М. Горький. «Детство». Курдюмова Т. Ф. 6 класс
Литература для школьников
 
 Главная
 
А. М. Горький. Москва. Фотография, 1903-1905 гг.
 
 
А. Грин. Фото, 1923 г.
 
Паустовский К. Г.
 
Фазиль Искандер, 1994 г.
 
 
 
 
 
Литература XX века

Уроки литературы в 6 классе[1]


М. Горький. «Детство»

А. С. Грин. «Гнев отца»

К. Г. Паустовский. «Повесть о жизни»

Ф. А. Искандер. «Чик и Пушкин»

 


М. ГОРЬКИЙ
«ДЕТСТВО»

Повесть Максима Горького «Детство» раньше изучалась более обстоятельно. «Свинцовые мерзости жизни», которую вела Канавинская слобода Нижнего Новгорода, рассматривались достаточно подробно, обращались к автобиографической трилогии и в старших классах. Но теперь гипертрофированный интерес к творчеству М. Горького угас, и наше знакомство с ним приняло более скромные размеры. На уроке вслед за рассказом о нескольких фактах биографии можно обратиться к чтению первого из фрагментов повести.

Алеша Пешков плывет на пароходе по Волге. И осень на берегах Волги, по которой он плыл в Нижний Новгород из Астрахани, не столько хороша яркостью своих описаний, сколько демонстрацией причастности автора-рассказчика к восприятию мира природы, способностью так же активно, как и его бабушка, чувствовать поэзию окружающего мира.

Контрастно по впечатлениям описание жизни в доме деда, описание будней в его семье. И дело даже не только в порке, которую он заслужил своей выходкой с окраской скатерти. Вопрос о телесных наказаниях детей и сейчас еще не решен. Ученики только что прочли рассказ «Кентервильское привидение», в котором без каких-либо сожалений говорится о том, что младшие двойняшки в семье были названы звездно-полосатыми не потому, что окружающие утверждали свой патриотизм, а потому что на них постоянно были видны следы заслуженных их выходками порок. В парламенте Англии совсем недавно — в 2004 г. — шли споры о том, можно ли пороть подростков и с какой мерой жесткости.

Атмосфера взаимной неприязни — вот главное зло, которое умеет показать и против которого восстает автор.

Главное при чтении и обсуждении фрагментов повести М. Горького «Детство» — стремиться воспитать чувство доброжелательности к тем людям, которые вокруг, уловить и отвергнуть пафос неприятия воинственно-злобного отношения к окружающим. Наверное, и нас можно обвинить в этом грехе. Припомним, как вдруг некоторые учителя забыли о бывшем «отце советской литературы» и социалистического реализма, своем бывшем любимце. Талант писателя был сознательно и расчетливо преувеличен (но не им самим!) и часто использовался вполне спекулятивно. Но учитель не должен обсуждать эту проблему с шестиклассниками.

 

А. С. ГРИН
«ГНЕВ ОТЦА»

Романтическое отношение к миру вокруг присуще и сюжетам и героям Грина. Ученики, может быть, читали его повести «Алые паруса», «Бегущая по волнам», рассказы. В учебнике мы представляем им рассказ, который предлагает решение отношений «отец — сын». Ученики встречают мальчика, у которого умерла мать, и убеждаются в преданности сына отцу-путешественнику.

Еще до того, как мы приступим к чтению этого небольшого рассказа, стоит обратить внимание учеников на то, как возник сюжет и название рассказа. Наверное, каждый из нас не раз был огорчен из-за непонимания какого-то слова. Это же произошло и с мальчиком — героем рассказа. Комизм сюжета бесспорен и возник он всего-навсего от непонимания героем одного слова. Но именно эта забавная и вполне объяснимая ошибка дает возможность показать, как проявляются благородство и чуткость отношения отца к сыну.

Работе с рассказом помогут вопросы и задания. В сильном классе ученики уже могут создать устное рассуждение на примерную тему: «Роль слова в этом рассказе» или «Как важно понять каждое слово».

При обсуждении рассказа неизбежно воспоминание о том, как сами ученики попадали в забавные ситуации из-за непонимания одного слова. Связь поколений на страницах произведений реализуется различно. И наблюдение за характером этих художественных связей всегда продуктивно.


 

К. Г. ПАУСТОВСКИЙ
«ПОВЕСТЬ О ЖИЗНИ»

Произведения Паустовского хорошо знакомы учащимся. Его сказка «Теплый хлеб», рассказы о живой природе прочитаны еще в начальной школе, а фрагменты великолепной статьи о Х. К. Андерсене «Сказочник» включены во все хрестоматии. «Повесть о жизни» — это эпопея, которая состоит из нескольких частей. Первая часть — «Далекие годы», вторая часть — «Беспокойная юность», третья часть — «Начало неведомого века», четвертая часть — «Время больших ожиданий», пятая часть — «Бросок на юг», шестая часть — «Книга скитаний».

