарь имен (во 2 части, на с. 285—288).

— Первые страницы книги, по которой нам предстоит заниматься, мы уже прочитали.
Теперь прочитаем, что говорят об учении русские пословицы (2-й вопрос рубрики «Обогащаем устную речь», с. 6; см. текст рубрики ниже).

— Как вы понимаете смысл этих пословиц?

Приведенные в учебнике пословицы говорят о важности учения для человека. Пословица «Корень учения горек, да плод его сладок» говорит о том, что изучать новый предмет трудно, но когда приложишь усилия, то становится легко и интересно.

При повторении уже изученного лучше понимаешь тему, находишь связи между старым и новым материалом, становятся ясно видны основные закономерности, поэтому говорят: «Повторенье — мать ученья».

«Ученье — свет, а неученье — тьма». Когда мы узнаем что-то новое, мы как будто зажигаем лампочку в темноте, освещаем предметы и понимаем, куда мы должны дальше двигаться.

Пословица «Кто хочет много знать, тому надо мало спать» говорит о том, что не надо лениться: ленивый не сможет узнать много интересного о жизни и о мире.

«Красна птица перьем, а человек ученьем». Птицу украшает яркое оперение. Человека же украшают в первую очередь знания, а не яркая одежда.

«Учись доброму, так худое на ум не пойдет». Если ум и душа человека будут обращены к светлому и доброму, жизнь будет наполнена хорошими делами, то плохое, худое не найдет себе места в сердце человека, так как оно уже заполнено.

Пословица «Нетрудно сделать, да трудно задумать» говорит о важности идеи, которая лежит в основе любого дела. Самому новую идею придумать труднее, чем осуществить задуманное кем-то другим.

Домашнее задание

Составить план вступительной статьи учебника «К читателям», подготовить ее пересказ.

Найти в сборниках пословицы и поговорки об учении, выписать 2—3 пословицы в тетрадь.

Следующие уроки: Урок 2. Малые жанры фольклора. Вариативная природа фольклора >>>



К ЧИТАТЕЛЯМ

Наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Чтение — вот лучшее учение». И действительно, род человеческий бесконечно многим обязан тому университету, имя которому — Книга. В этом университете приобретаем мы необходимые знания и получаем уроки нравственности, духовности, без которых оскудели бы разумом и очерствели бы сердцем. Русские летописи донесли до нас не только «земли родной минувшую судьбу», но и сведения о библиотеке Ярослава Мудрого(1), о том, что исстари «прилежали к книгам» образованнейшие люди нашего Отечества.

1. Ярослав Мудрый (ок. 978—1054) — великий князь Киевский. Рядом побед в войнах обезопасил южные и западные границы Руси.

Подвижническая деятельность Ивана Фёдорова(2) открыла новую эпоху в истории русской книги. «Учительное» слово становилось отныне доступным широкому кругу читателей.

2. Иван Фёдоров (ок. 1510—1583) — основатель книгопечатания в России и на Украине. В 1564 г. выпустил первую русскую печатную книгу «Апостол».

Когда человек берёт в руки книгу, между ним и автором происходит доверительный разговор наедине; такой разговор может быть только между самыми близкими людьми. А герои полюбившихся книг, вызванные к жизни могучим воображением художников, становятся столь же реальными, как личности, существовавшие в действительности. Каждый сам определяет свой «круг чтения», как и круг друзей, подбирает собственную «золотую полку». Но для этого нужна изрядная подготовка.

В плавании по безбрежному морю книг доверяться надлежит надёжным маякам. Прав был русский литературный критик XIX века Виссарион Белинский: читать дурно выбранные книги хуже и вреднее, чем ничего не читать.

Чтение художественной литературы — своего рода творчество или, по крайней мере, сотворчество. Оно требует навыка и затрат внутренней энергии. Но только творческое чтение доставляет истинное наслаждение, способствует духовному развитию человека.

Недаром писатель Владимир Набоков(3) считал, что «хороший читатель», большой читатель, активный и творческий читатель — это перечитыватель. Каждый большой писатель заслуживает такого большого читателя. В их диалоге раскрывается истина о человеке и мире.

3. В. В. Набоков (1899—1977) — русский писатель. С 1919 г. жил в эмиграции. Выходец из старинной дворянской семьи. Закончил Кембриджский университет. Свои произведения писал на русском и английском языках.

По книге С. Бэлзы «Человек читающий» (вернуться)


ОБОГАЩАЕМ УСТНУЮ РЕЧЬ

2. Пословицы об учении:

— Корень учения горек, да плод его сладок.
— Повторенье — мать ученья.
— Ученье — свет, а неученье — тьма.
— Не учась и лаптя не сплетёшь.
— Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
— Красна птица перьем, а человек ученьем.
— Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
— Нетрудно сделать, да трудно задумать.


1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М.: Просвещение, 2008. (вернуться)

2. Фронтиспис — миниатюра-фронтиспис, изображающая легендарного автора, обычна в древнерусской рукописной книге.
Гравированный фронтиспис Апостола 1564 г. впервые был репродуцирован в 1872 г. В. Е. Румянцевым в его знаменитом альбоме «Сборник памятников, относящихся до книгопечатания в России». Впоследствии гравюру воспроизводили неоднократно.
Изображает она евангелиста Луку, сидящего на низкой скамеечке с массивными ножками. Голова апостола сильно наклонена вперед, фигура сутула. На коленях у евангелиста закрытая книга в форме кодекса, которую он держит двумя руками. Фигура закутана в плащ-гиматий, оставляющий открытыми лишь кисти рук и ступни, покоящиеся на подставочке. Перед евангелистом на высоком пюпитре лежит раскрытый свиток, на нем написаны первые слова «Деяний». Здесь же подставка-горка для письма, песочница и чернильница с гусиным пером. Любопытная особенность гравюры — полное отсутствие какого-либо фона. Фигура как бы повисла в воздухе. Здесь нет ни «архитектуры», которая обычна в рукописях и есть на «заставке с Матфеем», ни даже «земли». Ничего подобного ни у Ивана Федорова, ни у Петра Тимофеева мы впоследствии не встретим.
Фигура Луки заключена в декоративное обрамление. Это триумфальная арка с полуциркульным сводом и горизонтальным перекрытием, которое поддерживают колонны с пышными капителями и обильно декорированным цоколем. Колонны помещены на фоне стены с карнизами, вторгающимися в центральное поле. На горизонтальном перекрытии стоит ваза с цветком и образующими подобие восьмерки листьями. Сразу же под вазой, в воздухе, «висит» ленточка с начертанным на ней именем евангелиста. (вернуться)

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика