Главная |
Жуковский В. А. |
|
|
Портрет В. А. Жуковского
работы художника К.П. Брюллова, 1838 г. |
|
|
Иллюстрация В. Н. Курдюмова к сказке «Спящая царевна».
Источник: Жуковский В.А. Спящая царевна. Сказка. Рисунки В. Курдюмова.
Москва, Т-во И.Д. Сытина, 1919. (1-е изд.- 1915). 16 с. с ил. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВИЧ ЖУКОВСКИЙ
(1783 – 1852)
3 ЧАСА
Уроки литературы в 5 классе[1] |
Урок 19. В. А. Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский-сказочник. «Спящая царевна»
Урок 20. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки
Урок 21. Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады
УРОК 19
В. А. Жуковский: детство и начало творчества.
Жуковский-сказочник. «Спящая царевна»
I. В. А. Жуковский:
детство и начало творчества
Чтение и составление плана статьи
По статье учебника (с. 67—68) может быть составлен простой план в соответствии с абзацами.
Учим детей выделять главное, не фиксировать в плане частности.
Учитель может дополнить информацию учебника рассказом о том, что Жуковский учился в главном народном училище Тулы и был исключен из него
за «неспособность». Он продолжил обучение в Туле, в доме своей крестной матери В. А. Юшковой, и в одиннадцать лет уже писал пьесы для домашнего театра.
Когда Жуковскому было четырнадцать лет, в московском журнале «Приятное и полезное препровождение времени» было опубликовано его первое лирическое
стихотворение. А с 1797 по 1800 год поэт учился в Московском университетском благородном пансионе и получил именную серебряную медаль. Имя его было
помещено на мраморной доске в списке тех, кто закончил пансион с отличием.
Именно В. А. Жуковский стал воспитателем будущего русского царя Александра II, при котором была проведена крестьянская реформа, освободившая
русских землепашцев от крепостной зависимости.
II. Жуковский-сказочник
Учитель расскажет школьникам о состязании между Жуковским и Пушкиным летом 1831 г. в Царском Селе.
Чтение статьи учебника «Из истории создания сказки „Спящая царевна“» (с. 78—79) дополнит рассказ учителя.
Два последних абзаца этой статьи рекомендуем прочитать после знакомства со сказкой.
III. «Спящая царевна»
Выразительное чтение
Чтение сказки может начать учитель, ученики продолжат и закончат (в зависимости от уровня техники чтения пятиклассников).
На чтение всей сказки при среднем темпе понадобится около 12 минут.
— Что вам особенно понравилось в сказке? Какие чувства вызвали различные эпизоды?
Словарная работа
— Какие слова и выражения вам показались старинными, непонятными?
Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.
Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.
Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.
Дотоле — до сих пор, до этого времени.
Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.
Хорунжий — в царской армии казачий офицерский чин.
Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.
Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.
Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.
Ланиты — щеки.
Домашнее задание
Подготовить ответы на 2—5-й вопросы учебника (с. 79—80).
|
УРОК 20
«Спящая царевна». Сходные и различные черты
сказки Жуковского и народной сказки.
Герои литературной сказки, особенности сюжета
I. Артикуляционная разминка
II. «Спящая царевна». Сходные и различные черты
сказки Жуковского и народной сказки.
Герои литературной сказки, особенности
Практикум
Беседуя с учениками о содержании и особенностях сказки, будем учить их отвечать на вопросы, аргументируя свои слова цитатами из текста.
— Как мы назовем сказку, у которой есть автор?
— Если бы сказка В. А. Жуковского была народной, к какому виду сказок вы бы ее отнесли?
— Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила?
— Почему можно сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?
— Кто пробудил царевну от волшебного сна?
— Расскажите о героях сказки.
Рассказывая о царе Матвее, царевне и царском сыне, расколдовавшем спящую красавицу, ученики придут к выводу, что эти герои типичны для
народной сказки, они не наделены какими-то особыми чертами характера.
— Рассмотрите в учебнике иллюстрацию В. Кутлинского к сказке (с. 72). Соответствует ли она вашим представлениям о героях?
Какие эпизоды хотелось бы проиллюстрировать вам?
— Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки? Что отличает «Спящую царевну» от них?
Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был...», концовка: «Свадьба, пир, и я там был...»
В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей царевне.
Отличает эту сказку от народной ее форма: она написана стихами, и известен ее автор.
Далее можно разделить класс на две (четыре) группы
и дать каждой свое задание. Через 5—7 минут проверить его выполнение.
С точки зрения организации самостоятельной работы в группах важно обратить внимание на то, как дети будут выполнять данное им задание.
В каждой из групп сказку можно разделить на два-три отрывка, и каждый из учеников может искать соответствующие выражения в одном из отрывков —
это ускорит работу и сделает ее более качественной.
1. Найдите в сказке пословицы, поговорки, выражения, близкие к народным.
«Что ни в сказке рассказать, // Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир // Знатный дан на целый мир...», «во цвете лет»,
«Начал жить да поживать», «Веретенце, не ленись, // Пряжа тонкая, не рвись...», «Птица там не пролетит, // Близко зверь не пробежит...».
2. Найдите в тексте сказки книжные, литературные выражения.
В сказке Жуковского есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи, например: «Блещут розы по кустам», «Зданье — чудо старины»,
«Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; // Вместе с ней объемлет он // Весь огромный царский дом...», «Сном пресекся
разговор», «Сжаты в легких сапожках // Ножки — чудо красоты», «Распалительным огнем // Жарко рдеющих ланит // И дыханьем уст облит, // Он души не
Выпишем в тетрадь несколько народных и книжных выражений, проведем словарную работу.
Если такая работа невозможна ввиду слабой техники чтения и письма в классе, то можно выбрать один из отрывков (например, со слов «Время
все текло, текло; // Вот и триста лет прошло...») и читать его медленно, комментируя стилистические особенности слов и выражений.
III. Выразительное чтение сказки
— Какие описания, отрывки сказки вам особенно понравились? Почему?
Как правило, детям нравится рассказ о встрече царевны со старушонкой и описание спящего волшебным сном замка, по которому идет царский сын.
Обсудим два-три фрагмента и подготовим выразительное чтение выбранных эпизодов.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).
Следующие уроки: Урок 21. Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость
героев баллады >>>
|
|
|
|
|
"Всё объято мёртвым сном".
Иллюстрация В. Курдюмова к сказке Жуковского «Спящая царевна»
Источник: Жуковский В.А. Спящая царевна. Сказка. Рисунки В. Курдюмова. Москва, Т-во И.Д. Сытина, 1919. (1-е изд.— 1915) |
|
|
Васнецов В. М. «Спящая царевна».
1900-1926 г. Дом-музей В. М. Васнецова, Москва, Россия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Портрет В. А. Жуковского
работы Е. И. Эстеррейха, 1820 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|