Главы, которые включены в учебник, взяты из первой книги — «Далекие годы». Одна из этих глав названа «Гардемарин». Гардемарин — воспитанник старшего класса морского кадетского корпуса в дореволюционной России. Эта небольшая глава может восприниматься как вполне самостоятельный рассказ — так четко проступают в ней все звенья сюжета: прекрасная экспозиция, завязка, чудесная кульминация и развязка. И даже эпилог. Все это размещается на пяти страницах.

Экспозиция велика и празднична: читателю предлагается увидеть, послушать и даже ощутить запах великолепной весны над Днепром. Только пережив вместе с героем красоту этой весны, мы находим в одной строке завязку: «И вот в эту минуту я увидел человека, который надолго отравил меня мечтами о несбыточном моем будущем».

Стоит предложить ученикам внимательно приглядеться к тому, что происходит дальше: пусть они оценят, как нарисован портрет гардемарина. «По аллее легко шел высокий гардемарин с загорелым спокойным лицом. Прямой черный палаш висел у него на лакированном поясе. Черные ленточки с бронзовыми якорями развевались от тихого ветра. Он был весь в черном. Только яркое золото нашивок оттеняло его строгую форму. В сухопутном Киеве, где мы почти не видели моряков, это был пришелец из далекого легендарного мира крылатых кораблей...» Это не просто портрет, это воплотившаяся мечта. Обратим внимание на то, как представляет его читателю автор: «пришелец из далекого легендарного мира».

Пусть они найдут в тексте вполне прозаический, но доброжелательный поступок гардемарина: он подарил поклоннику моря фотографию своего великолепного корвета и сопроводил репликой, которая дает понять, что и сам гардемарин тоже мальчик, только чуть постарше. Напомним эту реплику: «Возьмите на память. Это мой корабль. Я ходил на нем в Ливерпуль».

Можно считать, что в этом торжественном жесте мы видим кульминацию краткой истории.

Но у нее есть и продолжение: герой решительно переселился в мир моря и мачт. Он стал владельцем самого большого флота в мире. В его флоте были пароходы со звучными именами: «Полярная звезда», «Вальтер Скотт», «Хинган», «Сириус». Чрезмерность увлечения испугала родителей.

И в главе появляется развязка: родители решили ослабить его романтическое увлечение морем, которого он не видел, устроив реальную встречу с предметом поклонения.

Поскольку перед нами был не рассказ, а глава из повести, то на следующем уроке можно перейти к главе, в которой состоится запланированная родителями встреча с морем. У нее и название подходит к предполагаемой проверке мечты — «Как выглядит рай». Однако рай никак не связан с морем. Но что же все-таки осталось от этой мечты? Интересно наблюдать за результатами психологического эксперимента родителей: в результате все же, утверждает рассказчик, «море после Геленджика не потеряло для меня своей прелести».

В этой главе важнее не море, а еще одно «приобретение» мальчика. Теперь кроме моря его восторг вызвали леса и горы Кавказа. В главе появляется неожиданное слово для обозначения очень красивого места — «рай». Извозчик, который возил их на прогулку, дважды называет эти горные леса раем, а взрослый автор, создавая автобиографическое произведение, называет главу «Как выглядит рай».

Нам остается только вспомнить, что мы читаем главы из автобиографической повести, которую точнее назвать частью эпопеи и внимательно отнестись к уроку, который нам дает автор: «С тех пор я сделался в своем воображении владельцем еще одной великолепной страны — Кавказа». Поможем ученикам подумать о том, владеют ли и они этой замечательной способностью награждать самих себя такими щедрыми дарами.

Паустовский в своей повести рассказывал, как стремительно и благородно происходило обогащение его героя умением видеть мир вокруг и радоваться его красоте, даже, скорее, своему умению видеть и ощущать эту красоту. Те ученики, которые захотят продолжить свои наблюдения за героем, могут прочесть целиком хотя бы эту часть эпопеи — книгу «Далекие годы» — рассказ об отрочестве.


