III. Малые жанры фольклора.
Колыбельные песни, пестушки, приговорки,
скороговорки, загадки, считалки, небылицы-перевертыши.
Вариативная природа фольклора
В зависимости от того, по какой программе учились школьники в начальной школе, материал урока может быть повторением, а может быть во многом
новым для учеников. В любом случае урок станет обобщением их личного жизненного опыта, на который и будет опираться учитель в своей работе.
Дети легко поймут, что малые жанры фольклора — это небольшие по размеру фольклорные произведения.
В некоторых работах употребляется термин детский фольклор. Часто путают фольклор детей и фольклор для детей, поэтому предлагаем этот термин не употреблять.
Дальнейшую работу можно построить так: читать по абзацу статью учебника (см. статью ниже), после каждого абзаца записывать в тетради сформулированные детьми с
помощью учителя определения жанров фольклора, приведенных в учебнике, приводить примеры и обращаться к личному опыту детей, которые вспомнят произведения
тех жанров, которые названы в статье.
Колыбельная песня — песня, которой убаюкивают ребенка.
В ней мать часто пела о том, как ей представляется будущее младенца. Это будущее обязательно заполнено трудом — в поле, в лесу, в доме:
Спи, посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
Зипун сошьем,
Зипун сошьем,
Боронить сошлем
В чистые поля,
В зеленые луга.
Даже тяжкая летняя страда называется «веселой»:
Будем рано разбужать,
На работку посылать,
На работу на таку
Да на веселую страду...
В колыбельных песнях матери часто обещали ребенку счастье и богатство.
Матери всегда переживают за здоровье своего ребенка, поэтому часто в песнях обращались к существу, невидимому и могущественному, которое
называли Дремой или Сном. Иногда в песнях Сон и Дрема — это двойники, которые спорят, кто лучше усыпит ребенка, даст ему здоровый сон:
Сон-то говорит:
— Я найду, усыплю.
Дрема-то говорит:
— Я найду, усыплю.
— Помните ли вы колыбельные песни, в которых матери поют про Сон и Дрему?
Сон ходит по лавке,
Дремота по избе,
Сон-то говорит:
— Я спать хочу!
Дремота говорит:
— Я дремати хочу!
По полу, по лавочкам
Похаживают,
Ванюшке в зыбочку
Заглядывают,
Заглядывают —
Спать укладывают.
Целый цикл колыбельных связан с житьем-бытьем домашнего кота.
— Вспомните колыбельные про котика-кота.
*
Уж ты, котичка-коток,
Котик — серенький лобок,
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать;
Я тебе ли, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин я молока
Да кусочек пирога.
Уж ты ешь, не кроши,
Больше, серый, не проси.
Пение матери зависело от покачивания колыбели, от ее ритмического движения, поэтому в колыбельной очень важен ритм.
— Какой самый частый припев в колыбельных песнях? Как он помогает сохранять ритм?
Баю, баю, баиньки!..
Пестушка — короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.
Пестушкой сопровождают движения ребенка, действия, в которых участвует ребенок в первые месяцы жизни. Например, когда дитя проснется, его гладят
по животику, приговаривая:
*
Потягунюшки, порастунюшки!
Роток — говорунюшки,
Руки — хватунюшки,
Ноги — ходунюшки.
Когда дитя после купания окачивают водой, говорят:
*
Вода текучая,
Дитя растучее.
С гуся вода,
С тебя худоба.
Вода — книзу,
А дитя — кверху.
Когда ребенок начинает учиться ходить, приговаривают:
*
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке,
Нарвите горошку.
Потешка — песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, ручками и ножками ребенка.
Потешки сопровождают рост и развитие детей.
Самые известные из них — «Коза рогатая», «Ладушки», «Сорока».
Предложим ребятам вспомнить известные им пестушки и потешки. Здесь учитель, выслушав от детей несколько различных вариантов «Ладушек»,
может объяснить, что произведения фольклора могут иметь много различных вариантов.
*
— Ладушки, ладушки!
Где были? — У бабушки.
— Что ели? — Кашку.
— Что пили? — Бражку.
— Кого били? — Машку.
— За что про что?
— Не ешь нашу кашку,
Не пей нашу бражку!
Кашка сладенька,
Бражка пьяненька,
Бабушка добренька.
Попили, поели, —
Шу-у-у — полетели,
На головушку сели.
Прибаутка — стихотворение, похожее на короткую сказочку, которое рассказывает нянюшка или мама своему ребенку.
Прибаутки — это веселые истории о том, как скачет галка по ельничку, как ехал Фома на курице, как курочка в сапожках избушку метет, как поссорился
кот с кошкой. Прибаутки знают все дети.
*
Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
*
Чика, чики, чикалочки!
Едет Костя на палочке,
Люба на тележке —
Щелкает орешки.
Орешки каленые,
Милому дареные,
По целковому рублю:
А я милого люблю.
*
А барашеньки
Крутороженьки
По горам ходят,
По лугам бродят,
В дудочку играют —
Васю потешают.
А сороки-белобоки
Стали примечати,
А совища из лесища
Глазами-то — хлоп, хлоп!
А козлище из хлевища
Ногами-то — топ, топ!
Закличка — короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.
Когда закликали весну, кричали:
*
— Весна красна! На чем пришла?
— На сошечке, на бороночке!
На овсяном снопочку,
На ржаном колосочку!
Часто обращались к дождю, солнцу, радуге, птицам. Если долго не было дождя, кричали:
*
Иди, дождик, дождичек,
Пробуравь землицу,
Дай нам водицу!
Если при этом на небе появлялась радуга, то считалось, что просьба услышана.
Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например обращаясь к живым существам — улитке, божьей
коровке, птицам, домашним животным.
От воды, залившейся в уши, избавляются, прыгая и произнося приговорку. Во время купанья ныряют на последних словах приговорки.
С помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
*
Улитка, улитка,
Высуни рога:
Дам тебе пирога.
*
Божья коровка,
Черная головка,
Полети за море!
Там тепленько,
Здесь холодненько.
*
Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне дай стальной.
Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит.
Бывают считалки-числовки, считалки-заменки и заумные считалки.
СЧИТАЛКИ-ЧИСЛОВКИ
*
Первой, другой,
Три, четыре —
Прицепили;
Пять, шесть —
Бьем шерсть;
Семь, восемь —
Сено возим...
*
Раз, два, три, четыре, пять —
Собралась ведьма умирать;
Черти-то звонят,
Ведьмушку хоронят.
СЧИТАЛКИ-ЗАМЕНКИ
*
Плыла пена
Из-за морья.
Стали пену белу
Колотити
Да и спрашивати:
— Кто возьмени?
Кто возьмени?
*
Шишел-мышел
Сам пошел,
На боярский двор зашел;
Там бояре живут,
Красны шапки шьют.
Шапка упала,
Татарка подняла,
Поп Матвей
Побежал за ней.
ЗАУМНЫЕ СЧИТАЛКИ
*
Чирики, микирики,
По кусту, по насту,
По слову кабасту,
Жучик, рючик,
Хруп, дуб,
Иванов зуб.
*
Эны-бены,
Рики-фики,
Тобра-орба,
Он дысмаки,
Деус-деус,
Касматэус,
Бакс.
Скороговорка — это стихотворение, в котором специально собраны труднопроизносимые слова.
*
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
*
Был баран белорыл,
Всех баранов перебелорылил.
*
У нас на дворе-подворье
Погода размокропогодилась.
*
Стоит поп на копне,
Колпак на попе,
Копна — под попом,
Поп — под колпаком.
*
Добры бобры
Идут в боры.
*
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! ха! ха! ха! ха!
*
Наш чеботарь —
Всем чеботарям чеботарь,
Никому нашего чеботаря
Не перечеботарить.
*
От топота копыт
Пыль по полю летит.
Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке.
Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях
и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.
Роль загадок и прибауток одновременно играли небылицы-перевертыши, например:
*
Лыко мужиком подпоясано.
*
Ехала деревня середь мужика.
Глядь — из-под собаки лают ворота,
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку и давай бить палку.
Собака амбар-то поджала и в хвост убежала.
Изба пришла в мужика,
Глядь — там квашня бабу месит.
*
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
*
Чеса заголовалась.
Заплетык языкается.
*
Боже, Боже,
Дай мне коже,
Я сошью себе сапоже.
Без сапоже
Мне негоже,
Може ноже обмороже.
Дети знают достаточно считалок, скороговорок и загадок и расскажут их на уроке.
Скороговорки особенно важны сейчас, в начале учебного года, когда артикуляция у детей недостаточно четкая. Целесообразно будет в течение
некоторого времени каждый урок начинать с записывания и разучивания новой скороговорки. Такая работа существенно улучшает технику чтения у
учащихся, развивает память и чувство юмора, учит правильно интонировать, используя возможности своего голоса.
Сделаем выводы
Произведения устного народного творчества — это богатство и украшение нашей речи. Они создавались народом и передавались из уст в уста.
С древних времен люди хранили и передавали народную мудрость в кратких и выразительных пословицах и поговорках. Старинные колыбельные песни
наполнены материнской любовью. С маленьким ребенком общались с помощью пестушек и потешек: его развлекали и учили одновременно. Затем малыш
учился закличкам и приговоркам. Чтобы ребенок различал предметы по признакам или действиям, ему загадывали загадки. Загадки испытывают сообразительность
человека. Чтобы ребенок хорошо и чисто говорил, с ним разучивали скороговорки (которые иначе называли чистоговорками). В играх дети использовали веселые
считалки.
Устное народное творчество существовало уже тогда, когда не была еще изобретена письменность. Сказки, загадки, пословицы и другие произведения
фольклора передавались из уст в уста. Запоминали их со слуха. Когда появились книги, произведения устного народного творчества продолжали жить в народе.
Когда человек что-то запоминает со слуха, то, рассказывая другим, он может немного изменить первоначальный вариант, добавить что-то свое.
Поэтому в разных частях нашей страны одни и те же народные песни, пословицы, потешки и считалки исполняются немного по-разному.
Домашнее задание
Выполнить письменно задание рубрики «Обогащаем устную речь» (с. 8 учебника).
На отдельном листке написать одну самостоятельно найденную скороговорку и нарисовать к ней рисунок.
(Эти записи учитель будет использовать на следующих уроках.)
Следующие уроки: Сказки как вид народной прозы >>>
|
УСТНОЕ
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Искусство народа, или фольклор (происходит от английских слов folk — народ, lore — мудрость, знание, то есть народное знание, народная мудрость), жизненно
и прекрасно.
Словесный фольклор мы называем устным народным творчеством, потому что он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому. Красота
фольклора открывается уже в старинных колыбельных песнях. Они наполнены материнской любовью. Сыну или дочери сулят они грядущие удачи и благополучие: «Будешь
в золоте ходить, чисто серебро носить».
За пением колыбельных песен наступал черёд тешить ребёнка пестушками (от слов «нянчить», «холить», «пестовать», «ходить» за кем-нибудь) и потешками. В первые
годы жизни пелись песенки и более сложного содержания (прибаутки, маленькие сказочки в стихах). Подрастая, ребёнок рано привыкал делить заботы старших,
взрослых людей. Он выучивался закличкам и приговоркам.
Закличка — обращение к солнцу, радуге, дождю, птицам; приговорка — обращение к мыши, улитке, передразнивание птиц, слова, приговариваемые при скакании на
одной ноге.
Далее появляются игры, например считалки. Счётом решали, кому водить. Когда-то считалка не была игрой: верили в силу чисел. Припомним, что в сказках
число «три» оказывается то счастливым, то несчастливым: «На третий раз Ивану — крестьянскому сыну, встретившись с чудовищем, удается победить его...»
Считалку отличает чёткий ритм... Игра словом становится источником веселья, соревнованием — кто лучше скажет скороговорку. Например, попробуем быстро
сказать: «На дворе трава, на траве дрова».
Любимый жанр фольклора у детей и взрослых — загадки...
В народной речи загадать означает «задумывать», «замышлять», «предлагать» что-либо, неизвестное для решения. Про загадку в народе говорят: «Без лица в личине».
Загадками не только испытывается сообразительность человека — они открывают мир захватывающей поэзии, самой смелой в сравнениях. Мир знакомый, обыденный увиден
глазами народных поэтов.
По В. Аникину
Источник: Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.:
Просвещение, 2015. (вернуться к уроку)
|