 

Ф. А. ИСКАНДЕР
«ЧИК И ПУШКИН»

Увлекательная игра со словом в прозе Искандера начинается со знакомства с именем героя, но именем она не заканчивается. Ученики, которых насторожило обсуждение пути возникновения имени героя, видят продолжение игры и в названии города детства. Изобретательность Чика также вызывает симпатию юных читателей. То, с каким комфортом он организовывал свои досуги, — предмет реальной зависти его юных читателей. Обычно учитель с особым тщанием использует рассказ «Чик и Пушкин» из сборника рассказов «Детство Чика», рассматривая его как описание пути юного читателя к постижению тайны собственного творчества. Поединок тщеславия и творческой радости от игры на сцене следует проследить, определяя его этапы. Именно наблюдение за тем, как изменялась роль героя в коллективной постановке сказки Пушкина и как осмыслял и переживал Чик каждый из этапов подготовки спектакля, убеждает учеников не только в яркости изображения характера героя, но и в том, что Чику удалось совершить почти подвиг благородства — приобщиться к радости творчества даже в условиях собственной неудачи.

Автор-рассказчик не скрывает ностальгии — нежного и грустного чувства по отношению к давно прошедшему детству, но это чувство скорее греет душу учителя и едва ли стоит обсуждать его с учениками.

Фазиль Искандер родился в XX в., и его творчество рисует современную жизнь, но в его произведениях — живых и занимательных — очень ярко ощущается связь времен. Именно рассказ «Чик и Пушкин» помогает осознанию этой связи. Мальчик Чик из города Мухус (напомним — не Сухум ли это?) — уже не ребенок, а подросток, но он сохранил детскую способность во всем видеть и находить игру. И это обстоятельство для учителя, организующего изучение рассказа, — отправная точка его поиска. Он сможет показать ребятам истоки творчества, непростые пути приобщения к творчеству.

В рассказе интересен сюжет, интересны характеры героев, но еще более интересна способность автора показать путь к пониманию того, что такое творчество в жизни подростка. Важно и интересно придать детскому творчеству тот целесообразный статус, который бы позволил растущему человеку избежать комплексов, мешающих самореализации именно в этом возрасте.

Рассказ стоит читать в классе с начала и до конца. Читатели — они же слушатели — с неослабевающим вниманием наблюдают за тем, какие мысли и чувства волнуют уже полюбившегося героя. Самолюбие (или честолюбие?), муки зависти, амбиции и размышления Чика и других участников инсценировки и увлеченного взрослого руководителя этих театральных трудов проходят перед глазами читателя, подготавливая к яркой педагогической находке доброго человека (автора) — великолепному финалу. Мы сожалеем о быстром охлаждении героя к своим актерским обязанностям, следим за тем, как уязвлено его самолюбие, и, наконец, с радостью наблюдаем за творческим восторгом исполнителя, который, как неожиданно оказывается, способен принести людям радость, даже если ему досталась роль задних ног и хвоста в инсценировке сказки Пушкина.

Доброжелательность, даже нежность автора к своему герою лишена обидной снисходительности. Кажется, что видишь сочувственную улыбку на его лице. Поможем ученикам точнее воспринять этот урок доброты. Автор не боится сделать забавными и даже смешными своих героев и не пытается изобразить их людьми без ошибок. Однако читатель видит, что и как им прощает сам автор, и готов следовать за этими уроками: справедливо оценивать поступок, характер, ситуацию, чувство.

Поскольку перед нами описание инсценировки по одному из произведений Пушкина, учитель располагает широким набором возможных методических вариантов, подсказанных автором рассказа. Перечислим некоторые из этих путей.

Можно попробовать повторить эту же инсценировку и предложить желающим описать историю постановки. Так в классе появятся актеры и критики.

Можно создать вместе с классом текст новой, собственной инсценировки этой или другой сказки Пушкина. Так в классе появятся авторы.

Можно использовать устное рисование для воспроизведения того, что происходит в рассказе.

Можно ограничиться созданием одной сценки этой же сказки и ее инсценировки — импровизации. Так в классе появятся авторы, режиссеры, актеры и критики.

Даже простейший путь — чтение и пересказ текста рассказа «Чик и Пушкин» — продуктивен: он все равно содержит в себе перечисленные выше и многие другие пути, только в «свернутом виде» (они предполагаются, они возможны).

Рассказ, даже если учителю не удастся помочь ученикам прочитать всю книгу, содержит и другую очень важную психологическую подсказку: он рисует места, с которыми связано детство, с такой пронзительной нежностью, что ее грех не использовать, чтобы ребята обратились к воспоминаниям об уголках, которые им самим памятны с детства. Возможна и творческая работа, связанная с этими местами: «Любимое место детских игр», «Лучшие пейзажи моего детства», «Лучшие картины из воспоминаний моего детства»...

Следующие уроки: Родная природа в стихах русских поэтов >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика